Анализ стихотворения Маяковского Пустяк у оки
ПУСТЯК У ОКИ
1915
Нежно говорил ей —
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, — не звезда, а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите.
Только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
у стихотворения ПУСТЯК У ОКИ аудио записей пока нет.
Владимир Маяковский — Нежно говорил ей ( Пустяк у Оки )
Pustyak u Oki
Nezhno govoril yey —
my u reki shli kamyshami:
«Slyshite: shurshat kamyshi u Oki.
Budto napolnena Oka myshami.
A v nebe, luchik serezhkoy vdev v ushko,
zvezda, kak vy, khoroshaya, — ne zvezda, a devushka.
A tam, gde konchayetsya zvezdochki tochka,
mesyats ulybayetsya i zaverchen, kak
budto na nebe strochka
iz Averchenko.
Vy prekrasno kartavite.
Tolko zhalko Italiyu. »
Ona: «Akh, zachem vy davite
i lokot i taliyu.
Vy mne meshayete
u kamysha idti. »
Gecnzr e Jrb
Yt;yj ujdjhbk tq —
vs e htrb ikb rfvsifvb:
«Cksibnt: iehifn rfvsib e Jrb/
,elnj yfgjkytyf Jrf vsifvb/
F d yt,t, kexbr ctht;rjq dltd d eirj,
pdtplf, rfr ds, [jhjifz, — yt pdtplf, f ltdeirf///
F nfv, ult rjyxftncz pdtpljxrb njxrf,
vtczw eks,ftncz b pfdthxty, rfr
,elnj yf yt,t cnhjxrf
bp Fdthxtyrj///
Ds ghtrhfcyj rfhnfdbnt/
Njkmrj ;fkrj Bnfkb////»
Jyf: «F[, pfxtv ds lfdbnt
b kjrjnm b nfkb//
Ds vyt vtiftnt
e rfvsif blnb///»
Стихотворение Маяковского В.В.
«Пустяк у Оки»
"Пустяк у Оки"
Нежно говорил ей -
мы у реки
шли камышами:
"Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда, а девушка.
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко.
Вы прекрасно картавите.
Только жалко Италию. "
Она: "Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти. "
[1915]
Стихотворение Маяковского В.В. - Пустяк у Оки
См. также Владимир Маяковский - стихи (Маяковский В. В.) :
Рабочий корреспондент
Пять лет рабочие глотки поют, века воспоет рабочих любовь - о том, ка.
Рабочим курска.
. добывшим первую руду,временный памятник работы Владимира Маяковско.
Тема любви в лирике Маяковского
19 декабря 2009
В творчестве В. Маяковского следует различать собственно любовную лирику, в которой лирический герой раскрывает свои чувства (она характерна для раннего творчества), а также стихотворения, где центральное место занимают рассуждения о сущности любви, о проблемах семейных отношений в новую эпоху.
К первой категории можно отнести стихотворения «Пустяк у Оки», «Лиличка!», «Ко всему». К произведениям второго типа – «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Любовь», «Заграничная штучка».
Стихотворение «Пустяк у Оки» – наиболее традиционное произведение в плане раскрытия любовной темы. Оно передает романтическую атмосферу свидания лирического героя с девушкой. Оригинально его решение в плане звукописи: как в начале, так и в конце произведения ведущей является аллитерация «ш». Она подчеркивает тишину и покой этой уединенной набережной Оки, заросшей камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами…»
В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» В. Маяковский, сравнивая процесс творчества с добычей радия, заостряет внимание на сложности своего труда и говорит об ответственности писателя за созданные произведения.
Автор прославляет силу поэтического слова и говорит о неразрывной связи литературы с проблемами народа, с задачами истории. Весь свой поэтический талант В. Маяковский стремился отдать на службу родине. Он искренне хотел рассказать современному ему миру и потомкам правду о пролетарской революции и молодом социалистическом государстве, видя в нем воплощение социальной справедливости и гарантию расцвета любимой отчизны.
Само название произведения «Разговор с фининспектором о поэзии» выглядит немного интригующим. Как же совмещаются в нем житейское, приземленное и духовное, возвышенное? Почему именно с фининспектором ведется разговор о поэзии?
Отгадкой на вопрос является самый обыденный биографический факт: во время написания стихотворения В. Маяковский вел переговоры с Мосфинотделом о неправильном, с его точки зрения, налогообложении. В то время так называемые «лица свободных профессий», а в эту категорию как раз и входили деятели искусств, должны были подавать в финансовый отдел (аналог современной налоговой инспекции) сведения о своих предполагаемых доходах за год заранее. В. Маяковский был глубоко возмущен этим порядком и решил публично обсудить данную тему. Но воображаемый монолог поэта с фининспектором звучит скорее иронично, чем серьезно. Таким образом, указание необычного адресата является всего лишь сатирическим приемом. Однако шутливый тон лишь задает начало вполне серьезному разговору.
Поэт пишет о том, что рифму нельзя измерить определенным тарифом. Поэзия – тонкое, кропотливое ремесло. В. Маяковский согласен с тем, что поэт – вечный должник. Но это долг высокого, общественного свойства, а не штраф за несданную декларацию о доходах.
Проблематика стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» постепенно расширяется. Она во многом созвучна со статьями В. Маяковского о поэтическом мастерстве. Автор пишет о разном качестве поэтического искусства: одни художники слова стараются воплотить в стихе свои собственные чувства, проблемы и переживания, месяцами кропотливо ищут нужные слова и рифмы, короче говоря, творчески относятся к своему нелегкому ремеслу, стремятся привнести нечто новое, интересное, значительное, обогатить родной язык своими достижениями. Другие же – любители плагиата и дешевой славы – способны цинично украсть не только рифму, но и чужую строчку.
воровство и растрата
среди охвативших страну растрат, –
восклицает В. Маяковский, переводя разговор в сферу бухгалтерских терминов. Хотя подобная фраза и вызывает у читателя невольную улыбку, суть ее звучит вполне справедливо и хлестко.
Высмеивая подобных горе-героев, В. Маяковский язвительно сравнивает их произведения с накладными расходами на те, что действительно являются поэтическими шедеврами.
Поэт гневно осуждает пустословие и праздных ораторов, подчеркивает, что ценит в творчестве точность и краткость.
В финале стихотворения автор снова возвращается к проблеме долга. Он подчеркивает свой классовый, пролетарский долг перед народом, перед всей вселенной и, наконец, перед собственным поэтическим талантом («перед всем, про что не успел написать»). Причем этот долг он взвалил на себя добровольно, так как выбрал благородное поприще – служить людским сердцам и искусству.
Говоря о волшебном свойстве художественного слова, В. Маяковский пишет о том, что тот же фининспектор, запечатленный в стихах, обретает тем самым бессмертие:
в бумажной раме
Поэт призывает чиновников повернуть головы в сторону расплодившегося моря «дельцов и пролаз», действительно имеющих реальные прибыли и доходы, омещанившихся за счет чужого труда.
Поэтическое же слово бесценно. Его нельзя измерить в процентах и пени. Утверждая это, поэт иронично заявляет:
Сегодняшних дней убежденный житель,
на бессмертье билет
А тем, кто не ценит труд настоящего художника, В. Маяковский советует попробовать написать стихи самим. Этим задорным вызовом он и заканчивает «Разговор с фининспектором о поэзии».
Данное произведение ставит собой задачу привлечь внимание общества к проблемам деятелей искусства, беречь и ценить их, так как именно по созданным поэмам и стихам потомки будут судить об эпохе, о людях того поколения, об их мечтах и проблемах. Одновременно с этим В. Маяковский напоминает и самим поэтам об их высокой культурной миссии, о долге перед всей планетой, что непременно должно стимулировать их творческую активность, стремление писать еще лучше и весомее.
Рекомендуется к прочтению:
среди ночи и тех, кто в ней
Утверждать, будто в стихотворениях Маяковского нет пейзажных зарисовок, нельзя. Да, в отличие от произведений других поэтов, у Маяковского описания природы в большинстве случаев не играют главенствующую роль. Они только задают настроение стихотворения, служат фоном для разворачивающихся в дальнейшей части повествования событий.
Можно согласиться с тем, что Маяковский уделял внимания городским пейзажам (в стихотворениях «Улица» и «Утро»), чем описаниям природы, но и последним в его лирике нашлось место. Например, в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара, жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы - деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею - дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
Есть описание природы и в первой строфе стихотворения «Ночь»:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
И в стихотворении «Пустяк у Оки»:
Нежно говорил ей - мы у реки
шли камышами:
"Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
. А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как будто на небе строчка».
Также среди стихотворений Маяковского есть одно, в котором слово «пейзаж» присутствует уже в названии. Это стихотворение «Лунная ночь. Пейзаж":
Будет луна. Есть уже немножко.
А вот и полная повисла в воздухе.
Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой
роется в звезд ухе.
Таким образом, в лирике Маяковского, как, думаю, в творчестве любого писателя и поэта, нашлось место для темы природы.