Анализ стихотворения Майкова Летний дождь
Апполон Николаевич Майков (1821 - 1897)
Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.
Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»
Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:
«Золото, золото падает с неба!» -
Дети кричат и бегут за дождем…
- Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.
Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь - это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним - «Дети кричат и бегут за дождем…».
Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.
Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.
Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»
Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский» Майков А.Н. Румяный парус, стихотворения - Москва «Детская литература», 1982. - с.13. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебя взяла
Ветер, солнце и орла.
Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:
Я дитя оберегал,
Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».
Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
Стихи Майкова про лето
Стихи Майкова про лето выразительны. Картины, написанные художником слова, вызывают восторги. Вся наша жизнь связана незримыми нитями с красотами природы…
«Летний дождь»
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождём…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
1856 год
Вот уже вовсю господствует лето. Для большинства это самое милое, долгожданное, счастливое время года. В зимний и весенний период ждёшь эти сладкие, райские денёчки, а пробегают они скоротечно. Успевайте! Успевайте насладиться летом!
«Сенокос»
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там – сухое убирают:
Мужики его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растет, растет, как дом…
В ожиданьи конь убогий,
Точно вкопанный, стоит…
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит…
Только Жучка удалая,
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
1856 г.
Аполлон Николаевич Майков принадлежит к старинной дворянской фамилии, представители которой немало потрудились на поприще русского искусства и народного просвещения. Отец его был академиком живописи, мать – писателем. Произведения А.Майкова мелодичны, много его стихов положено на музыку Чайковским, Римским-Корсаковым и другими композиторами.
«Нива»
По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь — повсюду рожь густая!
Иду — с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной,
И колют мне лицо… Иду я, наклоняясь,
Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,
Когда, перескочив чрез ивовый плетень,
Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.
О, божья благодать. О, как прилечь отрадно
В тени высокой ржи, где сыро и прохладно!
Заботы полные, колосья надо мной
Беседу важную ведут между собой.
Им внемля, вижу я — на всем полей просторе
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы;
Вон на заре стучат проворные цепы;
В амбарах воздух полн и розана и меда;
Везде скрипят возы; средь шумного народа
На пристанях кули валятся; вдоль реки,
Гуськом, как журавли, проходят бурлаки,
Нагнувши головы, плечами напирая
И длинной бечевой по влаге ударяя…
1856 г.
Навигация по записям
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений А. Н майкова «Летний дождь»
Конспект урока литературы в 6 классе .
Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений А.Н Майкова «Летний дождь» и «Под дождём».
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Цели урока: 1.Формировать навык анализа поэтических текстов и
сопоставления их между собой.
2. Совершенствовать умение выразительного чтения поэтического
3. Воспитывать эстетический вкус учащихся на произведениях
музыки, живописи, литературы.
4. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Оборудование. 1.Репродукции картин: Крымов, «Туча»; Александров, «Грозовое небо»;
Васильев, «Перед дождём», «Мокрый луг».
2. Музыкальная пьеса «Дождик».
3. Распечатки текстов стихотворений А.Н.Майкова «Летний
дождь» и «Под дождем» каждому ученику.
Ход урока :
За окнами зима, морозы и метели, мы ёжимся от холода и мечтаем о жарком солнечном лете. Я надеюсь, на нашем уроке вам будет немножко теплее, потому что он посвящен одной из примет лета. Может быть, вы сами догадаетесь, какой? Посмотрите на репродукции картин известных художников. Догадались? Верно. Сегодня мы будем говорить о дожде. Перед вами два стихотворения одного и того же поэта – А.Н.Майкова на одну и ту же тему. Об этом говорят их названия: «Летний дождь» и «Под дождем». Как вы думаете, почему мы будем рассматривать именно два стихотворения поэта? Интересно узнать, как изображает дождь поэт Майков в этих стихотворениях: одинаково или по-разному? Что мы для этого должны сделать? Правильно. Прочитать, проанализировать и сравнить. Это и есть цель нашего урока.
2. Слушание музыки .
Но прежде чем мы приступим к этой работе, давайте послушаем музыкальную пьесу «Дождик», она поможет нам вспомнить дождь.
- Каким вы увидели дождь в этой пьесе?
(Это летний, теплый дождь)
- Какие цвета возникли в вашем воображении?
(Голубой, зеленый, желтый)
- А как пахнет дождь?
(Свежестью, землей, цветами, грибами)
3. Чтение и анализ стихотворений .
- А теперь, когда мы представили себе дождь, вспомнили его цвета и запахи, давайте познакомимся с изображением дождя в стихотворениях известного уже вам поэта А.Н.Майкова.
Начнем со стихотворения «Летний дождь»
- Каково настроение, отраженное в стихотворении?
(Радостное, торжественное, задорное)
- Каким образом автор создает ощущение радости?
(Дети прыгают и бегают под дождем, первая и последняя строки заканчиваются восклицательным знаком)
- Почему дети так рады?
(Дождик теплый, летний, он принесет большой урожай)
- Обратим внимание на слово «Золото» в первой строке. Каким художественным средством выразительности оно является?
- Как вы понимаете значение этой метафоры?
(Дети понимают, что дождь необходим для будущего урожая)
- Какие художественные образы возникли в вашем воображении?
(Летний ливень, ватага детей, золотая гора пшеницы)
- Похож ли дождь в этом стихотворении на дождь, который вы вообразили себе в начале урока, прослушав пьесу?
- Сколько строк в этом стихотворении?
- Давайте задумаемся, какой огромный смысл вложил автор всего в 5 строк.
- Как нужно читать это стихотворение? Что мы должны выразить при чтении?
- Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
4. Рассказы о дожде.
Все-таки, наверное, не зря дождь вдохновляет и художников, и поэтов, и композиторов на создание прекрасных произведений. Дождь преображает природу, даря ей новые краски. Дождь может быть долгожданным, как в стихотворении «Летний дождь», и надоедливым, скучным.
У каждого человека есть свой дождь, тот, который запомнился, оставил какой-то след в памяти и душе. (Рассказы учеников о дожде).
5. Чтение и анализ стихотворения «Под дождем»
- А теперь прочитаем другое стихотворение А.Н.Майкова, которое называется «Под дождём» (Учитель читает стихотворение)
- О чем это стихотворение?
- Почему оно называется «Под дождем»?
(Герои попали под дождь)
-Что мы узнаем о героях стихотворения?
(Это юноша и девушка, они влюблены)
- Каким они увидели этот дождь?
(«Ливень», «дождик лил сквозь солнце», «точно в клетке золотистой», «точно жемчуг прыгал»)
- Почему автор противопоставляет понятия «страх» и «веселье» в четвертой строке?
(Героям было одновременно страшно и весело)
- Как называется этот прием?
- Каково настроение стихотворения?
(Радостное, веселое, жизнеутверждающее)
- Есть ли в стихотворении непонятные для вас слова?
- Какую роль сыграл дождь в судьбе героев?
(Благодаря дождю, герои признались в своих чувствах)
6. Сопоставительный анализ стихотворений.
-А теперь, прослушав и проанализировав стихотворения, попробуем их сопоставить, выявить то, что их сближает и отличает друг от друга. Я приготовила памятки, которые помогут вам лучше справиться с этой работой. (Чтение памяток)
-Даю вам на обдумывание несколько минут.
-Спасибо, ребята, вы смогли верно найти самые важные признаки сходства и различия стихотворений А.Н.Майкова. Действительно, стихотворения сближает общая тема, настроение, картины дождя, его важная роль в жизни людей. А различия заключаются в том, что в стихотворении «Под дождём» присутствует и тема любви.
Обратимся к высказыванию В.Соловьева, которое написано на доске: «Майков – «солнечный» поэт, видящий в природе красочное, радостное, светлое».
Как вы думаете, является ли наш урок подтверждением этого высказывания и почему?
7. Итог урока.
Что на уроке было главным?
Что нового мы узнали?
(Объявление оценок)
8. Домашнее задание.
Тексты стихотворений.
Летний дождь.
« Золото, золото падает с неба!»-
Дети кричат и бегут за дождём…
- Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Под дождём .
Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома;
Мы спешили скрыться под мохнатой елью…
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал;
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая, на твою головку,
Или с плеч катились прямо под снуровку…
Помнишь – как всё тише смех наш становился…
Вдруг над нами прямо гром перекатился-
Ты ко мне прижалась, в страхе очи жмуря…
Благодатный дождик! Золотая буря!
Учитель русского языка и литературы Парфёнова Галина Валентиновна
МОУ Петрецовская средняя общеобразовательная школа.
Поэзия Майкова
Майков Аполлон Николаевич
1821-1897
Первые произведения Майкова, появившиеся в журналах и сборнике стихотворений 1842 года, принадлежали к антологической лирике (стихотворения, выражавшие миросозерцание античного человека). Антологический жанр с его предметностью, конкретностью чувств, точностью и даже суровой строгостью языка противостоял в 1840-е годы всякого рода неопределенным мечтаниям, неотчетливым и бесцветным лирическим переживаниям, которые были свойственны мелким поэтам-романтикам этого времени, слабым подражателям Пушкина, Баратынского и Лермонтова.
С этой точки зрения характерны стихотворения, написанные Майковым по мотивам античных авторов. Например, у римского поэта Горация есть стихотворение «Что за щеголь — омыт весь ароматами … в. послужившее основой майковского «Скажи мне: чей челнок к скале сей приплывает?
О месте любовного свидания у Горация сказано просто: «в гроте». Майков рисует целую картину: скала, челнок, кусты, утес. Он создает фон свидания для того, чтобы зрительно представить разгоревшуюся страсть. Мы словно видим нетерпеливого юношу, который приплывает на челне, затем укрывает его в кустах и стремительно взбегает на утес. Поэт делает нас непосредственными зрителями сцены, которая вдруг наполняется движением, образами, красками.
Майков воспринял античного человека мудрым и наивным, глубоко чувствующим и благородно сдержанным. Лирические персонажи Майкова — бесхитростные рыбаки, художники, веселые девушки — всей душой принимаю радостные или печальные события жизни, никогда не ропщут на свою судьбу и не вступают в конфликт с взрастившей и воспитавшей их природой. Напротив, они черпают в природе духовные силы, а она помогает им в горестях и в трудах. Первый поэтический сборник Майкова читатели встретили очень сочувственно. Ведущий критик эпохи Белинский в статье «Стихотворения Аполлона Майкова» восхищался талантом поэта» Его поэзия,- писал он,- всегда картина, блещущая всею истиною черт и красок природы. С этим соединяется у него пластицизм древнегреческого созерцания и выражению). Некоторые антологические стихотворения Майкова, по мнению Белинского, не уступают пушкинским. Но
антологический жанр, считал критик, не созвучен современности и далек от нее. В той же статье он высказал предположение, что «в душе поэта совершится движение: прекрасная природа не будет более заслонять от его глаз явлений высшего мира — мира нравственного, мира судеб человека, народов и человечества».
Второй сборник стихотворений Майкова «Очерки Рима», вышедший в 1847 году, в известной мере по — этически воплотил эти предчувствия. Подлинными героями «Очерков Рима» стали обыкновенные итальянцы. Всматриваясь в их .лица, поэт стремится угадать характер народа, строй его чувств. За скромной внешностью и окружающей бедностью он распознает внутреннее богатство, красоту их чувств, искренность, сердечность, бескорыстную и самозабвенную любовь.
Непосредственное знакомство с обычаями и нравами простых итальянцев, с их фольклором во многом изменило представление Майкова о жизни. Поэт увидел, что вся Италия ненавидит угнетателей-австрийцев, и проникся искренним сочувствием к патриотическому движению народа. Он столкнулся с суровыми картинами действительности. Путешествие по Италии, а затем сближение с Белинским, с петрашевцами, с передовыми литераторами повлияло и на
восприятие поэтом России, ее исторического прошлого и настоящего, ее природы. В «Очерках Рима» и стихотворениях, написанных во второй половине 40-х и в 50-е годы, поэт находит
высокую поэзию в обыкновенных, неприметных, порой заурядных картинах. Каждый пейзаж для
Майкова полон теперь красоты и прелести. Поэта волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, наступление осени, летний дождь … Он глядит на них как бы впервые, глазами удивленного человека, которому неожиданно открыл ась невиданная ранее красота. Это восторженное изумление перед природой слышится в возгласах, которыми начинаются знаменитые стихотворения: «Весна! выставляется первая рама …» и «Боже мой! вчера —
ненастье». Весенний день становится символом новой, еще неведомой, но непременно радостной и счастливой жизни. С весной входят в дом веселье, шум, голоса, ощущение простора, воли, праздника, причастности к миру. Весна — это цветение души, ее лучшие надежды и упования, порыв в прекрасное неизвестное.
Незначительное и самое обыкновенное домашнее событие (выставляется первая рама) стало вдруг очень торжественным и послужило поводом для создания победного, ликующего гимна человеку, сбросившему духовные оковы и устремившемуся навстречу свободе, природе и красоте.
Топ-5 — лучшие стихи о лете
Лето является одним из самых удивительных времен года, когда природа предстает перед человеком во всей своей красе. Сочные луговые травы, аромат полевых цветов, жаркий полдень и прохлада сумрачного хвойного леса – все это нашло отражение в творчестве русских поэтов, которые посвятили лету огромное количество волнующих и романтичных стихов.
5 место. В отличие от других времен года, которые в русской поэзии ассоциируются с юной девушкой, зрелой женщиной и сварливой старухой, лето многолико и может представать перед читателями как в образе жгучей красавицы, так и доброго молодца. Тем не менее, чаще всего в творчестве русских поэтов лето имеет весьма размытые черты и выступает в качестве фона для личных эмоций и переживаний, связанных с восприятием окружающего мира. К примеру, в стихотворении «Летний вечер» Александра Блока это время года соткано из мимолетных ощущений, навеянных песней жницы, красным диском восходящей луны и туманом, который опускается на луга после жаркого дня.
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
4 место. В то же время в стихотворении Аполлона Майкова «Летний дождь» эта удивительная пора напрямую связана с предстоящим урожаем. Теплый летний дождь, такой долгожданный в июльскую жару, является не только отличной забавой для детворы, но и служит верным знаком того, что амбары будут ломиться от избытка зерна. А значит – впереди ждет сытая зима, и есть повод порадоваться предстоящим хлопотам, связанным с уборочной страдой.
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
3 место. Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром» — это гимн пробуждающейся природе, попытка запечатлеть удивительную красоту теплого летнего утра, когда и деревья, и трава, умытые серебристой росой, замерли в ожидании первых лучей солнца. Короткий миг между сном и бодрствованием наполнен удивительным спокойствием и очарованием, и даже пение птиц не в состоянии нарушить эту восхитительную идиллию, которая с восходом солнца разлетится на мелкие осколки повседневных забот.
«С добрым утром» С.Есенин
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
2 место. Нега, легкая полудрема, желание спрятаться от полуденного зноя и предаться праздности являются лейтмотивом одного из самых ярких и запоминающихся стихов о лете под названием «Клонит к лени полдень жгучий…», созданного Алексеем Толстым. Спасение от палящего летнего солнца можно найти в прохладной дубраве, где среди зарослей диких растений бьет освежающий родник. Но вот наступает долгожданный вечер, когда теплый летний воздух буквально звенит от тишины, и приходит осознание того, что жизнь скоротечна, как этот короткий летний день. Поэтому не стоит терять ни мгновения и наслаждаться ею в полной мере, пытаясь запечатлеть в сознании каждый прожитый миг.
«Клонит к лени полдень жгучий…» А.Толстой
Клонит к лени полдень жгучий ,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет нагорный ключ.
Смотри, все ближе с двух сторон
Нас обнимает лес дремучий;
Глубоким мраком полон он,
Как будто набежали тучи,
Иль меж деревьев вековых
Нас ночь безвременно застигла,
Лишь солнце сыплет через них
Местами огненные иглы.
Зубчатый клен, и гладкий бук,
И твердый граб, и дуб корнистый
Вторят подков железный звук
Средь гама птичьего и свиста;
И ходит трепетная смесь
Полутеней в прохладе мглистой,
И чует грудь, как воздух весь
Пропитан сыростью душистой.
Вон там украдкой слабый луч
Скользит по липе, мхом одетой,
И дятла стук, и близко где-то
Журчит в траве незримый ключ…
Привал. Дымяся, огонек
Трещит под таганом дорожным,
Пасутся кони, и далек
Весь мир с его волненьем ложным.
Здесь долго б я с тобою мог
Мечтать о счастии возможном!
Но, очи грустно опустив
И наклонясь над крутизною,
Ты молча смотришь на залив,
Окружена зеленой мглою…
Скажи, о чем твоя печаль?
Не той ли думой ты томима,
Что счастье, как морская даль,
Бежит от нас неуловимо?
Нет, не догнать его уж нам,
Но в жизни есть еще отрады;
Не для тебя ли по скалам
Бегут и брызжут водопады?
Не для тебя ль в ночной тени
Вчера цветы благоухали?
Из синих волн не для тебя ли
Восходят солнечные дни?
А этот вечер? О, взгляни,
Какое мирное сиянье!
Не слышно в листьях трепетанья,
Недвижно море; корабли,
Как точки белые вдали,
Едва скользят, в пространстве тая;
Какая тишина святая
Царит кругом! Нисходит к нам
Как бы предчувствие чего-то;
В ущельях ночь; в тумане там
Дымится сизое болото,
И все обрывы по краям
Горят вечерней позолотой…
1 место. В то же время лето неизменно ассоциируется со зрелостью чувств и взаимоотношений, когда простое общение является источником обычных человеческих радостей, наполняя жизнь смыслом и придавая ей особую остроту. Подобную аллегорию можно встретить в стихотворении Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом…». которое в полной мере передает легкость бытия и навевает романтические чувства, создавая ауру беспечности и восхитительного чувства свободы.
«Я пришел к тебе с приветом…» А.Фет
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.