Анализ стихотворения Маяковского Домой
1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 1. (Маяковский В. В.)
Действительно, в отличие от многих представителей творческой интеллигенции Маяковский сразу и горячо приветствовал Октябрьскую революцию. В начале ноября 1917 года только что избранный ВЦИК попытался собрать в Смольном петроградских писателей, артистов, художников.
Пришло лишь несколько человек, среди них — Маяковский.
17 ноября — еще месяца не прошло со дня победы революционного народа — А. В. Луначарский на собрании творческой интеллигенции предложил создать Государственный совет по художественным делам. Большинство присутствующих неодобрительно встретило предложение народного комиссара. Однако протокол сохранил мнение Маяковского: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт».
Политическая позиция Маяковского ясна и безапелляционна: он — в числе активнейших «комиссаров» революции, стремящихся поддержать, защитить, прославить ее завоевания.
Гражданским подвигом Маяковского стала агитационная работа в Российском телеграфном агентстве. Более двух лет поэт рисовал плакаты и сочинял стихотворные тексты для «окон» РОСТА, откликаясь на известия с фронтов и новости хозяйственной жизни, политические решения и хронику первых шагов молодого государства.
«Вспоминаю — отдыхов не было, — рассказывал позднее Маяковский. — Работали в огромной, нетопленной, сводящей морозом (впоследствии выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.
Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова. »
Поэма и пьеса, стихи и плакаты — пожалуй, никогда Маяковский не работал так напряженно, как в эти трудные грозовые годы. И никогда так стремительно не менялись тематика, поэтическая манера, пафос и интонации его произведений.
Что такое социалистическое искусство? Каковы формы участия поэта в строительстве новой жизни? Какая поэзия нужна новому, массовому читателю? — нужно было найти ответы на эти вопросы.
В «Открытом письме рабочим», написанном через несколько месяцев после Великой Октябрьской социалистической революции, Маяковский восклицал: «Никому не дано знать, какими огромными солнцами будет освещена жизнь грядущего. Может быть, художники в стоцветные радуги превратят серую пыль городов, может быть, с кряжей гор неумолчно будет звучать музыка превращенных в флейты вулканов, может быть, волны океанов заставим перебирать сети протянутых из Европы в Америку струн. » Сколько «может быть»! Будущее искусства, как и будущее человечества, представало в радужном ореоле, но еще в очень расплывчатых очертаниях.
Одно поэт знал твердо: новое время требует «песен», достойных совершающихся перемен. В предисловии к сборнику «Все сочиненное Владимиром Маяковским», вышедшему в 1919 году, он заявил: «Оставляя написанное школам, ухожу от сделанного и, только перешагнув через себя, выпущу новую книгу».
Шаги поэта в послеоктябрьские годы были действительно шагами Гулливера. Он стремительно рос, мужал его голос, крепли интонации, оттачивалось и совершенствовалось умение переводить свое, интимно-личное, в общезначимое.
К первой годовщине Октября Маяковский написал пьесу «Мистерия-Буфф» — «героическое, эпическое и сатирическое» изображение революционной эпохи. Многие ее мотивы подготовлены ранней поэзией, но в целом это совершенно новое произведение — и по задорно-героическому пафосу, и по стилевой манере, ориентированной на народные зрелища, цирковые и балаганные представления, разыгрываемые во время празднеств и ярмарок.
Бойкие каламбуры и частушечные присловья, остроты и поговорки так и сыплются из уст персонажей, создавая особую, празднично-карнавальную атмосферу, в которой смешное и серьезное, комическое и драматическое живут в нерасторжимом единстве. («Обещали и делим поровну: одному бублик, другому — дырка от бублика. Это и есть демократическая республика».)
«Мистерия-Буфф» воспела «дорогу революции» — от бурного потопа, захлестнувшего весь мир, до «солнечной нашей коммуны». Сказочное, аллегорическое путешествие «семи пар нечистых» — тружеников-пролетариев — через земной ад и нематериальный рай в землю, вымытую и очищенную революционным потоком, прославило первые шаги народа к социализму, показало их в ореоле величия, в исторической перспективе.
В годы гражданской войны Маяковский написал поэму «150 000 000» — о подвиге народа, совершившего революцию и отстоявшего ее завоевания. Стремясь подчеркнуть легендарность происходящего, он прибегнул к грандиозным обобщениям и вымыслам. Поединок русского народа с международным империализмом, пытавшимся задушить молодую республику, изображен в поэме как былинная схватка богатыря Ивана («Россия вся единый Иван») и американского президента Вудро Вильсона. В сражение втягиваются люди, звери, вещи, идеи — никто и ничто не может остаться в стороне от битвы («вдруг уничтожились все середины — нет на земле никаких середин»).
Революция нашла в лице Маяковского не только восторженного лирика, но и мудрого летописца «наших бед, побед, буден».
Поэт раз и навсегда связал свою судьбу с судьбой революционного
народа, с судьбой страны, бросившей вызов всему миру, с судьбой партии, возглавившей дерзновенный бросок в счастливое будущее — коммунизм.
Маяковский уже сказал яростное «Нет!» буржуазному миру. Разрушение старого уклада и создание на его обломках нового мира, прекрасного и совершенного, вызвало у поэта взрыв энтузиазма и громогласное «Да!», которое он облек в форму вдохновенных «маршей», ликующих «приказов», торжественной «Оды революции».
Поэзия всегда развивалась в союзе с музыкой, обмениваясь с ней темами и настроениями, приемами и терминами, но «музыкальность» стиха и до сих пор зачастую отождествляется с камерностью, напевностью, мелодичностью. Маяковский свои первые послереволюционные стихи ориентировал на музыку оркестра, задающую тон движению марширующих колонн, на грохот барабана и звон литавр, выбивающих четкий ритм.
Так возникла необычная форма поэтического «марша», громкой «хоровой» лирики:
Дней бык пег. Медленна лет арба. Наш бог бег. Сердце наш барабан.
Стихотворение «Наш марш», из которого взяты процитированные строки, замысловато и несколько нарочито: воодушевление поэта еще не оформилось в конкретные образы, «высокие» метафоры и уподобления («второй потоп», «быстролетные кони» времени с радугой вместо дуг, «небо», «Большая медведица») еще не сплавились органически с земными конкретно-историческими деталями.
Пройдет всего один год, и романтические мечты породнятся с героикой действительности: в декабре 1918 года для выступления перед матросами Маяковский написал свой знаменитый «Левый марш» — поэтический шедевр, который навсегда запечатлел особую, строгую и возвышенную красоту революционного движения народа. Это стихотворение, в котором голос поэта сливается с многоголосьем народных масс, не раз звучало на городских площадях и улицах, на митингах и демонстрациях.
Поэтические «приказы» тоже отразили стремление Маяковского слить с великой эпохой и содержание, и форму стихов. Искусство не могло остаться в стороне от народной жизни, от фронтов, мобилизаций, распоряжений и лозунгов. «Революцией мобилизованный и призванный», поэт, в свою очередь, призывал других художников на службу революции. Уже в 1918 году он написал «Приказ по армии искусства», «мобилизуя» деятелей искусств на «баррикады сердец и душ».
В музыке революции поэт уловил не только гром марша, не только резкие, категоричные речитативы, но и задушевные интонации, гуманные и человечные мелодии. Вслед за программным «Нашим маршем» Маяковский пишет стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». В нем нет внешних примет обновления мира, и все-таки это явно послереволюционная лирика: обновился строй чувств, иным стало восприятие окружающего, изменилось зрение художника.
Еще более заметны новые лирические интонации и новая образная структура в стихотворении, которому Маяковский дал предлинное название — «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)».
«Небесное» приобрело земные черты: солнце в гостях у Поэта говорит басом, пьет «чаи» с вареньем и жалуется на свою судьбу. В свою очередь, дела и обязанности человека, неотложные нужды дня («что-де заела РОСТА», — сетует поэт) приобретают ореол величия.
Светлое, мажорное мироощущение, задорный юмор, спокойные, покровительственные интонации — это новые качества лирики Маяковского.
Властитель «просветленных страданием слов» и «высоких вымыслов» почувствовал себя вершителем земных дел, творцом нового миропорядка. Маяковский становится реалистом.
Наступало время, когда от «абордажей и штурма» страна переходила к «трудовой осаде», когда социализм из мечты превращался в явь, в практическую задачу, решение которой зависело от усилий всех и каждого.
Отныне лирическое волнение поэта все чаще вызывалось неотложными делами и нуждами народа, создающего новое общество. Как свою личную радость и боль Маяковский воспринимал успехи и неудачи, победы и поражения «страны-подростка». Его стихи насыщаются жгучей общественной проблематикой, злобой дня, в которой поэт усматривал большое, принципиальное содержание. Одной из первых удач на этом пути стало стихотворение «Прозаседавшиеся». Здесь сведены в непримиримом поединке новое и старое, живое и мертвое, человеческое и казенно-бюрократическое.
Стихотворение «Прозаседавшиеся» было замечено В. И. Лениным. 6 марта 1922 года в речи «О международном и внутреннем положении Советской республики» он сказал: «Вчера я случайно прочитал в «Известиях» стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно. Мы действительно находимся в положении людей (и надо сказать, что положение это глупое), которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы — до бесконечности. Был такой тип русской жизни — Обломов. Он все лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались, тал как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий и коммунист. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо его долго мыть, чистить, стирать, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки».
Ленинская оценка вдохновила поэта и укрепила его решимость быть в ряду активных строителей нового общества — практически, словом и делом приближать коммунизм.
Анализ стихотворения В.Маяковского
Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» написано в 1926 году. Оно является примером гражданской лирики. Лирическое чувство и гражданский пафос в нем нераздельны. Конкретный случай – встреча с пароходом, носящим имя героически погибшего чекиста, которого лично знал Маяковский, - побуждает поэта к размышлениям о подвиге и героизме, об ответственности человека за судьбы революции. Со свойственной поэтическому стилю Маяковского конкретностью запечатлены детали этой неожиданной встречи: как неторопливо пароход «разворачивался и выходил» в порт после дальнего, нелегкого перехода – «От Батума, чай, котлами покипел»; дымящиеся его трубы, остающийся на глади залива долгий пенящийся след. Лирические воспоминания поэта о дружеских встречах с Нетте, позволяющие живо представить героя с его человеческим увлечениями и в то же время почувствовать его беззаветную преданность революции, перерастают в большой разговор о жизни.
Образ Нетте с его внешней медлительностью то как бы проступает сквозь очертания медленно входящего в залив парохода «в блюдечках-очках спасательных кругов»; то создается в прямых зарисовках картин сохранившейся в память совместной поездки – «Помнишь, Нетте, - в бытность человеком ты пивал чаи со мною в дип-купе?». Случайный, казалось бы, повод – встречу с «пароходом-человеком» поэт использует не только для того. Чтобы несколькими штрихами возродить, вернуть путь к жизни образ замечательного человека, стойкого бойца революции, но и оказать весомые поэтические слова о самой революционной эпохе.
Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» строится по той же схеме, что и многие другие стихотворение, например, «Сергею Есенину». Сначала возникает впечатляющая картина встречи с человеком, который спал пароходом; следующий за этим разговор с человеком и пароходом одновременно, не снижая образа героя, сообщает ему подлинную откровенность. «А далее – стих обретает патетическое звучание: речь идет о самом главном для поэта и его читателя, о том, что наполняет их жизнь высоким смыслом. Но и этого мало – в концовке поэтическая мысль предельно концентрируется, выражается с предельной четкостью, когда возможность недомолвок исключается напрочь» (А.С.Карпов).
У такого стиха есть свои достоинства: ясность мысли, напористость интонации, непосредственность обращения к аудитории.
Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» пронизано мыслью о революции. Настоящее освещено в нем мечтой о коммунистическом будущем, когда весь мир станет «единым человечьим общежитием», - той мечтой, которая зародилась как глубокое народное стремление в прошлом и нашла свое выражение у классиков, например, у Пушкина и польского поэта Мицкевича («Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся»).
4457 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Маяковский В.В. / Разное / Анализ стихотворения В.Маяковского
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка!»
В 1916 году Маяковский написал очередное посвящение единственной любви всей своей жизни Лиле Брик. В 1915 году автор с ней познакомился. День знакомства с четой Брик Маяковский в своей автобиографии назвал «счастливейшим днем в своей жизни». Анализ стихотворения "Лиличка!" показывает, что это одно из самых пронзительных и трогательных произведений о любви, написанных В. В. Маяковским. Пожалуй, и в русской любовной лирике это стихотворение заняло свое особое место.
Любовь героя к героине так велика и безгранична, что в ней он видит весь смысл своей жизни. Это вселенная, это весь мир героя! Ни моря, ни солнца не нужно Маяковскому без любимой. Для него любовь – это «тяжкая гиря».
Сходные синтаксические конструкции придают некоторую монотонность стихотворению. Это создает то ощущение тяжелого внутреннего состояния, в котором пребывает герой.
В последних строках Маяковский показывает всю безысходность своего положения. Он готов даже «выстелить нежностью уходящий шаг». На большее он уже и не надеется.
Сделанный анализ стихотворения "Лиличка!" демонстрирует нам, насколько болезненными были чувства Маяковского к предмету своей любви. Лиля не отвечала на чувства поэта. Более того, она порой насмехалась над его чувствами, отчего он страдал еще больше. После знакомства Маяковский все свои произведения посвящал Брик. Она стала его музой и вдохновением. Любовные стихотворения наполнены у поэта особенными эмоциями.
По сюжету поэт находится с героиней в комнате, где состоялся очередной неприятный разговор, и мысли бешеным потоком курсируют в голове автора. Он изливает их на бумагу. В итоге получается обращение к Лиле. Обращение, которое призывает ее вспомнить те моменты, когда он гладил её руки. Те моменты были столь незначительны для неё и имели огромное значение для героя. Сравнение с произведением А. Кручёных «Ад» для поэта имеет особенный смысл. Вокруг всё соткано из воспоминаний, это ад, пытка для героя. «Сердце в железе», принадлежащее его возлюбленной, – это очередной символ безысходности. Он всё время на пути к сердцу встречает стену из железа. «День еще – выгонишь» - автор предчувствует скорый конец взаимоотношений и потерю последних шансов на ответные чувства. Он понимает, что, получив очередной отказ, просто сойдет с ума.
Анализ стихотворения «Лиличка!» наполнен отчаянности и безысходности. Выхода автор не видит и уже не ждёт ничего хорошего. Тем ни менее его чувства только крепнут.
К-во Просмотров: 9350
Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка!», то Вам точно к нам!
Владимир Маяковский — Уходите, мысли, во-свояси ( Домой! )
Ukhodite, mysli, vo-svoyasi.
Obnimis, dushi i morya glub.
Tot, kto postoyanno yasen —
tot, po-moyemu, prosto glup.
Ya v khudshey kayute iz vsekh kayut —
vsyu noch nado mnoyu nogami kuyut.
Vsyu noch, pokoy potolka vozmutiv,
nesetsya tanets, stonet motiv:
«Markita, Markita,
Markita moya,
zachem ty, Markita,
ne lyubish menya. »
A zachem lyubit menya Markite?!
U menya i frankov dazhe net.
A Markitu (tolechko morgnite!)
za sto frankov preprovodyat v kabinet.
Nebolshiye dengi — pozhivi dlya shiku —
net, intelligent, vzbivaya gryaz vikhrov,
budesh vsuchivat yey shveynuyu mashinku,
po stezhkam strochashchuyu shelka stikhov.
Proletarii prikhodyat k kommunizmu nizom —
nizom shakht, serpov i vil, —
ya zh s nebes poezii brosayus v kommunizm,
potomu chto net mne bez nego lyubvi.
Vse ravno — soslalsya sam ya ili poslan k mame —
slov rzhaveyet stal, cherneyet basa med.
Pochemu pod inostrannymi dozhdyami
vymokat mne, gnit mne i rzhavet?
Vot lezhu, uyekhavshy za vody,
lenyu yele dvigayu moyey mashiny chasti.
Ya sebya sovetskim chuvstvuyu zavodom,
vyrabatyvayushchim schastye.
Ne khochu, chtob menya, kak tsvetochek s polyan,
rvali posle sluzhebnykh tyagot.
Ya khochu, chtob v debatakh potel Gosplan,
mne davaya zadania na god.
Ya khochu, chtob nad myslyu vremen komissar
s prikazaniyem navisal.
Ya khochu, chtob sverkhstavkami spetsa
poluchalo lyubovishchu serdtse.
Ya khochu chtob v kontse raboty zavkom
zapiral moi guby zamkom.
Ya khochu, chtob k shtyku priravnyali pero.
S chugunom chtob i s vydelkoy stali
o rabote stikhov, ot Politbyuro,
chtoby delal doklady Stalin.
«Tak, mol, i tak. I do samykh verkhov
proshli iz rabochikh nor my:
v Soyuze Respublik ponimanye stikhov
vyshe dovoyennoy normy. »
E[jlbnt, vsckb, dj-cdjzcb/
J,ybvbcm, leib b vjhz uke,m/
Njn, rnj gjcnjzyyj zcty —
njn, gj-vjtve, ghjcnj ukeg/
Z d [elitq rf/nt bp dct[ rf/n —
dc/ yjxm yflj vyj/ yjufvb re/n/
Dc/ yjxm, gjrjq gjnjkrf djpvenbd,
ytctncz nfytw, cnjytn vjnbd:
«Vfhrbnf, Vfhrbnf,
Vfhrbnf vjz,
pfxtv ns, Vfhrbnf,
yt k/,bim vtyz///»
F pfxtv k/,bnm vtyz Vfhrbnt?!
E vtyz b ahfyrjd lf;t ytn/
A Vfhrbne (njktxrj vjhuybnt!)
pf cnj ahfyrjd ghtghjdjlzn d rf,bytn/
Yt,jkmibt ltymub — gj;bdb lkz ibre —
ytn, byntkkbutyn, dp,bdfz uhzpm db[hjd,
,eltim dcexbdfnm tq idtqye/ vfibyre,
gj cnt;rfv cnhjxfoe/ itkrf cnb[jd/
Ghjktnfhbb ghb[jlzn r rjvveybpve ybpjv —
ybpjv if[n, cthgjd b dbk, —
z ; c yt,tc gjpbb ,hjcf/cm d rjvveybpv,
gjnjve xnj ytn vyt ,tp ytuj k/,db/
Dct hfdyj — cjckfkcz cfv z bkb gjckfy r vfvt —
ckjd h;fdttn cnfkm, xthyttn ,fcf vtlm/
Gjxtve gjl byjcnhfyysvb lj;lzvb
dsvjrfnm vyt, uybnm vyt b h;fdtnm?
Djn kt;e, et[fdibq pf djls,
ktym/ tkt ldbuf/ vjtq vfibys xfcnb/
Z ct,z cjdtncrbv xedcnde/ pfdjljv,
dshf,fnsdf/obv cxfcnmt/
Yt [jxe, xnj, vtyz, rfr wdtnjxtr c gjkzy,
hdfkb gjckt cke;t,ys[ nzujn/
Z [jxe, xnj, d lt,fnf[ gjntk Ujcgkfy,
vyt lfdfz pflfybz yf ujl/
Z [jxe, xnj, yfl vsckm/ dhtvty rjvbccfh
c ghbrfpfybtv yfdbcfk/
Z [jxe, xnj, cdth[cnfdrfvb cgtwf
gjkexfkj k/,jdboe cthlwt/
Z [jxe xnj, d rjywt hf,jns pfdrjv
pfgbhfk vjb ue,s pfvrjv/
Z [jxe, xnj, r insre ghbhfdyzkb gthj/
C xeueyjv xnj, b c dsltkrjq cnfkb
j hf,jnt cnb[jd, jn Gjkbn,/hj,
xnj,s ltkfk ljrkfls Cnfkby/
«Nfr, vjk, b nfr/// B lj cfvs[ dth[jd
ghjikb bp hf,jxb[ yjh vs:
d Cj/pt Htcge,kbr gjybvfymt cnb[jd
dsit ljdjtyyjq yjhvs///»
Владимир
Маяковский
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «К ответу!»
Революцию 1917 года Владимир Маяковский воспринимал через призму личных переживаний. Родившись в небогатой семье и рано лишившись отца, будущий поэт в полной мере ощутил правдивость поговорки о том, что в этом мире все решают деньги. Поэтому когда было свержено самодержавие, и простым людям пообещали достаточно сытную и обеспеченную жизнь, Маяковский воспринял это с воодушевлением. Однако если другие поэты очень четко понимали, что жертвами революции станут сотни тысяч ни в чем не повинных людей, то Маяковский относился к подобной перспективе весьма спокойно. Он допускал, что ради великой идеи необходимо приносить жертвы, поэтому предпочитал закрывать глаза на то, что происходит в России. Кровавой бойне, которая впоследствии переросла в затяжную гражданскую войну, поэт все же мог найти оправдание. Однако он искренне не понимал, почему «под шумок» происходит передел мира, и кто стоит за тем, что «сцепилась злость человеческих свор».
В 1917 году Маяковский пишет стихотворение «К ответу!», в котором разоблачает мировой капитализм. Не исключено, что это произведение было заказным, т.е. написанным для агитационной и пропагандистской работы большевиков. Ведь поэт призывает к ответу людей, которые покушаются на Албанию, Босфор и Месопотамию, совершенно игнорируя тот факт, что в кровавом месиве захлебывается вся Россия, от Крыма до Дальнего Востока.
Впрочем, Маяковский остается верен себе, когда предрекает, что «скоро у мира не останется неполоманного ребра». Эта фраза указывает на то, что автор лишен идеализма, и прекрасно понимает, что происходит вокруг. Однако он всё еще верит нелепым обещаниям о том, что земля достанется народу, а в стране будет равноправие. Именно по этой причине он готов найти оправдание, когда видит, что брат убивает брата только из-за того, что у этих двух людей разные политические взгляды. В отношении же войн в других странах Маяковский не питает иллюзии, считая, что попросту происходит передел собственности. Именно поэтому поэт с горечью восклицает, что миром правит не Бог, а рубль. И в финальной строчке своего стихотворения он обращается к Создателю с вопросом: «Когда же ты бросишь в лицо им: за что воюем?».
Ответ на него поэт прекрасно знает, однако очень хочет, чтобы простые люди понимали: мир находится на грани катастрофы, и если не сложить оружие, то она непременно произойдет, развязав руки мародерам от капитализма, которые лишь ждут, чтобы оторвать от матушки-земли наиболее жирный кусок.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Беллы Ахмадулиной «Цветы»
- Анализ стихотворения Александра Блока «Там неба осветленный край»
- Анализ стихотворения Александра Блока «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо»
- Анализ стихотворения Александра Блока «Последний день»
- Анализ стихотворения Александра Блока «Они читают стихи»
Гремит и гремит войны барабан.
Зовет железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Скоро
у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут там ее
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом боев —
свобода?
бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост,
ты,
отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос:
за что воюем?