Анализ стихотворения Некрасова Женская доля
В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям.
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.
«В полном разгаре страда деревенская», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» написано в 1862 г. и опубликовано в «Современнике» № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.
Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?
Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.
Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.
Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога - не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.
Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.
Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя - это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.
Тропы и образы
Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре. Слово страда (тяжёлая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание. Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.
С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слёз и пота, да ещё и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом. В резких и неприятных вкусах – тоже часть её мучения.
Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая. жадно подносит губы опалённые. слёзы солёные .
Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый. равнина безлесная. ширь поднебесная. солнце нещадно палит, косуля тяжёлая. жбан, заткнутый грязной тряпицею.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька .
В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребёнком в отупении. Это её истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова). Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении ) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее. а мать его многострадальна (эпитеты).
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дактилем. В семи трёхстишьях две строчки четырёхстопного дактиля чередуются со строчкой трёхстопного.
В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырёхстопный и трёхстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой. Рифмовка в трёхстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрёстной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая чёткость. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.
Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова?
Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:
— Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее — нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно. » — говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла живую душу ты.
Николай Некрасов — В полном разгаре страда деревенская
В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
№ 4 Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
№ 8 Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
№ 12 Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!
№ 16 Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, —
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
№ 20 Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
№ 24 В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — все равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям.
№ 28 Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.
V polnom razgare strada derevenskaya.
Dolya ty! — russkaya dolyushka zhenskaya!
Vryad li trudneye syskat.
Ne mudreno, chto ty vyanesh do vremeni,
Vsevynosyashchego russkogo plemeni
Mnogostradalnaya mat!
Znoy nesterpimy: ravnina bezlesnaya,
Nivy, pokosy da shir podnebesnaya —
Solntse neshchadno palit.
Bednaya baba iz sil vybivayetsya,
Stolb nasekomykh nad ney kolykhayetsya,
Zhalit, shchekochet, zhuzhzhit!
Pripodnimaya kosulyu tyazheluyu,
Baba porezala nozhenku goluyu —
Nekogda krov unimat!
Slyshitsya krik u sosedney polosynki,
Baba tuda — rastrepalisya kosynki, —
Nado rebenka kachat!
Chto zhe ty stala nad nim v otupenii?
Poy yemu pesnyu o vechnom terpenii,
Poy, terpelivaya mat.
Slezy li, pot li u ney nad resnitseyu,
Pravo, skazat mudreno.
V zhban etot, zatknuty gryaznoy tryapitseyu,
Kanut oni — vse ravno!
Vot ona guby svoi opalennye
Zhadno podnosit k krayam.
Vkusny li, milaya, slezy solenye
S kislym kvaskom popolam.
D gjkyjv hfpufht cnhflf lthtdtycrfz///
Ljkz ns! — heccrfz ljk/irf ;tycrfz!
Dhzl kb nhelytt cscrfnm/
Yt velhtyj, xnj ns dzytim lj dhtvtyb,
Dctdsyjczotuj heccrjuj gktvtyb
Vyjujcnhflfkmyfz vfnm!
Pyjq ytcnthgbvsq: hfdybyf ,tpktcyfz,
Ybds, gjrjcs lf ibhm gjlyt,tcyfz —
Cjkywt ytoflyj gfkbn/
tlyfz ,f,f bp cbk ds,bdftncz,
Cnjk, yfctrjvs[ yfl ytq rjks[ftncz,
;fkbn, otrjxtn, ;e;;bn!
Ghbgjlybvfz rjcek/ nz;tke/,
,f,f gjhtpfkf yj;tymre ujke/ —
Ytrjulf rhjdm eybvfnm!
Cksibncz rhbr e cjctlytq gjkjcsymrb,
,f,f nelf — hfcnhtgfkbcz rjcsymrb, —
Yflj ht,tyrf rfxfnm!
Xnj ;t ns cnfkf yfl ybv d jnegtybb?
Gjq tve gtcy/ j dtxyjv nthgtybb,
Gjq, nthgtkbdfz vfnm!//
Cktps kb, gjn kb e ytq yfl htcybwt/,
Ghfdj, crfpfnm velhtyj/
D ;,fy njn, pfnryensq uhzpyjq nhzgbwt/,
Rfyen jyb — dct hfdyj!
Djn jyf ue,s cdjb jgfktyyst
;flyj gjlyjcbn r rhfzv///
Drecys kb, vbkfz, cktps cjktyst
C rbcksv rdfcrjv gjgjkfv?//