Анализ стихотворения Лермонтова Звуки



Сочинение на тему Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…»

На данной странице представлено сочинение на тему

Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Звуки № 1

которое было добавлено 08.08.2015. Сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…» уже просмотрело человек, оценило 0 человек. Надеемся что сочинение на тему Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…» поможет вам. Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями. Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение.

Пример

Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее, чувства ее поклонника были настолько сильны, что именно Сушковой Лермонтов посвятил наибольшее количество любовных стихов. Сперва они носили романтических характер. Однако со временем в произведениях появились нотки ревности, которые вскоре переросли в глубокие душевные терзания.

Поэт понимал, что для этой девушки он не представляет интереса, но побороть свои чувства к ней был не в состоянии. Екатерина Сушкова же умышленно дразнила своего ухажера, позволяя себе флиртовать у него на глазах с другими молодыми людьми или же публично унижала Лермонтова, доводя его этим до бешенства. Тем не менее, когда осенью 1830 года пара рассталась на долгих 4 года, поэт испытал не чувство облегчение, а горечь безвозвратной потери. Его избранница покидала Москву по желанию родственников, и отныне ей предстояло жить в Санкт-Петербурге, где девушку хотели выдать замуж. Поэтому Лермонтов понимал, что должен забыть о любимой.

Но одно дело – принять подобное решение, а другое – выполнить его вопреки собственному желанию. Накануне отъезда Екатерины Сушковой поэт пишет стихотворение «Итак, прощай! Впервые эти звуки…», которое успевает передать избраннице. Впоследствии она переписывает его в свой дневник, указывая точную дату любовного послания – 1 октября. В этом коротком стихотворении Лермонтова нет ни одного слова о любви. Тем не менее, о чувствах, которые он испытывает к Сушковой, не сложно догадаться. «Прощай! – шесть букв приносят столько мук!», — восклицает автор, и уже не возникает сомнений в том, что именно происходит в его душе.

Лермонтова пугает не столько разлука с возлюбленной, сколько вероятность того, что он больше никогда ее не увидит. Ведь ни для кого не секрет, что Сушковой пытаются устроить выгодную партию – ее семья просто мечтает породниться с династией Лопухиных. Поэтому поэт с горечью отмечает: «Я встречу взор ее прекрасных глаз и, может быть, как знать… в последний раз!». Лермонтов даже не предполагает, что пройдет несколько лет, и они сперва подружатся с Сушковой, а после он заставит ее влюбиться в себя и жестоко отомстит ветреной кокетке за все унижения, обиды и насмешки, которые ему довелось терпеть без малого десять лет.

анализ стихотворения

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Звуки № 2

Greshnik Ученик (146), закрыт 7 лет назад

помогите написать анализ стихотворения лермонтова
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли — все ее движенья,
Иль молвит слово — все черты
Tак полны чувства, выраженья,
Tак полны дивной простоты.

КРИСТИНА. Высший разум (454119) 7 лет назад

Божественное стихотворение, Лермонтов посвятить мог его только одной женщине -Лопухиной, которую оочень любил. ТАКИЕ строки рождаются только от большой любви! Всё оно построено на сравнении: ГОЛОС ЕЁ ОТ ПЕНИЯ ПОЭТ СРАВНИВАЕТ С ТАЮЩИМИ ПОЦЕЛУЯМИ НА УСТАХ, один взгляд-"и небеса играют в её божественных глазах".
И её грациозная походка, и каждое вымолвленное слово-всё это чувственно, выразительно, они "так полны дивной простоты".
Такое маленькое стихотворение, а какое в нём огромное море чувств!

Людмила Привалова Гений (51618) 7 лет назад

План анализа стихотворения
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Контрольная работа: Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Звуки № 3

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Дума-поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы (наприм. «Думы» Кондратия Рылеева). Следуя декабристам, Лермонтов по возвращении из ссылки печатает «Думу», в которой обращается к своим современникам с упреком в малодушии, в отказе от гражданской борьбы: они не желают служить самодержавию, но в то же время отказались от борьбы с ним и от всякого участия в общественной жизни.

Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.

Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов. »). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно порицая безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы»,

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.

«Дума» — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению.
Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль. Поэта огорчает, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет «поздним их умом». Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Каждое четверостишие — законченное предложение. Слово часто используется в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры («старость души», «жизнь — путь»). Яркие эпитеты обнажают эмоцию («тощий плод», «пришелец осиротелый», «холод тайный»).

Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию.

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

«Выхожу один я на дорогу…» написано За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти

Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание.

В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части.В первойвеликолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы».

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Стихотворение написано на берегу финского залива в августе1832 г (первая строка совпадает со стихом из анонимно изданной в 1828г поэмы декабриста Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»).

Центральная тема – тема одиночества. Парус привлекает внимание лирического героя своим одиночеством. Стихотворение начинается инверсией «Белеет парус одинокий», она помогает передать настроение. Слово «парус» употребляется лишь раз, затем автор заменяет его на местоимение «он». С этого момента смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души героя. В стихотворении много слов, противопоставленных друг другу по значению, т.е. антитезы: ищет — кинул, край далёкий — страна родная, ищет — бежит, буря — покой. Противоположность значений предлогов надпод так же усиливает противопоставление. Лермонтов воспевает человека- борца, который отвергает покой, поэтому идейное содержание можно выразить строкой «А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой!»

Стихотворение было воспринято в русском обществе как выражение передовых гражданских идей того времени.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»

Стихотворение посвящено демону, тема к которой поэт обращался в разное время

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!

Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверо­стишия: «… и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо — земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу. ») начинается стихотворение, а словом земля закан­чивается («… скучные песни земли»).

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»

Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Лермонтов говорит о настроении, охватившем передовых людей его поколения, которое вступило в жизнь после разгрома декабрьского восстания 1825г, в пору глубокого общественного застоя и жестокого полицейского режима Николая 1,- поколения, обреченного на бесплотную растрату лучших сил.

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе.

Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью,
Любить… но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно!

Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное вниманье, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же. Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.

Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом»

Стихотворение «Мой дом» было написано 17-летним Лермонтовым. Тема стихотворения — дом для души поэта:

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

Размеры дома огромны: «До самых звезд он кровлей досягает»

Эти размеры жилец «измеряет… не взором, но душой».

Основная мысль – идея служения правде, именно в этом видит свое предназначение поэт.

«Всемогущий мой прекрасный дом» построен по словам поэта для «святого вечности зерна» — «правды в сердце человека»

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива, когда приветливо кивает головой ландыш – во всех случаях, когда поэт соприкасается с природой, он испытывает ощущение высшей гармонии. В стихотворении поднимается тема единения человека с природой. Большая часть посвящена пейзажной зарисовке. Мир природы, изображенной поэтом добр и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, «свежий лес шумит», серебристый ландыш «приветливо качает головой». Созерцание природы, в которой все полно гармонии, «смиряет души моей тревогу»

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Татьяны милый идеал. по роману А. Пушкина Евгений Онегин

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Анализ стихотворения Рылеева К N. N. Ты посетить, мой друг, желала.

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Анализ поэмы Рылеева Войнаровский

20 Октября 2015

Реферат по литературе и русскому языку

Проблематика романа И. А. Гончарова Обломов 2

Михаил
Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Звуки № 4

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук. »

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Звуки № 5

Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее, чувства ее поклонника были настолько сильны, что именно Сушковой Лермонтов посвятил наибольшее количество любовных стихов. Сперва они носили романтических характер. Однако со временем в произведениях появились нотки ревности, которые вскоре переросли в глубокие душевные терзания.

Поэт понимал, что для этой девушки он не представляет интереса, но побороть свои чувства к ней был не в состоянии. Екатерина Сушкова же умышленно дразнила своего ухажера, позволяя себе флиртовать у него на глазах с другими молодыми людьми или же публично унижала Лермонтова, доводя его этим до бешенства. Тем не менее, когда осенью 1830 года пара рассталась на долгих 4 года, поэт испытал не чувство облегчение, а горечь безвозвратной потери. Его избранница покидала Москву по желанию родственников, и отныне ей предстояло жить в Санкт-Петербурге, где девушку хотели выдать замуж. Поэтому Лермонтов понимал, что должен забыть о любимой.

Но одно дело – принять подобное решение, а другое – выполнить его вопреки собственному желанию. Накануне отъезда Екатерины Сушковой поэт пишет стихотворение «Итак, прощай! Впервые эти звуки…», которое успевает передать избраннице. Впоследствии она переписывает его в свой дневник, указывая точную дату любовного послания – 1 октября. В этом коротком стихотворении Лермонтова нет ни одного слова о любви. Тем не менее, о чувствах, которые он испытывает к Сушковой, не сложно догадаться. «Прощай! – шесть букв приносят столько мук!», — восклицает автор, и уже не возникает сомнений в том, что именно происходит в его душе.

Лермонтова пугает не столько разлука с возлюбленной, сколько вероятность того, что он больше никогда ее не увидит. Ведь ни для кого не секрет, что Сушковой пытаются устроить выгодную партию – ее семья просто мечтает породниться с династией Лопухиных. Поэтому поэт с горечью отмечает: «Я встречу взор ее прекрасных глаз и, может быть, как знать… в последний раз!». Лермонтов даже не предполагает, что пройдет несколько лет, и они сперва подружатся с Сушковой, а после он заставит ее влюбиться в себя и жестоко отомстит ветреной кокетке за все унижения, обиды и насмешки, которые ему довелось терпеть без малого десять лет.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «Высоко полный месяц стоит»
  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»
  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «Два голоса»
  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «Деревенский нищий»
  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «Детство»

Итак, прощай! впервые этот звук.

Итак, прощай! впервые этот звук

Тревожит так жестоко грудь мою.

Прощай! шесть букв приносят столько мук,

Уносят все, что я теперь люблю.

Я встречу взор ее прекрасных глаз

И может быть. как знать. в последний раз!

Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Звуки»

Что за звуки! неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Звуки

См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Звуки и взор
О, полно ударять рукой По струнам арфы золотой. Смотри, как сердце во.

Земля и небо
Как землю нам больше небес не любить? Нам небесное счастье темно; Хот.

Слушать стихотворение Лермонтова Звуки

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Звуки

Анализ стихотворения Лермонтова Звуки

Настроение произведения Звуки

Звуки