Анализ стихотворения Некрасова Памяти приятеля



Анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова". О чем писал Николай Алексеевич?

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Памяти приятеля № 1

Н.А. Некрасов "Памяти Добролюбова" написал в 1864 году. Стихотворение это относится к мартирологу, который создал Николай Алексеевич, посвятив памяти близких знакомых. Он включает в себя помимо указанного произведения "Памяти приятеля" (написанное в 1853 году и посвященное Белинскому), "Не рыдай так безумно над ним" (навеянное неожиданной смертью Писарева, который при странных обстоятельствах утонул; 1868 год), "На смерть Шевченко" (год создания - 1861). В этой статье мы проведем анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова".

Пример

Смерть героев мартиролога

Преждевременно умерли герои всех произведений, перечисленных выше: в 37 лет - Белинский, в 47 - Шевченко, в 25 - Добролюбов, в 28 - Писарев. Смерть каждого из них поэтому интерпретируется Николаем Алексеевичем не как следствие трагической случайности или болезни. Это самая настоящая гибель, совершенная за родину, за свой народ, за любовь к ближним. Анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" это доказывает.

Добролюбов в жизни Некрасова

Добролюбов Николай Александрович - один из некрасовских "мучеников". Годы жизни его - 1836-1861. Этот человек является известным литературным критиком. Он создал весьма проницательные и яркие статьи о творчестве Гончарова, Тургенева, Островского. Некрасова и Добролюбова связывали дружеские отношения. Николай Александрович в последние годы жизни являлся ведущим публицистом издаваемого Некрасовым "Современника".

Жил он в соседней с ним квартире, приходил чуть ли не ежедневно обедать к писателю, даже работал в его комнатах над своими статьями.

Что хотел выразить прежде всего в этом стихотворении Некрасов?

В 1861 году скончался Добролюбов. Посвященное ему стихотворение написано было через три года после его гибели. Поэтом, следовательно, руководила не только живая скорбь об умершем. Ведь спустя три года она должна была неизбежно притупиться. Существовала другая художественная цель. Об этом стихотворении сам автор рассказывает, что он хлопотал прежде всего не о верности факта, а хотел выразить идеал общественного деятеля, лелеемый одно время Добролюбовым. Очень важно для нас это признание Николая Алексеевича. Анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" должен основываться именно на этой мысли. Открыто признает поэт, что не создавал портрет, а писал икону. В стихотворении сквозь реальные черты Николая Александровича просвечивает сияние его идеала.

Новый "святой" тип

В русской культуре нравственный идеал, вполне определенный, конечно, существовал давно. Он разрабатывался веками христианской (православной - в России) церковью и воплощен был в сонме святых. Однако для интеллигенции 1860-х годов, атеистически настроенной, давно утратила христианская святость свой путеводный смысл, свою притягательность. Перед Николаем Алексеевичем стояла задача описать новый "святой" тип, жизненный образец, который мог бы стать ориентиром для людей, принадлежащих к новой формации. Этот образец - основная тема стихотворения "Памяти Добролюбова".

Некрасов при формировании своей новой поэтической системы использовал многие элементы, присущие старой. Он обратился, выражая в произведении "идеал общественного деятеля", к образам, в русской культуре уже существующим. Заговорил поэт на языке, хорошо знакомом читателям.

Скорбь Некрасова

Глубоко интимное, личное чувство гражданина-борца наполняет это произведение. Проведенный нами анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" подтверждает это. Поэт в первых строчках как будто сдерживает собственные чувства: мужественная, суровая скорбь звучит лишь в подтексте. Она выражается в том, что, обращаясь к Добролюбову, как к живому, говоря своему другу "ты", Некрасов использует вместе с тем прошедшее время (в строчке "суров ты был. "). Однако чем ярче образ покойного, тем трагичнее звучит ощущение невозвратимой потери.

Перечисление добродетелей

Николай Алексеевич перечисляет главные христианские добродетели в произведении "Памяти Добролюбова". Стих этот описывает их на идиоматическом языке. Это борьба с мирскими наслаждениями, со страстями, добровольный аскетизм, обращение сердец, проповедь, служение родине, а в конце жизни - мученическая кончина. Однако христианские черты у Николая Алексеевича наполняются иным смыслом, поскольку не бог, а родина находится в центре поэтического мира, который описывает Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стихотворение приобретает, таким образом, художественную новизну.

Общественный деятель - пророк

Поэт намекает на пророческое дарование Николая Александровича - "вещее перо" у него. Мифологема "пророк - идеал общественного деятеля" позднее подробно будет развернута в некрасовском стихотворении "Н.Г. Чернышевский (Пророк)", написанном в 1874 году.

Хорошо был известен уже в то время образ пророка русской поэзии, однако функциями его наделялся поэт. Времена теперь изменились. Некрасов пишет в конце своего стихотворения знаменитые строчки о том, что поэтом можно и не быть, но обязательно являться гражданином.

Николай Алексеевич, продолжая житийную традицию, касается также посмертной участи, памяти Добролюбова. Стих, посвященный ему, восхваляет описанный автором идеал. Некрасов пишет, что Добролюбов "высоко вознесся" через годы, когда "страсти улеглись". Автора приводит инерция христианских образов к вере в бессмертие этого человека - парадоксальному итогу.

Две последние строки этого произведения стали крылатыми. Их часто повторял В.И. Ленин. Этот вождь сделал их эпиграфом к статье, которая посвящена памяти Ф. Энгельса. И в наши дни их можно слышать, когда выражается скорбь о смерти великого человека. Со свойственным этому поэту лаконизмом Некрасову удалось выразить и гордость за патриота, который отдал родине жизнь, и чувство боли.

Таково вкратце описание произведения, которое создал Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стих этот сегодня включен в школьную программу по литературе.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Памяти Белинского»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Памяти приятеля № 2

Формально Белинский и Некрасов знали друг друга по переписке. Они оба начинали свою карьеру писателей с критики стихотворений и прозы и в своих отзывах нередко были очень похожи. Их сотрудничество дошло до такого уровня, что Белинский мог написать отзыв за Некрасова и наоборот.

Некрасову очень симпатизировали отрицательные отзывы, написанные Белинским на исторические труды Масальского или Загоскина. Критики считали эти работы излишне «пафосными» и слишком романтическими. Кроме этого, на произведения Масальского обрушилась лавина критики со стороны друзей, называющая его труды «не ценными», с точки зрения художественной литературы.

Впервые критики лично познакомились в 1842 году и с того момента между ними завязалась крепкая дружба. Николай на своей шкуре почувствовал огромный авторитет Виссариона, сформировавший его мировоззрение.

Спустя 6 лет после знакомства Виссарион умер от болезни. Николай ни на секунду не отходил в последние дни от кровати больного. После похорон Николай Алексеевич написал трогательное стихотворение, где попытался рассказать о настоящей мужской дружбе. Стоит отметить, что после смерти Белинского его доброе имя пало в немилость общества, и Некрасов был первым, кто решился прочитать стихотворения обществу.

Несмотря на слухи в обществе о Белинском, поэт называет Виссариона «человеком с большой буквы». Николай искренне сожалеет, что жизнь подарила ему такой короткий период знакомства с Белинским. В стихотворении Николай Алексеевич прогнозирует, что работы его лучшего друга не будут забыты и к нему придет признание в обществе, только позже.

Поэта возмущает, что правительство запрещает распространять в обществе труды Белинского, поэтому делает печальные выводы: «потомки не узнают», а друзья забудут. Николай Алексеевич всеми силами пытается доказать, что Виссарион был прекрасным человеком, описывая его как истинного «интеллектуала и аристократа».

В последних строчках Некрасов жалуется, что к могиле Белинского так и не пришел ни одни «верный друг». Все они дружно пошли на поводу у правительства и давно «затеряли дорогу к твоей могиле», с грустью констатирует Некрасов.

Таким образом, стихотворение «Памяти Белинского» — это рассказ о трогательной мужской дружбе, о несчастливой судьбе начинающего критика и ученого Виссариона Белинского. Некрасов критикует «верных» друзей, которые оперативно забыли дорогу к могиле своего друга из-за давления со стороны правительства и общества.

Идеал гражданина, высшего человека у Некрасова

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Памяти приятеля № 3

Идеал гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности, абсолютируясь. И даже осеняясь именем Христа, осознанного, конечно, совсем не в официальном церковно-православном духе. Дистанция, пройденная на этом пути Некрасовым, явственно отмечается двумя произведениями: «Памяти приятеля» и «Пророк». Первое связано с именем Белинского, второе — с именем Чернышевского.

Стихотворение «Памяти приятеля» написано к пятилетию со дня смерти Белинского. Есть все основания думать, что лишь цензурные обстоятельства не позволили Некрасову назвать имя Белинского. В стихотворении создай образ именно и только Белинского. Недаром Тургенев воспользовался строкой «упорствуя, волнуясь и спеша» в своих воспоминаниях о Белинском как точно зафиксированной неповторимой психологической приметой великого критика.

Белинский был для Некрасова «пророком» не менее, чем Чернышевский, Чернышевский был «приятелем» Некрасова еще более, чем Белинский. И все же в одном случае — «приятель», в другом — «пророк»,

Хотя, видимо, и судьба Чернышевского тоже стояла за образом, создаваемым в стихотворении «Пророк», смысл стихотворения бесконечно шире. Образ пророка — высший тип героизма, духовности, подвижничества, пи за кем персонально не закрепленный и никем персонально до конца не выраженный. «Памяти приятеля»-7только о Белинском. «Пророк» — далеко не только о Чернышевском. Тяга к такому типу особенно характерна для Некрасова семидесятых годов и входит в общие поиски высших положительных начал.

Подобно образу героя-гражданина, не оставался неизменным образ матери. Еще в пятидесятые годы Некрасов создает образ матери в поэме «Рыцарь на час». Здесь слиты в одно и реальные биографические приметы матери поэта, и идеальные начала в ней, в общем выходящие за пределы реального биографического лица, хотя и связанные с ним. В дальнейшем, в семидесятые годы, этот образ как бы раздваивается и предстаёт в двух разных произведениях. Более реальный — в поэме «Мать», тестю связанной с ранними разработками Некрасовым ЭТОЙ темы. Поэма «Мать» во многом автобиографична. Образ матери в пей, сравнительно с «Рыцарем па час», гораздо более конкретен, а в черновых набросках к поэме были намечены сцены (например, с любовницей отца Аграфеной), которые еще более обытовляли его. Поэма не была закончена и вряд ли только из-за болезни. Уже в начале поэт обращался к матери:

  • Благослови, родная: час пробил!
  • В груди кипят рыдающие звуки,
  • Пора, пора им вверить мысль мою!
  • Твою любовь, твои святые муки,
  • Твою борьбу, подвижница, пою.

Однако вопреки этой заявке из поэмы ушло нечто такое, что было уже в «Рыцаре на час», а именно — идеальность. Зато эта идеальность в бесконечно более высокой степени воплотилась в другом стихотворении — одном из лучших у Некрасова — «Баюшки-баю», созданном менее чем через месяц после того, как прекратилась работа над поэмой «Мать».

В этом стихотворении мать — последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. И мать утешает, прощает, разрешает.

Мать наделена здесь прерогативами божества, всевластием абсолютным.

Таким образом, в поэзии Некрасова есть некая восходящая триада развития образа — даже шире — идеи матери: мать, мать-родина, мать — высшее идеальное начало. Подобное движение есть и в процессе создания образа — и шире — идеи героя: приятель, гражданин, пророк.

Свои «Последние песни» — именно так назвал Некрасов последнюю книгу, которая вышла в марте 1377 года,— поэт допевал, будучи смертельно больным. Краткие перерывы в мучительно протекавшей болезни отдавались стихам. Еще раз являл поэт, не только колоссальную силу поэтической энергии, но и могучую силу духа. Умер Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю).

«Памяти Белинского» Н.Некрасов

«Памяти Белинского» Николай Некрасов

Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты честно шел к одной высокой цели;
Кипел, горел — и быстро ты угас!
Ты нас любил, ты дружеству был верен —
И мы тебя почтили в добрый час!
Ты по судьбе печальной беспримерен:
Твой труд живет и долго не умрет,
А ты погиб, несчастлив и незнаем!
И с дерева неведомого плод,
Беспечные, беспечно мы вкушаем.
Нам дела нет, кто возрастил его,
Кто посвящал ему и труд и время,
И о тебе не скажет ничего
Своим потомкам сдержанное племя…
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского»

Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но не имеющим никакой художественной ценности сочинениям Булгарина и Полевого. Знакомство главного человека в русской критике с молодым литератором произошло в 1842 году. Вскоре Некрасов и Белинский подружились. Виссарион Григорьевич оказал огромное влияние на становление Николая Алексеевича как поэта, а также на формирование его мировоззрения.

В 1848 году великий критик скончался после продолжительной болезни. Николай Алексеевич был с ним до последних дней. Теплые отношения литераторов нашли отражение даже в живописи. Широко известна картина Алексея Наумова «Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного В.Г. Белинского», написанная в 1881 году. Имя Виссариона Григорьевича долгое время было под запретом. Николай Алексеевич считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть. Сначала на свет появилась поэма, посвященная критику. Затем Некрасов напечатал стихотворение «Памяти приятеля», впоследствии переименованное в «Памяти Белинского».

В этом произведении Николай Алексеевич называет своего учителя и друга наивной и страстной душой, человеком с прекрасными помыслами. Поэт сожалеет о слишком короткой жизни критика (Виссарион Григорьевич умер в тридцать семь лет), считает его судьбу печальной. По мнению Некрасова, плоды напряженного и самоотверженного труда Белинского будут долго существовать на земле. При этом Николай Алексеевич полагает, что потомки не узнают о Виссарионе Григорьевиче. Почему поэт делает столь неутешительные выводы? Видимо, речь идет о запрете на творчество Белинского, на упоминание его имени, действовавшем в то время. Огорчает Некрасова и еще одно обстоятельство — критика стали забывать старые знакомые. С горькой интонацией Николай Алексеевич констатирует в конце стихотворения:
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

Слушать стихотворение Некрасова Памяти приятеля

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Памяти приятеля

Анализ стихотворения Некрасова Памяти приятеля

Настроение произведения Памяти приятеля

Памяти приятеля