Анализ стихотворения Некрасова Старушке



Николай Некрасов — Когда еще твой локон длинный ( Старушке )

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Старушке № 1

Kogda yeshche tvoy lokon dlinny
Vilsya nad rozovoy shchekoy
I ya byl yunosha nevinny,
Chistoserdechny i prostoy, —
Ty pomnish: koy o chem mechtali
S toboyu my po vecheram,
I — ne zabyla ty — davali
Svobodu polnuyu glazam,
I mnogo vyskazalos vzorom
Zhelany taynykh, taynykh dum;
No pobedil kakim-to vzdorom
V nas serdtse khladnokrovny um.
I razoshlis my polyubovno,
I strast rasseyalas kak dym.
I chrez polzhizni khladnokrovno
Opyat soshlis my — i molchim.

A mog by byt i ne takim
Chas etoy pozdney, grustnoy vstrechi,
Ne tak by szhala nas pechal,
Inoy toskoy zvuchali b rechi,
Inache bylo b zhizni zhal.

Пример

Rjulf tot ndjq kjrjy lkbyysq
Dbkcz yfl hjpjdjq otrjq
B z ,sk /yjif ytdbyysq,
Xbcnjcthltxysq b ghjcnjq, —
Ns gjvybim: rjq j xtv vtxnfkb
C nj,j/ vs gj dtxthfv,
B — yt pf,skf ns — lfdfkb
Cdj,jle gjkye/ ukfpfv,
B vyjuj dscrfpfkjcm dpjhjv
;tkfybq nfqys[, nfqys[ lev;
Yj gj,tlbk rfrbv-nj dpljhjv
D yfc cthlwt [kflyjrhjdysq ev/
B hfpjikbcm vs gjk/,jdyj,
B cnhfcnm hfcctzkfcm rfr lsv/
B xhtp gjk;bpyb [kflyjrhjdyj
Jgznm cjikbcm vs — b vjkxbv///

F vju ,s ,snm b yt nfrbv
Xfc njq gjplytq, uhecnyjq dcnhtxb,
Yt nfr ,s c;fkf yfc gtxfkm,
Byjq njcrjq pdexfkb. htxb,
Byfxt ,skj. ;bpyb ;fkm///

Николай
Некрасов

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Старушке № 2

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Демону»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Старушке № 3

Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение «Поэт и Гражданин«. «Демону» же места в сборнике не нашлось. При этом сочинения явно связаны между собой. Мыслью, которой завершается «Демону», начинается «Поэт и Гражданин». Некрасов представляет читателям стихотворца как обычного человека, который может совершать ошибки, в чем-то сомневаться, быть подверженным депрессиям. Демон — это часть его двойственной натуры. Здесь важно сопоставление Демона с Гражданином, практически их отождествление. В этих образах заключено отношение творческих людей с властью, обществом. Фактически демонизм становится равен гражданственности. Как только уходит Демон, Поэт больше не способен писать на темы социальные. Нуждается ли стихотворец во второй части своей души? Скорее да, нежели нет. Усомниться в однозначности ответа заставляют две последние строки стихотворения: Иль потому не приходишь, Что уж доволен ты мной? Возможно, Поэт уже выполнил свою миссию перед обществом. В его гражданской лирике более нет необходимости.

В произведении по-новому представлен образ Демона. Он не похож на образы, созданные ранее Лермонтовым и Пушкиным. Некрасовский Демон практически лишен налета сверхъестественности, таинственности. В результате получается образ почти земной, в некоторой степени даже обыкновенный, обыденный.

В стихотворении «Демону» есть строки: Так глубоко ненавижу, Так бескорыстно люблю! Сходные мысли присутствуют в «Поэте и Гражданине». Главное отличие между ними — смена времени с настоящего на прошлое: Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! В этой трансформации очень хорошо заметны метаморфозы, произошедшие с внутренним миром Некрасова примерно за год.

Интересно, что в советское время Николая Алексеевича воспринимали в первую очередь как певца революционной демократии. Соответственно, на первый план вышла как раз гражданская лирика поэта. Сам Ленин весьма благожелательно относился к творчеству Некрасова. Сейчас разнообразное наследие Николая Алексеевича рассматривается не столь однобоко. Все более известной становится его любовная поэзия, значительная часть которой представлена так называемым «панаевским циклом».

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «В черном небе слова начертаны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»

Где ты, мой старый мучитель,

Демон бессонных ночей?

Сбился я с толку, учитель,

С братьей болтливой моей.

Дуешь, бывало, на пламя –

Пламя пылает сильней,

Краше волнуется знамя

Стихотворение Некрасова Н.А.
«Старушке»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Старушке № 4

"Старушке"

Когда еще твой локон длинный
Вился над розовой щекой
И я был юноша невинный,
Чистосердечный и простой, -
Ты помнишь: кой о чем мечтали
С тобою мы по вечерам,
И - не забыла ты - давали
Свободу полную глазам,
И много высказалось взором
Желаний тайных, тайных дум;
Но победил каким-то вздором
В нас сердце хладнокровный ум.
И разошлись мы полюбовно,
И страсть рассеялась как дым.
И чрез полжизни хладнокровно
Опять сошлись мы - и молчим.
А мог бы быть и не таким
Час этой поздней, грустной встречи,
Не так бы сжала нас печаль,
Иной тоской звучали б речи,
Иначе было б жизни жаль.

Стихотворение Некрасова Н.А. - Старушке

См. также Николай Некрасов - стихи (Некрасов Н. А.) :

Стихи мои! Свидетели живые.
Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слез! Родитесь вы в минуты.

Стихотворение, заимствованное из Шиллера и Гете
Я герой. Припеваючи жить И шампанское пить, Завираться! Жребий мой.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Слушать стихотворение Некрасова Старушке

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Старушке

Анализ стихотворения Некрасова Старушке

Настроение произведения Старушке

Старушке