Анализ стихотворения Некрасова Русь
Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
15 октября 2012
Поэма-эпопея создавалась несколько лет. Автор пытался изобразить крестьянский народный быт. В данном произведении отражена эпоха жизни народа. При создании эпопеи, автора волновал насущный вопрос о том, как живётся людям? Счастливы ли они? Изображая горе и несчастье, он пытался найти ответ на поставленный вопрос, которым задавался на протяжении долгого времени.
Главная суть заключается не в отражении тяжёлой крестьянской жизни, а в определении: « Кто счастлив на Руси?» и счастлив ли народ в целом? Пытаясь выяснить образ счастливого человека среди бедствий и горя, он изобразил тех, кто строит своё счастье за счёт бедных и несчастных крестьян.
В поэме присутствует прямой намёк на Чернышевского. Чернышевский — вождь революции и открылся ответ на вопрос «Что делать?». Автор сам не знал, каков будет ответ на заданный вопрос, когда создавал поэму. В те времена (60-е годы), автор создавал план произведения. Несомненно, он пытался отразить саму эпоху того времени, поэтому изображал тяжёлый крестьянский быт после отмены крепостного права.
Сначала, автор рисует нам картину того, что странники после долгого пути, возвращаются домой так и не найдя пути к счастью. Впоследствии менялся основной замысел, так как накалялся строй революции.
Далее мы видим спор странников. Они спорят о том, какие люди по-настоящему счастливы: помещик, поп, купец, или чиновник, «вельможный боярин, министр государев» и царь его величества. Но беседовали они лишь с попом и помещиком. К людям высшего класса они просто не смогли бы подойти. Да и замысел основной темы заключался в создании бедного народа. Так как их интересует счастье не богатых, а бедных. Это видно из одной части поэмы. Мы ищем непоротой губернии и непотрошеной власти — говорят они.
Автор смог довольно широко изобразить крестьянский строй. Данная поэма, неким образом, схожа с великими поэмами классической литературы. В поэму, встраиваются как мимолётные сюжеты, так мимоходные ситуации. Показывается яркий образ Якима Нагого — это крестьянин из деревни Босово.
Целый мир эпохи нарисован глазами усердного труда этого крестьянина. Автор ярко показал не только образ труженика — пахаря, но и смог найти сравнение, которое искал.
Хронология действия поэмы приходилось на 60-е годы. Это как раз то время, когда отменили крепостное право. Некрасов показывает то время, о котором мечтали люди в поэме. Но даже после отмены крепостного права, люди не нашли своего счастья. Освобождение от крепостничества не принесло народу то, о чём они мечтали.
В тексте присутствует не только художественное описание быта крестьян, но и символическое значение. Взять, к примеру, название деревень, которые перечисляются в поэме: Заплатово, Дырявино и т. п. В текст не зря вписывается и символичное число семь. В самом начале поэмы изображены семь странниках, которые искали правду. Так же для более ясного описания, автор вводит людей, которые отличаются друг от друга. Мы видим отличие как внутреннего мировоззрения, так принадлежности их к тому, или иному роду. Они ведут как реплику, так и рассказы. Автор сумел правильно изобразить порок души человеческой.
Каменщик Трофим стал инвалидом из-за собственной жадности. Немаловажную роль играет в тексте и фольклор. Песни сопровождают рассказы крестьян на протяжении всей поэмы. Например, «Барщинная» песня описывает моменты истязания крестьян.
Главным врагом крестьянина считается помещик. Именно он презирается простолюдином практически в каждой главе. Крестьяне работают с утра до ночи и снабжают своим трудом и потом мещан, а они устанавливали закон. Одним из них был Шалашников, который брал оброк.
Поэма не совсем объёмная по содержанию, хотя отразила практически жизнь всей эпохи того времени. Мы смогли увидеть, как крестьяне, не смотря на рабское отношение и издевательство со стороны помещиков, смогли сберечь честь и достоинство. Тем самым они как-бы возвысились над извергами.
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»
Н.А.Некрасов жил и творил в переломное для России время – 60-70 гг. 19 века. В это время крепостное право окончательно себя изжило, и во всем обществе назревали перемены. Поэзия Некрасова выражала мысли, чувства и надежды передовых людей, призывала к борьбе за права угнетенного крестьянства. Но несмотря на ненависть к царскому строю, поэт любил Россию глубокой, сыновней любовью, и поэтому образ матери-родины постоянно встречается в его стихах. «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» - с такими словами обращался Некрасов к Родине в своем творчестве.
«Родина» - одно из самых проникновенных творений поэта на эту тему. В стихотворении, написанном в 1846 году, показано настроение молодого человека с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Как видно из содержания, лирический герой родился и вырос в семье помещика, который не отличался доброжелательным отношением к своим крепостным:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.
Детские годы молодого человека прошли в условиях барской вседозволенности как над крестьянами, так и над членами семьи: матери и сестры лирического героя. В первых строках отчетливо звучит позиция автора по отношению ко всему происходившему в родном поместье. Он обвиняет “отцов” за их “тиранство”, “разврат”, “чванство”, видит в этом корень зла, причину всех бед, происходящих и в этом поместье, и в миллионах других по всей России. В целом стихотворение можно охарактеризовать как негативное воспоминание об отчем доме:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет.
Значительная роль отведена женским образам. Мать, сестра и няня молодого человека показаны сильными личностями, но полностью подчиненными воле барина:
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил. о! знаю, знаю я.
Навеки отдана угрюмому невежде.
Читая стихотворение, мы понимаем противоречивость характера лирического героя: он одновременно и любит свою родную деревню, и ненавидит. Он и восхищается ею: «И вот они опять, знакомые места», «Всему начало здесь, в краю моем родимом. »; и в то же время «с отвращением кругом кидая взор», и грудь его «полна враждой и злостью новой. ». Эти противоречия отражают и мнение самого Некрасова: и он, и его лирический герой любят Родину, любят Россию, ее поля и луга, но не могут выносить существующий строй, когда одни имеют право принижать и эксплуатировать других. Но лирический герой признается и в своем недостойном житье: в юности он не в силах был противостоять среде. Но именно воспоминания детства пробудили в нем желание изменить окружающее, сделать жизнь людей лучше:
Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом.
Лирический герой открывает перед читателем горькую правду, которая заключается в том, что эпоха вседозволенности рождала таких людей, как его отец. Им было можно делать с другими все что угодно, несмотря на возраст и пол. По большому счету, для такого барина было безразлично, кого угнетать: рабов, слуг, женщин, членов семьи или дворовых собак. Особенно ярко это выражено в последних строках стихотворения:
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил.
Все чувства лирического героя в стихотворении переданы очень эмоционально. Некрасов достиг этого, мастерски подбирая нужные слова и использую поэтические приемы. В первой строфе он обличает крепостнический строй, не боясь применять такие слова и выражения, как «разврат», «тиранство», «чванство», «жизнь…бесплотна и пуста», «трепетные рабы». Несмотря на некоторую грубость этих слов, читатель ярко и реалистично видит жизнь помещиков. Лирический герой выражает свою злость и негодование, вспоминая поведение помещика: «И грудь моя полна враждой и злостью новой. », «И с отвращением кругом кидая взор,/С отрадой вижу я, что срублен темный бор». Но есть в его эмоция место для нежности и печали: «Отрадного душе воспоминанья нет». С особенной теплотой он обращается к образу матери и сестры:
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Но, пожалуй, самой эмоциональной является в стихотворении «Родина» первая, начальная строфа, в которой экспрессивность (выражение чувств, эмоциональность) достигается с помощью ярких, реалистичных, даже пафосных слов и выражений. Также в этой строфе автором применен прием противопоставления: «жизнь… текла среди пиров», «рой… трепетных рабов».
В конце стихотворения лирический герой со злорадством описывает разваливающийся дом, дремлющее стадо и выжженные нивы. Причем, он нисколько об этом не жалеет. Он надеется, что вместе с завалившимся набок домом, срубленным бором и ушедшим в небытие хозяином, который “всех собой давил”, уйдет и страшное время гнета и печали.
Несмотря на отрицательный тон стихотворения, прочитав его, начинаешь верить в лучшее, в то, что старое и отжившее отмирает, уступая место новому и лучшему. В это верил и на это надеялся Некрасов в своих стихах о России, и, насколько он ненавидел крепостной строй, разрушающий страну, настолько же он любил свою Родину.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Николай Некрасов — Русь: Стих
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается,-
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая,-
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернушку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь.
Николай Некрасов — Ты и убогая ( Русь )
Ty i ubogaya,
Ty i obilnaya,
Ty i moguchaya,
Ty i bessilnaya,
Matushka Rus!
V rabstve spasennoye
Serdtse svobodnoye —
Zoloto, zoloto
Serdtse narodnoye!
Sila narodnaya,
Sila moguchaya —
Sovest spokoynaya,
Pravda zhivuchaya!
Sila s nepravdoyu
Ne uzhivayetsya,
Zhertva nepravdoyu
Ne vyzyvayetsya, —
Rus ne shelokhnetsya,
Rus — kak ubitaya!
A zagorelas v ney
Iskra sokrytaya, —
Vstali — nebuzheny,
Vyshli — neprosheny,
Zhita po zernyshku
Gory nanosheny!
Rat podymayetsya —
Neischislimaya!
Sila v ney skazhetsya
Nesokrushimaya!
Ty i ubogaya,
Ty i obilnaya,
Ty i zabitaya,
Ty i vsesilnaya,
Matushka Rus!
Ns b e,jufz,
Ns b j,bkmyfz,
Ns b vjuexfz,
Ns b ,tccbkmyfz,
Vfneirf Hecm!
D hf,cndt cgfctyyjt
Cthlwt cdj,jlyjt —
Pjkjnj, pjkjnj
Cthlwt yfhjlyjt!
Cbkf yfhjlyfz,
Cbkf vjuexfz —
Cjdtcnm cgjrjqyfz,
Ghfdlf ;bdexfz!
Cbkf c ytghfdlj/
Yt e;bdftncz,
;thndf ytghfdlj/
Yt dspsdftncz, —
Hecm yt itkj[ytncz,
Hecm — rfr e,bnfz!
F pfujhtkfcm d ytq
Bcrhf cjrhsnfz, —
Dcnfkb — yt,e;tys,
Dsikb — ytghjitys,
;bnf gj pthysire
Ujhs yfyjitys!
Hfnm gjlsvftncz —
Ytbcxbckbvfz!
Cbkf d ytq crf;tncz
Ytcjrheibvfz!
Ns b e,jufz,
Ns b j,bkmyfz,
Ns b pf,bnfz,
Ns b dctcbkmyfz,
Vfneirf Hecm!