Анализ стихотворения Некрасова Утро



Анализ стихотворения Некрасова «Утро»

Анализ стихотворения Некрасова «Утро»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Утро № 1

Стихотворение «Утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник Н. А. Некрасова «Последние песни». Из всего сборника оно выделяется названием — светлым и многообещающим. Но как раз в контрасте между названием и содержанием кроется один из главных секретов произведения: название подчеркивает, оттеняет ощущение тоски, безысходности и безнадежности, возникающее и усиливающееся в «кинематографически» быстрой смене картин безотрадного состояния как сельской, так и городской жизни.

Пример

Лирический герой находится в таком удрученном состоянии души, когда даже вполне нейтральные картинки природы (пастбища, нивы, луга, галки, стог, туман, небо) воспринимаются как мрачные и безотрадные, что подчеркивается эпитетами «мокрые сонные», «синий», «мутное», а также многократным повтором местоимения «это» в разных грамматических формах, с которого часто начинаются строки и строфы, преобладанием пунктуационного знака «точка с запятой», повторы которого создают картину неостановимости пагубного процесса.

То же и во второй части стихотворения: обыденные эпизоды жизни пробуждающегося очередной раз города рисуются сатирически-зло. Авторская позиция проявляется и явно, открыто («но не краше и город богатый», «целый день им обмеривать нужно»), и скрыто, через выразительные средства и иронию. Применяя параллелизм сходного построения фраз типа «те же тучи», неопределенные местоимения и наречия «кто-то», «где-то», автор констатирует повторяемость и типичность происходящего. Жутковатость картин передается аллитерацией на шипящие, а также р и сочетание ст: «жутко нервам», «возвестили пожар с каланчи» и т. п.

Н. А. Некрасов применяет в стихотворении и еще один сатирический прием: самые чудовищные подробности (пожар, гражданская казнь «на позорной площади», дуэль, смерть вельможи, повседневная жизнь проститутки или торгаша, наконец, самоубийство как итог всему) даются словно невзначай, в перечислении, вперемежку с обыденными (лопаты, торговля, дворник, стадо гусей), что создает зловещую картину потерянности, ненужности частной судьбы страдающего в этом аду человека. Выстрел «где-то в верхнем этаже» (где живут самые бедные) — действительно становится единственным закономерным итогом, а может быть, выходом для человека, который совершенно не нужен этим утром никому.

Понятие «нищеты» к концу стихотворения расширяется: нищета материальная вырастает в духовную нищету: «работа», которая «начинается всюду», не несет в себе ни созидания, ни добра, потому что она или незначительна, или безнравственна и уж во всяком случае — никак не обращена к человеку.

В стихотворении есть и загадка. Оно начинается с обращения: «ты грустна, ты страдаешь душою» Кто же эта «ты»? Конкретное лицо? Сестра поэта А. А. Буткевич или ставшая затем женой Зина, не отходившая впоследствии от тяжело больного поэта? Или это обобщенное лицо — просто воображаемая собеседница со сходным мироощущением? А может быть, сама Родина, образ которой в поэтическом сознании поэта всегда был женственным, что унаследует от Н. А. Некрасова А. А. Блок? Наконец, это может быть Муза Некрасова — избитая кнутом, страдающая, но несгибаемая русская крестьянка, вдохновляющая поэта на поэтический и гражданский подвиг? Образ собеседницы остается непроясненным, что придает стихотворению обобщенность и особую выразительность. Личные ощущения переходят в типичную картину несовершенства мира

— а это свойство поэзии Н. А. Некрасова в целом.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Некрасова «Накануне светлого праздника» Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно — «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда — кузнецов.
  2. Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение.
  3. Сочинение по картине Яблонской «Утро» Т. Н. Яблонская — известная русская художница, ученица Ф. Кричевского, выросшая в семье живописца. Судьба ее нераз­рывно связана с Клевом.
  4. Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» Иван Иванович Шишкин – российский художник, картины которого полностью пронизаны настоящей любовью к природе родного края, к его животным и.
  5. Краткое содержание «Крестьянские дети» Некрасова Николай Алексеевич Некрасов — новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…» Россия практически весь период своего становления участвовала в военных конфликтах. Служить на пользу Отечества должен был каждый, а срок службы.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Нравственный человек» В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Утро»

УТРО
1872-1873

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо… Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли — там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит…
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел — кто-то покончил собой… 1

комментарии, примечания к стихотворению
УТРО
Некрасов Н.А.

1 Печатается по ПП, с. 34–36.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1874, № 2, с. 379–380, с подписью: «Н- Некрасов» (перепечатано: ПП, с датой: «1874»; контрафакция- Стихотворения Н. Некрасова. Изд. 2-е. Берлин, 1874).
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Автограф не найден.

Сохранилась помета Некрасова: «„Утро“ 72- 3» (ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, № 491).
«Утро» — одно из самых характерных произведений некрасовской урбанистической лирики с ее преобладающим интересом к социальным драмам большого города; оно концентрированно вобрало мотивы его предшествующих произведений: «Еду ли ночью по улице темной» (1847), «На улице» (1850), «Убогая и нарядная» (1859), «О погоде» (1858–1865). Упоминание о самоубийстве, завершающее стихотворение, связано с резким ростом числа самоубийств в 1870-е гг.
В воссоздаваемой картине господствует мотив человеческой отчужденности и смерти (см. Левин М. Текст и сюжет (анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Утро»). — В кн. Русская филология. 3 сборник научных студенческих работ Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1971, с. 36–47).
Реакционный критик В. Г. Авсеенко в статье «Реальный поет» охарактеризовал «Утро» как «образчик грубой непристойности выражений и совершенной бессмыслицы и бессвязности содержания». Особенно же его возмутили строки, в которых упомянута злободневная примета времени — гражданская казнь. «Какой, подумаешь, — восклицал он, — криминальный город Петербург — чуть утро, сейчас работа палачам…» (РВ, 1874, № 7, с. 438–439).
Стихотворение предвосхищает тему «страшного мира» Блока и в то же время перекликается с произведениями таких «урбанистов», как Бодлер и Уитмен (см. Григорьев А. Л. Некрасов и зарубежная поэзия. — Некр. сб. V, с. 125–129).


у стихотворения УТРО аудио записей пока нет.

Николай Некрасов «Утро»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Утро № 2

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю - здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам - железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Провезли - там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наёмной карете
Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит.
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит - попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел - кто-то покончил с собой.

Николай Некрасов — Ты грустна, ты страдаешь душою ( Утро )

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
№ 4 Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
№ 8 Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
№ 12 Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
№ 16 Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
№ 20 Повезли — там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
№ 24 Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
№ 28 Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит.
Кто-то умер: на красной подушке
№ 32 Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
№ 36 Выстрел — кто-то покончил собой.

Ty grustna, ty stradayesh dushoyu:
Veryu — zdes ne stradat mudreno.
S okruzhayushchey nas nishchetoyu
Zdes priroda sama zaodno.

Beskonechno unyly i zhalki
Eti pastbishcha, nivy, luga,
Eti mokrye, sonnye galki,
Chto sidyat na vershine stoga;

Eta klyacha s krestyaninom pyanym,
Cherez silu begushchaya vskach
V dal, sokrytuyu sinim tumanom,
Eto mutnoye nebo. Khot plach!

No ne krashe i gorod bogaty:
Te zhe tuchi po nebu begut;
Zhutko nervam — zheleznoy lopatoy
Tam teper mostovuyu skrebut.

Nachinayetsya vsyudu rabota;
Vozvestili pozhar s kalanchi;
Na pozornuyu ploshchad kogo-to
Povezli — tam uzh zhdut palachi.

Prostitutka domoy na rassvete
Pospeshayet, pokinuv postel;
Ofitsery v nayemnoy karete
Skachut za gorod: budet duel.

Torgashi prosypayutsya druzhno
I speshat za prilavki zasest:
Tsely den im obmerivat nuzhno,
Chtoby vecherom sytno poyest.

Chu! iz kreposti gryanuli pushki!
Navodnenye stolitse grozit.
Kto-to umer: na krasnoy podushke
Pervoy stepeni Anna lezhit.

Dvornik vora kolotit — popalsya!
Gonyat stado gusey na uboy;
Gde-to v verkhnem etazhe razdalsya
Vystrel — kto-to pokonchil soboy.

Ns uhecnyf, ns cnhflftim leij/:
Dth/ — pltcm yt cnhflfnm velhtyj/
C jrhe;f/otq yfc ybotnj/
Pltcm ghbhjlf cfvf pfjlyj/

tcrjytxyj eysks b ;fkrb
nb gfcn,bof, ybds, keuf,
nb vjrhst, cjyyst ufkrb,
Xnj cblzn yf dthibyt cnjuf;

nf rkzxf c rhtcnmzybyjv gmzysv,
Xthtp cbke ,tueofz dcrfxm
D lfkm, cjrhsne/ cbybv nevfyjv,
nj venyjt yt,j/// [jnm gkfxm!

Yj yt rhfit b ujhjl ,jufnsq:
Nt ;t nexb gj yt,e ,tuen;
;enrj ythdfv — ;tktpyjq kjgfnjq
Nfv ntgthm vjcnjde/ crht,en/

Yfxbyftncz dc/le hf,jnf;
Djpdtcnbkb gj;fh c rfkfyxb;
Yf gjpjhye/ gkjoflm rjuj-nj
Gjdtpkb — nfv e; ;len gfkfxb/

Ghjcnbnenrf ljvjq yf hfccdtnt
Gjcgtiftn, gjrbyed gjcntkm;
Jabwths d yftvyjq rfhtnt
Crfxen pf ujhjl. eltn lekm/

Njhufib ghjcsgf/ncz lhe;yj
B cgtifn pf ghbkfdrb pfctcnm:
Wtksq ltym bv j,vthbdfnm ye;yj,
Xnj,s dtxthjv csnyj gjtcnm/

Xe! bp rhtgjcnb uhzyekb geirb!
Yfdjlytymt cnjkbwt uhjpbn///
Rnj-nj evth: yf rhfcyjq gjleirt
Gthdjq cntgtyb Fyyf kt;bn/

Ldjhybr djhf rjkjnbn — gjgfkcz!
Ujyzn cnflj uectq yf e,jq;
Ult-nj d dth[ytv nf;t hfplfkcz
Dscnhtk — rnj-nj gjrjyxbk cj,jq///

Послушать стихотворение Некрасова Утро

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Утро

Анализ стихотворения Некрасова Утро

Настроение произведения Утро

Утро