Анализ стихотворения Некрасова На волге
Анализ стихотворения «На Волге» Некрасова
Анализ стихотворения «На Волге»
Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом-гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает как собственную.
В стихотворении перемежаются временные пласты – он вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками.
Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти.
Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью - по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи и стихотворение «На Волге» стало визитной карточкой Некрасова, который всегда помнил о тяжкой участи простого человека.
Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда - в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом.
Видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему.
Укор во взгляде несчастного бурлака остался в памяти Некрасова навсегда: прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски» и единственно возможным для поэта стал путь «народного заступника».
Кроме анализа стихотворения «На Волге» рекомендуем обратить внимание на другие сочинения:
Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.
Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.
В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.
Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.
Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», — так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».
Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.
«На Волге» Н.Некрасов
.
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел — нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине — и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,— говорил я жизни той.—
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…
Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
— О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!
О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…
Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо —
Вот догоню. » Догнал, поймал,—
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.
В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!
Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем?—
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью…— «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.
Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,— не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…
Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»
Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.
Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.
В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.
Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.
Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», — так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».
Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.
Урок литературы: "На Волге", Некрасов. Анализ стихотворения
Прошло уже почти полтора века с тех пор, когда по берегам великой русской реки бурлацкие артели тянули вверх по течению баржи с грузом. Они остались лишь на гениальной картине Репина и в стихах Некрасова. Благодаря этим произведениям искусства образ их навечно запечатлён в народной памяти.
Школьный урок литературы: Некрасов, "На Волге"
Некая печать формальности нередко накладывается на литературные произведения, предлагаемые для изучения в обязательном порядке. Творчество известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова известно нам из школьной программы по литературе. Оно давно уже воспринимается как нечто привычное и само собой разумеющееся. Но для нескольких поколений русских людей девятнадцатого века поэзия Некрасова отнюдь не была музейным экспонатом. Поэт воспринимался русским обществом как пророк, борец за права угнетённых. Фактически он и был своеобразным народным трибуном. А стихотворение "На Волге" Некрасов создал как одно из своих программных произведений. Попробуем перечитать его ещё раз. Классика тем и характерна, что её можно иногда перечитывать. Оттого что в ней всё знакомо, интерес к чтению не пропадает. Образы её не тускнеют со временем.
Истоки творчества
Многие исследователи творчества поэта склонны называть это произведение поэмой. И к этому есть определённые основания, если ориентироваться в первую очередь на его формальный объём. Но и по смысловому содержанию в стихотворении "На Волге" Некрасов замахнулся на очень большие философские обобщения. Созданные ним образы заставляют читателя задуматься о человеческих страданиях на пути к будущему. "О цене прогресса", как стало принято выражаться в двадцатом веке. Но даже если не углубляться в такие абстрактные философские понятия, то всё равно это произведение не столь просто для понимания, как это может показаться на поверхностный взгляд. Вне контекста жизни и творчества поэта невозможно правильно осмыслить и это его произведение. Стих "На Волге" Некрасов сочинил под впечатлением поездки по этой реке. Практически как художник изобразил с натуры. И любой нормальный художник обязан проделать этот путь - от впечатлений, увиденных в жизни, до глубокого осмысления и обобщения увиденного. Нет ничего удивительного в том, что в своём программном произведении "На Волге" поэт обратился к образу, запечатлённому в сознании ещё в детстве. Сама эта река, безусловно, олицетворяет собой русскую силу и могущество. Но не в меньшей степени и угнетение и беспросветность существования.
Николай Алексеевич Некрасов происходил из некогда богатой, но к моменту его появления на свет изрядно обедневшей, дворянской семьи. Детство его прошло в родовом имении в Ярославской губернии. Определяющую роль в становлении любого человека, тем более будущего поэта, играет та обстановка, в которой происходит формирование его личности. А детство поэта прошло в обстановке далеко не идиллической. Большая, балансирующая на грани бедности семья, своенравный и деспотичный отец, путешествия с ним по регионам Поволжья и вид бесконечных народных страданий на этом пути - таковы самые яркие впечатления детства. Они были в высшей степени противоречивыми. Но детство поэта прошло именно на Волге. И это во многом определило его последующее творчество.
Юность поэта
Не доучившись в гимназии, Николай Некрасов был рад убежать в Петербург от навязчивой опеки отца. Узнав об отказе сына поступить на военную службу, последний разорвал с ним отношения и отказал даже в минимальной финансовой поддержке. Далее ему пришлось пробиваться в жизни самостоятельно. Долгие годы борьбы за существование окончательно сформировали его как личность. Но детство поэта прошло на Волге. Некрасов возвращался туда неоднократно. Не только в стихах и поэтических образах. Поэт много ездил по стране и прекрасно представлял, в какой обстановке живёт русское крестьянство. Мысль о том, можно ли каким-то образом изменить его судьбу, на долгие годы определила выбор жизненного пути.
Литературная деятельность
Николай Некрасов проделал долгий путь к успеху. И всего добивался своим трудом. Литературное творчество постепенно стало главным делом его жизни. Основными его темами в поэзии были судьба крепостного крестьянства, быт и нравы небогатых жителей российской провинции. Темы эти были хорошо знакомы и близки поэту с детства, которое провёл Некрасов на Волге. Стихотворение, в котором речь идёт о бурлацкой артели, это одновременно и возвращение к впечатлениям, пережитым в детские годы, и осмысление увиденного с позиций творческой зрелости. Литературная деятельность Некрасова была тесным образом связана с такими изданиями, как журнал "Отечественные записки", а позже с основанным ещё Пушкиным "Современником". Широко занимался он и книгоиздательством. Следует отметить, что, помимо несомненного поэтического дарования, Николай Некрасов обладал ещё и талантом предпринимателя. Из бедности ему удалось выбраться достаточно быстро.
Народный трибун
При всей вовлеченности Некрасова в общественную жизнь и просветительскую деятельность главным его делом была поэзия. Поэт Николай Некрасов стал широко известен в России. Голос его звучал яростно и гневно. Стихи Некрасова читались в самых разных слоях российского социума: от высшей придворной аристократии до тех, кто едва научился читать. Строки поэта широко цитировались и расходились в виде афоризмов. Некрасов постоянно чувствовал эту реакцию русского общества на своё творчество, а потому читающую публику старался не разочаровывать.
Николай Некрасов, "На Волге" - стихотворение о народной судьбе
Это объёмное произведение большинством исследователей творчества поэта считается одним из самых значимых. Но при этом оно весьма далеко от прямых социально-политических деклараций. Композиционный план стихотворения "На Волге" Некрасова выстроен достаточно сложно, но при этом он лишён противоречий. Логика повествования направлена на раскрытие темы. Рассказ намеренно усложнён и ведётся от лица некоего героя, который в молодости бывал на великой русской реке и счастлив вновь вернуться на её берега. Подобный композиционный приём позволяет автору дистанцироваться от прямых декламаций своего персонажа. Но о чём идёт речь в этом произведении? Только ли о том, что увидел Некрасов на Волге? Анализ всего обширного творчества поэта позволяет сделать вывод о том, что ничего принципиально нового он в этом стихотворении вроде бы и не сказал. Тема человеческих страданий под гнётом тяжёлых жизненных обстоятельств была в его творчестве доминирующей. Но только в поэме "На Волге" Некрасов сумел подняться до глубоких философских обобщений. Поэт размышляет здесь о грядущей судьбе своей Родины. Прорвётся ли угнетённый народ через страдания к лучшему будущему? Или впереди только безысходность?
Подъём общественного движения
Идеи и образы поэзии Некрасова были не просто услышаны и восприняты российским социумом. Его гневная проповедь будила общественную мысль и заставляла искать пути переустройства существующего порядка. Все будущие революционеры воспитывались на этой поэзии. Многие из них восприняли её как руководство к действию, для них это был в начале жизни своеобразный школьный урок. Некрасов на Волге сумел не столько разглядеть, сколько интуитивно почувствовать ту самую народную силу, которая однажды перестанет покорно тянуть предложенную ей судьбой лямку. А сбросив её, выберет на берегу подходящую дубину и направится громить и баржу с товаром, и её хозяев. Чтобы однажды это свершилось, целые поколения русских революционеров готовы были идти на каторгу и на эшафот. На подвиги во имя народа их вдохновляла поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Даже пришедшие через полвека после смерти поэта к власти большевики считали себя его духовными наследниками. Они тоже в юности читали поэму "На Волге" и смогли должным образом проникнуться её энергетическим зарядом.
Литературная школа Некрасова
Но свой след поэт оставил не только в общественной жизни. В русской литературе второй половины девятнадцатого века отмечается существование такого явления, как "некрасовская школа". Это были поэты и писатели, продолжавшие и развивавшие темы и образы, впервые обозначенные в творчестве Николая Некрасова. Поэты некрасовской школы в первую очередь акцентировали своё внимание на социальных проблемах. Отвлечённые эстетические и философские теории занимали их в очень малой степени. Они сплошь и рядом пренебрегали художественностью в угоду гражданственности. Это литературное направление находилось в постоянном противоборстве с противоположным эстетским лагерем, проповедовавшим "искусство ради искусства" и отрицавшим какое-либо социальное значение поэтического вдохновения. На подобном противостоянии развивалась русская литература. Следы некрасовской поэтической школы можно обнаружить даже в творчестве таких далёких от неё поэтов-символистов, как Александр Блок и Андрей Белый.