Анализ стихотворения Некрасова Пророк
Знаменитый поэт и писатель – Некрасов, написал в 1874 году стихотворение под заглавием весьма своеобразным «Пророк». Он дал это название не просто так. Именно Чернышевский – этому причин. Чернышевский был другом Некрасова. И это была даже не просто дружба, ведь сначала этих двоих поэтов связывали не просто приятельские отношения, а отношения, построенные на деловой основе. Сначала они печатались вместе, а потому им двоим, приходилось часто общаться. Целых долгих восемь лет – такое еще нужно уметь представить.
В самом произведении, поэт пытается донести своему читателю, насколько важно уметь просто дарить людям добро и свою любовь. Любовь – это самое бескорыстное чувство на земле. Пророк – именно такой человек, который обязан быть таким. Он должен дарить каждому человеку, де каждому существу на земле любовь и доброту.
Добро – его так мало на нашей земле, а потому хотя бы такие личности, уже ознаменованные, просто обязаны дарить свою частичку добра и любви человечеству. Опять же, в стихотворении присутствует множество элементов спора между двумя людьми. Все это показуется в начале стихотворения. Земной пророк – человек настолько бескорыстный, что его миссия недаром сводиться к тому, что он будет всю жизнь, до конца своего – служить людям.
Анализ стихотворения Некрасова «Пророк» №2
Поэт второй половины девятнадцатого века, Н.А. Некрасов, является ярым заступником простого русского народа, угнетаемого крепостным правом. Поэтому главенствующую роль в его творчестве занимают размышления о роли поэта в народной судьбе, переживания о будущем страны, и выражение своей безграничной любви к России-матушке.
Некрасов поэт совестливый, страдающий вместе с народом и сопереживающий ему чисто по-человечески.
Стихотворение «Пророк», которое было написано в 1874 году, было посвящено, уже небезызвестному тогда Н.Г. Чернышевскому.
Некрасов несколько нарушает привычное себе исполнение стихотворений и пишет своего «Пророка», признавая высшими ценностями в жизни каждого человека, поиски свободы, справедливости, истины и гармонии. Окидывая мимолетным взглядом судьбу каждого из поэтов-революционеров, поэт пытается разглядеть проделанный нелегкий путь и оценить заслуги в «бою». Написанное классическим слогом, ямбом, столь непривычным для Некрасова, стихотворение становится в один ряд с классическими произведениями того же Пушкина и Лермонтова.
Также стихотворение полно христианских мотивов, мотивов заступничества, жертвенности ради цели, которая оправдывает все средства. И грусть и нескрываемая печаль слышится в строчках произведения, автор скорбит о «распятых», преклоняя перед ними голову, перед теми, кто не боится идти вперёд для общего дела, а не ради собственных интересов.
Сопереживая «пророкам» Некрасов твердит о неизбежности каждого поэта этой участи на тернистом пути борьбы за страну и идеалы. Быть распятым, как сын Божий Иисус Христос во имя мечтаний, идеалов, стремлений…
Возвышенность слога, многоточие—в каждой строке рок, судьба, предписанная и предначертанная уже давно.
Данное стихотворение полное революционного духа борьба против злых сил, попытка вдохновить и приободрить народные массы. Он говорит нам о геройском пути борцов за лучшее в этом мире даже ценой жизни:
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна …
Здесь ощутимое сила жертвенности во имя других, во имя родины.
Сам же Некрасов полон чувства вины, и корит себя за то, что сам «не борец», «жертвенный революционер», идущий на борьбу, как его товарищи-классики.
Он полон грустных дум, о судьбе, о будущности страны и народа, и вполне заслуживает называется «борцом-поэтом», как и его собратья по перу.
Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Впоследствии эту некрасовскую особенность назовут "совестливостью". Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям.
Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были Белинский, Добролюбов и Чернышевский.
Так, написанное в 1874 году стихотворение "Пророк" Некрасов посвящает Н. Г. Чернышевскому. Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним хотя бы пушкинского "Пророка"). Некрасов по-своему нарушает эту традицию, признавая высшей ценностью жизни служение идеалам свободы, правды и справедливости.
Начинается стихотворение очень по-некрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто "видит невозможность. Служить добру, не жертвуя собой". Тут же автор спешит объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы:
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
Сила убежденности поэта в том, что он говорит, убежденности в своей правоте особенно ощутима в строчках:
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна …
Следует сказать, что самые революционные стихотворения Некрасова освещены христианской символикой. "Народный заступник" как бы уподобляется святому подвижнику, отрекшемуся от "мирских наслаждений" и жертвующему собой во имя спасения человечества. Образом распятого Христа завершается и стихотворение "Пророк", и здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что "умереть возможно для других".
Известно, что в свете возвышенного идеала революционера-борца собственный путь порой казался поэту исполненным ошибок и нравственных падений. Несмотря на то, что с Белинским, Добролюбовым, Чернышевским Некрасова связывала личная дружба, у него до конца жизни не затихало в душе чувство вины за то, что он не разделил их участи, не стал революционером в полном смысле этого слова. Вот и в рассмотренном стихотворении поэт возносит своего в том, что "Его послал бог Гнева и Печали… » "
Интересно было бы рассмотреть на фоне изложенного стихотворение
"ПРОРОК" Пушкина, но это большая самостоятельная тема. Если
Некрасов отожествляет ПРОРОКА с революционером, борцом за
счастье народа, то Пушкин в одном из лучших своих стихотворений видит ПРОРОКА в предназначении ПОЭТА.
Стихотворение «Пророк» Николай Некрасов
Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной. »
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»
Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь ему нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…
Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»
С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г. автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала «Современник». Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет литературного адресата как истинного сына родной страны.
Для характеристики положительного образа Некрасов избирает знаковое заглавие «Пророк», отсылающее читателя к пушкинскому и лермонтовскому наследию. Показательны различия в тематике художественных текстов. В центре внимания произведений, на которые без сомнения ориентировался Некрасов, — высокая природа поэтического дара, взаимоотношения его обладателя с обществом. В собственной версии автор осознанно смещает угол зрения лирического героя, позиционируя социальную задачу «служить добру» как наиважнейшую.
Стихотворение отличается диалогичностью: зачин представляет фрагмент спора, начало которого осталось за текстом. Предметом эмоциональной беседы являются неосмотрительные, чреватые неприятностями поступки третьего лица: называя последнее, автор ограничивается местоимением «он». Лирический субъект, возражающий собеседнику, хорошо знаком с «ним» и может подробно объяснить причины, побудившие неординарного человека к рискованным действиям.
Суть натуры земного пророка составляет любовь к человечеству — возвышенная, бескорыстная, жертвенная. Пытаясь передать логику подвижника, герой моделирует его прямую речь. В двустишии-цитате, разбавляющей развернутый ответ, противопоставляются два варианта земного пути: эгоистический и альтруистический. Они выражены лаконичной формулой «жить для себя» — «умереть для других». Избраннику, который видит свою миссию в служении обществу, суждено пройти трудной и опасной дорогой.
Подвижник предвидит трагическое окончание земной судьбы: бесцельному существованию он предпочтет гибель для дела, «любезную» смерть.
В финальном эпизоде лирическое «я» представляет собственный прогноз окончания жизни пророка. Он связан с евангельским сюжетом распятия Христа. Стремление принести благо человечеству, любовь и готовность к самопожертвованию сближают земного пророка с образом Спасителя и предопределяют трагическую развязку. Завершающее двустишие укрепляет связь подвижника с горним миром: посланник небес, он призван напомнить заблудшим душам о Сыне Божием.
«Пророк», анализ стихотворения Некрасова по плану
История создания
Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки («Из Байрона», «Из Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н.Г.Чернышевскому». В прижизненные издания не входило.
Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г. но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Пророк» проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает её на плечи жертвующего собой революционера. Готовых пожертвовать жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.
Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.
Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.
Последняя строфа отделена от остальных трёх композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество». Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего («царями») человеческого облика, печали за всех угнетённых («рабов»).
Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.
Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит её на земле. Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.
Тропы и образы
В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть - приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте,послал бог Гнева и Печали .
Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но. не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.
Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.
Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.
Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к пушкинскому «Пророку». написанному четырёхстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.
Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.