Анализ стихотворения Маяковского Протекция
Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся»
Анализ стихотворения "Прозаседавшиеся" является важным при рассмотрении творчества Маяковского, так как это его первое стихотворение о бюрократизме. Стихотворением "Прозаседавшиеся" Владимир Владимирович обличает пороки власти, бюрократизм. Тема эта, к сожалению, актуальна и на сегодняшний день.
Стихотворение наполнено сатирой. Лирический герой — обычный человек, пришедший к некоему Ивану Ивановичу для получения «аудиенции». Герой сталкивается с беспорядком учреждения, где заседания не прекращаются весь день. Произведение написано в период последнего творческого этапа Маяковского, когда сарказм его произведений достиг высокого профессионального уровня. Можно заметить, что здесь Маяковский виртуально управляется с сатирой, ее острие направлено четко, при этом автор вместе с осмеянием бюрократизма формирует в головах читателей картину "здорового" общества.
Стихотворение построено на гиперболе, которая помогает подчеркнуть и осмеять представленные в стихотворении пороки. Сатирическая агрессия этого произведения возрастает постепенно. В каждой следующей строфе встречаются все более агрессивные насмешки над заседаниями. Маяковский и в своей собственной жизни сталкивался с бюрократизмом, пытаясь опубликовать одну из своих статей в журнале. Вероятно, именно это и послужило стимулом к написанию данного стихотворения. Маяковский видел бюрократизм, как кучу ненужных бумаг, огромную власть бесполезных инструкций, взамен живых реальных действий. Автор также насмехается над названиями возникших после революции учреждений.
Нарастая постепенно, гипербола переходит в гротеск, когда, попав на одно из заседаний, человек увидел «людей половины» - заседаний так много, что им приходится разрываться.
«О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» - этим заканчивается произведение. Этой фразой автор подводит опять же в сатирической форме итог всему стихотворению.
Ленин после прочтения "Прозаседавшихся" говорил: ". он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. ". Он признавался, что не силен в поэзии, но с политической точки зрения высоко оценил это стихотворение. В дополнение к вышеприведенному анализу стихотворения "Прозаседавшиеся" следует отметить: понятие "прозаседавшиеся" вошло в русский язык в качестве неологизма, описывающего бесполезные собрания, в первую очередь, правительства. Оно применяется и сейчас.
К-во Просмотров: 11046
Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся», то Вам точно к нам!
ОБЫВАТЕЛИАДА В 3-Х ЧАСТЯХ
Обыватель Михин —друг дворничихин.Дворник Службинс Фелицией в дружбе.У тети Фелициилицо в милиции.Квартхоз милиции Федор Овечкоимеет в совете нужного человечка.Чин лица не упомнишь никак:главшвейцар или помистопника.А этому чину домами знакомамамаша машинистки секретаря райкома.У дочки ее большущие связи:друг во ВЦИКе (шофер в автобазе!),а Петров, говорят, развозит мужчину,о котором все говорят шепоточком,—маленького роста, огромного чина.Словом — он… Не решаюсь… Точка.
Тихий Михинпойдет к дворничихе.«Прошу покорненько,попросите дворника».Дворник стукнетсяк тетке заступнице.Тетка Фелицияшушукнет в милиции.Квартхоз Овечкозамолвит словечко.А главшвейцар —да-Винчи с лица,весь в бороде, как картина в раме,—прямо пойдет к машинисткиной маме.Просьбу дочь предает огласке:глазки да ласки, ласки да глазки…Кого не ловили на такую аферу?Куда ж удержаться простаку-шоферу!Петров подождет, покамест, как солнце,персонье лицо расперсонится.— Простите, товарищ, извинений тысячка… —И просит и молит, ласковей лани.И чин снисходит: — Вот вам записочка.—А в записке — исполнение всех желаний.
А попробуй — полазийбез родственных связей!Покроют дворникисловом черненьким.Обложит белолицаятетя Фелиция.Подвернется нога,перервутся нервыу взвидевших нагани усы милиционеровы.В швейцарской судачат: — И не лезь к совету:все на даче, никого нету.—И мама сама и дитя-машинистка,невинность блюдя, не допустят близко.А разных главных неуловимошоферы возят и возят мимо.Не ухватишь — скользкие,— не люди, а налимы.«Без доклада воспрещается». Куда ни глянь,«И пойдут они, солнцем палимы,И застонут…» Дело дрянь!Кто бы ни были сему виновниками— сошка маленькая или крупный кит,—разорвем сплетенную чиновникамипаутину кумовства, протекций, волокит.
В. Маяковский о пошлости и бюрократизме
В русской и мировой поэзии XX века Владимир Маяковский занимает по праву ведущее место. В его творчестве полно и многогранно отражена великая эпоха колоссальных общественных противоречий, эпоха решительной ломки старого и строительства нового общества, эпоха мировых войн и революций. Агитатор, лирик, поэт-трибун, он работает в «Окнах РОСТА», создаёт поэмы «150 000 000», «Люблю», «Про это», «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», пьесы «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня». В них он страстно и откровенно рассказывает «о времени и о себе». Маяковский принял революцию и наступал «на горло собственной песне», заставил свою поэтическую Музу служить новой эпохе — многообещающей и противоречивой.
В своих произведениях он не только славит новое время, но и вскрывает всё то, что стоит на пути к новой жизни. Мощью своего поэтического слова Маяковский обрушивается на давнего врага — бюрократизм, который после установления Советской власти расцвёл ещё более пышным цветом.
В марте 1922 года появилось в печати стихотворение «Прозаседавшиеся». Объектом сатиры автор взял одно из самых распространённых проявлений бюрократизма — злоупотребление заседаниями. Чтобы показать вред этого явления, автор изобразил его в намеренно преувеличенном виде, используя гиперболу, доведённую до гротеска. С самого раннего утра, чуть «ночь превратится в рассвет», заполняются учреждения и начинаются в них заседания. Заседают по любому поводу: то «объединение ТЕО и Гукона», то «покупка склянки чернил Губкооперативом», то заседание комсомола, а то просто какого-то «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». И когда проситель, тщетно пытавшийся получить аудиенцию у некоего «товарища Иван Ваныча», взъярённый врывается на заседание, его взору предстаёт страшная картина: «сидит людей половина», другой половины нет. На испуганный вопрос: «Где же половина другая?» — проситель слышит «спокойнейший голосок секретаря: «Они на двух заседаниях сразу». Спокойствие и казённая вежливость секретаря ещё более оттеняют взволнованность героя. Вид кошмарной картины заседания, на котором присутствуют только «половины людей», наводит на мысль: для разбора пустых дел голова не нужна. Маяковский предлагает «искоренить» все заседания. «Прозаседавшиеся» — прекрасный образец сатирического произведения. К сожалению, и в наши дни это стихотворение актуально: бюрократизм не изжит.
Следуя лучшим традициям Н. В. Гоголя, М. Е. Щедрина, продолжая собственную линию сатирической поэзии, Маяковский создал ряд произведений, которые и в наше время не утратили своей актуальности и сатирической остроты. В числе этих произведений в первую очередь следует назвать стихотворение «О дряни», «Служака», «Трус», «Помпадур», «Подлиза», «Сплетник» и другие.
Поэт обратил свою сатиру против тех, кто с первых дней новой власти, «наскоро оперенья переменив», «засели во все учреждения», «свили себе уютные кабинеты и спаленки», заботясь лишь о собственном благополучии.
«Опутали революцию обывательщины нити, Страшнее Врангеля обывательский быт».
В стихотворении «О дряни» нарисована супружеская парочка из мещанско-обывательской среды. Вот — «он». Вечером «от самовара разморясь», мечтает о прибавке к жалованью и о новых «тихоокеанских галифищах». Подделываясь под новый строй, он даже дома старается казаться «вполне советским» и супругу именует не иначе, как «товарищ Надя». Под стать ему жена, которая заботится о платье с эмблемами серпа и молота: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Окружающая их обстановка обывательская, как ни стараются они прикрыть её: на стене висит портрет Маркса в алой рамочке, газета «Известия», на которой греется котёнок, а из-под потолка верещит «оголтелая канарейка» — символ мещанского благополучия.
Стихотворением «О дряни» поэт начал систематическую борьбу против отрицательных явлений «в нашей собственной среде».
В сатирическом стихотворении «Трус» Маяковский назвал этим позорным именем тех, кто, живя в нашей «славной смелыми стране», обнаруживает трусость. Здесь во всём великолепии перед нами чиновник-бюрократ:
«Влип в бумажки парой глаз, ног поджаты циркуля: Схорониться б за приказ. Спрятаться б за циркуляр».
Боясь ответственности, пресмыкаясь перед начальством: «каждый зов для труса — туз», — трус скрывает свои взгляды и вкусы, он боится иметь собственное мнение, он стремится усвоить «мнение старшино» — мнение начальника. Трус, не задумываясь, изменит своё мнение в угоду начальства: «мненье — это не именье, потерять его не страшно». Но трус не только отвратителен, но опасен — опасен и своим приспособленчеством, и бездеятельностью и равнодушием. «Хоть грабьте, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой».
Очень современно и стихотворение «Помпадур». Следуя примеру М. Е. Салтыкова-Щедрина, Маяковский рисует помпадура-чиновника, который мнит себя выше всех, который порвал с массами. Такие люди доверие окружающих считают «пожизненной наградой», такой помпадур думает, что ему навсегда дано над всеми «володеть и княжить», «победы масс» он приписывает «своему уму».
В 1926—1927 годах Маяковский опубликовал в газетах ряд острых стихотворных фельетонов: «Взяточники», «Протекция», «Фабрика бюрократов», «Общее руководство для начинающих подхалимов».
В стихотворении «Взяточники» поэт с ненавистью громит тех, кто понял «братство народов» как «счастье братьев, тёть и сестёр». Он призывает избавиться от этих подлых и грязных преступников:
«Долой присосавшихся к нашим рядам и тех, кто к грошам присосался!»
В «Общем руководстве для начинающих подхалимов» поэт-сатирик раскрывает перед читателем «технику» подхалима, а в конце даёт совет тем, кто не хочет быть подхалимом: не молчать, не зажимать рот и поступать «не по стиху, а наоборот».
Стихами громя обыденщины жуть, поэт звал к новой жизни:
«Шагайте! По быту! Сквозь мозг мужчины! Сквозь сердце женщины!»
В своих сатирических стихотворениях Маяковский резкими штрихами нарисовал нам портреты «искусственных людей», людей «системы «бюрократ», для которых «даже солнце — входящее и исходящее».
Перефразируя Маяковского, можно сказать, что его сатира — «один из железных прутьев» в железной метле, которой народ выметает из своих рядов «всех, кто забюрократился, замошенничался и т. д.»
ПРОТЕКЦИЯ - стихотворение Маяковский В. В.
Обыватель Михин —
друг дворничихин.
Дворник Службин
с Фелицией в дружбе.
У тети Фелиции
лицо в милиции.
Квартхоз милиции
Федор Овечко
имеет
в совете
нужного человечка.
Чин лица
не упомнишь никак:
главшвейцар
или помистопника.
А этому чину
домами знакома
мамаша
машинистки секретаря райкома.
У дочки ее
большущие связи:
друг во ВЦИКе
(шофер в автобазе!),
а Петров, говорят,
развозит мужчину,
о котором
все говорят шепоточком, —
маленького роста,
огромного чина.
Словом —
он…
Не решаюсь…
Точка.
Тихий Михин
пойдет к дворничихе.
«Прошу покорненько,
попросите дворника».
Дворник стукнется
к тетке заступнице.
Тетка Фелиция
шушукнет в милиции.
Квартхоз Овечко
замолвит словечко.
А главшвейцар —
да-Винчи с лица,
весь в бороде,
как картина в раме, —
прямо
пойдет
к машинисткиной маме.
Просьбу
дочь
предает огласке:
глазки да ласки,
ласки да глазки…
Кого не ловили на такую аферу?
Куда ж удержаться простаку-шоферу!
Петров подождет,
покамест,
как солнце,
персонье лицо расперсонится:
— Простите, товарищ,
извинений тысячка… —
И просит
и молит, ласковей лани.
И чин снисходит:
— Вот вам записочка. —
А в записке —
исполнение всех желаний.
А попробуй —
полазий
без родственных связей!
Покроют дворники
словом черненьким.
Обложит белолицая
тетя Фелиция.
Подвернется нога,
перервутся нервы
у взвидевших наган
и усы милиционеровы.
В швейцарской судачат:
— И не лезь к совету:
все на даче,
никого нету. —
И мама сама
и дитя-машинистка,
невинность блюдя,
не допустят близко.
А разных главных
неуловимо
шоферы
возят и возят мимо.
Не ухватишь —
скользкие, —
не люди, а налимы.
«Без доклада воспрещается».
Куда ни глянь,
«И пойдут они, солнцем палимы,
И застонут…»
Дело дрянь!
Кто бы ни были
сему виновниками
— сошка маленькая
или крупный кит, —
разорвем
сплетенную чиновниками
паутину кумовства,
протекций,
волокит.
слушать, скачать аудио стихотворение
ПРОТЕКЦИЯ Маяковский В. В.
к общему сожалению, пока аудио нет
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ПРОТЕКЦИЯ:
Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!
Урок литературы для 11 класса по теме «Оружия любимейшего род. » (Сатирические произведения Маяковского)
Дымчатой шерсти клок;
(Из стихотворения «Из улицы в улицу»)Учитель: Заметим, как поразительна новизна поэзии Маяковского, насколько необычны запоминающиеся и удивляющие образы. На прошлом уроке мы говорили об особенностях лирики В.В.Маяковского. Пользуясь раздаточным материалом, который находится у вас на столах, определите, какая из особенностей его поэтики прослеживается в том или ином отрывке из его произведений.
Содержание раздаточного материала.- Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.
- В центре его поэзии - «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, со Вселенной.
- С необычайной смелостью поэт вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля - разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.
- Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.
- Маяковский создает свою систему тонического и акцентного стиха, в его строке различное количество неударных слогов. Поэт располагает строки «лесенкой».
- Словотворчество, авторские неологизмы (окказионализмы), необычные метафоры.
- Маяковский - необычный реформатор в области рифмы.
-
Отрывки из стихотворений.
(«Облако в штанах»)
4. Работа по теме урока.
1) Слово учителя: С огромной любовью писал В.В.Маяковский о людях, строящих новую жизнь. Именно поэтому он гневно выступал против тех, кто мешал этому строительству. «Оружия любимейшего род», так определил Маяковский свое отношение к сатире.
Ирония, гипербола, гротеск, фантастика, сарказм придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки.
Маяковский издевается»,- так назвал он один из сборников своих стихов.
2) Словарная работа (средства художественной выразительности).
Учитель: Давайте вспомним, что обозначают записанные на доске художественно-изобразительные средства. (На доске только выделенное жирным шрифтом)
Сарказм (высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка)
Юмор (добрый, сочувствующий смех)
Сатира (обличающий, гневный смех)
Фантастика (надуманное, неправдоподобное, сверхъестественное)
Гротеск (чрезмерное преувеличение, изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде)
Аллегория (образное иносказание)
Синекдоха (перенос значения по принципу количественного соотношения, название части вместо целого).
Учитель: Собственно сатирические стихи дореволюционного периода - это его знаменитые «Гимны», опубликованные в журнале «Новый сатирикон». В самих названиях гимнов: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» - комическое несоответствие: ведь гимн - это торжественная песнь, петь которую в честь обеда или взятки просто смешно.
3) Чтение подготовленными учащимися стихотворений и их обсуждение. (Что высмеивает автор в этих произведениях?)
А) «Гимн судье» (1915 г.)
(Маяковский высмеивает общественный строй России, хотя местом действия названа далекая страна Перу. Страной это правят унылые судьи, враждебные всему живому. Они сами не умеют радоваться жизни и запрещают это делать другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным. Так под взглядом судьи вылинял оранжево-синий павлиний хвост (гротеск). Далее:
Судья поймал и пух и перья
Бедной колибри выбрил.
Игра слов, основанная на сходном звучании (каламбур), создает комический эффект. Народ под властью злобных судей дан в образе каторжан, гребущих галеру. Освободить каторжников можно, только устранив судей, которые
…мешают и птице, и танцу,
И мне, и вам, и Перу.)
Б) «Гимн обеду» (1915 г.)
(особенно ненавистен Маяковскому буржуазный мир - мир «жирных». В стихотворении возникает прием, который носит название синекдоха (вместо целого называют часть). Вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры.
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
С сарказмом говорит автор о сытых буржуа, озабоченных только своим желудком. Больше ничто их не волнует:
Спи, не тревожась картиной крови
И тем, что пожаром мир опоясан,-
Молоком богаты силы коровья и
Безмерно богатство бычьего мяса.)
Учитель: После революции, в которую Маяковский искренне поверил, сатирическая направленность его поэзии меняется. Героями его стихов становятся враги революции. В 1919-1922 г.г. Маяковский работал в «Окнах РОСТА», рисовал плакаты, сочинял к ним стихотворные подписи. Поэт воспевал победы Красной Армии, беспощадно высмеивал врагов революции, гневно высказывался против мещан.
4) Электронная презентация ученика «Маяковский и «Окна РОСТА».
5) Большую известность приобрели в послереволюционное время стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Взяточники», «Протекция» и другие.
6) Работа в группах (4 группы).
Каждая группа получает задание проанализировать указанное стихотворение, опираясь на предложенные вопросы.
1 группа - «О дряни» (1920-1921).
- За что Маяковский осуждает мещан?
- Какие художественно-изобразительные средства использует поэт для обличения мещан, приспособившихся к новому общественному укладу?
(На смену героям гражданской войны пришли новые «герои», которых поэт клеймит словами «дрянь», «мурло», «мразь». Они быстро приспособились к новому общественному укладу. Внешняя маскировка (портрет Маркса, газета «Известия») скрывают истинную суть мещанина, его стремление к материальному благополучию, комфорту, престижу.
Поэт использует различные средства изобразительности. Гипербола («намозолив от пятилетнего сидения зады…», «эх, и заведу себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф»). Создается гротескный образ чинуши, превратившегося в неодушевленный предмет, т.е. лишенного души. Гротескная картина возникает в финале - традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понатен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обощенное значение символа мещанства (аллегория).
2 группа - «Прозаседавшиеся» (1922 г.)
- Что вызывает гнев поэта?
- С какой целью он прибегает к фантастике?
- Какими средствами выразительности пользуется автор?
- В каких строчках содержится основная мысль стихотворения?
(Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы Советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения. Погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа. Против них и направлено это стихотворение.
Изобразительные средства: гипербола (преувеличенное количество заседаний), литота (покупка склянки чернил Гупкооперативом). Далее создается фантастическая картина («сидят людей половины») для того, чтобы показать, что служащим приходится буквально разрываться между заседаниями, которые проходят одновременно.
Основная мысль заключается в последних строчках стихотворения:
С волнения не уснешь.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
Относительно искоренения всех заседаний!»
В этом риторическом восклицании выражется мечта автора о том времени, когда будут искоренены все заседания.)
3 группа - «Взяточники» (1926г.)
- Против чего направлено стихотворение?
- Какие чувства владеют автором?
- К чему призывает Маяковский?
(В этом стихотворении гнев поэта направлен еще против одного врага революции - взяточничества. Вначале дается описание некоего «ответственного», которого весь день тяготит «непролазная дума»: куда бы пристроить кума. С горькой иронией пишет Маяковский, что чиновник этот буквально понял «братство народов» как счастье братьев, теть и сестер». Призванный на службу народу, он оттягивает решение вверенных ему вопросов, пока на его столе не окажется «пакет с листами новейших данных». Чувствуется авторский сарказм в описании того, как «со сладострастием, пальцы слюнявя, мерзавец считает червончики». Негодование Маяковского растет, он пишет:
Не потребуешь кар.
простить и убийце.
Быть может, больной,
ладонь мою тронет,
Поганую кожу с ладони.
Презрение поэта растет, и оно в конце стихотворения выливается в открытый протест:
4 группа - «Протекция (1926 г.)
- Что обличает Маяковский в этом стихотворении?
- Какова композиция стихотворения? Какое идейное содержание несет каждая часть?
- Каким чувством проникнуты последние строки произведения?
(С проявлением бюрократизма и мещанства Маяковский боролся до конца жизни. Во многих его стихотворениях обличаются карьеристы, взяточники, подхалимы, подлецы. В этом стихотворении поэт рассматривает еще одно зло - кумовство. Без покровительства, влиятельной поддержки не решается ни одно дело. Возникает безрадостная картина: человек чего-то стоит в этой жизни. если только у него есть «большущие связи». Интересна композиция стихотворения. Оно состоит из трех частей. 1 часть - описание различных связей. 2 часть - показ того, как быстро решается любое дело приналичии этих связей. 3 часть по содержанию противопоставляется (антитеза) 2 части: «а попробуй - полазий без родственных связей!», «не допустят близко».
С надеждой на изменение дел к лучшему звучат последние строки:
или крупный кит,-
7)Выступление групп с анализом предложенных стихотворений.
8)Подведение итогов урока.
Ответ на вопрос. «Актуальны ли сатирические произведения Маяковского в наши дни?»
1) Письменно ответить на последний вопрос урока.
2) Прочитать и проанализировать устно стихотворения:
- «Подлиза» (1 уровень)
- «Подлиза», «Мразь» (2 уровень)
- «Подлиза», «Мразь», «Трус» (3 уровень).