Анализ стихотворения Майкова Емшан



Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает…

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой —
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года… Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе…
Но вот — скончался Мономах,
И по Руси — туга и горе.

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
«Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом,-

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему — и он вернется».

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг — рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает,-
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких,-

Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану —
И смотрит хан — и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился… Все глядят:
Он — грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
«Не царь я больше вам отныне!-
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!»

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван —
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он — скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Поэт обобщает частный случай, придаёт ему философское звучание. Конкретное летописное повествование даёт ему возможность высказать главную мысль произведения:

Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!

Любопытно и то, что героями стихотворения являются половецкие ханы, исконные исторические враги Руси, однако для А. Майкова главное – чувство глубокой любви к Родине, органически присущее, по мнению поэта, любому человеку, поэтому ему в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.

Перерабатывая исходный текст, поэт выявляет скрытые в нём возможности эмоционального воздействия, в итоге документальный материал приобретает такое свойство художественного сочинения, как глубокий психологизм, а внутреннее состояние героя раскрывается через его переживания, эмоции.

Один из исследователей творчества А. Майкова писал: «…стих у него в «Емшане» чеканный, и лишних слов нет». На мой взгляд, это точное определение. Наверное, поэтому выразительные средства языка стихотворения скупы: мы можем наблюдать обилие инверсий, помогающих автору, а вслед за ним и читателю верно расставить акценты, да эпитеты, без которых невозможно ни одно художественное произведение. Всё это помогает на первый план выдвинуть событийную сторону и через художественные детали понять внутренний мир героя:

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идёт уж караван –
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он – скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.

Пучок травы степной, который герой не выпускает из рук, его нетерпеливое вглядывание вдаль подчёркивают основную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна.

вся

ЕМШАН - стихотворение Майков А. Н.


Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает.

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые.
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года. Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе.
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе,

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех страд,
Владыка надо всем Кавказом, -

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой, -
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется".

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает, -
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких, -


Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучек травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - я, сам не свой.
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился. Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат, -
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне! -
Воскликнул. - Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.

слушать, скачать аудио стихотворение
ЕМШАН Майков А. Н.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ЕМШАН:

Майков, Емшан

Аудио стихотворение Аполлона Николаевича Майкова "Емшан", 1874 год. Рассказ этот взят из Волынской летописи. Е-м-ш-а-н - название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок (Примечание Майкова).
". Когда в степях, за станом стан,/ Бродили орды кочевые,/ Был хан Отрок и хан Сырчан,/ Два брата, батыри лихие.
. Вдруг шум, и крик, и стук мечей,/ И кровь, и смерть, и нет пощады! - Всё врозь бежит, что лебедей/ Ловцами спугнутое стадо.
То с русской силой Мономах/ Всесокрушающий явился -/ Сырчан в донских залёг мелях,/ Отрок в горах кавказских скрылся!
И шли года. Гулял в степях/ Лишь буйный ветер на просторе. / Но вот - скончался Мономах,/ И по Руси - туга и горе.
. Введён певец. Он говорит,/ Чтоб в степи шел Отрок без страха,/ Что путь на Русь кругом открыт,/ Что нет уж больше Мономаха!
. Отрок угрюмый принял вид/ И, на певца не глядя, знаком,/ Чтоб увели его, велит/ Своим послушливым кунакам.
И взял пучок травы степной/ Тогда певец и подал хану,/ И смотрит хан - и сам не свой,/ Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился. Все глядят:/ Он, грозный хан - что ж это значит?-/ Он, пред которым все дрожат,/ Пучок травы целуя, плачет!
. Наутро, чуть осел туман/ И озлатились гор вершины,/ В горах идёт уж караван -/ Отрок с немногою дружиной. "

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме:
Конспект урока литературы "А.Н.Майков. "Емшан"

Предварительный просмотр:

Автор Бут Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области», п.Вейделевка

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

А.Н.Майков. «Емшан» (6 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с творчеством А.Н.Майкова; формировать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение находить отличительные признаки баллады;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения работать в парах;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист.
  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

1)Викторина. Записывайте ответы в тетради. Можно совещаться в парах.

1.Песни-сказания о богатырях, об их подвигах во славу Родины (былины)

2.Описания, обороты речи, которые повторяются из былины в былину и могут относиться к любому богатырю (былинные формулы)

3.Вступление, в котором обозначаются время и место действия (зачин)

3. Устойчивые художественные определения в сказках, былинах (постоянные эпитеты)

4. Исторические произведения, в которых повествование велось последовательно, по годам (летопись)

5. Сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычайный, часто трагический случай, историческое или фантастическое событие (баллада)

6. Автор баллады «Светлана» (Жуковский)

3) Работа по вопросам учебника стр.53 (1-3), стр. 56 (1-3)

- Как вы считаете, жанр баллады использовали другие поэты-современники Жуковского? Почему, по вашему мнению, поэты обращаются к истории своего государства? ( Герои давно минувших дней показывают нам пример патриотизма, верности и преданности своему народу)

- Аполлон Николаевич Майков в своём творчестве тоже обращался к историческому прошлому.

- С изучением творчества какого поэта будет связана наша тема? (С творчеством А.Н.Майкова)?

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Тему урока. А.Н.Майков. «Емшан»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в ходе урока мы должны познакомиться с творчеством Майкова и с его балладой «Емшан»

Отвечают на вопросы письменно в тетради

Предварительный просмотр:

Автор Бут Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области», п.Вейделевка

Тема: В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского»

Цели урока: познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества; прояснить мотивы поведения героя рассказа.

  • обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
  • развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы

Оборудование урока: портрет В. Г. Распутина, презентации учащихся

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам.

1.Оргмомент. Приветственное слово учителя.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

- Какое это стихотворение?

У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство есть в этих словах?

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний. Проверка индивидуальных заданий. Выступления учащихся.

Валентин Григорьевич Распутин - сибиряк, как и Виктор Петрович Астафьев. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве - совесть и память. Об этом все его произведения. Обратим внимание на эпиграф к статье о Распутине: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л. Н. Толстой) - так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.

3.Определение темы и целей урока.

-Вы прослушали выступления одноклассников. В творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке?

- Запишите число и тему урока: В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя.

4. Знакомство с новым материалом. Работа в парах. Прочитайте статью учебника. Подготовьте вопросы по содержанию статьи.

5. Беседа по вопросам

- Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа? Как это характеризует самого писателя? (Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей, он и назвал свою статью «Уроки доброты».)

2. Прочитаем отрывок из статьи «Из истории создания рассказа "Уроки французского"»: таким образом объясняется посвящение рассказа матери трагически погибшего писателя и драматурга Александра Вампилова, тоже учительнице.

А теперь все тихо встали…

- А сейчас мы в лес пойдём…

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

6. Комментированное чтение рассказа

Учитель читает рассказ. Отдельные его фрагменты («С французским у меня не ладилось из-за произношения. »; «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. » и др.) могут быть прочитаны заранее подготовленными учениками.

Беседа по вопросам

  • Какие чувства и мысли вызвал рассказ?
  • Как вы думаете, к кому обращен рассказ Распутина? (Рассказ не был написан специально для детей. Он обращен и к взрослым, и к детям.)
  • О каком времени пишет писатель? (Послевоенные годы.)
  • Почему важно, что начало действия относится к 1948 году? (Это объясняет раннюю самостоятельность героя.)
  • Почему так рано, в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (В первые послевоенные, неустроенные, голодные годы людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в рай
    центр.)

Поясним детям, что облигации - это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после нее в счет заработной платы. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта. Объясним также, почему в семье не водилось денег. «Откуда им в колхозе взяться?» - задает риторический вопрос рассказчик. Колхозникам не платили денег; за отработанные смены («трудодни») им ставили «палочки» в учетные книги и потом по этим «палочкам» выдавали муку, картошку и т. п.

- С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? (Непривычными оказались трудности с французским языком. Тяжело было переносить голод. Еще тяжелее было сознавать, что кто-то ворует еду, которую посылала мать. Но самым страшным оказалась тоска по дому.)

  • Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями?
    (Надо было быть мужественным, настойчивым и терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.)
  • Найдем в эпизоде, который начинается словами «Однажды, еще в сентябре. », описание полянки, где играли в «чику». Какое значение имеет эта пейзажная зарисовка?

В первом отрывке - «Федька повел меня за огороды. » полянка представляется «чистой и ровной». Путь к ней зарос «крапивой, уже черной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян». Это тревожное предсказание неприятностей, которые вскоре последуют. Во втором отрывке - «За мной кинулся было Птаха. » герой смотрит на полянку, с которой его изгнали, обманув и избив, уже другими глазами. Предсказания сбылись: «черная крапива», «жесткая сухая трава» - и горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

V. Обсуждение проблемной ситуации

- Почему мальчик стал играть в «чику»? (Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Еще он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре. Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».)

Итог урока: что вы узнали о Распутине? Истории создания рассказа «Уроки французского»?

Рефлексия. Продолжите фразу:

  • На уроке я узнал……
  • Осталось непонятным…..
  • Было интересно…..
  • Хотел бы узнать….

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Домашнее задание. дочитать рассказ, ответить на вопросы учебника, подготовить пересказ понравившегося эпизода.

Список использованной литературы:

  1. Н.В.Егорова, Б.А.макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВАКО», 2012
  2. Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002
  3. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М. Мнемозина, 2013г..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ".

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.

конспект урока по литературе .Работа в группах.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча.

Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".

Материал содержит комплексы упражнений с фитболом.

Послушать стихотворение Майкова Емшан

Темы соседних сочинений