Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день 7 класс

Произведения Николай Некрасова всегда реалистичны и не приукрашены. Некрасов с детства понял, что мир не такой хороший и светлый, каким его пытаются представить другие люди и замечательно выражал данную точку зрения в своих стихах.

Некрасов долгое время выступал против крепостного права, потому что считал, что человек, который родился свободным, должен принадлежать лишь себе и никому больше. Но когда крестьяне получили свободу и избавились от крепостного права, он понял, что люди попросту не знают, как использовать свою свободу и как жить дальше. В связи с этим в его творчестве часто говорилось о том, что хоть люди и были зависимы от других, но у них был хлеб, было жилище и все прочее для существования.

Некрасов очень остро воспринимал страдания и боль своего народа, очень переживал за него. И как итог, в тысяча восемьсот сорок восьмом году он написал стихотворение, которое называется «Вчерашний день». Героиней данного произведения является девушка, которую он увидел на Сенной площади в Санкт-Петербурге очень приятным и теплым вечером. За неизвестную ему провинность девушку публично выпороли кнутом, и данная сцена вызвала у Некрасова бурю разнообразных эмоций, начиная от жалости и заканчивая очень глубокой печалью от факта, что он не может изменить что-либо в мире.

Загрузка...

Поэт отмечает, что девушка ведет себя крайне мужественно, и в своем стихотворении он говорит о том, что гордится своим народом. Ни смотря ни на что он ведет себя очень мужественно и достойно справляется с любыми трудностями.

«Вчерашний день, часу в шестом…», анализ стихотворения Некрасова

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день № 2

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» – одно из самых загадочных в творчестве Некрасова. Сам автор датировал его 1848 годом, но сделал это по памяти, отыскав клочок с карандашными набросками среди старых бумаг. Подобные «раскопки» он проводил с целью найти небольшое стихотворение для альбома Ольги Козловой, жены известного переводчика. Через пять лет после смерти поэта альбом был опубликован малым тиражом.

В 1892 году произведение вновь увидело свет в благотворительном сборнике. В собрание сочинений Некрасова оно попало уже при советской власти, а вскоре было включено в школьную программу.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и, на первый взгляд, представляет собой зарисовку с натуры. Здесь есть четкое указание времени и места: вчера, около шести на Сенной площади. У читателя сразу складывается впечатление достоверности описываемых событий. Автор прогуливался и случайно увидел, как бьют кнутом молодую крестьянку. На следующий день, пребывая под впечатлением от жуткой сцены, поэт написал эти строки. Но современникам Некрасова было хорошо известно, что Николай Алексеевич использовал здесь исключительно художественные образы.

Наказания кнутом были отменены еще в 1845 году, а к женщинам они применялись крайне редко. Подобные публичные казни часто оканчивались увечьем и даже смертью. Они никогда не проводились на Сенной площади. Что же хотел показать Некрасов, почему он изобразил в своем стихотворении такую экзекуцию? Ответ кроется в последних двух строках произведения, где страдающая женщина названа сестрой Музы поэта.

Период с 1848 по 1855 год известен самой свирепой цензурой в России. Некрасов, чьи произведения были глубоко демократичны и посвящены страданиям простого народа, в эти годы почти не публиковался. Цензоры перечеркивали неугодные стихи поэта красными чернилами. Это и вызвало у Некрасова ассоциацию со спиной, распоротой до крови кнутом. Возможно, такое зрелище ему было знакомо с детства или ранней юности. Отсюда и достоверные детали наказания.

Строка «лишь бич свистал, играя» добавляет драматизма этой сцене. Кнут, как известно, издает свист в воздухе, а слово «играя» подчеркивает произвол экзекуторов и вызывает ассоциацию с ударами судьбы.

Принято считать, что строка «ни звука из ее груди» говорит о стойкости наказуемой. Но уже первый удар кнутом вызывает болевой спазм, который парализует голосовые связки. Это было известно поэту, как и его читателям. Некрасов хотел показать не стойкость молодой крестьянки, ее терпение, а подчеркивал вынужденное молчание своей Музы под бичами цензоров.

Судьба поэта, чья Муза испытала жестокие удары, тесно переплетается с судьбой крепостной России, которая молчит под кнутом царской власти. Такая трактовка была еще более опасна для Некрасова. Не удивительно, что произведение так долго не выходило в свет, да и сам автор не решался его публиковать.

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» состоит всего из восьми строк. Репортажную краткость повествования обеспечивает разностопный ямб. В нечетных строках – четырехстопный с мужской рифмой, в четных – трехстопный с женской. Точная рифма и перекрестная рифмовка создают четкий ритмический рисунок произведения.

Первая строфа носит описательный характер и в ней присутствует всего один эпитет – «молодая». Эмоциональность второй строфы создают сразу несколько приемов. Это восклицание при обращении к Музе, инверсия «сестра твоя родная». а также многочисленные звуки «и», воспроизводящие эффект свиста. С этой целью даже слово «кнут» заменено синонимом «бич». Олицетворение «бич свистал» и контраст с молчанием героини усиливают эмоциональный эффект, вызывают сострадание.

Уличная сцена в этой миниатюре приобретает символическое значение. В самом начале творческого пути поэт определяет свой выбор. Его Муза – не прекрасная дева, не спустившаяся с небес богиня, а родная сестра истязаемой крестьянки. Не о возвышенных и прекрасных чувствах будет петь вдохновенная лира Некрасова, а о народных страданиях.

Поэт считал себя обязанным создавать строки, в которых изображены тяготы простого народа. Его стихотворения пробуждают желание изменить положение дел в стране, заставляют чувствовать и мыслить нравственно. Образ Музы-крестьянки, иссеченной кнутом, еще не раз появится в творчестве Некрасова.

Реферат: Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день, часу в шестом

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое произведение – небольшое по объему, всего два четверостишия. В центре первой части стихотворения образ молодой крестьянки, публично избиваемой кнутом на Сенной площади Санкт-Петербурга:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры, олицетворения («били женщину», «бич свистал, играя»), характеризующие действия палачей. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер передает звуки совершаемого действия, свист бича.

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения.

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая – определение времени («вчерашний день», «часу в шестом») и места (Сенная) действия.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Образ русской крестьянки – один из основных образов поэзии Некрасова. Кто не знает знаменитых его слов о женщине «в русском селении», которая «коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет». Только неожиданно фантазия поэта поставила рядом крепостную крестьянку и Музу. Большинству из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего, само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не слышавшей за всю жизнь слова благодарности, терпеливо, молча сносящая любое оскорбление, любое надругательство.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил. »).

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

7 класс

Слушать стихотворение Некрасова Вчерашний день

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Вчерашний день

Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день 7 класс