Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
Краткий анализ
Лирика Владимира Маяковского – особенно в ранний период его творчества – отличается острой политической и социальной направленностью. Так, в стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922) поэт яростно обличает устройство института коммунистической власти.
Сюжет довольно прост и компактен по времени и пространству. Ранним утром лирический герой отправляется в государственное учреждение с целью попасть на приём к одному из чиновников. Целый день он проводит в ожидании, периодически справляясь, нельзя ли увидеть того, кто ему нужен. Ответ всегда один – меняется только название комитета, на заседание которого отправился чиновник на этот раз.
Разъяренный лирический герой сам врывается на очередное собрание, чтобы обнаружить в зале половины людей – «оне на двух заседаниях сразу», потому и разделены. В финале стихотворения герой озвучивает мысль столь же абсурдную, как и кульминация стихотворения: «О, хотя бы//еще//одно заседание//относительно искоренения всех заседаний».
Для создания атмосферы того пространства, в котором разворачивается действие, Маяковский активно использует канцеляризмы и черты канцелярского стиля в синтаксисе. Текст стихотворения пестрит названиями различных комитетов, некоторые из них выдуманы самим поэтом.
«Прозаседавшиеся» - яркое гротескное стихотворение; а гротески такого социально типа всегда требуют обобщения. Максимальной абстракции достигает авторская мысль в строфе «Снова взбираюсь, глядя на ночь…».
Известно, что произведение было высоко оценено Лениным. Он отмечал, что поэту удалось чутко уловить атмосферу канцеляризма, бюрократии и определенной бессмысленности и беспорядочности в функционировании государственных учреждений в годы становления коммунизма.
Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся». Анализ стихотворения Маяковского "Прозаседавшиеся"
Владимир Маяковский, как известно, безоговорочно принял революцию и приветствовал зарождающийся социалистический строй. Однако, наблюдая действительность, он с огорчением отмечал «болезни» новой формации. Одной из них был тотальный советский бюрократизм, какого не ожидал от новой власти Маяковский. Стихотворение «Прозаседавшиеся» - это его ответ на сложившуюся ситуацию.
Лик бюрократии
Слово «бюрократия» произошло от слияния двух существительных – французского «канцелярия» и греческого «власть». Это явление существует везде, где есть государственное управление. Бюрократизмом (или канцелярщиной) называют безмерно усложненное движение бумаг по инстанциям и письменным столам чиновников.
Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» помогает увидеть личину «бумажной власти» через призму лирического восприятия, которое делает картину чрезвычайно выразительной. В какой-то степени неприязнь поэта к канцелярской атрибутике может быть объяснена личной драмой: его отец умер от заражения крови, которое последовало за тем, как он уколол иглой палец, сшивая бумаги. И конечно, поэта самого коснулась циркулярная волокита, когда он хлопотал о публикации своей пьесы «Мистерия-буфф». Остались записки, в которых Маяковский рассказал, как столкнулся с «бюрократизмом, смешанным с издевательством».
Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся»: сюжет
Герой произведения с раннего утра («чуть ночь превратится в рассвет») пытается попасть на прием к начальнику «Иван Ванычу», это, конечно, обобщенный образ всех чиновников. Это далеко не первая попытка: «хожу со времени она» (это книжное славянское выражение, обозначающее «когда-то очень и очень давно»). Но начальник постоянно где-то заседает. На глазах лирического героя происходит бюрократическая круговерть: изо дня в день служащих настигает «дождь» «бумажных дел» (здесь автор использует гиперболу), и они беспрестанно ходят по заседаниям. Поэт сатирически осмысливает тематику этих заседаний, обсуждаемые вопросы которых смехотворны: «покупка склянки чернил Губкооперативом» или просто несуразны: «объединение Тео и Гукона» (ТЕО - это аббревиатура названия «Театральный отдел Наркомпроса», а ГУКОН - Главное управление коннозаводства Наркомзема). Под сатирическое перо Маяковского попадают излюбленные советские сокращения, которые он рифмует в остроумной строке: «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
Идея и настроение
Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» особенно интересен с точки зрения развития авторского настроения. Сначала оно сдержанное, герой почтительно осведомляется у секретаря относительно чиновника: «Не могут ли аудиенцию дать?» Однако ему отказано. А после того как «исколесишь сто лестниц», тебе уже «свет не мил». Автор прямо не называет свое состояние, но используемая лексика однозначно рисует портрет измученного, несчастного просителя.
После очередной безуспешной попытки пробиться к чиновнику (уже «глядя на ночь») настроение лирического героя решительно меняется, он «взъяренный» «врывается лавиной» в кабинет заседающих, еще и «дикие проклятья дорогой изрыгая». Эпитеты, как видим, весьма экспрессивны! И вот перед героем ужасная сцена: «сидят людей половины». Не смея верить глазам, он, как всякий нормальный человек, напуган и встревожен: «Мечусь, оря», у него «от страшной картины свихнулся разум». Но особенно зловещей кажется невозмутимость секретаря, который обыденно констатирует: «Он на двух заседаниях сразу». Чему удивляться? Совещаний так много, что приходится между ними разрываться: «. до пояса здесь, а остальное там!» Гипербола перерастает в гротеск и превращает повествование в фантасмагорию. Завершает стихотворение несбыточная мечта лирического героя о том, чтобы совещатели собрались на заседание «Относительно искоренения все заседаний». Поэт иронично изрекает ее в намеренно канцелярском стиле.
Жанровый анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»
Несомненно, что стихотворение выдержано в жанре сатирического фельетона. Оно, как подобает фельетону, остро высмеивает пороки социума, обладает публицистичностью и художественными достоинствами. Автор не скупится на гиперболизацию и гротеск, емкие метафоры и хлесткие эпитеты. Многие выражения, как и само название стихотворения, стали нарицательными уже при жизни поэта и плотно вошли в сокровищницу разговорного языка. С фельетонным жанром связаны здесь и языковые новаторские изыскания поэта, как о том свидетельствует анализ стиха «Прозаседавшиеся».
Маяковский – поэт-футурист
Творчество поэта пришлось на времена, когда ломался не только государственный строй, но и язык. Люди искусства искали новые выразительные средства, бросая вызов традиции. Стремление к новизне кристаллизовалось в художественном направлении начала ХХ века – футуризме, к которому увлеченно примкнул Маяковский. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» поэтому ценен и с точки зрения эффектных неологизмов, придуманных поэтом. По утверждению исследователей, в произведениях Владимира Маяковского присутствует более 2800 новых лексических конструкций. До него в русской речи никто не слышал эпитета «взъяренный», как и инфинитива «раздвояться» или деепричастия «оря». А слово, стоящее в титуле произведения, - новшество, не знающее себе равных. Существительное «прозаседавшиеся» - это производное от глагола «прозаседаться», которого тоже нет в русском языке. Однако коннотация слова тесно связана, например, с глаголом «проиграться» и имеет оттенок катастрофической чрезмерности, безнадежности.
Композиционная завершенность стихотворения
Произведение написано в кольцевой композиции. Мы наблюдаем суточный цикл: с утра одного дня до утра другого. Настроение лирического героя, как демонстрирует анализ стиха «Прозаседавшиеся», соответствует этому циклу, волнение, усиливающееся в мытарствах героя и достигающее кульминации в сцене, где он видит половинки людей, постепенно утихает и трансформируется в рефлексию.
Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся"
Сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году. Его тема — изображение и гневное обличение волокиты и бюрократизма. Главный герой произведения — проситель, тщетно обивающий пороги учреждения в надежде получить «аудиенцию» у неуловимого «товарища Ивана Ваныча », который без конца заседает. Издеваясь над мнимо важными делами, решением которых занимаются Иван Ваныч и его подчиненные, Маяковский прибегает к гиперболе: одно из бесчисленных заседаний посвящено вопросу о «покупке склянки чернил губкооперативом».
В конце концов поэт доводит гиперболу до гротеска: перед просителем, ворвавшимся на заседание, предстает страшная картина: он видит там сидящие «людей половины» и решает, что произошло ужасное злодеяние. Так поэт передал в буквальном смысле привычный фразеологический оборот «не разорваться же мне надвое». Стихотворение заканчивается призывом провести «заседание относительно искоренения всех заседаний». Благодаря этому произведению Маяковского слово «прозаседавшиеся» стало нарицательным обозначением бессмысленной заседательской суеты.
Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»
В.В. Маяковский был прекрасным поэтом-сатириком. К числу его сатирических произведений относится стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922), обличающее бюрократизм. Уже в самом названии стихотворения заложен его глубокий смысл.
Стихотворение начинается с картины того, как «чуть ночь превратится в рассвет» «расходится народ в учрежденья». Сатирическая тематика этого произведения заявляется уже в первой строфе: «кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет….» Так, прямо скажем, без тени уважения называет Маяковский первую часть длинных названий различных учреждений.
Далее идет рассказ о том, как он ходит «со времени она» и пытается попасть на аудиенцию, но попытки его тщетны. Герою отвечали, что «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать», или, что «все до 22-х лет на заседании комсомола», или сообщают, что товарищ Иван Ваныч на «заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
Далее повествование приближается к кульминационной части:
Дикие проклятья дорогой изрыгая
Сидят людей половины…
Здесь Маяковский прибегает к гротеску, показывая, что «сидят людей половины». Бюрократизм достиг таких «высот», что люди, чтобы им успеть « в день заседаний на двадцать» должны были раздвоиться.
Из стихотворения видно, что людей перестала интересовать суть заседания; главное, человеческое, поглотила бюрократия. Используемый поэтом гротеск — разделение человека на две части, говорит о раздвоении личности, утрате духовных начал.
Гротеск «Прозаседавшихся» убийственный, обнажающий абсурдность поведения людей, тратящих все время и энергию на бесконечные пустые заседания, например на заседание по поводу «покупки склянки чернил Губкооперативом.
Заканчиваются «Прозаседавшиеся» мечтой поэта:
относительно искоренения всех
«Прозаседавшиеся» В.Маяковский
«Прозаседавшиеся» Владимир Маяковский
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.
Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».
Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».
Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.
Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».
С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»
Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции Маяковский постоянно критиковал самодержавие, однако после смены общественно-политического строя у него появилось гораздо боль поводов для неприкрытой иронии. Одним из них стал бюрократизм, который при советской власти был возведен в абсолют. Именно этому нелицеприятному явлению поэт в 1922 году посвятил свое знаменитое стихотворение «Прозаседавшиеся».
Начинается это произведение вполне буднично и обычно, показывая деловую активность различных слоев населения. представители которых спешат по своим делам. Их ждет масса работы, однако вскоре выясняется, что вся она связана с никому не нужной бумажной волокитой. Однако настоящим бичом общества являются всевозможные заседания, которые отнимают массу времени не только у их участников, но и рядовых граждан, вынужденных обратиться в то или иное учреждение для решения действительно важных вопросов.
«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил», — именно такие ощущения вызывает у Маяковского необходимость искать очередного чиновника, который оказывается настолько неуловимым, что застать на месте в рабочее время его попросту не представляется возможным. Выслушивая очередные отговорки секретаря и ссылки на то, что требуемая персона ушла на очередное заседание, поэт, а в месте с ним тысячи советских граждан вынуждены вновь бегать по коридорам учреждения в надежде все же разыскать пропажу. И когда рабочий день уже близится к завершению, оказывается, что поинтересоваться дислокацией до сих пор не вернувшегося чиновника уже просто не у кого. «Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — голо!», — с сарказмом отмечает поэт, сообщая читателю, что даже люди, призванные отвечать на вопросы многочисленных посетителей, вынуждены уйти на заседание.
Очередная попытка встретиться с чиновником вновь заканчивается неудачей, после чего Маяковский решает разыскать его во что бы то ни стало и врывается в зал, где проходит еще одно заседание, «дикие проклятья на ходу изрыгая». Картина, которая предстает перед поэтом, описана автором с особым сарказмом, приправленными мистическим ужасом. так как в помещении он видит только половинки людей, точнее, их верхние части до пояса. Умышленный гиперболический прием, использованный автором, признан подчеркнуть, что даже рабочего дня чиновникам не хватает на то, чтобы поспеть на все запланированные заседания, которых в день проводится не менее двадцати. Некоторые мероприятия и вовсе совпадают по времени, поэтому их участники вынуждены в буквальном смысле слова раздваиваться, что вызывает у поэта уже не сарказм, а горькую усмешку. Понимая всю беспочвенность и ненужность культивируемых общественных дебатов, автор, между тем, отдает себе отчет, что эта относительно новая система будет искореняться десятилетиями. В результате же страдают самые обычные люди, которые вынуждены тратить на решение банальных вопросов колоссальное количество времени.
В последние строчки этого стихотворения Маяковский вложил всю свою иронию. Кошмарное видения с раздвоением чиновников мучило его всю ночь, и в итоге рассвет поэт встретил с единственной мечтой – «о, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».
Следует отметить, что элементы преувеличения, использованные Маяковским при написании стихотворения «Прозаседавшиеся», незначительны. Поэту действительно приходилось неделями бегать по различным главкам, чтобы решить простейшие бытовые и творческие вопросы. И именно подобные «походы», часто заканчивавшиеся фиаско, послужили поводом для того, чтобы накопившееся раздражение выплеснулось в сатирическое произведение, ставшее литературным памятником советской эпохи.
«Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского
В современной литературе много писателей-сатириков. Едва ли не каждый третий стремится клеймить и обличать. Но были времена, когда «истину царям с улыбкой говорить» было опасно. По-настоящему сатирическим признано творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. Сатира как особый вид литературы призвана обличать пороки общества или видных представителей этого самого общества.
Поэт-футурист Владимир Маяковский тоже любил сатиру. Он называл ее «оружия любимейшего род». Ему, «агитатору, горлану, бунтарю», она действительно была по плечу. Поэт, конечно, больше славил Отечество, «которое есть», и «трижды – которое будет». Он верил в «коммунистическое далеко», а все, что мешает победному движению в будущее, должно быть устранено, сброшено под откос истории.
Очень много сатиры было создано им во время Гражданской войны – знаменитые «Окна РОСТа», в которых он высмеивал буржуев, белогвардейцев и обывателей. После Октябрьской революции и установления новой власти появилась новая беда: «вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Маяковский не стеснялся в выборе средств, используя даже брань.
Большой цикл его произведений посвящен борьбе с бюрократизмом. Одно из первых стихотворений – «Прозаседавшиеся». анализ которого и будет представлен. По жанру это фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление - привычка много и долго заседать. Отсюда и название – «Прозаседавшиеся». Это авторский неологизм, ведь глагола «прозаседаться» в русском языке нет, но читатель легко найдет аналогию со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, которые не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора.
В стихотворении есть сюжет. герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу (обобщенное имя неизвестного начальника), но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний». Конечно, главным сатирическим средством становится гипербола – преувеличение. Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем». и даже самых важных – «с полсотни» .
Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны (например, «покупка склянки чернил Губкооперативом» ), либо нелепы, абсурдны – «объединение Тео с Гуконом». то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения:
Кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет, расходится народ в учрежденья.
И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.
Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины». ведь
Поневоле приходится раздвояться!
До пояса здесь,
А остальное
Там.
Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского.
Очень важны для оценки событий и перемены в настроении лирического героя. Если вначале он говорит сдержанно, с некоторой долей иронии: «Не могут ли аудиенцию дать?». так как ходит уже «со времени она». то потом у него сдают нервы и он, «взъяренный, на заседание врывается лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая». А от вида разорвавшихся прозаседавшихся у него «свихнулся разум». и теперь он мечтает, казалось бы, о несбыточном:
О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
Здесь Маяковский пародирует канцелярский стиль. Мечта героя, таким образом, тоже гиперболична, но читателю становится понятно, что нужно навсегда прекратить эту заседательскую волокиту.