Анализ стихотворения Никитина Русь



Анализ стихотворения «Русь» Никитина

Картинка Анализ стихотворения Никитина Русь № 1

Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава поэта, Вынужденного до того вести жизнь, далёкую от литературного творчества. Стихотворение посвящено теме родины. Оно начинается с описания прекрасной русской природы.

Поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. Читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой русской природы и любуемся ими вместе с автором.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Однако не только природа затрагивает душу поэта. Он вспоминает о славном и трагическом прошлом родной земли: о татарских полчищах, набегах врагов с Запада, войнах, пожарах, разорённых городах и деревнях. Но Русь не пала под натиском врагов, а собрала все свои силы и выстояла. Она стала могучей, сильной, непобедимой, славной, богатой. Вместе с автором мы испытываем чувство гордости за свою страну, читая эти строки:

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается. Оно напоминает фольклорное произведение, простое, но звучное, чёткое, строгое. Это стихотворение передаёт не только чувства поэта, но и любовь к родине всякого простого человека.

Анализ стихотворения Ивана Никитина «Русь»

Картинка Анализ стихотворения Никитина Русь № 2

18 февраля 2016

До выхода произведения И.С.Никитина «Русь» писатель не имел отношение к литературе и руководил постоялым двором. Благодаря этой работе, автор не просто стал узнаваем, он вошел в культурные круги Воронежа того времени.

Стихотворение в полной мере раскрывает красоту и простор Руси. Возможно из-за того, что поэт был выходцем из народа, ему удалось так реалистично перенести исторические события.

Поэт использовал очень интересный прием стихосложения. Короткие строчки были несвойственны для русской поэзии в то время. Основоположником такой манеры написания в будущем стал Маяковский. В первой половине произведения Никитин описывает Русь. Причем он четко определяет местонахождение того или иного края. В какой стороне находятся степи, где море, а где северное сияние.

Можно четко определить, какой именно регион страны попадает под описание. Поэт показывает разнообразие Родины. Все есть здесь и все прекрасно. Стихотворение заставляет задуматься о богатстве русской земли, о том, что ненужно никуда ехать и что-то искать, что все есть здесь, дома.

Далее в произведении задается несколько риторических вопросов. Ответы на них можно не искать, они и так понятны. Хотя поэт некоторые вопросы задает завуалировано, ответить однозначно на них невозможно.

Третья часть произведения посвящена историческим событиям, которые связаны с борьбой русского народа против захватчиков. Описывается время, когда земли были разделены между другими государствами. В то же время восхваляется патриотизм и воля народа, его единство в борьбе за свободу.

Недооценить героизм русских невозможно. Писатель проводит параллель между временами и показывает силу и дух русских людей. Исторические события делают очевидным и понятным причины закаливания народа на борьбу и сопротивление.

Заключительная часть стихотворения восхваляет Русь как сильную державу, цветущий и красивый край, единых и храбрых людей. Писатель был истинным патриотом своей страны и считал, что именно дома можно развиваться.

Анализ стихотворения Никитина «Русь»

Анализ стихотворения Никитина «Русь»

Картинка Анализ стихотворения Никитина Русь № 3

Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава поэта, Вынужденного до того вести жизнь, далекую от литературного творчества. Стихотворение посвящено теме родины. Оно начинается с описания прекрасной русской природы.

Поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. Читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой русской природы и любуемся ими вместе с автором.

В красе царственной

Однако не только природа затрагивает душу поэта. Он вспоминает о славном и трагическом прошлом родной земли: о татарских полчищах, набегах врагов с Запада, войнах, пожарах, разоренных городах и деревнях. Но Русь не пала под натиском врагов, а собрала все свои силы и выстояла. Она стала могучей, сильной, непобедимой, славной, богатой. Вместе с автором мы испытываем чувство гордости за свою страну, читая эти строки:

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается. Оно напоминает фольклорное произведение, простое, но звучное, четкое, строгое. Это стихотворение передает не только чувства поэта, но и любовь к родине всякого простого человека.

Сочинения по темам:

  1. Сочинение по картине Щербакова «Русь подмосковная» Борис Валентинович Щербаков разноплановый русский художник, создававший свои произведения в жанрах портрета, пейзажей и различных тематических картин. Его пейзаж «Русь.
  2. Анализ стихотворения Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла. » было написано Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье.
  3. Анализ стихотворения Бальмонта «Снежинка» К. Д. Бальмонт (1867 — 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые.
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Весна» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе.
  5. Анализ стихотворения Бернса «Честная бедность» Стихи поэта Роберта Бернса знают и поют уже более двух веков. Строки лучших его стихов стали лозунгами. Голосом Роберта Бернса.
  6. Анализ стихотворения Бунина «Ковыль» Написанное в раннюю пору творчества Бунина (1894), стихотворение поражает зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, чувством родной истории.
  7. Анализ стихотворения Тютчева «Последний катаклизм» Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Последний катаклизм» (1830).

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Никитина «Русь»

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Урок литературного чтения в 4 классе "И.С. Никитин "Русь""

Картинка Анализ стихотворения Никитина Русь № 4

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.

Учитель начальных классов: Сидорова Мариана Ильинична.

Тема урока "И. С. Никитин "Русь".

1) формировать начальное представление о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении;

2) формировать систему читательских умений, учить сопоставлять произведения одного автора на сходные темы, выделять поэтический мотив.

3) формировать умения работать с ИКТ.

4) развивать у учащихся познавательные способности в области итории Отечества, формировать межпредметные связи.

5) воспитывать патриотов России.

I Подготовка первичного восприятия.

- Сегодня мы прочитаем произведение, рассказывающее об истории нашей Родины, о людях, защищавших её, мы подумаем о том, как наша с вами жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

II Первичное восприятие. Чтение учителя.

III Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли стихотворение?

-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

IY Биография И. С. Никитина.

Презентация " Биография И. С. Никитина".

Y Постановка учебной задачи.

-Стихотворение " Русь" - это первое произведение И. Никитина,появившееся в печати.

"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский.

- Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это замечательное произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и разделите текст на смысловые части.

VI Вторичное восприятие. Чтение учащихся.

VII Чтение и анализ текста.

- Сколько частей у вас получилось? ( 3 части )

1 часть. описание природы Руси.

2 часть. описание исторических событий.

3 часть. прославление богатства и величия Руси.

- Чему посвящена первая часть?

Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

- Какой образ Руси создаёт поэт?

- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь. " )

- Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )

- Прочитайте выразительно 1 часть.

-Прочитайте 2 часть. Чему она посвящена? ( Истории России. )

- Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.--Требуют ли ответов эти вопросы? Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

-Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? ( Утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым. )

Прочитайте эти 4 строфы.

- Найдите во 2 части исторические эпизоды,которые упоминает поэт.

Презентация "Исторические справки о татаро- монгольском иге" с использованием ИКТ.

Поисковая работа в группе. Проектная деятельность.

( Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

Презентация " Исторические справки о борьбе Руси с Литвой и Польшей" с использованием ИКТ.

Поисковая работа в группе. Проектная деятельность.

( И давно ль было,

Презентация " Исторические справки об Отечественной войне 1812 года" с использованием ИКТ.

Поисковая работа в группе. Проектная деятельность.

- Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?

- Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?

- Почему же поэт не указывает точной даты, когда ". в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.)

Выразительное чтение 2 части.

- Прочитайте 3 часть стихотворения.

- Чему она посвящена? ( В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей,её славы. )

- Прочитайте две последних строфы.

- Что значит для поэта любить Русь?

Выразительное чтение 3 части и её анализ.

VIII Обобщение и итог.

- Можно ли назвать это произведение гимном России?

- Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?

IX Домашнее задание.

1) Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2) Напишите мини - сочинение - рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

Урок литературного чтения. И.С. Никитин "Русь"

Цели:
  • обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;
  • знакомство с понятием «риторический вопрос»;
  • воспитание любви к русской поэзии.

Оборудование: музыкальная запись романса Э.Ф. Направника «Русь», портрет И.С. Никитина, мультимедиа, слайды на тему «Родина», выставка книг, слайды на тему «Родина», карточки «Приемы художественной выразительности: былинный стих, эпитеты, инверсия, риторические вопросы, сравнение, олицетворение, метафора».

Подготовка к уроку учащихся:
  • 2 ученика получают задание растолковать по словарю слова «шатер, нива, мгла, державная»;
  • все учащиеся учат по самостоятельному выбору стихи на тему «Родина»;
  • 2-3 учащихся подготавливают сообщение о жизни поэта.

2. Проверка домашнего задания

– Вчера, на уроке рисования мы с вами начали разговор на тему «Родина», увидели, как художники с помощью красок выражают свои чувства к Родине. Сегодня на уроке мы продолжим работать над этой темой, увидим как художники слова, поэты, передают свои чувства…
На дом вам было задание: самостоятельно подобрать и выучить наизусть стихотворения, объединенные темой «Родина».

(В ходе чтения детьми стихотворений, на экране – необходимые фотографии, картины. См. Приложение .)

3. Актуализация знаний

– Вспомните, кто автор следующих строк. Карточки читают учащиеся:

«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

«Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар разливается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается….» («Утро»)
– Кто автор данных слов.

Сообщения учащегося об авторе.

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

4. Работа над новым материалом

5. Постановка цели урока

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?
– Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то. что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян, понять, почувствовать что вы сами….

6. Первичное восприятие

– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
Читает учитель.

7. Проверка первичного восприятия

– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

8. Лингвистическое комментирование .

На экране (анимацией):

Шатер – высокая крыша;
Державная – государственная;.
Нива – засеянное поле;
Брань – война, битва.;
Мгла – непрозрачный воздух.

9. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– Прочитаем по цепочке, подумаем сколько картин вы бы нарисовали?

10. Вторичное чтение и анализ

– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно)
– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? (Поэт писал его былинным стихом).
– Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

– На какой слог от начала строки падает ударение?
– На какой слог от конца строки падает ударение? (На третий слог от начала и на третий слог от конца).
– Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.
– Есть ли в стихотворение рифма? (Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»)
– Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих? (Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.)

Начиная со четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая…)

Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое, … Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ – необычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов. (на экране)Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

– Итак, почему Никитин использует инверсию? (Чтобы стихотворение звучало, как былина)
– Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается словами: «Широка ты, Русь, по лицу земли /В красе царственной развернулася»
– Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так: Вижу – даль степей зеленеется» или «Цепи гор стоят великанами». Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

Работа над 1-й частью после прочтения ее учащимися.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность)
– Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.
– Расскажите о своем понимании этих строк: (7)

Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю

– Где «горами лед ходит по морю»?
– Как мы называем эти ледяные горы? (Слайд – Айсберги)
Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? (Слайд – волны)
– Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение. Сравнение)
– Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу: «И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»
– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием- слайд)
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Анализ синтаксиса поэтической речи

– Двусоставные предложения придают речи развернутость описания, панорамность(Широта, объём).
– Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях. (Восклицательные)
– Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (Торжественно)
– Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
– Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной)
– Как можно озаглавить 1 часть? ("Необъятная, царственная Русь")

– Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.
– С какой интонацией следует читать каждое четверостишия? (Вопросительной)
– Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.
– К кому обращены эти вопросы? (К Родине)
– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)
– Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ.
– Что еще заметили читая эти строки? (Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?»единоначатие)
– Прочитайте эти строфы так. чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все. о чем спрашивает поэт, Родина имеет.
– Эту часть мы озаглавим – "Риторические вопросы".

– После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

– Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
– Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)
– Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)
– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)
– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов
Поднялася Русь…На кровавый пир

– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.

И в глухих степях …О них плакали!

– Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (Русь непобедимая).
– Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?

– Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
– Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)
– Прочтайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.
– Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

Учащиеся читают последние 2 четверостишия.

1. Необъятная, царственная Русь.
2. Риторические вопросы.
3. Русь непобедимая.
4. Объяснение в любви Родине.

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
– Почему вы так думаете?
– Соотнесение иллюстраций с текстом.
– На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.

– С какими новыми понятиями познакомились сегодня?
– Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения?
– Какова основная мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

Анализ своей работы учащимися (сигнальные карточки).

13. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения.
– По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.
– Продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина».

Послушать стихотворение Никитина Русь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Русь

Анализ стихотворения Никитина Русь