Анализ стихотворения Некрасова О народе



Тема народа и проблема национального характера стала одной из основных в русской литературе еще со времен Грибоедова с его комедией «Горе от ума» и Пушкина, который в романах «Капитанская дочка» и «Дубровский», в лирике и «Евгении Онегине» ставит вопрос о том, что составляет основу русского национального характера, как соотносится дворянская культура и народная.

Сложна и многопланова гоголевская концепция русского человека. В поэме «Мертвые души» она складывается из двух пластов: идеального, где народ – это богатыри, смелые и сильные люди, и реального, где крестьяне оказываются ничуть не лучше своих хозяев, помещиков.

Подход Некрасова к теме народа сильно отличается от ее постановки в творчестве его предшественников. Поэт выражал в своем творчестве идеалы демократического движения России середины ХIХ века, и поэтому его концепция народа отличается стройностью и точностью: она вся подчинена его социальным и политическим позициям.

Одной из ярких особенностей творчества Некрасова является то, что народ предстает в нем не как некое обобщение, а как множество живых людей со своими судьбами, характерами и заботами. Все произведения Некрасова густо «населены», об этом говорят даже их названия: «Дедушка», «Школьник», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Крестьянские дети», «Русские женщины», «Песня Еремушке». Все герои Некрасова, даже те, которым трудно теперь найти реальных прототипов, очень конкретны и живы. Некоторых из них поэт любит от всей души, сочувствует им, других ненавидит.

Загрузка...

Уже в раннем творчестве для Некрасова мир разделен на два лагеря:

Два лагеря, как прежде, в божьем мире;

В одном рабы, властители в другом.

Многие стихотворения Некрасова представляют собой своеобразные «очные ставки» сильных и слабых, угнетенных и угнетателей. Например, в стихотворении «Балет» Некрасов, обещая не писать сатиры, изображает роскошные ложи, «бриллиантовый ряд», и несколькими штрихами набрасывает портреты их завсегдатаев:

Не коснусь ни военных чинов,

Ни на службе крылатому богу

Севших на ноги статских тузов.

Накрахмаленный денди и щеголь,

(То есть купчик – кутила и мот)

И мышиный жеребчик (так Гоголь

Молодящихся старцев зовет),

Записной поставщик фельетонов,

Офицеры гвардейских полков

И безличная сволочь салонов –

Всех молчаньем прейти я готов!

И тут же, не успел еще упасть занавес на сцену, где французская актриса пляшет трепака, перед читателем встают сцены деревенского рекрутского набора. «Снежно – холодно – мгла и туман», и тянутся угрюмые поезда крестьянских телег.

Нельзя сказать, что социальный контраст в описании картин народной жизни был открытием Некрасова. Еще у Пушкина в «Деревне» гармоничный пейзаж деревенской природы призван подчеркнуть дисгармонию и жестокость человеческого общества, где существует гнет и крепостное рабство. У Некрасова социальный контраст имеет более определенные черты: это богатые бездельники и бесправный народ, который своим трудом созидает все жизненные блага, которыми пользуются господа.

Например, в стихотворении «Псовая охота» традиционная забава дворян представлена с двух точек зрения: барина, для которого это радость и удовольствие, и крестьянина, не способного разделить веселье господ, потому что для него их охота часто оборачивается вытоптанными полями, задранной скотиной и тем самым еще более осложняет его и без того полную лишений жизнь.

Среди таких «очных ставок» угнетенных и угнетателей особое место занимает стихотворение «Железная дорога», в котором, по словам К.И. Чуковского, «сосредоточены именно те наиболее типичные особенности его (Некрасова) дарования, которые образуют в своей совокупности единственный в мировой литературе некрасовский стиль».

В этой поэме призраки погибших на строительстве железной дороги крестьян встают вечным укором перед проезжающими мимо пассажирами:

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные.

Что там? Толпа мертвецов!

Подобные произведения воспринимались цензурой как нарушение официальной теории об общественной гармонии, а демократическими слоями – как призыв к немедленной революции. Безусловно, позиция автора не так прямолинейна, но то, что его поэзия была очень действенна, подтверждается свидетельствами современников. Так, по воспоминаниям одного из учеников военной гимназии, после чтения стихотворения «Железная дорога» его приятель сказал: «Эх, взял бы я ружье и пошел бы сражаться за русский народ».

Поэзия Некрасова требовала от читателя определенных поступков. Это «стихи – призывы, стихи – заповеди, стихи – повеления», во всяком случае именно так они воспринимались современниками поэта. Действительно, Некрасов в них прямо обращается к молодежи:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать!

Точно так же он призывает поэта:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Некрасов обращается даже к тем, кому совсем нет дела до народа и его проблем:

Пробудись! Есть еще наслажденье:

Вороти их! В тебе их спасенье!

При всем своем сочувствии к бедам народа, добром к нему отношении поэт отнюдь не идеализирует народ, а выдвигает ему обвинение в долготерпении и покорности. Одним из самых ярких воплощений этого обвинения можно назвать стихотворение «Забытая деревня». Описывая бесконечные крестьянские беды, Некрасов каждый раз приводит ответ крестьян, ставший присказкой: «Вот приедет барин – барин нас рассудит». В этом описании патриархальной веры крестьян в доброго барина, доброго царя проскальзывают нотки иронии. Это отражает позицию русской социал-демократии, к которой принадлежал поэт.

Обвинение в долготерпении звучит и в стихотворении «Железная дорога». Но в ней, пожалуй, самые яркие строки посвящены другому: теме народного труда. Здесь создается подлинный гимн крестьянину-труженику. Недаром стихотворение строится в форме спора с генералом, который утверждает, что дорогу строил граф Клейнмихель. Таково было официальное мнение – оно отражено в эпиграфе к стихотворению. В его основном тексте заключено развернутое опровержение этой позиции. Поэт показывает, что такой грандиозный труд «не по плечу одному». Он воспевает созидательный труд народа и, обращаясь к молодому поколению, говорит: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не плохо с тобой перенять».

Но автор не склонен питать иллюзии насчет того, что какие-то положительные перемены могут произойти в ближайшее время: «Знать только жить в эту пору прекрасную / Уж не придется ни мне, ни тебе». Более того, наряду с воспеванием созидательного, благородного труда народа, поэт создает потрясающие по своей силе и пронзительности картины труда мучительного, тяжелого, который несет гибель людям:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой, –

эти слова в стихотворении произносят мертвецы – крестьяне, погибшие на строительстве железной дороги.

Такая двойственность присутствует не только в этом стихотворении. Тяжелый труд, ставший причиной страданий и гибели, описан в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Страда», «На Волге» и многих других. Причем это не только труд подневольных крестьян, но и бурлаков или же детей, работающих на фабрике:

Колесо чугунное вертится

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, все кругом идет.

Такая концепция народного труда сложилась уже в раннем творчестве Некрасова. Так, герой стихотворения «Пьяница» (1845) мечтает освободиться, сбросить с себя «ярмо тяжелого гнетущего труда» и отдать всю душу другому труду – свободному, радостному, созидательному: «И в труд иной – свежительный – / Поник бы всей душой».

Некрасов утверждает, что труд – естественное состояние и насущная потребность народа, без него человек не может считаться достойным, быть уважаемым другими людьми. Так, про героиню поэмы «Мороз, Красный нос» автор пишет: «Не жалок ей нищий убогий: / Вольно ж без работы гулять». Крестьянская любовь к труду отразилась во многих стихотворениях Некрасова: «Эй! Возьми меня в работники, / Поработать руки чешутся!» – восклицает тот, для кого труд стал насущной, естественной потребностью. Недаром одно из стихотворений поэта называется «Песня о труде».

В стихотворении «Несжатая полоса» создается удивительный образ: земля сама зовет пахаря, своего работника. Трагедия состоит в том, что труженик, любящий и ценящий свою работу, заботящийся о земле, несвободен, забит и задавлен подневольным тяжким трудом.

В народной среде тружениками являются не только мужчины, но и женщины, но их доля еще тяжелее:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына-раба,

А третья – до гроба рабу покоряться.

Женской доле посвящены многие произведения Некрасова: поэма «Мороз, Красный нос» и глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице темной…» и другие.

Можно сказать, что тема русской женщины становится для Некрасова одной из основных в его творчестве. Он воспевает «тип величавой славянки», утверждая, что составляющей частью ее красоты является любовь к работе и умение трудиться:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка!

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна!

А после работы, оставив повседневные заботы, она может и отдохнуть:

Такого сердечного смеха,

И песни и пляски такой

За деньги не купишь.

Но, конечно же, главное в женщине – это то, что она жена и мать. Недаром так часто образ матери появляется в поэзии Некрасова. Пишет он не только о крестьянских матерях, но и о своей матери, о женах декабристов, многие стихи поэта посвящены и его жене.

Но есть еще один из важнейших образов его поэзии – это Родина-мать или матушка-Русь, которая тоже связана с народной темой и темой русской женщины. И как все стихи Некрасова о народе, произведения о России, ее прошлом, настоящем и будущем отличает некая двойственность. С одной стороны, в них звучит глубочайшая вера поэта в то, что мрачные страницы прошлого будут пройдены, и в грядущем его родная страна перестанет, наконец, быть тем местом, где повсюду «стон раздается» «сеятеля и хранителя» земли русской – ее народа. Но с другой стороны, ближайшее будущее рисовалось отнюдь не в радостных тонах:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – страдания народа

И что поэзия забыть ее должна, –

Не верьте, юноши! Не стареет она.

И все же Некрасов остался в русской литературе не только народным певцом, выразителем страданий и чаяний народа, но и поэтом, который много сделал для того, чтобы русский народ «широкую, ясную / Грудью дорогу» проложил себе в будущее. В этом огромная заслуга поэта не только перед литературой, но и перед своим Отечеством.

«Железная дорога», анализ стихотворения Некрасова

Картинка Анализ стихотворения Некрасова О народе № 1

История создания

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г. при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

Народ в лирике Некрасова

Картинка Анализ стихотворения Некрасова О народе № 2

25 декабря 2009

Тема народа и проблема национального характера стала одной из основных в русской литературе еще со времен Грибоедова с его комедией «Горе от ума» и Пушкина, который в романах «Капитанская дочка» и «Дубровский», в лирике и «Евгении Онегине» ставит вопрос о том, что составляет основу русского национального характера, как соотносится дворянская культура и народная.

Сложна и многопланова гоголевская концепция русского человека. В поэме «Мертвые души» она складывается из двух пластов: идеального, где народ – это богатыри, смелые и сильные люди, и реального, где крестьяне оказываются ничуть не лучше своих хозяев, помещиков.

Подход Некрасова к теме народа сильно отличается от ее постановки в творчестве его предшественников. Поэт выражал в своем творчестве идеалы демократического движения России середины ХIХ века, и поэтому его концепция народа отличается стройностью и точностью: она вся подчинена его социальным и политическим позициям.

Одной из ярких особенностей творчества Некрасова является то, что народ предстает в нем не как некое обобщение, а как множество живых людей со своими судьбами, характерами и заботами. Все произведения Некрасова густо «населены», об этом говорят даже их названия: «Дедушка», «Школьник», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Крестьянские дети», «Русские женщины», «Песня Еремушке». Все герои Некрасова, даже те, которым трудно теперь найти реальных прототипов, очень конкретны и живы. Некоторых из них поэт любит от всей души, сочувствует им, других ненавидит.

Уже в раннем творчестве для Некрасова мир разделен на два лагеря:

Два лагеря, как прежде, в божьем мире;

В одном рабы, властители в другом.

Многие стихотворения Некрасова представляют собой своеобразные «очные ставки» сильных и слабых, угнетенных и угнетателей. Например, в стихотворении «Балет» Некрасов, обещая не писать сатиры, изображает роскошные ложи, «бриллиантовый ряд», и несколькими штрихами набрасывает портреты их завсегдатаев:

Не коснусь ни военных чинов,

Ни на службе крылатому богу

Севших на ноги статских тузов.

Накрахмаленный денди и щеголь,

(То есть купчик – кутила и мот)

И мышиный жеребчик (так Гоголь

Молодящихся старцев зовет),

Записной поставщик фельетонов,

Офицеры гвардейских полков

И безличная сволочь салонов –

Всех молчаньем прейти я готов!

И тут же, не успел еще упасть занавес на сцену, где французская актриса пляшет трепака, перед читателем встают сцены деревенского рекрутского набора. «Снежно – холодно – мгла и туман», и тянутся угрюмые поезда крестьянских телег.

Нельзя сказать, что социальный контраст в описании картин народной жизни был открытием Некрасова. Еще у Пушкина в «Деревне» гармоничный пейзаж деревенской природы призван подчеркнуть дисгармонию и жестокость человеческого общества, где существует гнет и крепостное рабство. У Некрасова социальный контраст имеет более определенные черты: это богатые бездельники и бесправный народ, который своим трудом созидает все жизненные блага, которыми пользуются господа.

Например, в стихотворении «Псовая охота» традиционная забава дворян представлена с двух точек зрения: барина, для которого это радость и удовольствие, и крестьянина, не способного разделить веселье господ, потому что для него их охота часто оборачивается вытоптанными полями, задранной скотиной и тем самым еще более осложняет его и без того полную лишений жизнь.

Среди таких «очных ставок» угнетенных и угнетателей особое место занимает стихотворение «Железная дорога», в котором, по словам К.И. Чуковского, «сосредоточены именно те наиболее типичные особенности его (Некрасова) дарования, которые образуют в своей совокупности единственный в мировой литературе некрасовский стиль».

В этой поэме призраки погибших на строительстве железной дороги крестьян встают вечным укором перед проезжающими мимо пассажирами:

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные.

Что там? Толпа мертвецов!

Подобные произведения воспринимались цензурой как нарушение официальной теории об общественной гармонии, а демократическими слоями – как призыв к немедленной революции. Безусловно, позиция автора не так прямолинейна, но то, что его поэзия была очень действенна, подтверждается свидетельствами современников. Так, по воспоминаниям одного из учеников военной гимназии, после чтения стихотворения «Железная дорога» его приятель сказал: «Эх, взял бы я ружье и пошел бы сражаться за русский народ».

Поэзия Некрасова требовала от читателя определенных поступков. Это «стихи – призывы, стихи – заповеди, стихи – повеления», во всяком случае именно так они воспринимались современниками поэта. Действительно, Некрасов в них прямо обращается к молодежи:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать!

Точно так же он призывает поэта:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Некрасов обращается даже к тем, кому совсем нет дела до народа и его проблем:

Пробудись! Есть еще наслажденье:

Вороти их! В тебе их спасенье!

При всем своем сочувствии к бедам народа, добром к нему отношении поэт отнюдь не идеализирует народ, а выдвигает ему обвинение в долготерпении и покорности. Одним из самых ярких воплощений этого обвинения можно назвать стихотворение «Забытая деревня». Описывая бесконечные крестьянские беды, Некрасов каждый раз приводит ответ крестьян, ставший присказкой: «Вот приедет барин – барин нас рассудит». В этом описании патриархальной веры крестьян в доброго барина, доброго царя проскальзывают нотки иронии. Это отражает позицию русской социал-демократии, к которой принадлежал поэт.

Обвинение в долготерпении звучит и в стихотворении «Железная дорога». Но в ней, пожалуй, самые яркие строки посвящены другому: теме народного труда. Здесь создается подлинный гимн крестьянину-труженику. Недаром стихотворение строится в форме спора с генералом, который утверждает, что дорогу строил граф Клейнмихель. Таково было официальное мнение – оно отражено в эпиграфе к стихотворению. В его основном тексте заключено развернутое опровержение этой позиции. Поэт показывает, что такой грандиозный труд «не по плечу одному». Он воспевает созидательный труд народа и, обращаясь к молодому поколению, говорит: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не плохо с тобой перенять».

Но автор не склонен питать иллюзии насчет того, что какие-то положительные перемены могут произойти в ближайшее время: «Знать только жить в эту пору прекрасную / Уж не придется ни мне, ни тебе». Более того, наряду с воспеванием созидательного, благородного труда народа, поэт создает потрясающие по своей силе и пронзительности картины труда мучительного, тяжелого, который несет гибель людям:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой, –

эти слова в стихотворении произносят мертвецы – крестьяне, погибшие на строительстве железной дороги.

Такая двойственность присутствует не только в этом стихотворении. Тяжелый труд, ставший причиной страданий и гибели, описан в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Страда», «На Волге» и многих других. Причем это не только труд подневольных крестьян, но и бурлаков или же детей, работающих на фабрике:

Колесо чугунное вертится

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, все кругом идет.

Такая концепция народного труда сложилась уже в раннем творчестве Некрасова. Так, герой стихотворения «Пьяница» (1845) мечтает освободиться, сбросить с себя «ярмо тяжелого гнетущего труда» и отдать всю душу другому труду – свободному, радостному, созидательному: «И в труд иной – свежительный – / Поник бы всей душой».

Некрасов утверждает, что труд – естественное состояние и насущная потребность народа, без него человек не может считаться достойным, быть уважаемым другими людьми. Так, про героиню поэмы «Мороз, Красный нос» автор пишет: «Не жалок ей нищий убогий: / Вольно ж без работы гулять». Крестьянская любовь к труду отразилась во многих стихотворениях Некрасова: «Эй! Возьми меня в работники, / Поработать руки чешутся!» – восклицает тот, для кого труд стал насущной, естественной потребностью. Недаром одно из стихотворений поэта называется «Песня о труде».

В стихотворении «Несжатая полоса» создается удивительный образ: земля сама зовет пахаря, своего работника. Трагедия состоит в том, что труженик, любящий и ценящий свою работу, заботящийся о земле, несвободен, забит и задавлен подневольным тяжким трудом.

В народной среде тружениками являются не только мужчины, но и женщины, но их доля еще тяжелее:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына-раба,

А третья – до гроба рабу покоряться.

Женской доле посвящены многие произведения Некрасова: поэма «Мороз, Красный нос» и глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице темной…» и другие.

Можно сказать, что тема русской женщины становится для Некрасова одной из основных в его творчестве. Он воспевает «тип величавой славянки», утверждая, что составляющей частью ее красоты является любовь к работе и умение трудиться:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка!

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна!

А после работы, оставив повседневные заботы, она может и отдохнуть:

Такого сердечного смеха,

И песни и пляски такой

За деньги не купишь.

Но, конечно же, главное в женщине – это то, что она жена и мать. Недаром так часто образ матери появляется в поэзии Некрасова. Пишет он не только о крестьянских матерях, но и о своей матери, о женах декабристов, многие стихи поэта посвящены и его жене.

Но есть еще один из важнейших образов его поэзии – это Родина-мать или матушка-Русь, которая тоже связана с народной темой и темой русской женщины. И как все стихи Некрасова о народе, произведения о России, ее прошлом, настоящем и будущем отличает некая двойственность. С одной стороны, в них звучит глубочайшая вера поэта в то, что мрачные страницы прошлого будут пройдены, и в грядущем его родная страна перестанет, наконец, быть тем местом, где повсюду «стон раздается» «сеятеля и хранителя» земли русской – ее народа. Но с другой стороны, ближайшее будущее рисовалось отнюдь не в радостных тонах:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – страдания народа

И что поэзия забыть ее должна, –

Не верьте, юноши! Не стареет она.

И все же Некрасов остался в русской литературе не только народным певцом, выразителем страданий и чаяний народа, но и поэтом, который много сделал для того, чтобы русский народ «широкую, ясную / Грудью дорогу» проложил себе в будущее. В этом огромная заслуга поэта не только перед литературой, но и перед своим Отечеством.

Николай Некрасов: «Элегия». Анализ, описание, выводы

Имя русского поэта и публициста Некрасова теснейшим образом связано с понятием гражданской народной лирики. Николай Алексеевич, дворянин по происхождению, жил интересами самого многочисленного класса современной ему России – крестьянства. Поэту претила лицемерная позиция помещиков, которые, несмотря на образованность и либеральные настроения, продолжали оставаться крепостниками, по сути – рабовладельцами. Именно поэтому свою лиру Некрасов сознательно посвятил народу, надеясь на то, что пылающее поэтическое слово найдет отклик и сможет что-то изменить. Эта идея звучит и в произведении «Элегия». Стих Некрасова и сегодня выглядит современным.

Как появилось стихотворение «Элегия»

Народ и родина - центральная тема всех сочинений Некрасова. Однако не все современники сочувствовали настроениям поэта. Делая анализ стихотворения «Элегия» Некрасова, невозможно не упомянуть о том, что лирическое произведение стало ответом-опровержением тем критикам, которые упрекали поэта в том, что он «исписался» в теме о страданиях народа и не способен сказать что-то новое. Посвящение, предваряющее строки «Элегии», адресовано другу стихотворца А. Еракову – глубоко отзывчивому и умному человеку. Произведение было подарено ему на именины и сопровождались письмом, в котором поэт говорил, что это «самые задушевные и любимые» его стихи.

Исторический фон, на котором творил Некрасов

«Элегия», анализ которой будет представлен в статье, была написана в 1874 году, спустя тринадцать лет после отмены крепостного права. Проблема, которая тревожит сердце Некрасова, выражена в вопросе: счастлив ли освобожденный от пут крепостничества народ? Нет, ожидаемого расцвета не произошло, простые люди так же обездолены и угнетены. Некрасов был сторонником так называемого «американского» пути развития капитализма в России, по его мнению, крестьянин тогда только заживет счастливо и привольно, когда будет вести личное хозяйство. Практику эксплуатации резко и непримиримо осуждал поэт и гражданин Некрасов.

«Элегия». Анализ содержания стихотворения

В первой части автор ссылается на модные тенденции, в которых нет места социальным настроениям, и сокрушается о том, что времена, когда поэзия сможет воспевать красоту, еще не наступили. Муза должна звучно взывать к совести «сильных мира», пока «народы влачатся в нищете» и покорно сносят свое физическое и моральное рабство. Дальше поэт утверждает, что сам он «посвятил лиру» народу и высказывает свое кредо: пусть не сразу виден результат, и кажутся безнадежными усилия, тем не менее «каждый в бой иди!» Во второй части стихотворения идиллические картины крестьянской жизни представляет читателю Некрасов. «Элегия» (анализ произведения мы позже дополним исследованием поэтических приемов, используемых автором) очень нежно и одновременно возвышенно передает любовь и уважение поэта к народу-труженику. В третьей части Некрасов апеллирует к природе, олицетворяющей вселенную, и противопоставляет ее живой и страстный отклик безучастному безмолвию народа, которому посвящены страстные призывы поэта.

Художественные особенности стихотворения

Когда Некрасов провозгласил, что поэт обязан быть гражданином, ему пеняли, мол, гражданские мотивы вытеснили в его творениях поэзию. Так ли это? Анализ стиха «Элегия» Некрасова подтверждает, что поэт был вовсе не чужд эффектных поэтических приемов. Написанное шестистопным ямбом с пиррихиями стихотворение сразу берет взволнованно-торжественную интонацию и напоминает о высоких образцах классицизма. Об этом же свидетельствуют слова высоко стиля: «внемлет», «девы», «рок», «влачатся», «вторят», «лира». Исследуя стихотворение, убеждаемся в том, как умело использует олицетворение Некрасов. «Элегия», анализ которой, конечно, не исчерпывается перечислением средств выразительности, представляет нивы и долы внимательно слушающими лирического героя, а лес – откликающимся ему. Очень выразительны эпитеты: «красный день», «слезы сладкие», «наивное увлеченье», «медленный старик», «волнуемый мечтами». Народ под гнетом экспрессивно сравнивается с «тощими стадами» на «скошенных лугах». Лира метафорически осмысливается как воин, несущий службу во благо людей.

Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы

Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» - лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.

В заключение

Возможно, в сочинениях поэта лирика уступала гражданственности, и его стихи не очаровывают неуловимым дыханием гармонии. Однако кто будет спорить с тем, что Николай Алексеевич Некрасов мудр, в высшей степени сострадателен, и ему дорого будущее его страны? Именно за это мы и благодарны этому великому русскому поэту.

Послушайте стихотворение Некрасова О народе

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения О народе

Анализ стихотворения Некрасова О народе