Анализ стихотворения Некрасова Проводы
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»
Н.А.Некрасов жил и творил в переломное для России время – 60-70 гг. 19 века. В это время крепостное право окончательно себя изжило, и во всем обществе назревали перемены. Поэзия Некрасова выражала мысли, чувства и надежды передовых людей, призывала к борьбе за права угнетенного крестьянства. Но несмотря на ненависть к царскому строю, поэт любил Россию глубокой, сыновней любовью, и поэтому образ матери-родины постоянно встречается в его стихах. «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» - с такими словами обращался Некрасов к Родине в своем творчестве.
«Родина» - одно из самых проникновенных творений поэта на эту тему. В стихотворении, написанном в 1846 году, показано настроение молодого человека с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Как видно из содержания, лирический герой родился и вырос в семье помещика, который не отличался доброжелательным отношением к своим крепостным:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.
Детские годы молодого человека прошли в условиях барской вседозволенности как над крестьянами, так и над членами семьи: матери и сестры лирического героя. В первых строках отчетливо звучит позиция автора по отношению ко всему происходившему в родном поместье. Он обвиняет “отцов” за их “тиранство”, “разврат”, “чванство”, видит в этом корень зла, причину всех бед, происходящих и в этом поместье, и в миллионах других по всей России. В целом стихотворение можно охарактеризовать как негативное воспоминание об отчем доме:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет.
Значительная роль отведена женским образам. Мать, сестра и няня молодого человека показаны сильными личностями, но полностью подчиненными воле барина:
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил. о! знаю, знаю я.
Навеки отдана угрюмому невежде.
Читая стихотворение, мы понимаем противоречивость характера лирического героя: он одновременно и любит свою родную деревню, и ненавидит. Он и восхищается ею: «И вот они опять, знакомые места», «Всему начало здесь, в краю моем родимом. »; и в то же время «с отвращением кругом кидая взор», и грудь его «полна враждой и злостью новой. ». Эти противоречия отражают и мнение самого Некрасова: и он, и его лирический герой любят Родину, любят Россию, ее поля и луга, но не могут выносить существующий строй, когда одни имеют право принижать и эксплуатировать других. Но лирический герой признается и в своем недостойном житье: в юности он не в силах был противостоять среде. Но именно воспоминания детства пробудили в нем желание изменить окружающее, сделать жизнь людей лучше:
Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом.
Лирический герой открывает перед читателем горькую правду, которая заключается в том, что эпоха вседозволенности рождала таких людей, как его отец. Им было можно делать с другими все что угодно, несмотря на возраст и пол. По большому счету, для такого барина было безразлично, кого угнетать: рабов, слуг, женщин, членов семьи или дворовых собак. Особенно ярко это выражено в последних строках стихотворения:
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил.
Все чувства лирического героя в стихотворении переданы очень эмоционально. Некрасов достиг этого, мастерски подбирая нужные слова и использую поэтические приемы. В первой строфе он обличает крепостнический строй, не боясь применять такие слова и выражения, как «разврат», «тиранство», «чванство», «жизнь…бесплотна и пуста», «трепетные рабы». Несмотря на некоторую грубость этих слов, читатель ярко и реалистично видит жизнь помещиков. Лирический герой выражает свою злость и негодование, вспоминая поведение помещика: «И грудь моя полна враждой и злостью новой. », «И с отвращением кругом кидая взор,/С отрадой вижу я, что срублен темный бор». Но есть в его эмоция место для нежности и печали: «Отрадного душе воспоминанья нет». С особенной теплотой он обращается к образу матери и сестры:
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Но, пожалуй, самой эмоциональной является в стихотворении «Родина» первая, начальная строфа, в которой экспрессивность (выражение чувств, эмоциональность) достигается с помощью ярких, реалистичных, даже пафосных слов и выражений. Также в этой строфе автором применен прием противопоставления: «жизнь… текла среди пиров», «рой… трепетных рабов».
В конце стихотворения лирический герой со злорадством описывает разваливающийся дом, дремлющее стадо и выжженные нивы. Причем, он нисколько об этом не жалеет. Он надеется, что вместе с завалившимся набок домом, срубленным бором и ушедшим в небытие хозяином, который “всех собой давил”, уйдет и страшное время гнета и печали.
Несмотря на отрицательный тон стихотворения, прочитав его, начинаешь верить в лучшее, в то, что старое и отжившее отмирает, уступая место новому и лучшему. В это верил и на это надеялся Некрасов в своих стихах о России, и, насколько он ненавидел крепостной строй, разрушающий страну, настолько же он любил свою Родину.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения Н. Некрасова Родина.
СОДЕРЖАНИЕ: Анализ стихотворения Н. Некрасова «Родина». Автор: Некрасов Н.А. Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит автор о своем народе.
Анализ стихотворения Н. Некрасова «Родина».
Автор: Некрасов Н.А.
Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит автор о своем народе. Стихотворение “Родина”, написанное в 1846 году, отражает настроение молодого человека, с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Мало утешительного видит патриот в окружающей жизни.
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства.
В этих строках отчетливо звучит позиция автора по отношению ко всему происходившему и происходящему сейчас. Он не только обвиняет “отцов” за их “тиранство”, “разврат”, “чванство”, но признается и в своем недостойном житье: он не в силах был противостоять среде.
Ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я.
Автор обозначает основное зло — крепостное право: безраздельное распоряжение себе подобными. Это уже грех — владеть людьми и эксплуатировать “крещеную собственность”. Вседозволенность рождает в одних звериные инстинкты, но в других, лучших людях, — желание изменить окружающую жизнь, так не похожую на человеческую.
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.
И опять обращение к женской доле, теперь уже матери, а затем и сестры, мало отличающейся от рабской. Еще тяжелее было культурным и воспитанным женщинам терпеть ежедневное попрание достоинства от грубого и себялюбивого “спутника жизни”, держащего своих крепостных девушек в наложницах.
Ты жребий свой несла в молчании рабы.
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна.
Становится понятно и оправдано то злорадство, которое охватывает лирического героя при виде всеобщего запустения и разрухи. Он надеется, что вместе с завалившимся набок домом, срубленным бором и ушедшим в небытие хозяином, который “всех собой давил” и один дышал свободно, уйдет и страшное время, ведь должно же что-то измениться. Но не так-то просто все в человеческой жизни. Автор это прекрасно понимает:
Проклятьем на меня легло неотразимым.
Горечь, боль и тоска слышатся в этом стихотворении. Автор не видит существенных перемен, на которые мог бы рассчитывать.
И еще хочется обратить внимание на одну особенность этого стихотворения и лирики Некрасова в целом. Не следует считать “я” обязательно авторским, это может быть и голос его лирического героя, и собирательного образа, и личным “я”, но чаще это синтез всех этих голосов. Именно поэтому они звучат так пронзительно, доходят до сердца и души читателя.
Анализ стихотворения Некрасова «Родина»
Некрасова всегда считали певцом свободы. Он не раз это доказывал своими произведениями. Уже ставшая классикой поэма «Кому на Руси жить хорошо» раскрывает темы социального неравенства, но откуда у самого поэта взялось стремление к справедливости и желание обличать жестокость и невежество. Корни этих чувств родом из детства. Свое отношение к родному поместью описывает Некрасов в стихотворении «Родина».
Уютного дворянского гнезда в детстве Некрасова не было. Отец его был тираном, которого боялись не только крепостные, но и собственные жена и дети. Поэтому, образ дома, который рисует поэт, малоутешителен. Он видит вокруг себя грязный разврат и тиранство.
Автор пытается показать, что все дворянско-помещичье сословие живет точно так же. Маленький мальчик не мог противостоять среде, поэтому это укрепило его характер и закалило в стремлении вырваться из порочного круга.
Тема сломленной и порабощенной родины проходит красной нитью через все стихотворение. Многие исследователи считают, что это ностальгическая элегия. Стихотворение состоит из шести строф, в каждой из которых разное количество строк. Использует поэт классический шестистопный ямб с парной рифмой.
Некрасов вспоминает своего отца, грозно помещика, погрязшего в бесплодной жизни и чванстве, мать и сестру безвременно ушедших, пронесших на своих плечах все тяготы жизни с тираном. Автор со стыдом признается:
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я…
Некрасов считает большим грехом владение другими людьми.
В стихотворение большое число художественных тропов. Метафоры: рой рабов, отлетел покой, опутав жизнь. Эпитеты: строгая улыбка, тяжелый час, вредная доброта. Все произведение весьма гиперболично, явно преувеличен образ отца, мрачность дома.
В стихотворении дворянское гнездо представлено дисгармоничным, в нем нет места милосердию и улыбке судьбы. Особо Некрасов выделяет образ няни. В первых строках она напоминает образ созданный Пушкиным: заботливая, готовая выслушать и прийти на помощь. Но позже автор говорит о ее бессмысленной и вредной доброте.
Некрасов не оставляет своей «родине» ни капли человечности и милосердия. Для поэта образ родного дома воплотил в себе все то, что он категорически не принимал в своей жизни. Поэтому последние строфы наполнены злорадством и сарказмом: ведь он увидел отчий дом разоренным и запущенным.
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка»
Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.
Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.
Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.
Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.
Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.
Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.
В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.
В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.
Главная мысль стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.
Главная тема этого произведения – размышления о трагической судьбе русских крепостных женщин, лишенных права выбора своего жизненного пути, обреченных на жалкое существование и преждевременную смерть от невзгод крепостной жизни.
Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его четверостишия зарифмованы с использованием перекрестной схемы рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой. Этим приемом автор подводит итог своему произведению, безжалостный вынося вердикт судьбе простой крепостной девушке: «Не нагнать тебе бешеной тройки!»
Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого мелодичного стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.
В стихотворении «Тройка» Некрасов часто использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Использовал автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».
Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.
Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».
В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.