Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок



Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок № 1

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Загрузка...

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы. Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок № 2

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Цель урока внеклассного чтения по теме малых жанров устного народного творчества. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. Викторина по определению жанра произведения. Работа над текстом сказки, физкультминутка. Подведение итога урока.

конспект урока [2,4 M], добавлен 10.01.2012

Исследование методической эффективности урока по теме "Художественное чтение как жанр эстрадного искусства". Возрастные и психологические особенности аудитории. Обоснование содержания и методики проведения урока. Ход урока, страница рабочей тетради.

реферат [1,1 M], добавлен 29.09.2013

Роль домашнего чтения в самостоятельной работе учащихся по иностранному языку. Аутентичность как обязательное условие отбора учебного текста. Литературно-страноведческий подход к их отбору. Домашнее чтение как средство обучения иностранному языку.

курсовая работа [76,3 K], добавлен 31.05.2009

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности учеников, его использование на занятиях физической культурой, значение в усвоении материала и повышении дисциплинированности. Комплекс упражнений для домашнего задания по физкультуре.

курсовая работа [29,5 K], добавлен 22.07.2009

Этапы проведения личностно-ориентированного урока. Изучение видов нетрадиционного преподавания материала. Рассмотрение методических основ педагогического (полного, аспектного, дидактического, психологического, комплексного, системного) анализа урока.

методичка [69,0 K], добавлен 15.04.2010

Программа проведения урока на тему: налогообложение в России. Описание образовательных целей урока, литературы что используется для его проведения, места проведения. Поэтапная характеристика урока. Цели данного урока. Методы проведения урока.

учебное пособие [19,4 K], добавлен 05.12.2008

Повторение пройденного материала, звуки [р], [р’]. Слого-звуковой анализ слова с опорой на предметную иллюстрацию. Выделение новых звуков, их характеристика и сравнение. Упражнение на узнавание новых звуков в словах. Знакомство с буквой Л, чтение слияние.

конспект урока [12,3 K], добавлен 13.11.2011

Программа проведения урока на тему: мозаика на изделиях из древесины. Описание образовательных целей урока, литературы, что используется для его проведения, места проведения. Поэтапная характеристика урока. Цели данного урока. Методы проведения урока.

учебное пособие [14,9 K], добавлен 05.12.2008

Стратегии текстовой, пред- и послетекстовой деятельности. Методические технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Мыслительные приемы, ведущие к глубокому пониманию текста. Разработка урока литературы по теме: "Песнь о Вещем Олеге".

курсовая работа [86,3 K], добавлен 07.04.2015

Характеристика темы учебной программы. Разделение материала темы на уроки. Подготовка материально-технической базы. Составление паспорта комплексного методического обеспечения. Составление плана урока по информатике на тему: "Интерфейс MS Word".

курсовая работа [2,3 M], добавлен 12.11.2011

Урок по литературе в 6 классе «Мужичок с ноготок»

некрасов мужичок ноготок урок

- научить учащихся сознательному, выразительному чтению стихотворения Н.А Некрасова "Мужичок с ноготок";

- развивать устную речь детей, наблюдательность, воображение;

- воспитывать любовь к поэзии, к чтению.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова, слова, написанные на доске для объяснения учащимся, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов.

I. Организационный момент.

Учитель совместно с учениками читают памятки на доске.

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? Прослушать аудиозапись стиха «Славная осень»

Проводится конкурс чтецов (Выразительное чтение учащимися стихотворения, заданного на дом )

Прочитать сообщения о Некрасове, подготовленные учащимися.

Прочитать мини сочинения.

III. Сообщение темы урока.

Прочтение учащимися темы урока, записанной на доске "Н. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Сообщение учителем цели урока.

Учитель: Перед вами на доске висит портрет поэта, написавшего это стихотворение. Прежде чем вы услышите произведение, мы послушаем доклад о жизни поэта.

Доклад ученика о жизни Н.Некрасова.

Некрасов, Николай Алексеевич - знаменитый поэт. Принадлежал к дворянской, некогда богатой семье Ярославской губернии; родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Это был человек, много испытавший на своем веку. Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасова, деревне Грешневе, Ярославской губернии и уезда, куда отец, вышедши в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5 класса.

Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Николай Алексеевич терпел нужду страшную. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал "практиком" не в лучшем значении этого слова. Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в "Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду" и "Литературной Газете", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александрийской сцене. Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении "гражданских" стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике. В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - "Мороз Красный Нос". Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. По общему складу к "Морозу Красному Носу" примыкает раньше написанная прелестная идиллия "Крестьянские дети" (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. [1]

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, я прочту стихотворение, а вы выделите в тексте слова, значение которых вам было непонятно.

Учитель читает наизусть стихотворение Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок"

На доске выписаны слова: хворост, уздцы, вестимо, миновал, чинно.

Объяснение значения слова с использованием "Толкового словаря" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова

V. Анализ произведения.

-О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)

-Как понимаете выражение: "И шествуя важно, в спокойствии чинном"? (Идет гордо, с достоинством)

VI. Повторное чтение.

Учащиеся читают стихотворение Н. Некрасова "Мужичок с ноготок".

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

VII. Выборочное чтение.

- Прочитайте. Какие слова из стихотворения помогают вам представить Власа?

- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)

--Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)

-На экране даны рисунки. Найдите в тексте слова, относящиеся к данным рисункам.

VIII. Чтение по цепочке.

- В первых двух строках выделите слова, указывающие на холод .

- Найдите слова, которые говорят о том, как передвигается лошадь.

- Какие слова помогают нам представить по взрослому идущего мальчика? (Мальчик, выполнявший работу)

- Найдите сравнения в стихотворении.

- Для чего Некрасов использует сравнения? (Для того, чтобы ярче передать характер мальчика.)

- Найдите в тексте рифмы. Что такое рифма?

IX. Чтение по ролям.

Учащиеся читают стихотворение по ролям.

- С каким чувством поэт пишет о Власе?

- Что нового мы узнали на уроке?

XI. Домашнее задание. Оценки.

Выучите стихотворение наизусть (стр.176-177), нарисуйте устно портрет Власа.

Тема урока: Н.А. Некрасов Мужичок с ноготок

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ЦЕЛИ:
Обучающие:
учить школьников анализировать поэтическое произведение
учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
формировать представления об историческом прошлом
учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
учить рассуждать
обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
пробуждать интерес к истории своей Родины
развивать познавательную активность детей
развивать самостоятельность учащихся (работа в тетради)
развивать устную речь учащихся
развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (диалог в парах)
формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)
Воспитательные:
формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
воспитывать патриотизм
прививать интерес к книге, к чтению
раскрыть нравственный смысл произведения
воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий воспитательную ценность: репродукция картины, г/з)
воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся
воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)
воспитывать добросовестное отношение к учению
прививать навыки умственного труда
ОБОРУДОВАНИЕ:
тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме урока)
портрет Н.А.Некрасова
репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"
г/з с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок"
План урока.
1. Орг. момент.
2. Работа по УМК "Все цвета, кроме чёрного"
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
4. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.
5. Работа с репродукциями картин.
6. Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
7. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Орг. момент.
Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели
2 Проверка готовности класса к уроку.
3. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?
В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
А сейчас послушаем сообщения детей о Н.А.Некрасове.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
5. Работа с репродукцией картины.
Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
6. Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.
Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"
- Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:
"Кого встретил Н.А.Некрасов?"
- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)
- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?
Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)
- Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.
Чтение вслух. Словарная работа.
Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"
На доске: сухие сучья, ветви, деревья
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
- Взгляните на фотографию. <Рисунок 3>


УЗДА Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!
- Подумайте, что такое "полушубок"?
ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
- Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)
(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что у отца-то большая семья?
"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…"
Так вон оно что! А как звать тебя?-
"Власом",
- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…
Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…
Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.
- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
- В какое время года произошла встреча? (зимой)
- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.
- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)
- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.
Кто может совершать эти действия?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело.Он гордится этим.)
- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
Физ/мин. Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно.
- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…
- Почему он так говорит? (Она остановилась.Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)
- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам.Поэтому он сердито и отвечает.)
Чтение, нахождение отрывков к иллюстрациям из книги "Мужичок с ноготок"
Нахождение предложений с восклицательным знаком.
Чтение предложений с нужной интонацией.
- Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.
- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
Чтение сначала в парах, затем – вслух.
- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
- А что у отца – то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.
Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.
- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)
- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?
Работа на листочках. Выполнение заданий к прочитанному произведению.
- Взяли листочки, заранее приготовленные к нашему уроку и продолжим работу.
Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.
Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.
Д/з Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.122 наизусть
7. Итог урока.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
- Удалось ли ему это?
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?
(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)
Заключительное слово учителя.
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі

Н.Некрасов "Мужичок с ноготок"

  • научить учащихся сознательному, выразительному чтению стихотворения
  • Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок";
  • развивать устную речь детей, наблюдательность, воображение, мышление;
  • воспитывать любовь к поэзии, к чтению.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова, слова, написанные на доске для объяснения учащимся, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов, картинки.

I. Организационный момент.

Учитель совместно с учениками читают памятки на доске.

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Проводится конкурс чтецов (Выразительное чтение учащимися стихотворения, заданного на дом «Славная осень! Здоровый, ядреный…» Н.А.Некрасова)

III. Сообщение темы урока.

Прочтение учащимися темы урока, записанной на доске "Н. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Сообщение учителем цели урока.

Учитель: Перед вами на доске висит портрет поэта, написавшего это стихотворение. Прежде чем вы услышите произведение, мы послушаем сообщение о жизни поэта.

Доклад ученика о жизни Н.Некрасова.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие стихотворения. Учитель: Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян. У него большая поэма, целиком посвященная крестьянским детям. Она так и называется Крестьянские дети». Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А мы сейчас познакомимся с одним из отрывков. Ребята, Вадим и Юра подготовили для вас это стихотворение. Приготовьтесь ответить на вопросы:

- Кого встретил Н.А.Некрасов?

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Дети читают наизусть стихотворение Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок"

2. Повторное восприятие и словарная работа. Чтение вполголоса и вслух по две строчки с объяснением значения слов. На доске выписаны слова: студеная пора, хворост, уздцы, полушубок, вестимо, миновал, чинно.

Объяснение значения слова с использованием "Толкового словаря" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова ( картинки к словам на слайдах)

V. Анализ произведения. Беседа по прочитанному и выборочное чтение по вопросам:

-О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)

-Как зовут мальчика? ( Власом ) Сколько ему лет ( шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? Найдите в тексте описание.

- Прочитайте. Какие слова из стихотворения помогают вам представить Власа?

- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)

-Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)

-Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

-Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? ( в лесу)

-В какое время года произошла встреча?(зимой)

-Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

-Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

-Что узнали о семье, в которой рос Влас?

-Подумайте, почему мальчик так говорит? ( понимает важность своей работы)

-На стр. 66 дан рисунок. Найдите в тексте слова, относящиеся к данному рисунку.

-Как идет мальчик? Найдите в тексте нужные строки.

-Прочитайте слова на доске: идет, шагает, шествует.

-Кто может совершать эти действия? ( идет ребенок, шагает солдат, шествует король)

-Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идет, не бредет, не шагает, а шествует. Почему? Как понимаете выражение: "И шествуя важно, в спокойствии чинном"? (Идет гордо, с достоинством. Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело.)

-Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? ( Делает все неторопливо, уверенно, без суеты, не шалит, по-взрослому)

-Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно. А теперь выполним зарядку для глаз: 1.Радуга

2.Качели. 3.Тепло ладоней.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )

VII. Подготовка к выразительному чтению. VIII.

-Ребята, послушайте, как звучит это стихотворение в исполнении мастера слова.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Итак, мальчик подражает походке, а как он обращается с животными?

-Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )

-Как отвечает Влас? (грубо и коротко)

Обратите внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

-Как нужно прочитать предложения с восклицательным знаком? ( с особой интонацией)

- В первых двух строках выделите слова, указывающие на холод .

- Найдите слова, которые говорят о том, как передвигается лошадь.

- Какие слова помогают нам представить по взрослому идущего мальчика? (Мальчик, выполнявший работу)

- Найдите сравнения в стихотворении.

- Для чего Некрасов использует сравнения? (Для того, чтобы ярче передать характер мальчика.)

- С какой интонацией будем читать слова Власа? (важно, с гордостью)

Учащиеся читают стихотворение по ролям.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика. (чтение в парах, затем – вслух)

- С каким чувством поэт пишет о Власе?

IX. Выразительное чтение. Конкурс «Кто лучше?»

Выучите стихотворение наизусть (стр.65-66), в тетради по чтению выписать из словаря Ожегова значения словарных слов.

-Как вы думаете, зачем Н.А.Некрасов написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянским детям в далекое время, когда даже детям приходилось работать)

-Удалось ли ему это?

-Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

-Как вы понимаете эти слова? (надежда на лучшее будущее детей)

-Понравился вам урок? Покажите свое настроение.

Просмотр содержимого документа
«Н.Некрасов "Мужичок с ноготок"»

Открытый урок по литературе в 4-ом классе на тему: Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок» Подготовила и провела: Исакова Гульмира Сериковна

научить учащихся сознательному, выразительному чтению стихотворения

Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок";

развивать устную речь детей, наблюдательность, воображение, мышление;

воспитывать любовь к поэзии, к чтению.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, памятки по чтению "Наизусть учить - ум точить", "Стихи читай правильно, выразительно, с любовью", аудиозапись стихотворения Н. Некрасова, слова, написанные на доске для объяснения учащимся, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов, картинки.

I. Организационный момент.

Учитель совместно с учениками читают памятки на доске.

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

Проводится конкурс чтецов (Выразительное чтение учащимися стихотворения, заданного на дом «Славная осень! Здоровый, ядреный…» Н.А.Некрасова)

III. Сообщение темы урока.

Прочтение учащимися темы урока, записанной на доске "Н. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Сообщение учителем цели урока.

Учитель: Перед вами на доске висит портрет поэта, написавшего это стихотворение. Прежде чем вы услышите произведение, мы послушаем сообщение о жизни поэта.

Доклад ученика о жизни Н.Некрасова.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие стихотворения. Учитель: Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян. У него большая поэма, целиком посвященная крестьянским детям. Она так и называется Крестьянские дети». Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А мы сейчас познакомимся с одним из отрывков. Ребята, Вадим и Юра подготовили для вас это стихотворение. Приготовьтесь ответить на вопросы:

- Кого встретил Н.А.Некрасов?

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Дети читают наизусть стихотворение Н.А. Некрасова "Мужичок с ноготок"

2. Повторное восприятие и словарная работа. Чтение вполголоса и вслух по две строчки с объяснением значения слов. На доске выписаны слова: студеная пора, хворост, уздцы, полушубок, вестимо, миновал, чинно.

Объяснение значения слова с использованием "Толкового словаря" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова ( картинки к словам на слайдах)

V. Анализ произведения. Беседа по прочитанному и выборочное чтение по вопросам:

-О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)

-Как зовут мальчика? ( Власом ) Сколько ему лет ( шестой миновал)

-Как выглядит мальчик? Найдите в тексте описание.

- Прочитайте. Какие слова из стихотворения помогают вам представить Власа?

- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)

--Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)

-Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

-Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? ( в лесу)

-В какое время года произошла встреча?(зимой)

-Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

-Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

-Что узнали о семье, в которой рос Влас?

-Подумайте, почему мальчик так говорит? ( понимает важность своей работы)

-На стр. 66 дан рисунок. Найдите в тексте слова, относящиеся к данному рисунку.

-Как идет мальчик? Найдите в тексте нужные строки.

-Прочитайте слова на доске: идет, шагает, шествует.

-Кто может совершать эти действия? ( идет ребенок, шагает солдат, шествует король)

-Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идет, не бредет, не шагает, а шествует. Почему? Как понимаете выражение: "И шествуя важно, в спокойствии чинном"? (Идет гордо, с достоинством. Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело.)

-Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? ( Делает все неторопливо, уверенно, без суеты, не шалит, по-взрослому)

-Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно. А теперь выполним зарядку для глаз: 1.Радуга

2.Качели. 3.Тепло ладоней.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )

VII. Подготовка к выразительному чтению. VIII.

-Ребята, послушайте, как звучит это стихотворение в исполнении мастера слова.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Итак, мальчик подражает походке, а как он обращается с животными?

-Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

-Почему он так разговаривает? (подражает речи взрослых )

-Как отвечает Влас? (грубо и коротко)

Обратите внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

-Как нужно прочитать предложения с восклицательным знаком? ( с особой интонацией)

- В первых двух строках выделите слова, указывающие на холод .

- Найдите слова, которые говорят о том, как передвигается лошадь.

- Какие слова помогают нам представить по взрослому идущего мальчика? (Мальчик, выполнявший работу)

- Найдите сравнения в стихотворении.

- Для чего Некрасов использует сравнения? (Для того, чтобы ярче передать характер мальчика.)

- С какой интонацией будем читать слова Власа? (важно, с гордостью)

VIII. Чтение по ролям.

Учащиеся читают стихотворение по ролям.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика. (чтение в парах, затем – вслух)

- С каким чувством поэт пишет о Власе?

IX. Выразительное чтение. Конкурс «Кто лучше?»

X. Домашнее задание.

Выучите стихотворение наизусть (стр.65-66), в тетради по чтению выписать из словаря Ожегова значения словарных слов.

XI. Итог урока.Оценки.

-Как вы думаете, зачем Н.А.Некрасов написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянским детям в далекое время, когда даже детям приходилось работать)

-Удалось ли ему это?

-Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

-Как вы понимаете эти слова? (надежда на лучшее будущее детей)

-Понравился вам урок? Покажите свое настроение.

Послушать стихотворение Некрасова Мужичок с ноготок

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Мужичок с ноготок

Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок