Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова 10 класс

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году. В данном произведении поэт затронул такую тему, как крепостничество. Автор считал, что если крестьяне будут свободными людьми, они смогут построить свою жизнь так, чтобы не иметь нужды ни в пище, ни в чем-либо еще. Но дело в том, что отмена крепостного права не сделала крестьянам лучше, наоборот, это лишило их самого главного, того, с помощью чего они добывали пищу – земли.

Стихотворение «Несжатая полоса» показывает читателям, как важно для простых людей было землепашество и каким образом это отражалось на их жизни. Именно от того, каков будет урожай, зависела пища крестьянина зимой. Но не всегда хороший урожай был залогом хорошей жизни, и данное стихотворение замечательно это показывает.

Стихотворение написано в некой очень грустной атмосфере. На фоне уходящей осени автор видит полосу пшеницы, которая еще не сжата, и данная картина наводит очень грустную думу.

Стихотворение рассказывает о том, что крестьянин не смог собрать свой урожай из-за тяжелой болезни. Поэт говорит о том, что люди привыкли к смертям и боли, не замечая данных вещей. Но Некрасов считает, что не стоит смиряться с обстоятельствами, что человек свободен и может жить так, как ему этого хочется.

Загрузка...

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» 10 класс

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Несжатая полоса № 1

Стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова звучит, как монотонная народная песня. И построено оно, как произведение народного жанра. Первые строки рисуют картину поздней осени. На фоне осеннего пейзажа автор увидел несжатую полоску пшеницы, которая навеяла ему «грустную думу». Невозможно представить, чтобы крестьянин, который вырастил хлеб, так пренебрежительно к нему отнесся, потому что от собранного урожая зависит, придется крестьянину зимой голодать или нет. Некрасов использует приём олицетворения: одушевлены пшеничные колосья и ветер. Спелые колосья спрашивают: «Где же наш пахарь? чего ещё ждёт? » А ветер приносит в ответ печальную историю о больном и немощном пахаре. Отчаянием и безысходностью пронизаны эти строчки. Осиротевшая земля напрасно ждёт своего хозяина, сломленного непосильным трудом.

Через всё стихотворение проходит рефрен: «скучно нам», создавая тяжёлое настроение. Поэт также использует художественный приём, ещё более усиливающий впечатление: он противопоставляет поэтические образы, например, тучные зёрна и высохшие в щепку руки пахаря, Безнадёжностью, страхом и смирением веет от нарисованного Некрасовым осеннего пейзажа. Изображенная картина невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Добивается автор этого ощущения парной рифмовкой стиха, повторами (рефренами), параллелизмом образов — всё это характерные черты русской народной песни. Необходимо отметить также основные средства выразительности: использование эпитетов (грустная дума; печальный ответ; больное сердце; заунывная
песня) и олицетворений (лес обнажился; шепчут колосья; ветер несёт. ответ). Стихотворение написано четырёхстопным дактилем.

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасов

В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже при­меты осеннего пейзажа — «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажет­ся, шепчут колосья друг другу…» На смертном одре крестьянин думал не о себе, а о родной земле, которая останется без него си­ротою:

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет…

Но образ «несжатой полосы» имеет и иной, метафорический смысл: Некрасов писал данное стихотворение будучи тяжело больным человеком, отправляясь на лечение за границу. «Не­сжатая полоса» — это и крестьянская нива, и «нива» поэтическо­го труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, по­добно любви крестьянина к своей земле.

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» №4

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса». в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

«Несжатая полоса» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и Некрасов сумел это очень ярко передать в своем произведении.

«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, который убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Несжатая полоса»

Русскому поэту Некрасову пришлось рано уехать из отцовского дома, однако он ни на миг не забывал всего, что видел в детском возрасте. Проблемы крепостного права всегда волновали поэта, поэтому вскоре из-под его пера выходит поэзия «Несжатая полоса», которая затрагивала именно эту тему.

Главная мысль стихотворения заключалась в том, что сельские жители должны быть свободными, работать на своей земле и не ощущать в жизни нужды. К сожалению, мнение поэта было ошибочным, ведь отмена крепостного права не только еще больше угнетала простолюдинов, а забрала у них наибольшую ценность – землю.

Ведь в то время пахарство для крестьян было наиважнейшим делом, источником благополучия, что и показывает автор стихотворного произведения. От уродившей нивы зависело, не будет ли голодать семья в зимнюю пору. Однако иногда урожай оставался несобранным, так как пахарь «не по силам работу затеял». Так вот эту боль бедняги и показал Некрасов.

Вся поэзия состоит из 15 строф. Написано стихотворение «Несжатая полоса» дистихом (двустишием). Это позволяет воспринимать произведение как народную песню. Нашему взору открывается осенний пейзаж. На его фоне виднеется несжатая полоска. Эти оставшиеся в поле колоски навевают пахарю «грустную думу», ведь не может такого быть, чтоб так поступил крестьянин, вырастивший хлеб, обрекая свою семью на голодание зимой.

Очень умело Некрасов отобразил диалог между пшеничными колосьями и ветром, гуляющим в поле, используя такой прием, как олицетворение. Словно живые «шепчут колосья» с болью: «Где же наш пахарь?». Ответ им дает ветер, рассказывая грустную историю о стареющем пахаре, которого покидают силы от тяжелого труда. Именно эти строки произведения насквозь пронизаны отчаянием.

С помощью рефрена (повтора) «скучно нам» автор акцентирует внимание на безысходности хлебной нивы и выстраивает тяжелый настрой. В поэзии много противопоставлений образов, в частности, сопоставляются «тучные зерна» с руками, что «высохли в щепку».

Рифмовка стиха парная, рифма чередующаяся (женская – мужская). Стихотворный размер – четырехстопный дактиль (трехсложная стопа с ударением на первый слог). Основными художественными средствами являются не слишком красочные эпитеты («грустная дума», «заунывная песня») и олицетворения («лес обнажился», «шепчут колосья» и т.п.)

Надо сказать, что вдумчивое прочтение стихотворения «Несжатая полоса» открывает нам картину, которая ассоциируется с тяжелым положением всего русского народа того времени.

10 класс

Послушать стихотворение Некрасова Несжатая полоса

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Несжатая полоса

Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова 10 класс