Анализ стихотворения Майкова Сенокос



Пахнет сеном над лугами.
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там - сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают.
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит.
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит.

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

М а йков Аполлон Николаевич [ 23 мая (4 июня) 1821, Москва - 8 (20) марта 1897, Петербург ], русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Брат В. Н. и Л. Н. Майковых. Антологическая поэзия, лирика, посвящённая темам европейской и русской истории, искусству; стихи о природе. Поэмы, в т. ч. «Две судьбы» (1845), «Машенька» (1846), «Клермонтский собор» (1853), и др.

Пример

МАЙКОВ, Аполлон Николаевич [23.V(4.VI).1821, Москва, - 8.(20).III.1897, Петербург] - русский поэт. Родился в дворянской семье. Сын академика живописи Н. А. Майкова, брат В. Н. и Л. Н. Майковых. Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. В 1837-41 Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1844 - помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 до конца жизни - цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом, в Грецию и Италию. Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838) и «Лунные ночи» (1839), выпускавшихся в семье Майковых. Выступил в печати со стихотворением «Орёл» («Библиотека для чтения», 1835, т. IX). В 1842 издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологической поэзии К. Н. Батюшкова и Н. И. Гнедича. Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни. В. Г. Белинский, отмечая узость идейного кругозора стихов Майкова, увидел в нём, однако, «дарование неподдельное и замечательное». В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцепы из жизни современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стихотворение «Palazzo» ). В середине 40-х годов Майков сближается с Белинским и петрашевцами. Некоторые произведения этого периода, например, поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» (1846), «Барышне» (1846), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы. Начиная с 50-х годов, Майков всё более смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853) и в сборнике «1854» (1855). В 1858 после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу 1861 Майков встретил восторженными стихами ( «Картинка». «Поля». «Нива» ). Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М. Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н. А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-70). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность.

С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I ( «Кто он?». 1868; «В Городце в 1263». 1875; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне». 1867; «У гроба Грозного». 1887). Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851, опубликована в 1857), «Смерть Люция» (1863), «Два мира» (1872, 1881, удостоена Пушкинской премии в 1882), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотическим режимом Николая I. В «Смерти Люция» язычеству противопоставляется христианство, завоёвывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов) отмечен спадом творческой активности Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Excelsior». «Из Аполлодора Гностика» ). К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика ( «Весна! Выставляется первая рама». «Сенокос». «Под дождём». «Ласточки» и др.). В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвящённые русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и другие). Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и других.

Соч. Полн. собр. соч. т. 1-3, 6 изд. СПБ, 1893; Полн. собр. соч. [Вступ. ст. П. В. Быкова], 9 изд. т. 1-4, СПБ, 1914; Избр. произв. [Вступ. ст. Н. Л. Степанова], Л. 1957; в кн. Мей Л.. Драмы, Майков А. Драматич. поэмы. Вступ. ст. Е. И. Прохорова, М. 1961.

Лит. Белинский В. Г. Стихотворения А. Майкова, Полн. собр. соч. т. 6, М. 1955; Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. т. 2, М. 1949, с. 643-47; Некрасов Н. А.. Полн. собр. соч. т. 9, М. 1950, с. 239-43, 393-95; Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. т. 5, М. 1937, с. 369-79; Григорьев А. А.. Полн. собр. соч. т. 1, П. 1918, с. 196-200, Златковский М. Л. А. Н. Майков, 2 изд. СПБ 1898; Бородкин М. Поэтич. творчество А. Н. Майкова, СПБ, 1900; Венгеров С. А. Источники словаря рус. писателей, т. 4, П. 1917; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л. 1962.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 1. - М. Советская энциклопедия, 1962

МАЙКОВ Аполлон Николаевич [1821-1897] - поэт. Родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи. В течение многих лет Майков служил на государственной службе, был помощником библиотекаря Румянцевского музея, а затем работал в комитете иностранной цензуры, где с 1875 был председателем, дослужившись до чина действительного статского советника. В молодые годы Майков усиленно занимался живописью, но потом сосредоточился на поэзии. После выхода первой книги стихов Майкову «по высочайшему повелению» было выдано 1 000 руб. на заграничную поездку в Италию [в 1842].

Вместе с Полонским и Фетом Майков составил ту известную триаду поэтов, которая выступала с лозунгом «искусство для искусства». Группа эта находилась на правом фланге тогдашней литературы и составляла нечто вроде штаба поэтического отряда крепостников, не желавших без боя сдавать позиции развивающемуся капитализму, в особенности же озабоченных ростом революционно-демократического движения. Однако сознание непоправимой обречённости старых устоев вынуждает Майкова отталкиваться от современности во имя «чистой красоты», которую он искал в природе или в историческом прошлом, преимущественно в античном мире.

Эти две струи в творчестве Майкова и развиваются им с особенной силой и мастерством; однако Майков не может целиком оторваться от современности, внимание его сосредоточивается на критических периодах античности, на Риме времён упадка ( «Три смерти». «Два мира» ), где он сопоставляет умирающий мир благородных патрициев и торжествующий мир торгашей и плебеев, тщетно пытаясь найти выход в христианстве. Из этого отрыва от действительности и неудовлетворённости ею и вырастает индивидуализм Майкова, приводящий его к созданию образа противостоящего толпе поэта: «Чужой для всех, со всеми в мире, / Таков, поэт, твой жребий в мире, / Ты на горе, они в долине, / Но бог и свет в твоей пустыне. » Поэт творит для вечности, для искусства: «Отшельник, что ж он для света может дать. / К чему и выносить на рынок всенародный / Плод сокровенных дум и настежь растворять / Святилище души очам толпы холодной. » Однако соприкасаясь с действительностью, Майков сразу же терял своё возвышенное хладнокровие и обнаруживал реакционную сущность своей поэзии. Он не только шёл здесь по линии более или менее отвлечённого противопоставления развращённого города невинной природе, где только и может быть счастлив человек, спасаясь от городов, «их скуки злоб, их ложности веселья», от «златого тельца» и т. д. но и переходил к яростным выпадам против народничества с его «тиранами либерализма». В этом отношении показательна поэма «Княжна» (где демонстрируется «гибельное влияние нигилизма», противопоставляется ему красота старых устоев и т. д.), стихотворение «Два беса» (в котором бес заявляет: «Мы действуем на убежденья масс, / Так их ведём, чтоб им ни пить, ни кушать, / А без разбору только рушить, рушить. / Пусть вместо «не убий» - «убий» читают / Седьмую уж и так не соблюдают» и т. д.) и др. Наряду с этими выпадами Майков выступает как официальный поэт «народности» и монархизма (кантата в день венчания на царство Александра III и др.), в слащавых тонах изображая деревню под эгидой ласкового помещика ( «Сенокос» ) и т. д. Стихотворения Майкова, в особенности те, в которых он пытается воссоздать те или иные картины античного мира, отличаются высоким словесным мастерством ( «Пан». «Эхо». «Сон». «Октава» и др.). Майков выступал также как прекрасный переводчик (произведений Гейне, «Слова о полку Игореве» и др.). Прозаические его произведения незначительны.

Библиография: I. Полное собран. сочин. 4 тт. изд. 9-е исправлен. и дополнен. под ред. П. В. Быкова, СПБ, 1914 (прил. к «Ниве»).

II. Златковский М. А. Н. Майков, Биографич. очерк, изд. 2-е, СПБ, 1898; Батюшков Ф. Критические очерки, СПБ, 1900; Покровский В. Ап. Майков. Его жизнь и сочинения, изд. 2-е, М. 1911 (Сб. ст. разных авторов).

III. Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей, т. IV, П. 1917; Пиксанов Н. К. Два века русской литературы, издание 2-е, Гиз, М. 1924, стр. 188-189; Владиславлев И. В. Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л. 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М. 1928.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Майков (Аполлон Николаевич) - один из главных поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова, род. 23 мая 1821 г. первоначальным своим развитием обязан В. А. Солоницину и И. А. Гончарову, преподававшему ему русскую литературу. Стихи стал писать с 15-ти лет. Поступив в 1837 г. в спб. унив. по юридич. факультету, Майков мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнёва и Никитенко о его первых поэтических опытах, в связи с слабостью зрения, побудили его посвятить себя литературе.

В 1842 г. Майков предпринял заграничное путешествие, около года жил в Италии, затем в Париже, где вместе с своим братом, Валерианом Николаевичем, слушал лекции в Сорбонне и College de France; на обратном пути близко сошёлся с Ганкою в Праге. Результатом этой поездки явились с одной стороны «Очерки Рима» (СПб. 1847), а с другой кандидатская диссертация о древнеславянском праве.

Служил Майков сначала в министерстве финансов, затем был библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву, в настоящее время состоит председателем комитета иностр. цензуры.

Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчётливостью и ясностью форм, но не красок, и сравнительно слабым лиризмом. Последнее обстоятельство, кроме природных свойств дарования, объясняется отчасти и тем, что поэт слишком тщательно работает над отделкою подробностей, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Стих Майкова в лучших его произведениях силён и выразителен, но вообще не отличается звучностью. По главному своему содержанию, поэзия Майкова определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием, с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой - преданиями русско-византийской политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между собою, одинаково дороги поэту. Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Майкова, можно указать на мирные впечатления рус. сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству. Майков сразу приобрёл себе литературное имя стихотворениями «в антологическом роде», из которых по ясности и законченности образов выдаются: «Сон». «Воспоминание». «Эхо и молчание». «Дитя моё, уж нет благословенных дней». «Поэзия» ; выше всяких похвал в своём роде «Барельеф».

«Майков» (фрагменты статьи из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)

Если говорить о пессимизме Бунина, то он иного происхождения, чем пессимистические проповеди Сологуба, Мережковского и прочих декадентов. Совершенно произвольно интерпретирует Батюшков цитируемые Буниным следующие слова Леконта де Лиля: «Я завидую тебе в твоем спокойном и мрачном гробу, завидую тому, чтобы освободиться от жизни и избавиться от стыда мыслить и ужаса быть человеком».

В 1903 году в журнале «Новый путь» появилась первая рецензия, написанная Александром Блоком. Не случайной была его встреча с изданием, во главе которого стояли 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. До личного знакомства с ними (в марте 1902 года) Блок много и внимательно изучал сочинения Мережковского, и как отмечает Вл. Орлов: «Почти все размышления Блока в юношеском дневнике об антиномии языческого и христианского мировоззрений («плоти» и «духа»).

Живет в Клепиках старая учительница О.И.Носович. Она уже давно на пенсии и, хотя уже разменивает вторую половину девятого десятка, по-прежнему бодра и неутомима. Ольга Ивановна не устает изучать родной край, его историю. Она не только читает книги, но и сама проводит раскопки, и во время встречи показала мне акт сдачи в Рязанской областной краеведческий музей нескольких старинных вещей.

Аполлон Майков — Сенокос: Стих

Картинка Анализ стихотворения Майкова Сенокос № 1

Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там — сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит…
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит…

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

вся

Картинка Анализ стихотворения Майкова Сенокос № 2

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЕ МАЙКОВА - ОСЕНЬ
- анализ, сочинение, реферат к произведению
Майков А. Н. ОСЕНЬ

Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова "Осень".
Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы.
. Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.
Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа:
. Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою.
Только я весел душой
И, как безумный, пою.
Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна.
Стихотворение было написано в 1856 году.
Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы.
Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки:
. Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек.

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.

Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни.

Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!
Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет ("вешнюю леса красу", "кудрявых груздей", "пурпур брусничных кистей" и т.д.), сравнение ("как безумный, пою"), олицетворение ("глядит
ясность прозрачных небес", "что ей сказали они [цветы]"), метафора ("щёки горят") и другие.
В стихотворении Майкова "Осень", как и во многих его произведениях отразились пушкинские поэтические принципы и традиции: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.
Это стихотворение произвело на меня большое впечатление. Оно очень тонко передаёт душевное состояние автора. Оно отличается особой задушевностью, легко и просто для восприятия.

рейтинг: не помогло 9 | помогло 14

Послушать стихотворение Майкова Сенокос

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сенокос

Анализ стихотворения Майкова Сенокос

Настроение произведения Сенокос

Сенокос