Анализ стихотворения Некрасова Княгиня



Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Княгиня № 1

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871— 1872) — поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году.

Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века.

Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения — «Де­кабристки» — было заменено новым, укрупнившим и рас­ширившим содержание авторского замысла: «Русские жен­щины». К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примеча­ние, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристками), останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближают в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».

Пример

Основная черта характера некрасовских декабрис­ток — высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку — подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справед­ливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэ­тому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторж­ные цепи.

В работе над поэмой Некрасов опирался на историчес­кие источники. Это в известной мере обеспечивало факти­ческую достоверность повествования, хотя поэт не распо­лагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идей­но-эмоциональное содержание и художественная вырази­тельность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказыва­ний персонажей.

Две части поэмы — «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н.Волконская» — соотносятся по принципу контраст­ного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанро­вым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчерк­нуть монолитность характера героини, красоту ее деяния. Вторая часть, построенная как семейные воспомина­ния, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подза­головок — «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых напряженных эпизодах поднимающейся до высоких пате­тических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего жи­вого обаяния для новых и новых поколений читателей.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Княгиня № 2

Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки». Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

Княгиня Трубецкая из поэмы «Русский женщины»

Картинка Анализ стихотворения Некрасова Княгиня № 3

Пафос поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» героический, основой его служит борьба личности за осуществление и защиту возвышенных идеалов, борьба, связанная с опасностями и риском. Героини поэмы проявляют волю ради достижения своей цели. Княгиня Трубецкая так страстно убеждена в необходимости добраться до Нерчинска и в том, что её присутствие поможет её мужу и другим декабристам, осуждённым на каторгу, что губернатор, выдумывающий всё новые причины, чтобы не дать ей возможность ехать далее, наконец признаёт за ней право быть рядом со своим ссыльным мужем. Сила доводов княгини в их искренности, в уверенности в своём праве жены разделить судьбу мужа.

Автор с восхищением относится к своей героине. Это гордая русская женщина, для которой честь и долг превыше всех удобств, дворянских прав и богатства. Она едет за мужем не как раба — это выбор её свободной воли. Прощаясь с отцом в Москве, она прощается и со всей жизнью, которую вела до сих пор: с привычным домом, с друзьями, подругами, с удобствами и блестящим обществом, к которому она привыкла. Она просит у отца благословения и умоляет его не рвать себе сердце тоской. Женщина уезжает в Сибирь, не зная, возвратится ли она когда-нибудь назад, обещает помнить завет отца. Она не льёт напрасных слёз. Княгиня словно предчувствует, этим её поступком будут гордиться русские люди десятки лет спустя. Два месяца она добирается до Иркутска. Под Иркутском её спутник захворал, и в центр губернии она прибыла одна. Губернатор, выполняя свои обязанности, был вынужден чинить ей всяческие препятствия. Он пугал её опасной дорогой, плохим состоянием отца, страшной жизнью среди каторжников, невыносимым климатом, путём в кандалах, по этапу до Нерчинска. Но поступок княгини был не минутный порыв. Её целью была помощь несчастному мужу, и пафос её слов был настолько убедительным, что губернатор был вынужден приказать: «Эй! запрягать, сейчас. ».

Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

Слушать стихотворение Некрасова Княгиня

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Княгиня

Анализ стихотворения Некрасова Княгиня

Настроение произведения Княгиня

Княгиня