Анализ стихотворения Майкова Пейзаж
Анализ стихотворения Майкова «Пейзаж»
Анализ стихотворения Майкова «Пейзаж»
Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист И, как ковер, устал дорогу.
Похоже, что автор описывает сентябрь — начало осени. «Румянит осень клены» — в этом предложении Майков использует поэтический прием — олицетворение. Осень представляется нам художником, раскрашивающим прекрасный летний лес на свой вкус! Где-то румянит клены, где-то срывает листы с березы и устилает ими дорожку. Создается впечатление покоя и уюта, как это бывает в осеннем лесу! Осинник желтый бьет тревогу — читаешь, и сразу представляется картина, как дрожат желтые осиновые листочки при первом малейшем дуновении ветра, и это даже слышится!
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
В этих строчках поэт использует прием аллитерации, постоянно повторяя звук «Ш», который передает нам звук осеннего леса. Тишину и покой леса нарушает только шуршание листвы под ногами идущего. И этот шорох будит спящий папоротник.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.
Мухоморы — яркие красные пятнышки на этом прекрасном пейзаже. Прием сравнения красив, поэтичен, точен. Мне понравился этот образ. Ведь мухоморы, действительно, похожи на маленьких сказочных карликов в красных шапочках!
Уж солнца луч ложится косо.
Вдали проглянула река.
На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека.
Вот и вечер. Прогулка окончена. И в тишину лесного покоя врывается звук цивилизации, куда приходится возвращаться автору. А так не хочется!
Мы вместе с Майковым как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем все его глазами, слышим все его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое — птица в руке» Блок и Цветаева. В чем секрет Цветаевой? Что делает ее непохожей ни на кого и в то же время внутренне.
- Сочинение по картине Левитана «Золотая осень» Эта картина написана в 1859 году. Большую часть своих картин художник посвятил осени. Я думаю, именно осень было любимым временем.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М. Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к.
- Анализ стихотворения Фета «Тополь» Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя.
- Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» Иван Иванович Шишкин – российский художник, картины которого полностью пронизаны настоящей любовью к природе родного края, к его животным и.
- Сочинение по картине Шишкина «Зима» Пейзаж великого русского художника И. И. Шишкина «Зима» показывает нам глубокое сонное оцепенение зимнего леса. Скованные морозом деревья будто бы.
- Сочинение по картине Шишкина «Дождь в дубовом лесу» Великий русский живописец Шишкин Иван Иванович родился 25 января 1832 г. в в городе Елабуга. в купеческой семье. Он проявил.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Майкова «Пейзаж»
Бесплатная помощь с домашними заданиями
Напишите пожалуйста анализ стихотворения аполлона майкова айвозовскому)
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам, куда брести;
Двойной глубокой колеею
ИдешЬ - и нет конца пути.
Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устал дорогу.
Похоже, что автор описывает сентябрь - начало осени. "Румянит осень клены" - в этом предложении Майков использует поэтический прием - олицетворение. Осень представляется нам художником, раскрашивающим прекрасный летний лес на свой вкус! Где-то румянит клены, где-то срывает листы с березы и устилает ими дорожку. Создается впечатление покоя и уюта, как это бывает в осеннем лесу! Осинник желтый бьет тревогу - читаешь, и сразу представляется картина, как дрожат желтые осиновые листочки при первом малейшем дуновении ветра, и это даже слышится!
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит. а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
В этих строчках поэт использует прием аллитерации, постоянно повторяя звук "Ш", который передает нам звук осеннего леса. Тишину и покой леса нарушает только шуршание листвы под ногами идущего. И этот шорох будит спящий папоротник.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.
Мухоморы - яркие красные пятнышки на этом прекрасном пейзаже. Прием сравнения красив, поэтичен, точен. Мне понравился этот образ. Ведь мухоморы, действительно, похожи на маленьких сказочных карликов в красных шапочках!
Уж солнца луч ложится косо.
Вдали проглянула река.
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека.
Вот и вечер. Прогулка окончена. И в тишину лесного покоя врывается звук цивилизации, куда приходится возвращаться автору. А так не хочется!
Мы вместе с Майковым как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем все его глазами, слышим все его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.
Конспект урока «Поэтическое изображение природы осенью в лирике русских поэтов»
Конспект урока «Поэтическое изображение природы осенью в лирике русских поэтов»
с применением технологии «Погружение в среду».
Кондрашкина Валентина Михайловна - учитель русского языка и литературыГБОУ СОШ № 422 «ПЕРОВО».
- показать, что каждый из поэтов находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств;
-развить представление о разнообразии и выразительности образа родной природы в пейзажной лирике.
- создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи;
- способствовать развитию умения анализировать поэтический текст, развитию культуры художественного прочтения лирического текста;
- создать условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики;
- воспитывать любовь к родной природе и родине на классических примерах русской пейзажной лирики;
- формировать культуру поведения в коллективе.
-DVD проигрыватель с диском: альбом П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь». «Осенняя песня», Антонио Вивальди «Времена года»
-распечатка текста стихотворения А. Майкова «Пейзаж» для анализа.
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Вступительное слово учителя (на фоне музыки «Времена года» А. Вивальди)
- Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ребята, сегодня мы с вами проведем урок литературы в Храме природы, во французском парке знаменитого музея «Усадьба Кусково». Московская осень.
«Ах, эта московская дивная осень,
Опять я в тебя влюблен.
И вновь собираю листья горстями,
Как бусы забытых времен» - писал известный поэт.
В этом сказочно красивом парке настраиваешься на лирический лад, хочется цитировать строки понравившихся стихотворений об этом замечательном времени года.
Ученица читает стихотворение «Золотая осень»
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы. залы, залы. залы
Вязов. ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Учитель. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов 18-19 века, посвященными осени. Эти стихи относятся к пейзажной лирике. Описать осень можно кистями при помощи красок, как это делают художники, можно при помощи музыки передать красоту природы, чувства, впечатления человека, бывающего на природе, как это делают композиторы. а можно художественным словом, как это делают поэты. Мир природы в стихах несет высокие нравственные ценности. А каждое поэтическое слово предстает перед нами как волшебство, и нам хочется проникнуть в его тайны.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Ф. И. Тютчева, для которого, как известно, природа - живое существо. Таковой она является и в стихах А. С. Пушкина, для которого осень - «очей очарованье». Я думаю, вы знаете много произведений великого поэта. Проведем небольшое соревнование – викторину по стихам А. С. Пушкина.
Класс делился на две группы:
1.«Осенние зонтики» и 2.«Листопад»
Каждая группа предлагает несколько строк, которые необходимо продолжить другой группе.
Учащиеся 8 класса оценивают ответы баллами от 1 до 5.
Первая группа читает стихи
1)…Короче становился день,
Лесов таинственная сень…
2)…Дни поздней осени бранят обыкновенно, но…
Вторая группа читает стихи
1)…Люблю я пышное природы увяданье…
2)…Октябрь уж наступил,…
…Последние листы с нагих своих ветвей.
(Восьмиклассники подводят итоги)
Учитель. Чтение стихов об осени мы начнем именно со стихов А. С. Пушкина.
Звучат стихи. «Осеннее утро», «Унылая пора, очей очарованье» из поэмы «Евгений Онегин»
Беседа по отрывку из поэмы «Евгений Онегин».
- Все ли слова вам знакомы?
Багрец – багровый - багряный -красный
Сень – покров деревьев
Мгла - непрозрачный воздух
-Как вы понимаете фразы «унылая пора» и «очей очарованье»?
Ответы учащихся (осень – унылое время года с холодами, дождями, увяданием природы. А затем автор говорит, что осень ему нравится)
- Объясните выражения «прощальная краса» и «пышное природы увяданье»
( Дети обращают внимание на деревья в парке и говорят, как они необычайно красивы, хотя эта красота – начало их увяданья. Пышное увяданье, то есть богатое. Также, можно увидеть «Пышное природы увяданье» на картине И.И. Левитана «Золотая осень»)
Учитель. Ребята, любимым временем года осень является и у Котовой Лили. Прочитай нам, пожалуйста, отрывок из сочинения. ( Дома вы написали сочинения об осени.)
Ученица читает отрывок из сочинения:
«С особым желанием люблю гулять в осеннем лесу. Каждый раз открываю для себя новые картины родной природы. Сколько красок вокруг: золотые березки, бордовые рябинушки, желто-зеленые осины. А какие яркие ковры под ногами! Даже жалко порой наступать на пеструю траву или пушистый мох. Погляди внимательно – у дерева под сухим листочком спрятался толстенький масленок или тонконогая сыроежка. Как не любить осень с ее разнообразием красок и богатым урожаем!»
Зачитываются еще отрывки из сочинений.
Учитель. А вот у великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, двухсотлетие которого мы скоро будем отмечать, осень не является любимым временем года. Но будучи очень наблюдательным, он видел в ней не только прелесть и очарованье, но замечал и невеселые признаки увяданья. Послушайте стих «Листья в поле пожелтели».(ученик читает стих)
Анализ стихотворения А. Майкова «Пейзаж»
- Беседа по вопросам:
1.Что такое пейзаж?
2. Встречались ли вы с понятием «пейзаж» при изучении художественных произведений ранее?
3.Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании образов природы в литературных произведениях?
(Дети отвечают: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Дают определения этих понятий)
Учитель. Эти средства выразительности используются для того, чтобы ярче показать свое отношение к родной природе, чтобы образы получались яркими, красивыми, живыми. Сейчас мы будем находить выразительные средства в стихотворении А. Майкова «Пейзаж».
А. Н. Майков - один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Пейзаж у него всегда залит солнцем. Даже осень изображается в отблесках лучей солнца, в золоте листьев. Он певец русского леса. сумевший передать его прохладу, гомон птиц. А. Н. Майков ввел в лирический пейзаж звуки, краски, запахи. Поэт создает картины идиллического, умиротворенного пейзажа.
Ученик читает стихотворение «Пейзаж».
Тенист - обильный тенью
Тряский - такой, который трясется.
-Какой период осени изображен в стихотворении? (начало)
-Майков одушевляет природу, поэтому в стихотворении много олицетворений. Найдите их. («румянит осень клены», «осинник желтый бьет тревогу», «папоротник дремлет» и др.
-Какие сравнения использует автор?
- Найдите в стихотворении эпитеты?
- Обратите внимание на многоточия. В каких случаях ставится этот знак? (Дети отвечают: незаконченность высказывания, вызванное различными причинами, например, волнением говорящего)
Именно это чувство владело автором стиха. любующимся пейзажем.
Учитель. Послушаем еще одно стихотворение А. Н. Майкова «Осень».
(ученик читает стихотворение)
Учитель. Стихи «Пейзаж» и «Осень» написаны от первого лица, поэт передает восторженное восприятие природы осенью. В стихах Майкова нет сложности мысли.
Учитель. А сейчас послушаем музыку П. И. Чайковского
(звучит пьеса «Осень. Октябрь» из цикла «Времена года»)
-О каком времени года вы слушали музыкальное произведение? ( осень)
- О каком месяце вы подумали? (октябрь)
- Какое настроение рождает музыка П. И. Чайковского?
(Композитор внутренне чувствовал мир природы, наслаждался тишиной; осень наполняла его тихими и радостными ощущениями)
- Совпадает ли настроение в музыкальном произведении с настроением природы в парке музея –усадьбы Кусково? (Совпадает)
Задание. Сочините синквейн на тему: «Осень»
(Дети зачитывают синквейны)
Учитель. Загадочность, недосказанность мысли звучит в стихотворении Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
(Ученик читает стих. «Осенний вечер»)
- Какое настроение вызывает оно? (Грусть, тревога, восхищение, восторг, тоска, чувство утраты)
- Какие выразительные средства помогают вызвать эти чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения)
- Как вы понимаете слово « умильная»? (любимая)
- Как вы понимаете выражение «томный, легкий шелест»? (нежный. ласкающий)
- Почему земля сиротеющая? (все кругом пустеет, листья с деревьев падают, трава увядает)
- Почему таинственная прелесть? ( С одной стороны –тихий прелестный осенний вечер, а с другой – «порывистый холодный ветер», который вносит тревогу ,усталость, безысходность)
Недаром говорят «ветер перемен». Ветер дует всегда к изменению погоды. А осенью погода переменчива. Осень - промежуточное время года между теплым летом и суровой зимой. Вот откуда тайна – неизвестно, что будет завтра.
- Как вы понимаете выражение « улыбка увяданья»? Подберите синонимы к слову «увяданье». (Угасание, старение. Природа осенью умирает, краски блекнут, все становится бледным, ненадежным)
Учитель. Природа у Тютчева живет и страдает. как человек. Это стихотворение не только о природе. а еще и о человеческой жизни, о старости, о стыдливом божественном страдании. Автор показывает природу как живое существо, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Вернемся к эпиграфу « в ней есть душа, … в ней есть язык».
Итоги урока. Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью писали русские поэты 19 века об осени, как стихи помогают видеть в привычном красоту родного края, учат понимать язык природы, охранять ее. Поэзия – это великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не всякому, а только человеку умному, доброму. чуткому и внимательному.
Постарайтесь быть такими.
Рефлексия урока. Наш урок подошел к концу. и я хочу сказать…
1. Мне больше всего удалось
2. За что я могу себя похвалить
3.За что я могу похвалить одноклассников
4.Что я приобрел
5.Что меня удивило
6.Для меня было открытием то, что
7.Что, на мой взгляд, не удалось?
Что надо учесть на будущее?
Задание на дом. Написать сочинение- рассуждение на тему: « Краски осени в музее-усадьбе Кусково»
Пейзаж
Стихотворение Апполона Майкова
Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеею Идешь - и нет конца пути. Кругом пестреет лес зеленый; Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист;- Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу. Идешь, как будто по водам,- Нога шумит. а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет, А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят. Уж солнца луч ложится косо. Вдали проглянула река. На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека. Вот на дорогу выезжает Тяжелый воз - то промелькнет На солнце вдруг, то в тень уйдет. И криком кляче помогает Старик, а на возу - дитя, И деда страхом тешит внучка; А, хвост пушистый опустя, Вкруг с лаем суетится жучка, И звонко в сумраке лесном Веселый лай идет кругом.
Три века русской поэзии.
Составитель Николай Банников.
Москва: Просвещение, 1968.
Другие стихи Апполона Майкова
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. Мне нужен анлиз к стихотворению Аполлона Николаевича Майкова "пейзаж!
Анастасия Бирюкова Ученик (167), закрыт 8 лет назад
ЕСЛИ У КОГО ТО КТО ХОЧЕТ МНЕ ПОМОЧЬ НЕТУ СТИХА ТОГДА ВОТ ОН.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести;
Двойной глубокой колеею
Идеш-и нет конца пути.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устал дорогу.
Идешь, кк будто по водам,
Нога шумит. а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.
Уж солнца луч ложится косо.
Вдали проглянула река.
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека.
Светлана Пешкова Профи (644) 8 лет назад
Настя, во-первых, не анализ К стихотворению, а анализ стихотворения. Во-вторых, будь внимательнее, в тексте очень много грамматических ошибок!
По поводу стиха.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам, куда брести;
Двойной глубокой колеею
ИдешЬ - и нет конца пути.
Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устал дорогу.
Похоже, что автор описывает сентябрь - начало осени. "Румянит осень клены" - в этом предложении Майков использует поэтический прием - олицетворение. Осень представляется нам художником, раскрашивающим прекрасный летний лес на свой вкус! Где-то румянит клены, где-то срывает листы с березы и устилает ими дорожку. Создается впечатление покоя и уюта, как это бывает в осеннем лесу! Осинник желтый бьет тревогу - читаешь, и сразу представляется картина, как дрожат желтые осиновые листочки при первом малейшем дуновении ветра, и это даже слышится!
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит. а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
В этих строчках поэт использует прием аллитерации, постоянно повторяя звук "Ш", который передает нам звук осеннего леса. Тишину и покой леса нарушает только шуршание листвы под ногами идущего. И этот шорох будит спящий папоротник.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.
Мухоморы - яркие красные пятнышки на этом прекрасном пейзаже. Прием сравнения красив, поэтичен, точен. Мне понравился этот образ. Ведь мухоморы, действительно, похожи на маленьких сказочных карликов в красных шапочках!
Уж солнца луч ложится косо.
Вдали проглянула река.
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека.
Вот и вечер. Прогулка окончена. И в тишину лесного покоя врывается звук цивилизации, куда приходится возвращаться автору. А так не хочется!
Мы вместе с Майковым как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем все его глазами, слышим все его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.