Анализ стихотворения Некрасова Влас
Текст
В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас - старик седой.
На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;
Да с железным наконешником
Палка длинная в руке.
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике
Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;
У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!
Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого.
Наконец и грянул гром!
Власу худо; кличет знахаря -
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?
Только пуще всё неможется.
Год прошел - а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.
Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;
Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы - видом черные
И как углие глаза,
Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут.
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.
Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.
Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол.
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел.
Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет.
Внял господь - и душу грешную
Воротил на вольный свет.
Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.
С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается -
Строго держит свой обет.
Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была.
Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.
Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.
Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.
Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-
И дают, дают прохожие.
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной.
Николай Некрасов, <1855>
Другие стихи поэта
«Влад» Анализ стихотворения Некрасова
Стихотворение Н. А. Некрасова «Влас»
В русском фольклоре и литературе существует множество интерпретаций сюжета о раскаявшемся грешнике. Несомненная заслуга Некрасова в том, что этот эпический сюжет нашел в его творчестве необычное воплощение, потому что лег в основу стихотворения — жанра, традиционно относящегося к лирическому роду литературы.
Своеобразие «Власа» точно определил Н. Гумилев, относивший его к числу своих любимых. Он назвал это стихотворение произведением .эпически-монументального типа». Понятия эпического и монументального связаны прежде всего с образом главного героя Власа, именем которого названо стихотворение. Важную роль в создании образа героя играет композиция. В стихотворении противопоставлен «дядя Влас — старик седой» — кащею-мужику, «великому грешнику».
Рассказ о Власе-праведнике, страннике обрамляет историю Власа-грешника. Портрет Власа в начале стихотворения говорит как о роде его занятий (просит на Божий храм), так и о выполнении религиозного долга (икона на груди, вериги). Открытый ворот армяка и обнаженная голова создают ощущение открытости Власа по отношению ко всем, с кем он встречается. Палка «с железным наконечником» как посох странника.
Чем же объясняется та перемена, которая произошла с главным героем? Завязка действия — болезнь Власа, тяжкий недуг, поразивший его за грехи: он сгубил жену, укрывал разбойников, был корыстен и несправедлив по отношению к односельчанам.
Осознав свои грехи во время болезни, Влас пытается Очиститься: «… построить церковь божится, если смерти избежит». Однако этой жертвы недостаточно, потому что потратить на Церковь неправедно нажитые деньги не значит искупить вину. Кульминация превращения Власа-грешника в праведника — адское видение. Стилистически оно восходит к фольклору, о чем говорят персонажи адского действа: псы проворные, ведьма-егоза и всякая адская нечисть.
Идейно сцена ада связана с «Божественной комедией» Данте, картина грехов человеческих изображается здесь одновременно страшной и ироничной:
«Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут».
Картина ада зрима, реальна, хотя и возникает в больном воображении Власа. Психологический перелом наступает, когда Влас приходит к осознанию последнего обета: раздать все бедным и отправиться собирать деньги на храм. В стихотворении подчеркивается важность не столько предыстории героя, сколько его настоящего. Дорогой ценой далось ему прозренье.
«С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
Строго держит свой обет».
Фигура Власа вызывает не столько сострадание, сколько уважение. Автор говорит о великой силе его души, неутешной скорби — это черты истинно религиозного человека, странника, а к ним с такой любовью всегда относился русский народ. Стихотворение «Влас» занимает в творчестве Некрасова особое место: будучи певцом народных страданий, поэт нечасто обращался к религиозной тематике. В этом стихотворении ему удалось создать не только яркий образ человека из народа, но и изобразить важные черты народа в целом.
Стихотворение высоко оценивали такие выдающиеся художники, как Достоевский, Гумилев, Ахматова. Оно привлекает подлинно народной простотой, интонацией сказа, песенностью, содержащимся в нем зарядом нравственного учительства.
Николай Некрасов — Влас: Стих
В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас — старик седой.
На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;
Да с железным наконешником
Палка длинная в руке…
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике
Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;
У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!
Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого…
Наконец и грянул гром!
Власу худо; кличет знахаря —
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?
Только пуще всё неможется.
Год прошел — а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.
Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;
Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы — видом черные
И как углие глаза,
Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут…
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.
Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.
Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол…
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел…
Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет…
Внял господь — и душу грешную
Воротил на вольный свет.
Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.
С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
Строго держит свой обет.
Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была…
Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.
Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.
Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.
Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-
И дают, дают прохожие…
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной…
Николай Некрасов — В армяке с открытым воротом ( Влас )
В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
№ 4 Дядя Влас — старик седой.
На груди икона медная:
Просит он на божий храм, —
Весь в веригах, обувь бедная,
№ 8 На щеке глубокий шрам;
Да с железным наконешником
Палка длинная в руке.
Говорят, великим грешником
№ 12 Был он прежде. В мужике
Бога не было: побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
№ 16 Конокрадов укрывал;
У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
№ 20 Втрое с нищего сдерет!
Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого.
№ 24 Наконец и грянул гром!
Власу худо; кличет знахаря —
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
№ 28 Крал у нищего суму?
Только пуще все неможется.
Год прошел — а Влас лежит,
И построить церковь божится,
№ 32 Если смерти избежит.
Говорят, ему видение
Все мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
№ 36 Видел грешников в аду,
Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы — видом черные
№ 40 И как углие глаза,
Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут..
Воют грешники в прискорбии,
№ 44 Цепи ржавые грызут.
Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
№ 48 Черный тигр шестокрылат.
Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол.
Там, на хартиях написаны,
№ 52 Влас грехи свои прочел.
Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет.
Внял господь — и душу грешную
№ 56 Воротил на вольный свет.
Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
№ 60 Храма божьего пошел.
С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается —
№ 64 Строго держит свой обет.
Сила вся души великая
В дело божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
№ 68 Непричастна ей была.
Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
№ 72 По селеньям, городам.
Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
№ 76 И у царственной Невы.
Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой все говорит
И железною веригою
№ 80 Тихо на ходу звенит.
Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
№ 84 На посильные дары; —
И дают, дают прохожие.
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
№ 88 По лицу земли родной.
V armyake s otkrytym vorotom,
S obnazhennoy golovoy,
Medlenno prokhodit gorodom
Dyadya Vlas — starik sedoy.
Na grudi ikona mednaya:
Prosit on na bozhy khram, —
Ves v verigakh, obuv bednaya,
Na shcheke gluboky shram;
Da s zheleznym nakoneshnikom
Palka dlinnaya v ruke.
Govoryat, velikim greshnikom
Byl on prezhde. V muzhike
Boga ne bylo: poboyami
V grob zhenu svoyu vognal;
Promyshlyayushchikh razboyami,
Konokradov ukryval;
U vsego sosedstva bednogo
Skupit khleb, a v cherny god
Ne poverit grosha mednogo,
Vtroye s nishchego sderet!
Bral s rodnogo, bral s ubogogo,
Slyl kashcheyem-muzhikom;
Nrava byl krutogo, strogogo.
Nakonets i gryanul grom!
Vlasu khudo; klichet znakharya —
Da pomozhesh li tomu,
Kto snimal rubashku s pakharya,
Kral u nishchego sumu?
Tolko pushche vse nemozhetsya.
God proshel — a Vlas lezhit,
I postroit tserkov bozhitsya,
Yesli smerti izbezhit.
Govoryat, yemu videniye
Vse mereshchilos v bredu:
Videl sveta prestavleniye,
Videl greshnikov v adu,
Muchat besy ikh provornye,
Zhalit vedma-yegoza.
Yefiopy — vidom chernye
I kak ugliye glaza,
Krokodily, zmii, skorpii
Pripekayut, rezhut, zhgut..
Voyut greshniki v priskorbii,
Tsepi rzhavye gryzut.
Grom glushit ikh vechnym grokhotom,
Udushayet lyuty smrad,
I kruzhit nad nimi s khokhotom
Cherny tigr shestokrylat.
Te na dlinny shest nanizany,
Te goryachy lizhut pol.
Tam, na khartiakh napisany,
Vlas grekhi svoi prochel.
Vlas uvidel tmu kromeshnuyu
I posledny dal obet.
Vnyal gospod — i dushu greshnuyu
Vorotil na volny svet.
Rozdal Vlas svoye imeniye,
Sam ostalsya bos i gol
I sbirat na postroyeniye
Khrama bozhyego poshel.
S toy pory muzhik skitayetsya
Vot uzh skoro tridtsat let,
Podayaniyem pitayetsya —
Strogo derzhit svoy obet.
Sila vsya dushi velikaya
V delo bozhiye ushla,
Slovno srodu zhadnost dikaya
Neprichastna yey byla.
Polon skorbyu neuteshnoyu,
Smuglolits, vysok i pryam,
Khodit on stopoy nespeshnoyu
Po selenyam, gorodam.
Net yemu puti dalekogo:
Byl u matushki Moskvy,
I u Kaspia shirokogo,
I u tsarstvennoy Nevy.
Khodit s obrazom i s knigoyu,
Sam s soboy vse govorit
I zheleznoyu verigoyu
Tikho na khodu zvenit.
Khodit v zimushku studenuyu,
Khodit v letniye zhary,
Vyzyvaya Rus kreshchenuyu
Na posilnye dary; —
I dayut, dayut prokhozhiye.
Tak iz lepty trudovoy
Vyrastayut khramy bozhii
Po litsu zemli rodnoy.
D fhvzrt c jnrhsnsv djhjnjv,
C j,yf;tyyjq ujkjdjq,
Vtlktyyj ghj[jlbn ujhjljv
Lzlz Dkfc — cnfhbr ctljq/
Yf uhelb brjyf vtlyfz:
Ghjcbn jy yf ,j;bq [hfv, —
Dtcm d dthbuf[, j,edm ,tlyfz,
Yf otrt uke,jrbq ihfv;
Lf c ;tktpysv yfrjytiybrjv
Gfkrf lkbyyfz d hert///
Ujdjhzn, dtkbrbv uhtiybrjv
,sk jy ght;lt/ D ve;brt
juf yt ,skj: gj,jzvb
D uhj, ;tye cdj/ djuyfk;
Ghjvsikz/ob[ hfp,jzvb,
Rjyjrhfljd erhsdfk;
E dctuj cjctlcndf ,tlyjuj
Cregbn [kt. f d xthysq ujl
Yt gjdthbn uhjif vtlyjuj,
Dnhjt c ybotuj clthtn!
hfk c hjlyjuj. hfk c e,jujuj,
Cksk rfottv-ve;brjv;
Yhfdf ,sk rhenjuj, cnhjujuj///
Yfrjytw b uhzyek uhjv!
Dkfce [elj; rkbxtn pyf[fhz —
Lf gjvj;tim kb njve,
Rnj cybvfk he,fire c gf[fhz,
Rhfk e ybotuj ceve?
Njkmrj geot dct ytvj;tncz/
Ujl ghjitk — f Dkfc kt;bn,
B gjcnhjbnm wthrjdm ,j;bncz,
Tckb cvthnb bp,t;bn/
Ujdjhzn, tve dbltybt
Dct vthtobkjcm d ,htle:
Dbltk cdtnf ghtcnfdktybt,
Dbltk uhtiybrjd d fle,
Vexfn ,tcs b[ ghjdjhyst,
;fkbn dtlmvf-tujpf/
Tabjgs — dbljv xthyst
B rfr eukbt ukfpf,
Rhjrjlbks, pvbb, crjhgbb
Ghbgtrf/n, ht;en, ;uen//
Dj/n uhtiybrb d ghbcrjh,bb,
Wtgb h;fdst uhspen/
Uhjv ukeibn b[ dtxysv uhj[jnjv,
Eleiftn k/nsq cvhfl,
B rhe;bn yfl ybvb c [j[jnjv
Xthysq nbuh itcnjrhskfn/
Nt yf lkbyysq itcn yfybpfys,
Nt ujhzxbq kb;en gjk///
Nfv, yf [fhnbz[ yfgbcfys,
Dkfc uht[b cdjb ghjxtk///
Dkfc edbltk nmve rhjvtiye/
B gjcktlybq lfk j,tn///
Dyzk ujcgjlm — b leie uhtiye/
Djhjnbk yf djkmysq cdtn/
Hjplfk Dkfc cdjt bvtybt,
Cfv jcnfkcz ,jc b ujk
B c,bhfnm yf gjcnhjtybt
[hfvf ,j;mtuj gjitk/
C njq gjhs ve;br crbnftncz
Djn e; crjhj nhblwfnm ktn,
Gjlfzybtv gbnftncz —
Cnhjuj lth;bn cdjq j,tn/
Cbkf dcz leib dtkbrfz
D ltkj ,j;bt eikf,
Ckjdyj chjle ;flyjcnm lbrfz
Ytghbxfcnyf tq ,skf///
Gjkjy crjh,m/ ytentiyj/,
Cveukjkbw, dscjr b ghzv,
[jlbn jy cnjgjq ytcgtiyj/
Gj ctktymzv, ujhjlfv/
Ytn tve genb lfktrjuj:
,sk e vfneirb Vjcrds,
B e Rfcgbz ibhjrjuj,
B e wfhcndtyyjq Ytds/
[jlbn c j,hfpjv b c rybuj/,
Cfv c cj,jq dct ujdjhbn
B ;tktpyj/ dthbuj/
Nb[j yf [jle pdtybn/
[jlbn d pbveire cneltye/,
[jlbn d ktnybt ;fhs,
Dspsdfz Hecm rhtotye/
Yf gjcbkmyst lfhs; —
B lf/n, lf/n ghj[j;bt///
Nfr bp ktgns nheljdjq
Dshfcnf/n [hfvs ,j;bb
Gj kbwe ptvkb hjlyjq///