Анализ стихотворения Лермонтова Звезда
Анализ стихотворений «Звезда» М. Ю. Лермонтова и «Среди миров» И. Ф. Анненского
Звезда Как много значит это слово. Звезда путеводная, звезда – планета, единица Вселенной Астрономы по звёздам предсказывают судьбу, для романтиков падающая звезда – новая мечта Говорят, что когда человек рождается, на небе появляется новая звёздочка, а когда человек умирает, она затухает. На звёзды можно смотреть часами, мечтать или думать о чём-то. Кажется, без звёзд ночное небо потухло бы, перестало быть таким завораживающим Звёзд на небе тысячи, они далеко от нас, а когда смотришь на них – думаешь, что стоит протянуть руку, и звёздочка будет у тебя на ладони, и мечта не будет казаться такой недосягаемой.
«Светись, светись, далёкая звезда» В этих словах звучит просьба – просьба продолжать жить. Этой строкой начинается стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое так и называется - «Звезда». Звезда единственная и неповторимая, именно с ней всегда разговаривает поэт.
В ночной темноте «слабый луч» этой звезды «несёт мечты» - самое важное для человека. Поэт страдает, его «душе больной» лишь одна звезда способна помочь. Именно поэтому М. Ю. Лермонтов просит звезду: «Светись, светись». Мечта летит к звезде, возможно, она сбудется, и от этой мысли на душе «свободно и легко». Как важно знать, что кто-то думает и помнит о тебе. Однако речь в стихотворении идёт не только о звезде. Любовь – вот мечта поэта. Автор хочет, чтобы любовь, как звезда, была близко. «Взгляд любви», полный огня, страсти - вот что завораживает лирического героя стихотворения.
Но всё это в прошлом. Взгляд «закрылся», и, кажется, всё кончено, однако почему душа поэта летит к далёкой звезде? Разум понимает, что нельзя, а сердцу не прикажешь И, наверное, единственное, что остаётся, так это верить, мечтать. Любовь закончилась, закрылась, а звезда осталась. Она не предаст, не оставит в трудную минуту. Пускай «слабый лучик», но всё же он будет нести свет душе, а вместе со светом - новые мечты.
В литературе образ звезды встречается довольно часто. Его невозможно раскрыть однозначно, каждый понимает его по-своему. Зачастую этот образ и есть любовь – такая недосягаемая, несущая свет, одна-единственная. Как и в стихотворении Лермонтова, в стихотворении И. Анненского «Среди миров» главный образ - Звезда.
Почему же для обоих поэтов Звезда – это Любовь? Не потому ли, что она недосягаема?
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
Среди миров и сотен звёзд есть лишь одна, чьё имя, словно молитва, повторяется снова и снова. Поэт называет звёзды «светилами» - ведь они только светят, а его Звезда помогает, когда тяжело. У Неё он не просто просит ответ, он «молит». Действительно, Звезда приобретает значение более высокое. У Звезды нет имени, но тем не менее автор пишет с заглавной буквы все местоимения, которые относятся к Звезде. Да и как может быть иначе, когда она – всё в жизни лирического героя? Эмоциональное, повторяемое употребление отрицательной частицы «не» в соединении с союзом «если» не оставляет сомнений, что именно эта Звезда – та единственная, без которой жизнь человека не имеет смысла:
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
В последних двух строках заложен глубокий, даже философский смысл. В Звезде есть то, что боготворит поэт, нет ничего лишнего. От Неё не светло, но «с Ней не надо света». В стихотворении «Среди миров» понятия «любовь и звезда» есть одно целое. В Звезду, как в любовь, верит автор, Ей молится, Её имя повторяет.
Один и тот же образ даётся в стихотворениях, хотя различно и время написания стихов, и мировоззрение их авторов.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова мне кажется более сложным для восприятия, чем стихотворение И. Ф. Анненского. Композиционно стихи похожи: оба состоят из двух катренов, однако у Анненского это два классических катрена, а у Лермонтова первый катрен содержит шесть строк. Оба произведения написаны пятистопным ямбом. В стихотворении «Звезда» тесно переплетаются два времени: прошлое и настоящее. Автор ведёт диалог со звездой, поверяет ей свои чувства. А в стихотворении «Среди миров» нет ни одного обращения, в этой своеобразной исповеди употребляются глаголы только настоящего времени. В обоих стихах рифма точная. Отличие в том, что в стихотворении Лермонтова «Звезда» рифма смежная, а в стихотворении Анненского «Среди миров» - перекрёстная. Безусловно, два стихотворения отличаются друг от друга. Но их объединяет общность образов и то, что их великие авторы хотели сказать, используя эти образы.
На первом месте в этой жизни стоит Любовь. Любовь эта далеко и одновременно близко в одном стихотворении, в другом - любовь соединяется с мечтой, в которую нужно верить. Каждый из нас по-разному воспринимает эти стихи, как и по-разному мы воспринимаем сам образ звёздочки. Хочется верить, чтобы у каждого человека была своя звезда, та, с которой он сможет поделиться самым дорогим, что у него есть.
Похожие статьи
«Звезда (Вверху одна горит звезда…)» М.Лермонтов
«Звезда» Михаил Лермонтов
Вверху одна
Горит звезда,
Мой ум она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор;
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далек;
Усталых вежд
Я не смыкал,
Я без надежд
К нему взирал.
Анализ стихотворения Лермонтова «Звезда»
Точная дата создания произведения неизвестна — исследователи относят ее приблизительно к 1830—31 гг. Стихотворение завершает лермонтовскую триаду о звездах, в которую помимо анализируемого входят произведения «Я видал иногда, как ночная звезда…» и «Светись, светись, далекая звезда… »
Воспоминания о прошедшей любви, печаль «души больной», уподобление мерцания ночного светила взгляду возлюбленной — в стихотворении присутствуют мотивы и образы, общие для «звездной» группы. Однако имеются и различия: художественное пространство не включает в себя развернутые картины пейзажа, соотносимые с душевным состоянием героя. В поэтическом тексте встречаются лишь лаконичные упоминания о далекой звезде, которые быстро сменяются изображением чувств героя.
Лирического субъекта «Звезды» притягивает огонь ночного светила. Впечатления героя передаются при помощи олицетворений: в изображении эмоций используются однородные глаголы «манит», «влечет» и «зовет», которые подчеркивают силу воздействия блеска на чувствительную душу лирического «я». В поэтической характеристике небесного тела преобладает лексика со значениями высоты и удаленности. «Нежный взор» любимой подобен манящему свету: они объединяются по признаку недоступности, который выделяется из лексико-семантического поля «высота».
Любовные переживания романтика лежат в основе художественной системы лермонтовского творения. Муки ожидания, которые остались неизвестными объекту любви, бесплодная настойчивость и потеря надежды на взаимность — финальные строки посвящены оттенкам чувств героя. По этой причине произведение иногда включают в «сушковский цикл» — группу стихотворений, созданных в период увлечения юного поэта Екатериной Сушковой. Для раннего цикла характерна тема неразделенной любви, страдания и одиночества. Откровенные и страстные монологи лирического героя переполнены эмоциями: грустью и разочарованием, горечью и обидой.
Лермонтовское творение запоминается необычной формой. Короткая двустопная ямбическая строка заканчивается энергичной мужской рифмой: такое сочетание задает четкий динамичный ритм и передает авторскую экспрессию. Задушевные искренние интонации в сочетании с отчетливым темпом побудили композиторов переложить поэтический текст на музыку, и сегодня «Звезда» существует и в виде романса.
«Звезда (Светись, светись, далекая звезда…)» М.Лермонтов
«Звезда» Михаил Лермонтов
Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко…
Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня),
Но, как к тебе, к нему еще лечу,
И хоть нельзя — смотреть его хочу…
Анализ стихотворения Лермонтова «Звезда»
В 1830 г. поэт создал несколько произведений, в тексте которых возникает романтический образ звезды. Кроме анализируемого материала, вариации на эту тему присутствуют в стихотворениях «Вверху одна горит звезда…» и «Еврейская мелодия». Образ, изначально порожденный байроновскими мотивами призрачности любви, в творчестве Лермонтова получил самостоятельное развитие. Лирического героя влечет сияние одинокого небесного светила. Его мерцание сравнивается с «нежным взором» женщины, которую герой любил наперекор судьбе. Былое счастье кажется столь же далеким, недоступным и безнадежным, как неверный ночной свет. С этим образом также связывается мотив обмана, который вытекает из аналогии с пейзажной зарисовкой ночного залива. Счастье и «светлая радость» коварны, как отражение звездного блеска в воде: они манят к себе возвышенную душу, но остаются для нее недосягаемыми.
«Звезда» начинается с лексической анафоры, состоящей из глагола в повелительном наклонении. «Светись» — в двойном призыве лирического героя чувствуются настойчивость и упорство. Не просто рассеивая, а «сражаясь» с темнотой, тусклые лучи порождают надежду в романтической «душе больной». Короткая природная зарисовка помогает точнее передать психологический портрет лирического «я». Характеризуя внутреннее состояние героя, автор прибегает к безличной конструкции: сердцу становится «свободно и легко».
Сияние ночного светила сравнивается с огнем прошедшей любви, с пламенным женским взором. Этот же прием использован в произведении «Вверху одна горит звезда». Счастье теперь недоступно и даже под запретом, однако герой стремится к нему, как к свету слабых ночных лучей.
Противоречие между реальностью и мечтами лирического героя подчеркивается при помощи антитетичной основы центрального образа. Мерцание лучей выглядит неверным и слабым, но в силах вступить в борьбу с темнотой. Блеск звезды далек, но помогает исцелить душу, сохранить романтические мечты и светлую веру в их исполнение.
В медитативно-лирических интонациях «Звезды» возникают мотивы надежды на взаимность и упорного желания вернуть утраченное. Насыщенный противоречиями, но вполне уловимый позитивный контекст, отголоски положительной эмоциональной заряженности отличают стихотворение от безнадежно-печального тона двух произведений, упомянутых выше.
Михаил
Лермонтов
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Небо и звезды»
С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.
Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».
Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.
Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет»
- Анализ стихотворения Александра Блока «Снежное вино»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Сожженное письмо»
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Солнце»
Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
помогите написать анализ стихотворения Звезда лермонтова
серж?? Знаток (418), закрыт 6 лет назад
Вверху одна
Горит звезда;
Мой взор она
Манит всегда;
5
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет!
Таков же был
10
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор.
Мук никогда
Он зреть не мог,
15
Как та звезда
Он был далек.
Усталых вежд
Я не смыкал
И без надежд
20
К нему взирал!
Alexey Khoroshev Высший разум (1438025) 6 лет назад
«ЗВЕЗДА» («Вверху одна»). стих. раннего Лермонтова (1830 или 1831). По-видимому, наиболее поздняя из трех вариаций на тему «далекой звезды» ; ср. «Звезда» («Светись, светись, далекая звезда» ) и «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда»). в черновом варианте тоже озаглавл. «Звезда». Поздней вариацией стих. можно считать потому, что именно его Лермонтов включил в задуманную в 1832 книгу избранных стихов (все отобранные для этого произв. переписаны в особую XX тетрадь) ; оно должно было открывать том. Здесь сохранены центр. образ (холодный луч далекой звезды) и доминирующий мотив двух других стих. (столь же далек и холоден взор женщины, которуюрую любит или любил лирич. герой). но данное стих. приближено к жанрово-стилевой манере романса: пейзажно-медитативный элемент, которым определялась художественная система двух предшеств. вариаций, ослаблен; на первый план выдвинуты любовные излияния лирич. героя. На смену мелодии, с ее задумчивой напевностью и щедростью внутр. созвучий, пришел динамический ритм (2-стопный ямб с исключительно муж. рифмами). Отмеченные изменения согласуются со свидетельством Е. А. Сушковой о том, что стихотворение имеет автобиографическую основу. Сообщая, что «Звезда» посвящена ей и получена от А. М. Верещагиной, она добавляет: «Я тогда имела привычку все смотреть вверх, и Лермонтов смеялся надо мной и часто повторял, что стоит быть у моих ног, чтоб никогда не быть мной замечену»