Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта



вся

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта № 1

ТЫ НЕ ЗАБЫТА… - стихотворение Некрасов Н.А.

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта № 2

Вот и всё, что ты нам завещала,
Да еще узнали мы потом,
Что давно ты бедным отдавала,
Что добыть умела ты трудом.

Поп труслив — боится, не хоронит;
Убедить его мы не могли.
Мы в овраг, где горько ветер стонет,
На руках покойницу несли.

Схоронив, мы камень обтесали,
Утвердили прямо на гробу
И на камне четко написали
Жизнь и смерть, и всю твою судьбу.

И твои останки людям милы,
И укор, и поученье в них…
Нужны нам великие могилы,
Если нет величия в живых… 1

1 Печатается по тексту первой публикации.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1878, № 2, с. 609, в составе цикла «Последние песни Н. А. Некрасова», с датой: «5-го ноября 1877 г.».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания «Стихотворений» Некрасова не входило.
Автограф не найден.

По предположению А. М. Гаркави, стихотворение написано под впечатлением «процесса 193-х», начавшегося в конце 1877 г. (Гаркави, с. 23).

Загрузка...

слушать, скачать аудио стихотворение
ТЫ НЕ ЗАБЫТА… Некрасов Н.А.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ТЫ НЕ ЗАБЫТА…:

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта № 3

Николай
Некрасов

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта № 4

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Забытая деревня»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта № 5

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня», в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой. Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого. Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Журналист, читатель и писатель»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Завещание (Наедине с тобою. )»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «И скучно и грустно»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Из–под таинственной, холодной полумаски»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Исповедь (Я верю. )»

У бурмистра Власа бабушка Ненила

Починить избенку лесу попросила.

Отвечал: нет лесу, и не жди – не будет!»

«Вот приедет барин – барин нас рассудит,

Барин сам увидит, что плоха избушка,

И велит дать лесу», – думает старушка.

Стихотворение Некрасова Н.А.
«Ты не забыта»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта № 6

"Ты не забыта"

"Я была еще вчера полезна
Ближнему - теперь уж не могу!
Смерть одна желанна и любезна -
Пулю я недаром берегу. "

Вот и всё, что ты нам завещала,
Да еще узнали мы потом,
Что давно ты бедным отдавала,
Что добыть умела ты трудом.

Поп труслив - боится, не хоронит;
Убедить его мы не могли.
Мы в овраг, где горько ветер стонет,
На руках покойницу несли.

Схоронив, мы камень обтесали,
Утвердили прямо на гробу
И на камне четко написали
Жизнь и смерть, и всю твою судьбу.

И твои останки людям милы,
И укор, и поученье в них.
Нужны нам великие могилы,
Если нет величия в живых.

Стихотворение Некрасова Н.А. - Ты не забыта

См. также Николай Некрасов - стихи (Некрасов Н. А.) :

Тяжел мой крест: уединенье
Тяжел мой крест: уединенье, Преступной совести мученье, Нужда, недуги.

Тяжелый год - сломил меня недуг.
Тяжелый год - сломил меня недуг, Беда застигла,- счастье изменило,- И.

: Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной. 1847.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной. » (1847).

Автор: Некрасов Н.А.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной. », вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова — Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др. — с одной стороны, традиционно для самого поэта, но, с другой — принципиально новаторское для русской поэзии вообще. Такая его особенность, как сюжетность, и сам выбор сюжета — судьба женщины в бесчеловечных социальных условиях, приводящих ее к падению — не новы для поэзии Некрасова (вспомним хотя бы стихотворение «Когда из мрака заблужденья. », 1845). Однако сами сюжетность и выбор сюжета — нарушение традиции, ведь сюжет, в особенности сюжет «низкий», связанный с нищетой, голодом и вообще социальными проблемами, — явление редкое для донекрасовской русской поэзии. В этом — одно из основных проявлений творческого метода Некрасова, заключавшегося в разрушении привычных норм и канонов, в пародировании их (как во многих других его ранних стихотворениях, например, «Современная ода» и «Колыбельная песня», 1845, «В неведомой глуши, в деревне полудикой. », 1846, «Нравственный человек», 1847 и т.д.), так как только так можно было завоевать себе достойное место в русской поэзии середины — начала первой половины XIX в. когда интерес к поэзии вообще и, в особенности, к традиционной поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем (есть две строки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются женские — нечетные — и мужские — четные — окончания). Выбор трехсложного размера — еще одно проявление поэтического новаторства Некрасова, ставшим одним из первых русских поэтов, активно употреблявших трехсложники, приближавшие стихотворную речь к разговорной, вместе с тем обогащая поэтический язык. Стихотворение состоит из четырех частей разного размера: первая часть — двенадцать стихов, вторая и третья части — по шестнадцать стихов и четвертая часть — восемь стихов, — что также является отличительной особенностью Некрасовской поэзии: подобное иррегулярное строфическое деление встречается во многих его стихах, например, «Да, наша жизнь текла мятежно. », «Так это шутка? Милая моя. » (1850), «Муза» (1851), «О письма женщины, нам милой. » (1852) и т.д… Такое разбиение на строфы совпадает с сюжетным членением: первая строфа — воспоминания героя о бывшей возлюбленной до встречи с ним, вторая — рассказ о смерти их ребенка, третья — рассказ о ее падении, четвертая — вновь мысль о том, «где она теперь».

В стихотворении встречается приблизительные и неточные рифмы: «рукой» — «мной», «темней» — «не лей», «заснем» — «рядком», «венцу» — «отцу» и т.д. — явление также редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др…

В опровержение мнения о «слабой форме» или «безыскусности» некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:

Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С — согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, «мучительной думы» (звуки л и j, шипящие — вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в «Мцыри» Лермонтова). Обилие групп согласных («темной», «пасмурный», «друг», «вдруг», «брызги дождя», «пронзительно звонок», «вдоволь поплакал» и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.

Другая характерная особенность этого стихотворения — обилие отрицаний: «друг беззащитный, больной и бездомный», «с детства судьба невзлюбила тебя», «муж тебе выпал недобрый на долю», «не покорилась», «да не на радость сошлась и со мной. », «он не смолкал», «слез безрассудных не лей», «ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил», «все без изъятья», «бесполезно замрут» — также свойственна поэзии Некрасова, ср. например, стихотворение «Муза» (1851):

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

Она гармонии волшебной не учила,

В пеленках у меня свирели не забыла,

Мечтой неясною не волновала ум

И не являлась вдруг восторженному взору

Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.

Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм. Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: «Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день» — продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: «полусвет, полутьма», — затем усиливающийся: «становилось темней»; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: «В комнате темной зажгли огонек». Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: «темной» — «огонек», что отсылает ко второй части, где «полусвет» и «полутьма» выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой — характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные «петербургские» мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты. Это стихотворение относится к тем, о которых… сказал: «Какой-то город, явный с первых строк, // Растет и отдается в каждом слоге».), равно как и других поэтов и писателей, разрабатывавших «петербургскую» тему.

К мотиву темноты примыкает важнейшая тема, также связанная с Петербургом, — тема враждебности природы по отношению к человеку. Тема эта выражается в образах «бури», «дождя», «холодной» комнаты, в мотиве болезни: эпитет «больной» проходит через все стихотворение: «Друг беззащитный, больной и бездомный», «больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил»; «была ты бледна и слаба» (болезнь, бледность и слабость связаны звукописью в единый фонетико-семантический ряд). Тут же и мотив смерти: «умер ребенок», «завтра мы оба // Так же глубоко и сладко заснем» (ужас и безысходность жизни героев подчеркивается тем, что единственный положительный эпитет, встречающийся в этом сравнительно крупном стихотворении, — «сладкий» — относится к смерти, а героиня, отправляется на панель, «принарядившись, как будто к венцу»), «три гроба», «гробик ребенку», «в гроб положили».

Во-вторых, это мотив дурного душевного состояния, злобы: «зол был отец твой угрюмый» (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), «муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой», «купит хозяин, с проклятьем, три гроба», «в разных углах мы сидели угрюмо» (угол, узость пространства — еще один «петербургский» мотив), «угрюм и озлоблен я был» (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), «злая борьба». Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.

Далее, мотив бедности, нищеты, голода: «друг бездомный», «беден был отец твой», «голодный», весь образ неотапливаемой, «пустой и холодной» комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: «пар от дыханья волнами ходил», «с голоду завтра мы оба // заснем», необходимость женщине торговать собой, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу» (вспомним Соню Мармеладову, которая появится менее чем через двадцать лет после написания этого стихотворения: «А тут ребятишки голодные… а чтт тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. » («Преступление и наказание», ч. 1 гл. II). Ср. у Некрасова: «Ты ушла молчаливо, // Принарядившись, как будто к венцу, Ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил, // Только мы оба глядели с рыданьем».), нищета горемычная.

Другой важный мотив — тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: «друг беззащитный», «кто ж защитит тебя?» Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:

Все без изъятья

Именем страшным тебя назовут.

Бесчеловечность окружающего мира — основная причина страданий героев.

Важнейший мотив стихотворения — мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: «с детства судьба невзлюбила тебя» (причина этого — бедность отца), «или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?» «Роковая судьба» — предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: «я унывал, выбивался из сил» (ср. «труб заунывные звуки»), образ слабого ребенка, «злая тебя сокрушила борьба», «только во мне шевельнутся проклятья — // И бесполезно замрут. » — и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: «не покорилась — ушла ты на волю», «в сердце твоем совершалась борьба» (умереть с голоду — или утратить честь?), «злая тебя сокрушила борьба». Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Слушать стихотворение Некрасова Ты не забыта

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ты не забыта

Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта