Анализ стихотворения Некрасова Извозчик
«Некрасов — поэт страдания»
19 декабря 2009
Н.А. Некрасов стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему», воспевшим в своих произведениях народные страдания, «поставившим на вид России образы ее кормильцев». Некрасов творил в то время, когда в жизни народа наступил особенно тяжелый период: в пятидесятые годы наступил кризис самодержавно-крепостнической системы, произвол помещиков и страдания народа достигли своего апогея.
Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась: дарованная народу свобода вынуждала их уходить в город на заработки, где ждали нищета, голод и все тот же непосильный труд. Некрасов не мог спокойно взирать на мучения, выпавшие на долю крестьян, оставаться безучастным к судьбе народа, поэтому народная тема стала важнейшей в творчестве поэта. Она представлена в произведениях Некрасова во всем ее многообразии. Нередко общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное. Судьбы некрасовских героев различны, но каждая полна горечи и трагизма. Так, поэт повествует об «огороднике лихом», «погубившем свой век за дворянскую дочь».
Герой стихотворения проявляет необычайное благородство и силу духа, когда, пойманный около ее «горенки», он решил не навлекать на «девицу-красу» позор и принял за это «железный убор на ноги». Другой герой, извозчик Ванюха, «парень рыжий», повесился, когда понял, что купец оставил у него в санях серебро и «он, Ваня, стал бы богат», но «господь справедливый попутал шутя…». Купец счастливый вовремя вспомнил о деньгах, а у Вани, привыкшего жить в бедности, «помутился ум» при виде серебра, обладателем которого он мог бы стать.
Герой же стихотворения «Эй, Иван» пытался покончить с собой, не выдержав жестокого обращения господ. Его нередко били, заставляли делать много тяжелой работы, до старости звали просто Иваном, что унижало его человеческое достоинство. В итоге, абсолютно утративший моральный облик, он начал пить и после отмены крепостного права был обречен на жалкое существование…
Особое внимание Некрасов уделяет несчастной судьбе русских крестьянок. В стихотворении «Тройка» поэт воссоздает женский образ, показывает типичную судьбу крестьянской женщины, удел которой — «погрузиться в сон непробудный работы и черной, и трудной». Облик героини, «отцветшей, не успевши расцвесть», воплощает «тупое терпенье и бессмысленный вечный испуг», «бесполезно угасшую силу». Героиня стихотворения, как и большинство женщин, вынуждена терпеть не только непосильный труд, тяготы крестьянской жизни, но и побои «мужа-привередника», прихоти свекрови, «гнущей ее в три погибели». «Ничем не согретая», она «сойдет в сырую могилу», пройдя долгий, тяжелый, полный страдания путь.
Героиня же стихотворения «В дороге» оказалась загублена господами. Воспитанная в барском доме, «наученная всем дворянским манерам и штукам», она, «белоручка и белоличка», отвыкла от трудовой жизни в деревне. Когда же господская дочь вышла замуж, героиню, «мужичку», «воротили на село», где ей «крутенько пришлось». Абсолютно неприспособленная к крестьянскому труду, она не умела «ни косить, ни ходить за коровой», «дело у нее в руках не спорилось», и «безустанная работа», чуждая ей жизнь погубили ее, обреченную на скорую кончину.
Трагичной представляется Некрасову и судьба солдатской матери, воплощенная в стихотворении «Орина, мать солдатская», образ героини которого овеян болью и полон безысходности. Сын Орины, Ваня, которого она не видела восемь лет, «воротился больнехонек». Силы его, «детинушки богатырского сложения», были «сокрушены тяготами солдатской жизни», и он «погас, словно восковая <. > свеченька», оставив старую мать одну с «великой печалью» в душе.
Так, судьба русских крестьянок в стихотворениях Некрасова подобна «горя реченьке бездонной». Не может поэт оставаться равнодушным и к горькой доле крестьянских детей. «Растущие свободно, ничему не учась», они «рано знакомы с трудами», как мальчик, которого лирический герой встретил в лесу, «в студеную зимнюю пору». Маленькому мужичку приходится вести хозяйство вместе с отцом, работать под «солнца холодным огнем», чтобы прокормить большую семью. А сколько страданий и отчаяния в «тихом плаче и жалобах детей», вынужденных работать на фабрике… «Измученные в неволе», они уже не могут «ликовать, резвиться и скакать», а мечтают лишь «скорей воротиться домой», где им, однако, «сладко не забыться»: «встретит их забота и нужда». Детям остается только рыдать, «разрывая на части сердце матери бедной своей…».
В произведениях Некрасова «что ни человек — то мученик, что ни жизнь — то трагедия». В стихотворении «Железная дорога» поэт с горечью повествует о народных страданиях, о голоде, который заставлял людей «надрываться под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной». Именно в этих «мирных детях труда», «божьих ратниках», «ограбленных грамотеями-десятниками», «высеченных начальством, задавленных нуждой», Некрасов видит кормильцев России, тех, кто обеспечивает ее благосостояние.
Он воспевает «привычку к труду благородную», призывая «мужика уважать», восхищаться терпением и силой народа, который «вынесет все, что господь ни пошлет»; поэт убежден, что народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе», верит в «пору прекрасную», которая непременно наступит.
Но в то же время Некрасов не идеализирует крестьян, в изображении народного характера поэт объективен. Он рисует «отрадную картину» «народного счастья», когда после работы «купчина» «выставляет им бочку и недоимку дарит» и народ с криком «ура» «выпряг лошадей и купчину помчал по дороге», по-рабски радуясь его милости. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» лирический герой видит из окна сцену «скорби вопиющей»: мужиков, просителей, пришедших издалека, прогнали, так как хозяин «не любит оборванной черни», а им осталось лишь «разводить беспомощно руками, повторяя: суди его бог!» и терпеливо, смиренно идти обратно.
Вид этих людей, «несущих неисходное горе в сердцах», заставляет лирического героя задуматься о том, что «великой скорбью народной переполнена <…> земля», «где народ, там и стон бесконечный». Герой задается вопросом о народной судьбе: «проснется ли народ, исполненный сил» или он «духовно навеки почил»? Долго ли будут люди терпеть муки и унижения, «скакать по полям, по дорогам <…> в рудниках, на железной цепи…»? Народное терпение, бессмысленная надежда на барина сатирически и одновременно с горечью изображаются Некрасовым в стихотворении «Забытая деревня».
Все ее жители ничего не могут решить без барина и наивно верят, что он «увидит, как плоха избушка» у бабушки Ненилы и «велит дать лесу», «вернет землицу», которую у крестьян «лихоимец жадный оттягал», справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи. Так «дело чуть за спором», народ надеется на барина, «который все не едет…». Народная вера в доброго господина, надежда на господскую милость, по сути своей рабская, возмущает Некрасова и вызывает в нем жалость. Именно в смирении народа, в долготерпении, покорности поэт видит и вину, и беду крестьян, причину их несчастий…
Посвящая свои произведения народу, Некрасов не только расширяет тематику поэзии, но и вводит новые жанры, такие, как народные песни, городские романсы, бытовые баллады. Многие стихотворения написаны в форме монолога крестьянина, что обусловливает необходимость использовать «подлинно народный язык»: просторечную лексику («варган», «шальной», «уходиться»), диалектизмы. Так поэт достигает максимальной достоверности. Создается впечатление, что перед в нами — необработанная простонародная речь.
Кроме того, поэтика Некрасова основана на фольклоре. Им используется множество устойчивых эпитетов («белая рученька», «буйная голова», «девица-краса»), междометий («чай», «тоись»), обращений («слышь ты», «понимаешь-ста»), характерных для устного народного творчества, а также анафор, начинающихся с отрицания, типичных для народных песен и частушек («Не гулял я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву…»), своеобразных зачинов («Парень был Ванюха рыжий, // Рослый человек, // Не поддался силе вражьей, // Жил бы долгий век»).
Таким образом, стихотворения Некрасова обретают истинную народность, их форма полностью соответствует содержанию. «Воспевая страдания народа», поэт делает свои произведения яркими и выразительными, достоверно повествуя о народной жизни.
Выбирая своей основной темой нелегкую жизнь крестьян, Некрасов, безусловно, обрекал себя на непонятость и отвергнутость. Многие поэты «чистого искусства» видели в его стихах не более чем политическую декларацию, его считали общественным деятелем, но не творцом, не художником, ценили гражданский пафос Некрасова, но не его поэтический талант. Однако Некрасов и сам говорил, что «пишет не для светского общества». Творивший для народа, писавший о народе и во имя народа, этот поэт посвящал свои стихотворения «миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда», чем и сделал свое творчество неповторимым.
Извозчик (Николай Некрасов)
Извозчик
Николай Некрасов
Парень был Ванюха ражий,
Рослый человек,-
Не поддайся силе вражей,
Жил бы долгий век.
Полусонный по природе,
Знай зевал в кулак
И название в народе
Получил: вахлак!
Правда, с ним случилось диво,
Как в Грязной стоял:
Ел он мало и лениво,
По ночам не спал.
Всё глядит, бывало в оба
В супротивный дом:
Там жила его зазноба -
Кралечка лицом!
Под ворота словно птичка
Вылетит с гнезда,
Белоручка, белоличка.
Жаль одно: горда!
Прокатив ее, учтиво
Он ей раз сказал:
"Вишь, ты больно тороплива",-
И за ручку взял.
Рассердилась: "Не позволю!
Полно - не замай!
Прежде выкупись на волю,
Да потом хватай!"
Поглядел за нею Ваня,
Головой тряхнул:
"Не про нас ты,- молвил,- Таня",-
И рукой махнул.
Скоро лето наступило,
С барыней своей
Таня в Тулу укатила.
Ванька стал умней:
Он по прежнему порядку
Полюбил чаек,
Наблюдал свою лошадку,
Добывал оброк,
Пил умеренно горелку,
Знал копейке вес,
Да какую же проделку
Сочинил с ним бес.
Раз купец ему попался
Из родимых мест;
Ванька с ним с утра катался
До вечерних звезд.
А потом наелся плотно,
Обрядил коня
И улегся беззаботно
До другого дня.
Спит и слышит стук в ворота.
Чу! шумят, встают.
Не пожар ли? вот забота!
Чу! к нему идут.
Он вскочил, как заяц сгонный
Видит: с фонарем
Перед ним хозяин сонный
С седоком-купцом.
"Санки где твои, детина?
Покажи ступай!"-
Говорит ему купчина -
И ведет в сарай.
Помутился ум у Вани,
Он как лист дрожал.
Поглядел купчина в сани
И, крестясь, сказал:
"Слава богу! слава богу!
Цел мешок-то мой!
Не взыщите за тревогу -
Капитал большой.
Понимаете, с походом
Будет тысяч пять. "
И купец перед народом
Деньги стал считать.
И пока рубли звенели,
Поднялся весь дом -
Ваньки сонные глядели,
Оступя кругом.
"Цело всё!" - сказал купчина,
Парня подозвал:
"Вот на чай тебе полтина!
Благо ты не знал:
Серебро-то не бумажки,
Нет приметы, брат;
Мне ходить бы без рубашки,
Ты бы стал богат,-
Да господь-то справедливый
Попугал шутя. "
И ушел купец счастливый,
Под мешком кряхтя.
Над разиней поглумились
И опять легли,
А как утром пробудились
И в сарай пришли,
Глядь - и обмерли с испугу.
Ни гу-гу - молчат;
Показали вверх друг другу
И пошли назад.
Прибежал хозяин бледный,
Вся сошлась семья:
"Что такое. " Ванька бедный -
Бог ему судья!-
Совладать с лукавым бесом,
Видно, не сумел:
Над санями под навесом
На вожжах висел!
А ведь был детина ражий,
Рослый человек,-
Не поддайся силе вражей,
Жил бы долгий век.
Краткое содержание, тема стихотворения Некрасова "Школьник". Анализ стихотворения
February 20, 2016
Тема стихотворения Некрасова "Школьник", анализ которого вы найдете ниже, - жизнь русской глубинки и вера в светлое будущее. Перед нами одна из настоящих жемчужин русской поэзии. Яркий, живой язык, близкие поэту образы простого народа делают стихотворение особенным. Строчки легко запоминаются, перед нами при прочтении будто возникает картинка. Стихотворение входит к обязательным для изучения в школьной программе. Изучают его ученики в шестом классе.
Предлагаем вам краткое содержание стихотворения, описание его тематики и анализ, а также откроем вам небольшой секрет: о ком же в поэзии говорит Некрасов, кто этот загадочный "архангельский мужик", ставший "разумным и великим".
О Некрасове
Н. А. Некрасов – классик, писатель и публицист. Известен своими поэмами "Кому на Руси жить хорошо" и "Русские женщины".
Он же автор стихотворения о дедушке Мазае и зайцах.
Писатель старался писать наиболее простой и легкой речью, максимально приближенной к народному стилю. Диалектизмы и просторечные выражения придавали его слогу удивительную живость и искренность. Ярким примером служит речь стихотворения Некрасова "Школьник", анализ которого мы предоставим ниже.
Поэт вырос в семье помещика, который был грозой как для своих крепостных, так и для жены и детей. Постоянный террор и деспотизм отца оставили глубокие шрамы на сердце писателя, многие переживания он выплеснул в своих произведениях. Будучи сыном помещика, он всем своим сердцем сочувствовал простому народу, принимая его беды и лишения. В 16 лет юный поэт оказался совершенно без помощи и поддержки отца, но он, как и герой нашего произведения, не оплошал и добился своей цели.
О стихотворении
Произведение Некрасова "Школьник" – одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.
Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие – учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти. На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке. Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное - не робеть, не лениться.
Краткое содержание
Стихотворение начинается окриком на свою лошадку извозчика. Он видит мальчика, худого, бедного, с грязными от длительной ходьбы ногами и "книжкой в котомке". Мальчик на предложение подвезти быстро забирается в убогую телегу, и герои едут дальше разговаривая.
После прочтения сразу становится ясно, кого подразумевал Некрасов в стихотворении "Школьник". Это собирательный образ всего народа, который беден и голоден, но стремится к знанию, не боится трудностей и тревог. Писатель испытывает гордость за своих сверстников, которые, сбивая в кровь ноги, стремятся стать кем-то.
Упоминается в стихотворении еще один персонаж: «архангельский мужик», который «по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Эти строчки – о величайшем ученом, математике, физике, биологе и филологе Михаиле Ломоносове, который родился в маленькой деревушке, но стал академиком, профессором и преподавателем. Вот на такое будущее намекает автор, пророча его маленькому мальчику-школьнику.
Образы стихотворения Некрасова "Школьник". Анализ
Главный центральный образ произведения – бедный оборванный мальчишка-школьник, бредущий лесом, скорее всего, на учебу. Извозчик, посадивший мальчика на свою телегу, и сочувствует ему, и подбадривает ученика, что он на верном пути, знания - путь к выходу из нищенской жизни. При этом рассказчик сквозь грусть и жалость к бедному школьнику говорит о радости и вере в его внутреннюю силу.
Проблематика стихотворения Некрасова "Школьник" (анализ которого сейчас часто выполняют на уроках литературы современные ученики) – это и сопереживание, и страдание сердца поэта от безысходной, нищей жизни в деревнях, и одновременно гимн сильному, целеустремленному народу. Эти простые, искренние люди не грустят о своей горькой судьбе, а борются с невзгодами и тревогами, и даже в бедствии стремятся к знаниям, верят в светлое будущее.
Тема стихотворения "Школьник" Некрасова
Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами. Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей. К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них – надоевшее занятие. Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он – плата за заветную «грамоту».
Н. А. Некрасов ("Школьник" - одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.
В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится – еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.
Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. "Школьник" – это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.
Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа – голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.
В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа – Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.
Стихотворение Некрасова Н.А.
«Извозчик»
"Извозчик"
Парень был Ванюха ражий,
Рослый человек,-
Не поддайся силе вражей,
Жил бы долгий век.
Полусонный по природе,
Знай зевал в кулак
И название в народе
Получил: вахлак!
Правда, с ним случилось диво,
Как в Грязной стоял:
Ел он мало и лениво,
По ночам не спал.
Всё глядит, бывало в оба
В супротивный дом:
Там жила его зазноба -
Кралечка лицом!
Под ворота словно птичка
Вылетит с гнезда,
Белоручка, белоличка.
Жаль одно: горда!
Прокатив ее, учтиво
Он ей раз сказал:
"Вишь, ты больно тороплива",-
И за ручку взял.
Рассердилась: "Не позволю!
Полно - не замай!
Прежде выкупись на волю,
Да потом хватай!"
Поглядел за нею Ваня,
Головой тряхнул:
"Не про нас ты,- молвил,- Таня",-
И рукой махнул.
Скоро лето наступило,
С барыней своей
Таня в Тулу укатила.
Ванька стал умней:
Он по прежнему порядку
Полюбил чаек,
Наблюдал свою лошадку,
Добывал оброк,
Пил умеренно горелку,
Знал копейке вес,
Да какую же проделку
Сочинил с ним бес.
Раз купец ему попался
Из родимых мест;
Ванька с ним с утра катался
До вечерних звезд.
А потом наелся плотно,
Обрядил коня
И улегся беззаботно
До другого дня.
Спит и слышит стук в ворота.
Чу! шумят, встают.
Не пожар ли? вот забота!
Чу! к нему идут.
Он вскочил, как заяц сгонный
Видит: с фонарем
Перед ним хозяин сонный
С седоком-купцом.
"Санки где твои, детина?
Покажи ступай!"-
Говорит ему купчина -
И ведет в сарай.
Помутился ум у Вани,
Он как лист дрожал.
Поглядел купчина в сани
И, крестясь, сказал:
"Слава богу! слава богу!
Цел мешок-то мой!
Не взыщите за тревогу -
Капитал большой.
Понимаете, с походом
Будет тысяч пять. "
И купец перед народом
Деньги стал считать.
И пока рубли звенели,
Поднялся весь дом -
Ваньки сонные глядели,
Оступя кругом.
"Цело всё!" - сказал купчина,
Парня подозвал:
"Вот на чай тебе полтина!
Благо ты не знал:
Серебро-то не бумажки,
Нет приметы, брат;
Мне ходить бы без рубашки,
Ты бы стал богат,-
Да господь-то справедливый
Попугал шутя. "
И ушел купец счастливый,
Под мешком кряхтя.
Над разиней поглумились
И опять легли,
А как утром пробудились
И в сарай пришли,
Глядь - и обмерли с испугу.
Ни гу-гу - молчат;
Показали вверх друг другу
И пошли назад.
Прибежал хозяин бледный,
Вся сошлась семья:
"Что такое. " Ванька бедный -
Бог ему судья!-
Совладать с лукавым бесом,
Видно, не сумел:
Над санями под навесом
На вожжах висел!
А ведь был детина ражий,
Рослый человек,-
Не поддайся силе вражей,
Жил бы долгий век.
Стихотворение Некрасова Н.А. - Извозчик
См. также Николай Некрасов - стихи (Некрасов Н. А.) :
Из Гейне
Ах, были счастливые годы! Жил шумно и весело я, Имел я большие доходы.
Изгнанник
Еще младенцу в колыбели Мечты мне тихо песни пели, И с ними свыклася.