Анализ стихотворения Некрасова Путешественник
Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»
Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»
Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.
Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».
То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».
Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги. Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор отмечает: «Но ты идешь по лестнице крутой и дерзко жжешь пройденные ступени!». Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает — вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
- Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям» В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые.
- Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
- Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в.
- Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому.
- Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.
- Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»
«Возвращение» Н.Некрасов
«Возвращение» Николай Некрасов
И здесь душа унынием объята.
Не ласков был мне родины привет;
Так смотрит друг, любивший нас когда-то,
Но в ком давно уж прежней веры нет.
Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождем рыдала без конца,
И черных птиц за мной летела стая,
Как будто бы почуяв мертвеца!
Волнуемый тоскою и боязнью,
Напрасно гнал я грозные мечты,
Меж тем как лес с какой-то неприязнью
В меня бросал холодные листы,
И ветер мне гудел неумолимо:
Зачем ты здесь, изнеженный поэт?
Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо!
Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!
И песню я услышал в отдаленье.
Знакомая, она была горька,
Звучало в ней бессильное томленье,
Бессильная и вялая тоска.
С той песней вновь в душе зашевелилось,
О чем давно я позабыл мечтать,
И проклял я то сердце, что смутилось
Перед борьбой — и отступило вспять.
Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение»
В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение «Возвращение» связано с приездом Николая Алексеевича в родную страну. Произведение посвящено теме предназначения поэта и поэзии, к которой рано или поздно обращается каждый крупный стихотворец. Что касается Некрасова, то в его лирике она всегда занимала важнейшее место. Герой анализируемого текста возвращается на родину в сентябре, когда земля под дождем рыдает без конца, когда гудит неумолимо ветер, когда облетают с деревьев холодные листы. Безрадостный пейзаж не в последнюю очередь способствует возникновению уныния в душе, о чем сообщается в первой же строке стихотворения. Лирический герой абсолютно уверен в том, что родина не рада его возвращению, что она больше в нем не нуждается. Кажется, даже природа настроена против него. Сентябрь в «Возвращении» — это не красивая и поэтичная золотая осень, которой восхищался Пушкин. Нет, это мрачная и дождливая пора, навевающая депрессивные мысли. Четвертая строфа – монолог ветра, состоящий из вопросов и восклицаний. Вернувшийся на родину поэт назван изнеженным, чужим. Через реплики ветра Некрасов передает мысли самого лирического героя. Он действительно не понимает, зачем приехал назад, чувствует себя не нужным.
В пятом четверостишии настроение «Возвращения» несколько меняется. Герой произведения в отдалении слышит горькую песню, которая помогает ему вспомнить собственное предназначение – описывать в художественных произведениях нелегкую жизнь простого народа Российской империи. Он проклинает себя за малодушие, за то, что едва не забросил столь важную и нужную для современного ему общества борьбу. Некрасов нередко в стихотворениях, посвященных теме предназначения поэта и поэзии, выступает в роли строгого критика собственных поступков и мыслей. Зачастую Николай Алексеевич прекрасно осознавал свои ошибки и не боялся говорить о них публично. Поэт не прощал себе проявлений слабости. На протяжении всей жизни он старался следовать выбранной цели, не отступать и не сдаваться. Характер творчества Некрасова отлично передан в строчке из его знаменитого стихотворения «Элегия» (1874): «Я лиру посвятил народу своему». В том или ином виде мысль эта встречается и в других произведениях Николая Алексеевича.
вся
ПУТЕШЕСТВЕННИК - стихотворение Некрасов Н.А.
В городе волки, и волки на даче.
А уж какая их тьма на Руси!
Скоро уж там не останется клячи…
Ехать в деревню… теперь-то? Merci!
Прусский барон, опоясавши выю
Белым жабо в три вершка ширины,
Ездит один, изучая Россию,
По захолустьям несчастной страны:
«Как у вас хлебушко?» — «Нет ни ковриги!»
— «Где у вас скот?» — «От заразы подох!»
А заикнулся про школу, про книги —
Прочь побежали. «Помилуй нас бог!
Книг нам не надо — неси их к жандарму!
В прошлом году у прохожих людей
Мы их купили по гривне за пару,
А натерпелись на тыщу рублей!»
Думает немец: «Уж я не оглох ли?
К школе привешен тяжелый замок,
Нивы посохли, коровы подохли,
Как эти люди заплатят оброк?»
«Что наблюдать? что записывать в книжку?» —
В грусти барон сам с собой говорит…
Дай ты им гривну да хлеба коврижку
И наблюдай, немчура, аппетит… 1
1 Печатается по копии ИРЛИ, с исправлением в ст. 18 («В прошлом году у прохожих людей» вместо «В третьем году у проезжих людей») по черновому автографу ИРЛИ.
Впервые опубликовано В. Е. Евгеньевым-Максимовым в статье «Предсмертные думы Н. А. Некрасова»: 3, 1913, № 6, с. 30–31.
В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.
Черновой автограф, без заглавия, с датой: «13 июля», мало отличающийся от окончательного текста, — ИРЛИ, ф. 203, № 27. Сохранилась копия А. А. Буткевич — ИРЛИ, ф. 203, № 45.
Внесено Некрасовым в список стихотворений, созданных или завершенных им в 1874 г. (ИРЛИ, ф. 203, № 42). Датируется (на основании чернового автографа и указанного списка) 13 июля 1874 г.
Стихотворение является откликом на процесс участников кружка революционера-народника А. В. Долгушина (1848–1885), обвинявшихся «в составлении преступных воззваний, в напечатании и распространении их с целью возбуждения населения к бунту». Дело «долгушинцев» слушалось в Сенате с 9 по 15 июля 1874 г. Находясь в это время в Чудовской Луке, Некрасов, вероятно, не имел возможности познакомиться с судебными хрониками, публиковавшимися в «Голосе» и «Московских ведомостях» начиная с 10 июля. Но он мог ранее получить сведения о ходе следствия от одного из защитников, своего давнего (еще со времен «Современника») знакомого В. П. Гаевского, с которым он встречался по делам Литературного фонда в конце мая перед отъездом в Чудовскую Луку и в конце июня в одну из своих поездок оттуда в Петербург. Зачеркнутый, например, в автографе вариант «Власа возили на Троице в Питер» как раз отражал момент предварительного разбирательства, проводимого незадолго до судебных заседаний (троица в 1874 г. приходилась на 19 мая).
Используя известия о свирепствовавших тогда во многих захолустьях России волках и следуя литературной традиции их аллегорического изображения, Некрасов воспроизводит атмосферу правительственного террора, охватившего страну в середине 1870-х гг. (см. об этом: Чуковский К. Мастерство Некрасова. Изд. 4-е. М. 1962, с. 677–678; Ломан О. В. Усадьба Н. А. Некрасова Чудовская Лука. — Некр. сб. I, с. 257–258). В пятой, наиболее острой строфе стихотворения слова крестьянина о «книгах» близки к свидетельским показаниям людей из народа, сообщавших о том, как осенью 1873 г. т. е. в «прошлом году», на дорогах и В деревнях Московской, Калужской и Смоленской губерний «прохожие» раздавали бесплатно или за небольшую цену непонятные «книжки», которые были у них отобраны местными или городскими властями и оказались, как выяснилось, отпечатанными «долгушинцами» в собственной типографии брошюрами-прокламациями «Русскому народу» и «Как должно жить по закону природы и правды» (см. упомянутые газетные хроники, а также: Гаркави, с. 14–16).
Прусский барон, путешествующий по России, в творчестве Некрасова имеет своих предшественников — офранцузившегося графа Гаранского, составляющего «путевые записки», и барона фон дер Гребена из «Медвежьей охоты», утверждавшего, что русскому народу «пути к развитью заградил сам бог». Лишая «путешественника» какого-либо сочувствия к крестьянам, поэт заменяет вложенную в его уста в черновике фразу «Как они бедные платят оброк?» на более свойственный ему недоуменный вопрос «Как эти люди заплатят оброк?». Возникающая из стихотворения в целом картина бедственного положения крестьянства, его темноты и забитости пронизана тем же скорбным чувством, что и родственное ей гневное высказывание Н. Г. Чернышевского о рабском состоянии всех сословий в России «сверху донизу», охарактеризованное В. И. Лениным как «слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения» (Ленин В. И. Соч. т. 26. Изд. 5-е. М. 1961, с. 107).
Посылая это стихотворение вместе с другими материалами, имеющими отношение к подготовке июльского номера «Отечест венных записок», Некрасов писал А. М. Скабичевскому в июле (после 13) 1874 г. «При сем стихи, вдохновленные новейшими событиями. Хорошо бы их напечатать, а еще лучше не печатать. Прочтите их и передайте Плещееву. Не надо их списывать и распространять. Я их со временем вклею в свою книгу, а если они походят по рукам, как опасный товар, тогда пропадут». В 1876 г. Некрасов направил «Путешественника» вместе с другими стихотворениями в редакцию «Нового времени»; сохранилась копия А. А. Буткевич, снятая с семи из них, в том числе и с названного стихотворения, приложенная к переписанному ею же сопроводительному письму Некрасова к А. С. Суворину от 1 мая 1876 г. (изменение в ст. 18 «Путешественника» относится, по-видимому, к этому времени и было связано с попыткой приспособить стихотворение к публикации). Но стихотворение в газете Суворина напечатано не было.
слушать, скачать аудио стихотворение
ПУТЕШЕСТВЕННИК Некрасов Н.А.
к общему сожалению, пока аудио нет
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ПУТЕШЕСТВЕННИК:
Стихотворение Некрасова Н.А.
«Путешественник»
"Путешественник"
В городе волны по улицам бродят,
Ловят детей, гувернанток и дам,
Люди естественным это находят,
Сами они подражают волкам.
В городе волки, и волки на даче.
А уж какая их тьма на Руси!
Скоро уж там не останется клячи.
Ехать в деревню. теперь-то? Merci!
Прусский барон, опоясавши выю
Белым жабо в три вершка ширины,
Ездит один, изучая Россию,
По захолустьям несчастной страны:
"Как у вас хлебушко?" - "Нет ни ковриги!"
- "Где у вас скот?" - "От заразы подох!"
А заикнулся про школу, про книги -
Прочь побежали. "Помилуй нас бог!
Книг нам не надо - неси их к жандарму!
В прошлом году у прохожих людей
Мы их купили по гривне за пару,
А натерпелись на тыщу рублей!"
Думает немец: "Уж я не оглох ли?
К школе привешен тяжелый замок,
Нивы посохли, коровы подохли,
Как эти люди заплатят оброк?"
"Что наблюдать? что записывать в книжку?" -
В грусти барон сам с собой говорит.
Дай ты им гривну да хлеба коврижку
И наблюдай, немчура, аппетит.
Стихотворение Некрасова Н.А. - Путешественник
См. также Николай Некрасов - стихи (Некрасов Н. А.) :
Пчелы
Натко медку! с караваем покушай, Притчу про пчелок послушай! Нынче не.
Пышна в разливе гордая река.
Пышна в разливе гордая река, Плывут суда, колеблясь величаво, Просмол.