Анализ стихотворения Майкова Весна



Анализ стихотворения Майкова «Весна»

Анализ стихотворения Майкова «Весна»

Картинка Анализ стихотворения Майкова Весна № 1

Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна — время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты.

В стихотворении А. Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны.

Лирический герой не видит певцов, он лишь слышит их пение, но эти песни отзываются в его сердце новыми молодыми надеждами.

… Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом…

Радость в душе, покой, умиротворение вызывает пение жаворонков.

И откуда раздаются Голоса их, я не знаю…

Но, им внемля, взоры к небу,

Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, — это одна из высших задач человеческого разума. А. Н. Майков связывает перемены в природе с настроением человека.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами» Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал.
  2. Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу» Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Весна» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе.
  4. Анализ стихотворения Тютчева «Весна» Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил.
  5. Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли» Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит.
  6. Анализ стихотворения Майкова «Пейзаж» Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и.
  7. Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода» Превосходный мастер пейзажа, Исаак Левитан в основном обращался к неброским, простым видам русской природы. Именно такой вид запечатлен на полотне.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Майкова «Весна»

Майков Аполлон Николаевич (1821—1897) родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи (приложение 1). В течение многих лет Майков служил на государственной службе, был помощником библиотекаря Румянцевского музея, а затем работал в комитете иностранной цензуры, где с 1875 был председателем, дослужившись до чина действительного статского советника. В молодые годы Майков усиленно занимался живописью, но потом сосредоточился на поэзии.

Вместе с Полонским и Фетом Майков составил ту известную триаду поэтов, которая выступала с лозунгом «искусство для искусства». Группа эта находилась на правом фланге тогдашней литературы и составляла нечто вроде штаба поэтического отряда крепостников, не желавших без боя сдавать позиции развивающемуся капитализму, в особенности же озабоченных ростом революционно-демократического движения.[5] Стихотворение «весна» написано в 1880-х году, посвящено Коле Трескину и входит в цикл "Дома". Коля Трескин - вероятно, сын Н. А. Трескина (1838-1894), цензора

Московского цензурного комитета, директора учительского института при Московском воспитательном доме. Н. А. Трескин в студенческие годы дружил с братом поэта Л. Н. Майковым, который в 1863 г. женился на сестре Н. А. Трескина, а впоследствии стал крестным отцом Коли Трескина. А. Н. Майков. Гармонический взгляд на природу, до сих пор свойственный лирике Майкова, теперь дает себя знать в зарисовках русских деревенских пейзажей.

Стихотворение «Весна», которое изучается в 4 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. [2] (приложение 2)

Идейно-художественный анализ начинаем с анализа стихотворения, которое целесообразно проводить в три этапа. Во-первых, это работа над закрепленным в словаре лексическим значением слова. По словарю Ожегова «весна - время года, следующее за зимой и предшествующее лету». [4]

Во-вторых, работа над лексическими ассоциациями. Слово «весна» вызывает у опрошенных (10 человек) следующие ассоциации: птички, солнце, тепло, трава зеленеет.

В-третьих, уточняем эмоциональное значение слова. Слово «весна» у опрошенных вызывает чувство радости, хорошего настроения. Все эмоции и чувства положительные.

Так как название стихотворения состоит только из существительного «Весна», то читатель может предположить, что в стихотворение будет описание весны.

До прочтения стихотворения учителю следует рассказать о весне, как о природном явлении. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Весенний ледоход завораживает и вызывает опасения. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно. [8]

После лексической работы над названием переходим непосредственному анализу стихотворения.

В первых стоках «Уходи, зима седая!// Уж красавицы весны/…» появляется новый образ, не заявленный в названии образ «зимы» (приложение3). Словарь нам дает следующее определение «зима - самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне». [4] Чтобы красочнее показать зиму, автор использует такой эпитет как «зима седая». В словаре Ожегова дается определение слова «седой, -ая, - 1. Белый вследствие потери окраски (о волосах). 2. перен. Белесый, тускло-серый. Седая пена моря. 3. перен. О времени, эпохе: очень далекий, давний. 4. С примесью белесой шерсти, белесых перьев». [4] Нам подходит первое определение слова седой – белый, вследствие потери окраски. Прием противопоставления, олицетворение, эпитеты с первых строк показывают противостояние зимы и весны. Стихотворение начинается в форме риторического обращения лирического героя к зиме, которую он прогоняет, словно использует заклинательную силу слов в фольклорной обрядово-календарной поэзии, когда народ призывает приход весны и прогоняет зиму.

Во второй сточке появляется образ весны (приложение 4). Автор называет ее красавицей, любуясь ее видом. Красавица то же самое, что и красавец. По словарю Ожегова «красавец - 1. Человек с красивой внешностью. 2. О ком-чем-н. очень красивом». [4] Нам подходит второе значение о чем-нибудь красивом.

Слова весна и зима тематически близки: оба связаны со временем года.

В нашем случае «зима» - это старуха, время которого уже прошло и её место должна занять «весна»- девушка. Как и в жизни происходят изменения, на смену старому приходит новое, так и в природе, на смену одному времени года приходит другое.

В следующих строчках автор раскрывает суть весны: «Колесница золотая/ Мчится с горней вышины!» Здесь автор использует эпитет «колесница золотая» чтобы показать, что это не просто весна, а он превозносит его в боги. «Колесница - в старину: большой колесный экипаж». [4] Автор использует, глагол мчится, а не спускается с неба, тем самым показывая, что юноша торопиться.

Весна в славянской мифологии— имеет двоякое значение: как олицетворение явлений природы, происходящих после зимнего оцепенения, и как время, в которое празднуется целый ряд торжеств в честь вновь родившегося теплого солнышка. Не только русский народ, но и весь свет, а в особенности поэты и художники, представляют себе весну молодой красивой девушкой (реже — юношей), которая пленяет всех своей красотой и всех наделяет богатыми дарами. Так, в Белой Руси весна представляется молодой девицей, которая называется Ляля. На празднике, ей посвященном, ее изображает самая красивая в деревне девушка, которая наряжается в белые покровы, перевязывает себе шею, руки и стан свежей зеленью и надевает на голову венок из весенних цветов. В одной польской народной сказке весна представляется в виде молодого царевича, который должен отправиться в далекое путешествие и оставить дома молодую жену: желая хоть немножко уменьшить женину тоску, он берет в карман разные семена и потом бросает их за спину; из них мгновенно вырастают зеленые деревья, злаки и цветы, которые, однако, все погибли, когда несчастие постигло царевича, т. е. когда кончилось теплое время и наступила осень.

Так как уже в декабре солнце поворачивает на летний путь и с тех пор начинают прибывать дни, то уже рождественские праздники, или коляду, надо считать праздником в честь весны. Народ образно представлял себе борьбу весеннего солнца с зимним змеем, Кощеем и другими чудовищами, и коляда — это торжество первой победы; несмотря на то, борьба еще продолжается; змей, оправившись от первой неудачи, собирается с силами и разит стужами несчастную землю; но наконец, весна торжествует: на земле появляется первая зелень и новая жизнь. Тогда и люди решаются праздновать это счастливое происшествие; в марте месяце они из деревень изгоняют зиму морену и приветствуют "новый май", т. е. новую весну. [1]

В следующих строчках назревает конфликт: «Старой спорить ли, тщедушной,// С ней - царицею цветов,/ С целой армией воздушной/ Благовонных ветерков!// А что шума, что гуденья,// Теплых ливней и лучей,// И чиликанья, и пенья. // Уходи себе скорей!» в этих строчках все нудит уйти зиму. С весной появляются первые цветы. Символом первых цветами являются подснежники (приложение 5). Автор использует эпитет «благовонных ветерков». По словарю Ожегова «благовонный - аромат, приятный запах». [4] Тем самым автор хотел показать что с весной ветер теплее и приносит запах распустившихся цветов. С приходом весны к нам возвращаются птицы из теплых стран, и мы можем насладиться их пением.

Далее в строках наступает кульминационный момент борьбы: «У нее не лук, не стрелы,// Улыбнулась лишь – и ты» в этих строчках». Достаточно «улыбнуться лишь» своими солнечными лучами и зима в миг «уступит свой трон». «Подобрав свой саван белый,// Поползла в овраг, в кусты. » автор использует инверсию «саван белый». По словарю Ожегова «саван - широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников». Зима в испуге захватив свой «саван» прячется в овраге, в кустах.

В последних строчках начинается развязка всей борьбы: «Да найдут и по оврагам!// Вон – уж пчел рои шумят,// И летит победным флагом/ пестрых бабочек отряд!» в этих сточках зиме не скрыться. Автор использует эпитет «пестрых бабочек». По словарю Даля «пестрый - разноцветный, рябый, разноласый, клетчатый, полосатый, либо чубарый, пятнастый, пегий, разномастый, перепелесый; цветной, узорочный, расписной, не одной масти, краски, цвета, не сплошной». [3] Автор сравнивает разноцветных бабочек с «победоносным флагом».

Главной темой стихотворения является противостояние зимы и весны, то есть борьба добра и зла. Такая же тема присуща Тютчеву «Зима недаром злится».

Детям стоит рассказать о празднике «масленица»- проводах зимы и встрече весны. Масленица - яркий, интересный праздник, который пришел к нам с языческих времен. Поскольку проведение масленицы ознаменовывало прощание с надоевшей холодной зимой и встречу весны, праздник этот как бы соединял холода и тепло, тьму и свет. Когда-то, еще у древних славян, новый год начинался именно весной. Весна - это зарождение новой жизни, скорее, ее абсолютное начало.

Наши предки почитали Солнечный круг, который дарил долгожданное тепло. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а уже после смогли печь пышное тесто, а значит, и блины. Наши предки считали, что вместе с блином они поглощают часть могущества Солнца, ведь блин был таким горячим, круглым и желтым, как и само Солнце. В это день делали чучело «зимы» и сжигали его. [7] (приложение 6)

Данное стихотворение учит детей начальной школы эстетическому чувству.

Список используемой литературы

Брокгауза, Ф. А. Энциклопедический словарь. / Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Бунеев, Р. Н. В океане света. Ч 1: книга для чтения в 4 классе. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева – М. С-ИНФО, Баллас. – 1994. –

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб. 1863-1866.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, под ред. Н. Ю. Шведова // Российский фонд культуры. – 3 – е изд. стереотипное. – М. АЗЪ, 1996. – 928 с.

Покровский В. А.Н. Майков. Его жизнь и сочинения, изд. 2-е, М. 1911.

Словарь символов. – М. 2001. – 512 с.

Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.polezno.com/holiday/424

8 Электронный ресурс. Режим доступа: http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B.html

Аппалон Николаевич Майков

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья.

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты.

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

И. И. Левитан. «Зимой в лесу»

А. К. Саврасов. «Грачи прилетели»

Б. М. Кустодиев «Масленица»

Весна в лирике русских поэтов. (По стихотворениям Фета «Первый ландыш» и Майкова «Поле зыблется цветами»)

Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна – время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты.

А.А. Фет посвящает свое стихотворение первому ландышу – символу весны. Стихотворение очень эмоционально, что подчеркивают восклицательные предложения с усилительной частицей «как» и обращения:

– О первый ландыш.

– Как первый луч весенний ярок.

– Как ты пленителен, подарок

В стихотворении множество эпитетов, также усиливающих его эмоциональность: «девственная» нега, в «душистой «чистоте», «воспламеняющей» весны. Лексика часто употребляется возвышенная, книжная: нисходят сны, дева, благоухающей весны. Это создает эффект чистоты, возвышенности. Наконец, в последней строфе первый весенний цветок сравнивается с чувствами юной девушки, ее неясными мечтами, в которых и избыток жизни молодой, и нежность, и возвышенность.

Так дева в первый раз вздыхает,

О чем – неясно ей самой,

И робкий вздох благоухает

Избыток жизни молодой.

В стихотворении А.Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Лирический герой не видит певцов, он лишь слышит их пение, но эти песни отзываются в его сердце новыми молодыми надеждами.

… Так надежды молодые

Тешат сердце мне приветом…

Радость в душе, покой, умиротворение вызывает пение жаворонков.

И откуда раздаются

Голоса их, я не знаю…

Но, им внемля, взоры к небу,

Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, – это одна из высших задач человеческого разума. И А.А. Фет, и А.Н. Майков связывают перемены в природе с настроением человека.

В обоих стихотворениях показано, как весна возрождает в душе лирического героя новые надежды, стремление к радости и счастью.

Весна (Уходи, зима седая. )
Стихотворение Апполона Майкова

Картинка Анализ стихотворения Майкова Весна № 2

Посвящается Коле Трескину Уходи, зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горней вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

А.Н.Майков. Избранные произведения.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград, "Советский Писатель", 1977.

Другие стихи Апполона Майкова

Пожалуйста. сделайте анализ стихотворения по плану.

Александра Губарева Ученик (124), на голосовании 1 год назад

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.

Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

1) Тема (например: Приход весны)
2) История создания (например: выражение восхищение приходу весны и т. п.)
3) Отношение лирического героя к миру (например: Душа как и природа, радуется приходу весны и т. п.)
4) Средства выразительности (Эпитеты и метафоры)
5) Вывод (Ваше описание)

Дополнен 1 год назад

план, как вы уже заметили, находится в конце.
Примечание: То что находится в скобках где написано "например" брать от туда не стоит потому что это из другого стихотворения.

Ирина Мудрец (16684) 1 год назад

1/ Главной темой стихотворения является борьба зимы и весны или борьба добра со злом.
2/ Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна – время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты
3/Стихотворение начинается в форме риторического обращения лирического героя к зиме, которую он прогоняет, словно использует заклинательную силу слов в фольклорной обрядово-календарной поэзии, когда народ призывает приход весны и прогоняет зиму. Во второй сточке появляется образ весны. Автор называет ее красавицей, любуясь ее видом. 4/В стихотворении А. Н. Майкова есть много выразительных средств. Начнём с эпитетов. Эпитеты - это «красивые» прилагательные: «Зима седая», «колесница золотая», «армией воздушной», «благовонных ветерков», «пестрых бабочек». Так же тут присутствует олицетворение, то есть очеловечивание неживых педметов. Живыми персонажами являются Зима и Весна. Метафора – «подобрав свой саван белый». Здесь под «саваном белый» подразумевается снег. 5/ Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.

Послушать стихотворение Майкова Весна

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весна

Анализ стихотворения Майкова Весна