Анализ стихотворения Маяковского Подлиза
Анализ стихотворения Маяковского «Подлиза»
В творчестве Владимира Маяковского достаточно много произведений социальной тематики, в которых автор, по-настоящему восхищающийся достижениями советской власти, тем не менее, методично вскрывает пороки общества. Спустя годы станет ясно, что поэт заблуждался, утверждая: все самые отвратительные типажи людей, которые довелось ему видеть после революции, являются пережитком прошлого. На самом же деле человек не может измениться лишь потому, что теперь вынужден жить в другой стране. И рано или поздно его мировоззрения и особенности характера становятся общественным достоянием.
Конечно, далеко не все люди, с которыми приходилось в жизни сталкиваться Маяковскому, отвечали идеалам поэта. Некоторых он попросту терпел, других игнорировал, а третьим посвящал стихи, полные желчи и сарказма. Одним из них является произведение «Подлиза». созданное в 1928 году, в котором автор дает определение целому классу своих соотечественников, обладающих одним-единственным талантом, который заключается в виртуозном умении угождать вышестоящему начальству. При этом они настолько привыкли использовать свой «нежный способ обхожденья», что делают комплименты не только достоинствам человека, но и его недостаткам. Но это подлиз совершенно не смущает, так как они знают, что их речи являются усладой для начальственных ушей и верным способом продвижения по карьерной лестнице. «И ему пошли чины, на него в быту равненье. Где-то будут вручены чуть ли не – бразды правленья», — отмечает автор с присущей ему издевкой. При этом залогом успеха подлизы является его язык, который «на метров тридцать догонять начальство вылез».
Маяковский не только высмеивает подлиз, но и считает их одними из наиболее опасных элементов советского общества, которых поэт обвиняет «в издевательстве над демократией». Свобода слов и мыслей, провозглашенная революцией пусть и на бумаге, в данном случае принимает весьма уродливую форму, так как она завуалирована лестью и стремлением получить личные выгоды благодаря вовремя и правильно сделанным комплиментам. Маяковского настолько раздражает эта лакейская черта многочисленных подлиз, что он предлагает всех их смести с лица земли «вея шваброй верхом, низом». Но эти мечты поэта являются утопическими, потому что изменить человеческую суть, даже если он из лакея превращается в крупного чиновника, невозможно.
©"" .
Владимир Маяковский — Этот сорт народа — тих ( Подлиза )
Etot sort naroda — tikh
i besformen, slovno studen, —
ochen mnogiye iz nikh
v nashi dni vykhodyat v lyudi,
Khud umom i telom chakhl
Petr Ivanovich Boldashkin.
V vozmutitelnykh pryshchakh
zrya krasneyet na plechakh
ne bashka — a nabaldashnik.
Etot frukt teper sogret
solntsem nezhnogo nachalstva.
Gde prichina? V chem sekret?
Ya zadumyvayus chasto.
Zhizn yego idet na lad;
na nego ne broshu ten ya.
Klad yego — yego talant:
nezhny sposob obkhozhdenya.
Lizhet nogu, lizhet ruku,
lizhet v poyas, lizhet nizhe, —
kak kutenok lizhet suku,
kak kotenok koshku lizhet.
A yazyk. Na metrov tridtsat
dogonyat nachalstvo vylez —
mylny ves, azh mozhet britsya,
dazhe kistochkoy ne mylyas.
Vse pokhvalit, vpavshi v razh,
chto fantazia pozvolit —
vash katar, i chin, i stazh,
vashu doblest i mozoli.
I yemu poshli chiny,
na nego v bytu ravnenye.
Gde-to budto vrucheny
chut li ne — brazdy pravlenya.
Raz uzhe v rukakh vozhzha,
vsekh svedya k podliznym vzglyadam,
rasslyunyavit: «Uvazhat,
uvazhat nachalstvo nado. »
My glyadim, unylo akhaya,
kak rastet ot ikhney bratii
arkhi-raziyerarkhia
v izdevatelstve nad demokratiyey.
Veya shvabroy verkhom, nizom,
smest by vsekh, kto poddalis,
vsekh, radeyushchikh podlizam,
vsekh radetelskikh podliz.
njn cjhn yfhjlf — nb[
b ,tcajhvty, ckjdyj cneltym, —
jxtym vyjubt bp yb[
d yfib lyb ds[jlzn d k/lb,
[el evjv b ntkjv xf[k
Gtnh Bdfyjdbx ,jklfirby/
D djpvenbntkmys[ ghsof[
phz rhfcyttn yf gktxf[
yt ,firf — f yf,fklfiybr/
njn ahern ntgthm cjuhtn
cjkywtv yt;yjuj yfxfkmcndf/
Ult ghbxbyf? D xtv ctrhtn?
Z pflevsdf/cm xfcnj/
;bpym tuj bltn yf kfl;
yf ytuj yt ,hjie ntym z/
Rkfl tuj — tuj nfkfyn:
yt;ysq cgjcj, j,[j;ltymz/
Kb;tn yjue, kb;tn here,
kb;tn d gjzc, kb;tn yb;t, —
rfr rentyjr kb;tn cere,
rfr rjntyjr rjire kb;tn/
F zpsr. Yf vtnhjd nhblwfnm
ljujyznm yfxfkmcndj dsktp —
vskmysq dtcm, f; vj;tn ,hbnmcz,
lf;t rbcnjxrjq yt vskzcm/
Dct gj[dfkbn, dgfdib d hf;,
xnj afynfpbz gjpdjkbn —
dfi rfnfh, b xby, b cnf;,
dfie lj,ktcnm b vjpjkb/
B tve gjikb xbys,
yf ytuj d ,sne hfdytymt/
Ult-nj ,elnj dhextys
xenm kb yt — ,hfpls ghfdktymz/
Hfp e;t d herf[ dj;;f,
dct[ cdtlz r gjlkbpysv dpukzlfv,
hfcck/yzdbn: «Edf;fnm,
edf;fnm yfxfkmcndj yflj///»
Vs ukzlbv, eyskj f[fz,
rfr hfcntn jn b[ytq ,hfnbb
fh[b-hfpbthfh[bz
d bpltdfntkmcndt yfl ltvjrhfnbtq/
Dtz idf,hjq dth[jv, ybpjv,
cvtcnm ,s dct[, rnj gjllfkbcm,
dct[, hflt/ob[ gjlkbpfv,
dct[ hfltntkmcrb[ gjlkbp/
Критика существующей действительности в лирике В. Маяковского.
Эта тема нашла отражение в сатирических произведениях Маяковского. Большинство таких произведений было написано Маяковским в послереволюционный период. В 20-х годах печатаются его известные произведения: “Прозаседавшиеся”, “Подлиза”, “Сплетник” и другие. В этих произведениях автор высвечивает пороки нового социалистического общества. Все эти пороки остались в обществе еще с дореволюционных времен. Это подхалимство, бюрократизм, эгоизм, злостные пороки мещанства. Наибольшую известность получило стихотворение “О дряни”. Оно было написано в период с 1920 по 1921 год. В этом произведении Маяковский в свойственной ему манере высмеивает пороки мещанства, его индивидуалистическую мораль и призывает к борьбе против обывателей.
Охватили революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Автор показывает, что и в новом обществе существуют пережитки старого. Маяковский указывает, что эти люди только затаились в ожидании нужного времени:
С первого дня советского рождения Стеклись они,
Наскоро оперенья переменив, Засели во все учреждения.
Наиболее актуальными для наших дней являются стихотворения “Сплетник”, “Подлиза” и “Прозаседавшиеся”. В первом высмеивается один из отвратительных человеческих пороков — сплетничество. Маяковский показывает нам человека, любимым делом которого стало собирать сплетни про всех знакомых и друзей:
Лишь одна любовь рекой
залила
и в беду клонит —
любит этакой серьгой
повисеть на телефоне.
Автор дает нам возможность узнать заветную мечту сплетника:
Желаю, чтоб был
мир
огромной замочной скважиной.
В стихотворении “Подлиза” Маяковский жестоко высмеивает самое гнусное качество человека — подхалимство. Он показывает нам человека, к которому сам относится с презрением:
Этот сорт народа —
тип и бесформен,
словно студень.
Главный залог успеха таких людей — это “поддакивание” начальству и всем нужным людям:
Лижет ногу, лижет руку, лижет в пояс, лижет ниже.
Этот образ очень похож на образ бюрократа 50— 60-х годов. В это время все решает отношение к начальству. Угодил — будешь “человеком”, а не угодил— будешь “козлом отпущения”. Особенно злободневно стихотворение “Прозаседавшиеся”. Это произведение, как стандарт развития всего нашего общества за 73 года. В свое время Маяковский верил, что бюрократизм будет уничтожен:
О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний.
Будем надеяться и мы.
1239 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
«Подлиза» В.Маяковский
«Подлиза» Владимир Маяковский
Анализ стихотворения Маяковского «Подлиза»
В творчестве Владимира Маяковского достаточно много произведений социальной тематики, в которых автор, по-настоящему восхищающийся достижениями советской власти, тем не менее, методично вскрывает пороки общества. Спустя годы станет ясно, что поэт заблуждался, утверждая: все самые отвратительные типажи людей, которые довелось ему видеть после революции, являются пережитком прошлого. На самом же деле человек не может измениться лишь потому, что теперь вынужден жить в другой стране. И рано или поздно его мировоззрения и особенности характера становятся общественным достоянием.
Конечно, далеко не все люди, с которыми приходилось в жизни сталкиваться Маяковскому, отвечали идеалам поэта. Некоторых он попросту терпел, других игнорировал, а третьим посвящал стихи, полные желчи и сарказма. Одним из них является произведение «Подлиза», созданное в 1928 году, в котором автор дает определение целому классу своих соотечественников, обладающих одним-единственным талантом, который заключается в виртуозном умении угождать вышестоящему начальству. При этом они настолько привыкли использовать свой «нежный способ обхожденья», что делают комплименты не только достоинствам человека, но и его недостаткам. Но это подлиз совершенно не смущает, так как они знают, что их речи являются усладой для начальственных ушей и верным способом продвижения по карьерной лестнице. «И ему пошли чины, на него в быту равненье. Где-то будут вручены чуть ли не – бразды правленья», — отмечает автор с присущей ему издевкой. При этом залогом успеха подлизы является его язык, который «на метров тридцать догонять начальство вылез».
Маяковский не только высмеивает подлиз, но и считает их одними из наиболее опасных элементов советского общества, которых поэт обвиняет «в издевательстве над демократией». Свобода слов и мыслей, провозглашенная революцией пусть и на бумаге, в данном случае принимает весьма уродливую форму, так как она завуалирована лестью и стремлением получить личные выгоды благодаря вовремя и правильно сделанным комплиментам. Маяковского настолько раздражает эта лакейская черта многочисленных подлиз, что он предлагает всех их смести с лица земли «вея шваброй верхом, низом». Но эти мечты поэта являются утопическими, потому что изменить человеческую суть, даже если он из лакея превращается в крупного чиновника, невозможно.
«Подлиза», анализ стихотворения Владимира Маяковского
Литература как вид искусства всегда была вторичной по отношению к действительности. В истории общества происходили войны, менялись правители, возникали и исчезали целые цивилизации, а литература шагала вслед за реальностью, давала ей свою оценку, восхищаясь или, наоборот, возмущаясь тем, что происходило в этом самом обществе.
Поэзия реагировала на изменения быстрее, а когда в ХХ века события стали мелькать с бешеной скоростью, возник целый пласт литературы, что называется, «на злобу дня». Конечно, в основном, это была сатира. Настоящего сатирика всегда отличает умение видеть типичные явления, существенные недостатки, точно определять направление главного удара. Истинный сатирик бьет не по отдельным проявлениям зла – он должен проникнуть в суть явления и поразить его одним махом.
В XIX веке такими сатириками были Н. В. Гоголь. М. Е. Салтыков-Щедрин. В ХХ веке таким сатириком стал Владимир Маяковский. Его сатира – «оружия любимейшего род» - стала по-настоящему злободневной. В ранней поэзии он обличал толпу, далекую от искусства, добра и красоты. Позже в «Окнах сатиры РОСТА» клеймил позором врагов советской власти. Когда были разгромлены белогвардейцы, когда трудящимися молодой советской республики было завоевано «трудиться великое право», Маяковский определил задачу на новом этапе истории: дать «новое искусство» сатиры. Объектами осмеяния его сатиры стали и бюрократия, и обывательщина, и многие другие пороки уже нового, социалистического, общества.
Да, постепенно «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина». Казалось бы, нет больше поводов браться за любимое оружие. Ан нет, уже в новом обществе, где все должно быть по справедливости, появился целый класс соотечественников, умеющих только тем и заниматься, что угождать вышестоящему начальству.
Лесть как порок была высмеяна еще Крыловым в его знаменитых баснях. Чинопочитание в свое время мастерски было описано Антоном Павловичем Чеховым («Толстый и тонкий». к примеру). Но у Маяковского это уже явление другого рода: это такие подхалимы, что без мыла влезут в любую дырку. Поэтому всю свою злость, все свое мастерство сатирика вложил поэт в стихотворение «Подлиза». анализ которого и будет далее представлен.
По мнению Маяковского, в конце 20-х годов ХХ века возникла такая ситуация, что на руководящих постах оказались уже не те, кто вел за собой «с шашкой наголо», как это было в годы Гражданской войны, а те, кто «тих и бесформен, словно студень» :
… очень многие из них
в наши дни выходят в люди.
Маяковский в своих стихах довольно часто выбирает конкретный образ. в котором и воплощает идею. Здесь это некий Петр Иванович Болдашкин. Его портрет вызывает у читателя омерзение: Болдашкин «худ умом и телом чахл». весь он «в возмутительных прыщах». Но почему-то
Этот фрукт теперь согрет
Солнцем нежного начальства.
Конечно, герой мучается вопросом: «Где причина? В чем секрет?» А ответ очень прост: оказывается, талант Петра Ивановича – «нежный способ обхождения». Просто он подлиза, он «лижет руку, лижет ногу, лижет в пояс, лижет ниже … ». Только если животные, например, это делают из соображений гигиены или повинуясь инстинкту, то Болдашкин всех вылизывает (в переносном, конечно, смысле!) вполне осознанно:
Все похвалит, впавши в раж,
Что фантазия позволит -
ваш катар, и чин, и стаж,
вашу доблесть и мозоли.
Самое страшное для героя, что такие люди теперь влиятельны: ему «и чины пошли». и «будто вручены чуть ли не бразды правленья». то есть он обретает все больше полномочий. А остальным остается только, «уныло ахая». наблюдать, как растет «от ихней братии архи-разиерархия» .
Завершается стихотворение опять-таки утопией (как это было в «Прозаседавшихся» ): герой мечтает, как бы «вея шваброй верхом и низом, сместь бы всех радетельских подлиз» .
Конечно, как во всех своих сатирических произведениях, Маяковский чересчур резок. Он снова использует хлесткие рифмы, необычные сочетания слов, неологизмы, гиперболу (например, язык на тридцать метров). Но поэт решает важную задачу: с помощью нового искусства он должен «выволочь республику» из грязи бюрократизма, обывательщины, чинопоклонства и многих других «пережитков прошлого», которые никак в этом прошлом оставаться не желали.