Анализ стихотворения Еду ли ночью Некрасова
Данное стихотворение поэт посвятил очень тяжелой и популярной теме – судьбе русских женщин. Он показывает каждый этап проблем, которые сваливаются на русскую женщину: злость и беднота в доме родителей, брак с человеком, которого она не любит, голод и нищета, смерть единственного и любимого сына. Далее для того, чтобы нормально похоронить своего сына и кормить мужа она решается продать свое тело.
Всю ответственность за данный поступок женщина берет на себя. Муж не понимает, какая сила помогает их семье. Затем муж начинает понимать, как обстоят дела и злиться на женщину. Пара рассталась, муж, который должен быть защитой и опорой проклинает женщину, которая была готова ради него на столь трудный шаг. Но судя по тому, как мужчина обращается к своей бывшей жене («Друг беззащитный»), он все же испытывает к ней некоторые хорошие и теплые чувства.
Судьба героини данного произведения – обычная и типичная судьба женщины того времени. Атмосфера стихотворения с самого начала очень угрюмая и темная. В таких условиях для человеческой души невозможна радость.
Автор восторгается русской женщиной, хоть и ее поступок не достоин хороших слов. Но ее мужественность, любовь к своему мужу, ради которой она решилась на не очень приемлемый поступок, заставляет Некрасова уважать героиню своего стихотворения.
Cочинение «Анализ стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице темной»»
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н.А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века — судьбе русской женщины. По жанру это баллада.
Н.А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и голод, гибель единственного сына. Затем для того, чтобы похоронить ребенка и накормить мужа, женщина решается на отчаянный шаг: она продает свое тело. Всю ответственность этого поступка героиня берет на себя. Муж первое время даже не догадывается об ужасном поступке жены. «Случай нас выручил? Бог ли помог?» — наивно спрашивает себя он. Потом страшная догадка все-таки приходит ему в голову: «Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем. Только угрюм и озлоблен я был…». Муж, ради которого и вместо которого героиня заработала деньги, озлобился. Герои расстались. «Где ты теперь? С нищетой горемычной злая тебя сокрушила борьба? Или пошла ты дорогой обычной И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя?» — все эти вопросы, сконцентрированные в последней строфе стихотворения, так и останутся без ответа. Даже муж, который и должен был защитить свою жену от бедности и унижения, посылает ей бесполезные проклятья, но все равно мучительно вспоминает о ней словами: «Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Обращение «друг» подчеркивает, что в душе героя все еще есть нежные чувства к любимой женщине. Созвучные эпитеты «беззащитный, больной и бездомный» усиливают трагическое звучание фразы.
Судьбу героини произведения, к сожалению, можно считать типичной для того времени. Добродетельная Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» прошла подобный же путь: ради голодных детей своей мачехи она становится проституткой. В одном из ее разговоров с Родионом Раскольниковым звучит мысль о том, что Полячка в скором времени тоже должна будет повторить печальную судьбу Сонечки.
Обилие отрицаний («с детства судьба невзлюбила тебя», «муж тебе выпал недобрый на долю», «не покорилась», «да не на радость сошлась и со мной», «он не смолкал», «слез безрассудных не лей», «ты не спешила с печальным признаньем»). Эти отрицания придают негативную окрашенность художественной атмосфере произведения. Эту же семантическую функцию выполняют в произведении образы мира природы (буря, дождь). Злоба, угрюмство — вот настроение, которое может породить подобная атмосфера. В таких условиях для человеческой души не может быть радости. Не случайно основной мотив произведения — беззащитность, безысходность.
Примечательно, что весь сюжет произведения разворачивается в атмосфере полутьмы, полусвета. Темная улица, пасмурный день — все эти художественные детали призваны также подчеркнуть безрадостность существования. Эту же функцию выполняют заунывные звуки труб, подчеркивая тему тяжести непосильного капиталистического труда.
Н.А. Некрасов показывает, что на отчаянный шаг героиню подталкивает только крайне тяжелое положение. Не случайно в сюжете произведения моделируется несколько иной вариант развития событий: «С горя да с голоду завтра мы оба Так же глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба — Вместе свезут и положат рядком…». Таким образом, ценой личного счастья и супружеской верности героиня стихотворения, по сути, спасает любимому жизнь. Автор потрясен благородством души русской женщины, ее мужественным, хотя и некрасивым с точки зрения общественной морали поступком. Примечательно, что герой, который не может простить поступок жены, с животным чувством, не раздумывая, утоляет голод, съедая ужин, купленный на принесенные женой деньги. Не случайно смерть в такой ситуации представляется герою сладостным избавлением.
Образы автора и героя то сливаются в стихотворении, то вновь разъединяются. Этот прием взят поэтом из фольклорных источников. Однако всем ходом развития сюжета произведения Н.А. Некрасов убедительно показывает, что настоящим виновником грехопадения героини является не ее муж, который сам, выбиваясь из сил, пытался прокормить семью, а несправедливость общественного устройства, при котором одни люди могут покупать душу и тело других как товар.
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», обладая высокой обличительной силой, вызвало широкий общественный резонанс: отклики И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева. Социальная тема — главная тема в творчестве Н.А. Некрасова. Это явление было новаторским для поэзии по сути.
Анализ №3
Стихотворение "Еду ли ночью по улице темной. ", вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова - Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др. - с одной стороны, традиционно для самого поэта, но, с другой - принципиально новаторское для русской поэзии вообще. Такая его особенность, как сюжетность, и сам выбор сюжета - судьба женщины в бесчеловечных социальных условиях, приводящих ее к падению - не новы для поэзии Некрасова (вспомним хотя бы стихотворение "Когда из мрака заблужденья. ", 1845). Однако сами сюжетность и выбор сюжета - нарушение традиции, ведь сюжет, в особенности сюжет "низкий", связанный с нищетой, голодом и вообще социальными проблемами, - явление редкое для донекрасовской русской поэзии. В этом - одно из основных проявлений творческого метода Некрасова, заключавшегося в разрушении привычных норм и канонов, в пародировании их (как во многих других его ранних стихотворениях, например, "Современная ода" и "Колыбельная песня", 1845, "В неведомой глуши, в деревне полудикой. ", 1846, "Нравственный человек", 1847 и т.д.), так как только так можно было завоевать себе достойное место в русской поэзии середины - начала первой половины XIX в. когда интерес к поэзии вообще и, в особенности, к традиционной поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем (есть две строки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются женские - нечетные - и мужские - четные - окончания). Выбор трехсложного размера - еще одно проявление поэтического новаторства Некрасова, ставшим одним из первых русских поэтов, активно употреблявших трехсложники, приближавшие стихотворную речь к разговорной, вместе с тем обогащая поэтический язык. Стихотворение состоит из четырех частей разного размера: первая часть - двенадцать стихов, вторая и третья части - по шестнадцать стихов и четвертая часть - восемь стихов, - что также является отличительной особенностью Некрасовской поэзии: подобное иррегулярное строфическое деление встречается во многих его стихах, например, "Да, наша жизнь текла мятежно. ", "Так это шутка? Милая моя. " (1850), "Муза" (1851), "О письма женщины, нам милой. " (1852) и т.д. Такое разбиение на строфы совпадает с сюжетным членением: первая строфа - воспоминания героя о бывшей возлюбленной до встречи с ним, вторая - рассказ о смерти их ребенка, третья - рассказ о ее падении, четвертая - вновь мысль о том, "где она теперь".
В стихотворении встречается приблизительные и неточные рифмы: "рукой" - "мной", "темней" - "не лей", "заснем" - "рядком", "венцу" - "отцу" и т.д. - явление также редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др.
В опровержение мнения о "слабой форме" или "безыскусности" некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:
Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С - согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, "мучительной думы" (звуки л и j, шипящие - вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в "Мцыри" Лермонтова). Обилие групп согласных ("темной", "пасмурный", "друг", "вдруг", "брызги дождя", "пронзительно звонок", "вдоволь поплакал" и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.
Другая характерная особенность этого стихотворения - обилие отрицаний: "друг беззащитный, больной и бездомный", "с детства судьба невзлюбила тебя", "муж тебе выпал недобрый на долю", "не покорилась", "да не на радость сошлась и со мной. ", "он не смолкал", "слез безрассудных не лей", "ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил", "все без изъятья", "бесполезно замрут" - также свойственна поэзии Некрасова, ср. например, стихотворение "Муза" (1851):
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Мечтой неясною не волновала ум
И не являлась вдруг восторженному взору
и т.д.
Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.
Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм. Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: "Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день" - продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: "полусвет, полутьма", - затем усиливающийся: "становилось темней"; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: "В комнате темной зажгли огонек". Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: "темной" - "огонек", что отсылает ко второй части, где "полусвет" и "полутьма" выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой - характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные "петербургские" мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты. Это стихотворение относится к тем, о которых. сказал: "Какой-то город, явный с первых строк, // Растет и отдается в каждом слоге".), равно как и других поэтов и писателей, разрабатывавших "петербургскую" тему.
К мотиву темноты примыкает важнейшая тема, также связанная с Петербургом, - тема враждебности природы по отношению к человеку. Тема эта выражается в образах "бури", "дождя", "холодной" комнаты, в мотиве болезни: эпитет "больной" проходит через все стихотворение: "Друг беззащитный, больной и бездомный", "больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил"; "была ты бледна и слаба" (болезнь, бледность и слабость связаны звукописью в единый фонетико-семантический ряд). Тут же и мотив смерти: "умер ребенок", "завтра мы оба // Так же глубоко и сладко заснем" (ужас и безысходность жизни героев подчеркивается тем, что единственный положительный эпитет, встречающийся в этом сравнительно крупном стихотворении, - "сладкий" - относится к смерти, а героиня, отправляется на панель, "принарядившись, как будто к венцу"), "три гроба", "гробик ребенку", "в гроб положили".
Во-вторых, это мотив дурного душевного состояния, злобы: "зол был отец твой угрюмый" (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), "муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой", "купит хозяин, с проклятьем, три гроба", "в разных углах мы сидели угрюмо" (угол, узость пространства - еще один "петербургский" мотив), "угрюм и озлоблен я был" (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), "злая борьба". Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.
Далее, мотив бедности, нищеты, голода: "друг бездомный", "беден был отец твой", "голодный", весь образ неотапливаемой, "пустой и холодной" комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: "пар от дыханья волнами ходил", "с голоду завтра мы оба // заснем", необходимость женщине торговать собой, чтобы купить "гробик ребенку и ужин отцу" (вспомним Соню Мармеладову, которая появится менее чем через двадцать лет после написания этого стихотворения: "А тут ребятишки голодные. а чтт тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. " ("Преступление и наказание", ч. 1 гл. II). Ср. у Некрасова: "Ты ушла молчаливо, // Принарядившись, как будто к венцу, Ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил, // Только мы оба глядели с рыданьем".), нищета горемычная.
Другой важный мотив - тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: "друг беззащитный", "кто ж защитит тебя?" Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:
Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут.
Бесчеловечность окружающего мира - основная причина страданий героев.
Важнейший мотив стихотворения - мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: "с детства судьба невзлюбила тебя" (причина этого - бедность отца), "или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?" "Роковая судьба" - предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: "я унывал, выбивался из сил" (ср. "труб заунывные звуки"), образ слабого ребенка, "злая тебя сокрушила борьба", "только во мне шевельнутся проклятья - // И бесполезно замрут. " - и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: "не покорилась - ушла ты на волю", "в сердце твоем совершалась борьба" (умереть с голоду - или утратить честь?), "злая тебя сокрушила борьба". Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.
Анализ стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»
Это произведение посвящено судьбе русской женщины. В данном стихотворении автор показывает, какие тяжелые испытания приходится пережить главной героини: бедность и голод в родительском доме, брак не по любви и гибель единственного сына. Чтобы похоронить ребенка и прокормить семью, она решается продавать свое тело.
Муж сначала не догадывается об ее ужасном поступке. Но страшная догадка будоражит его подсознание. Его злости нет предела. Вместо того, чтобы защитить свою жену от нищеты, он обвиняет ее и посылает бесполезные проклятия. Жена обижена на мужа и герои расстаются. Хотя, это расставание не приносит никому облегчения.
Муж все равно печально вспоминает о своей супруге. Обращение «друг» явно подчеркивает, что в его душе еще пылают трепетные чувства к любимой женщине. Он терзает себя вопросами, которые уже останутся без ответа. Созвучные эпитеты «больной, бездомный, беззащитный» только усиливают драматическое звучание фразы. Обилие отрицаний придает негативную окраску художественной атмосфере произведения.
Злость, угрюмость — именно то настроение, которое способна породить холодная атмосфера. В таких условиях душа человеческая не может быть поистине счастливой и жизнерадостной. Не спроста, главный мотив произведения — безысходность, беззащитность. Ведь все события разворачиваются в атмосфере полусвета, полутьмы.
Пасмурный день, темная улица — эти художественные детали так же подчеркивают безрадостность существования. Автор показывает, что лишь крайне тяжелое положение подталкивает героиню на отчаянный шаг. Он потрясен благородством ее души, ее мужественным, хотя и неправильным поступком.
Удивительно, но герой, который не смог простить поступок жены, с жадностью, не раздумывая, утолял голод пищей, купленной на ее деньги. Не случайно в такой ситуации смерть представляется ему сладостным избавлением. Таким образом, в своем произведении Некрасов наглядно демонстрирует, что вина грехопадения героини лежит не только на ее муже, но и на несправедливости общественного устройства в целом.
Николай Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем творчестве он сумел отразить все оттенки русской ясизни, выделил ее «темные стороны» во всей их драматичности и незаурядности. Некрасов не только «заземлил поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу». Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой падшей женщине, предупреждая во многом картины и образы Достоевского.
Очень тонко это сделано в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…», после которого Н. Г. Чернышевский заявил, что Россия приобретает великого поэта. В этом произведении органично слились голос героя и автора, они плавно перетекают от одного к другому, составляя необыкновенную ткань повествования. Этот художественный прием, хорошо известный в народной лирической песне, естественно вошел и в поэзию Некрасова. Вначале явственно звучит голос поэта-рассказчика, ощущается его искренняя боль за человека и льется грустная повесть о «судьбе героини».
«Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…»
Изящно, почти неуловимо рассказ переходит к герою, хотя сердечному человеку, но безвольному, не умеющему да и не желающему видеть реальный мир со всеми его трудностями и печалями. Ему «удобно» быть «слепым и глухим» даже к горю рядом живущего человека. И лишь позднее раскаяние как-тс примиряет читателя с непритязательным героем.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу…
Как это удобно, делать вид, что ничего не понимаешь, не догадываешься об источниках «благодеяний», вдруг свалившихся с неба. Поэт никого открыто не осуждает, но читатель чувствует подспудно его иронию над героем. Это безмолвный суд, и оттого он еще зримее встает перед читателем.
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…
Не потому ли позднее прозрение и раскаяние героя шевельнулись все же в душе, не позволив осудить ту, которую он уже ранее предал.
Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
И бесполезно замрут!
Небольшое по объему стихотворение вместило трагизм целой судьбы, даже не одной. Такая концентрация событий «нужна» поэту, чтобы показать истинных виновников «падения» героини: общественную несправедливость, злую судьбу и бездействие рядом живущего, казалось, взявшего на себя ответственность за любимую женщину, но так и не сумевшего дать ей покоя и счастья.