Анализ стихотворения Некрасова В столицах шум
В 1856 году Некрасов отправился в заграничное путешествие, в рамках которого он побывал в нескольких европейских городах, среди них – Вена, Берлин, Флоренция. Первые впечатления, полученные после возвращения на родину, отразились в ряде стихотворений. В их числе – «В столицах шум, гремят витии…». Произведение датируется концом 1850-х годов. Изначально оно показалось цензорам подозрительным, поэтому не было опубликовано сразу после написания, как хотелось Николаю Алексеевичу. В печати текст появился лишь спустя несколько лет. Причем со временем произведение претерпевало изменения, много раз редактировал его поэт.
Первая строчка стихотворения практически сразу после публикации в 1861 году обрела невероятную популярность, превратившись в крылатую фразу. Широкое распространение также получили следующие слова:
…А там, во глубине России –
Там вековая тишина.
В стихотворении «В столицах шум, гремят витии…» город Некрасов противопоставляет деревне. В больших городах – постоянно шумно и суетно, люди спорят между собой, не в силах прийти к согласию, к общему знаменателю. Николая Алексеевича, приехавшего из-за границы, поразило огромное количество разговоров, связанных с ожидаемыми реформами, которые случатся только в 1861 году. Шум этот невероятный подняли либеральные журналисты вместе с излишне восторженными писателями. В сельской местности жизнь уравновешена и спокойна – там царствует многовековая тишина. Гармоничность существования подчеркивается при помощи чудесного пейзажа – колосья бесконечных нив целуются с матерью-землей, ветер колышет вершины придорожных ив. Тишина в произведении обозначает не молчание, а согласие между людьми, отсутствие серьезных противоречий.
Вообще к реформам императора Александра II, которые принято называть великими, Некрасов всегда относился негативно. Особенно не нравилось ему то, как было проведено освобождение крестьян от крепостного гнета. По мнению поэта, простой народ из одной кабалы сразу же попал в другую, о чем напрямую говорится в известном стихотворении «Свобода». При этом сам Николай Алексеевич считал, что Российской империи следует идти по американскому пути развития капитализма. Наибольшее благо для крестьян он видел в организации индивидуальных хозяйств, а также в активном политическом и культурном просвещении деревенских жителей.
Фильм был признан первым шедевром советской мультипликации. Песню из «Почты» - «под пальмами Бразилии от солнца утомлен шагает дон Базилио - бразильский почтальон» распевала вся страна
сделать анализ стихотворения.
Июльский полденьСинематограф Игорь Северянин
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку;
В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи,
В Ало-встречном устремленьи — это пчелки к лепестку.
А кругом бежали сосны, идеалы равноправии,
Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;
И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий,
Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог.
У ограды монастырской столбенел зловеще инок,
Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж»..
И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок,
Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.
Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер,
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,
Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр.
Franki1812 / Nov 30, 2014 9:32:38 AM
«В столицах шум, гремят витии…» Н.Некрасов
«В столицах шум, гремят витии…» Николай Некрасов
В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России,-
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью землею,
Колосья бесконечных нив…
В столицах шум, гремят витии
О том, где ночует поэзия
К тому моменту, когда Некрасов написал "В столицах шум…", его знали уже как облупленного. И все понимали: если он увлек свою Музу в кусты и перелески пейзажной лирики, жди обличительного иносказания. Красный карандаш цензора всегда был наготове, чтобы вымарать какую-нибудь очередную гадость из некрасовского пейзажа.
Однако на дворе был уже 1858 год. Времена уже были новые, свежие, а Некрасов и при позднем Николае Павловиче печатал стихи куда более резкого тона. Желая дать в очередном номере своего "Современника" этот новый стих, Некрасов ничуть за его судьбу не беспокоился. Однако "В столицах шум…" запрещено было печатать. Стихи эти содержат в себе двойной смысл, который цензурный комитет не может себе вполне объяснить .
Теперь-то всякое школьное сочинение объяснит: вот, де, не верит гражданский поэт в глубину перемен, затеянных сверху. Но цензор был честнее, потому что, не заглядывая в интернет, читал лишь то, что было написано на листе бумаги.
Перед ним, а затем и перед нами пример того, как подлинная поэзия способна ставить в тупик своими "двойными смыслами". И напрасно злословил Тургенев, будто поэзия в стихах Некрасова и не ночевала. Тем более что это стихотворение впервые как раз и появилось в письме Некрасова Тургеневу – письме, написанном прежде, чем проза русской общественной жизни рассорила их двоих.
В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России —
Там вековая тишина.
В столицах шум, гремят витии.
Стихотворение Николая Некрасова
В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России,- Там вековая тишина. Лишь ветер не дает покою Вершинам придорожных ив, И выгибаются дугою, Целуясь с матерью землею, Колосья бесконечных нив.
В стихотворении ощутим явный скептицизм по поводу намечавшихся «великих реформ» и «смелости» статей, публиковавшихся в столичной печати. Стихотворение не было пропущено цензурой в «Современнике».
Н.А.Некрасов. Сочинения в трех томах.
Москва: Государственное изд-во
художественной литературы, 1959.