Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя страстей
Михаил Лермонтов – человек, который с каждым годом совершенствовал свое творчество в литературе. Этот великий писатель недаром прославился, ведь он написал много красивых и сильно запоминающихся стихотворений и других жанровых произведений.
Лермонтов написал произведение «Я не люблю тебя…» в 1830 году, когда был еще очень юн. Этот молодой человек был полон чувств и впечатлений о жизни. Казалось, его можно было удивить всем чем только можно. Он – симпатичный, немного растерянный юноша, который уже имел какие-то сложившиеся принципы о жизни. И тут он вдруг встречает того, кто как ему кажется, очень прекрасен, просто до невозможности.
Этот обьект, неожиданно показавшейся на горизонте, - молодая женщина, девушка, Екатерина Сушкова, которая на самом деле – просто отчаянная кокетка. Недаром она не пренебрегла даже поэтом, тем более, он был молодым и юным, а потому – неопытным. Лермонтов по уши влюбляется в жестокую кокетку. Они даже начинают общаться близко, но это ни к чему не приводит. Ведь она не влюблена в него. В произведении Лермонтов мстит ей, пишет, что не любит ее на самом деле. И через несколько лет, он влюбляет ее в себя, а потом жестоко мстит, говоря, что никогда не любил ее.
Анализ стихотворения Лермонтова «Я не люблю тебя; страстей»
Лермонтов впервые встретился с красавицей Екатериной Александровной Сушковой в 1830 году. Шестнадцатилетний поэт сразу же влюбился в столичную кокетку. Она ответных чувств не питала. В книге мемуаров «Записки» Сушкова охарактеризовала молодого Михаила Юрьевича как «неуклюжего, косолапого мальчика», у которого были «умные, выразительные глаза» и «язвительно-насмешливая улыбка». Апогеем влюбленности Лермонтова в Сушкову считается лето 1830-го. Осенью они расстались. В следующий раз их судьбы пересеклись лишь спустя четыре года.
Стихотворение «Я не люблю тебя; страстей…» написано в 1831-ом и посвящено Сушковой. В нем Лермонтов развивает мотив, проходящий через всю его интимную лирику. Речь идет о мотиве верности первой или давно оставшейся в прошлом любви. В рассматриваемом тексте он выражается при помощи череды противоречий. В самом начале стихотворения лирический герой заявляет, что чувств к бывшей возлюбленной у него больше нет. Далее следует резкая перебивка, как будто он сам испугался сказанных слов. Вторая строка начинается с союза «но».
Оказывается, образ адресата стихотворения до сих пор жив в душе лирического героя. И снова противопоставление – «хотя бессилен он [образ]». Финал звучит как признание в любви. Правда, чувство это особенное, не порождающее мук и страстей. Лермонтов переводит его в совершенно иной пласт. Образ, бессильный в мире физическом, оказывается вечным в пространстве души. Концовка напрямую связана с восьмистишием «Как дух отчаянья и зла…». Оно написано примерно в одно время с анализируемым текстом и также посвящено Сушковой. В нем Лермонтов уподобляет душу лирического героя храму, в котором образ любимой женщины выступает в роли божества.
Как говорилось выше, отношения Михаила Юрьевича с Екатериной Александровной возобновились в 1834 году. Поэт решил отомстить красавице за пережитые им в юношестве страдания. Для начала он влюбил ее в себя. Затем расстроил брак Сушковой с Лопухиным, выставил девушку в дурном свете перед обществом. Закончилось все драматическим расставанием. Лермонтов оставил Сушкову, перед этим признавшись, что никогда не любил ее. История получилась абсолютно в духе Печорина. Позже она легла в основу незавершенной повести «Княгиня Лиговская» (время работы – с 1836 по 1837), в которой черты Екатерина Александровна воплощены в образе Елизаветы Николаевны Негуровой.
Текст «Я не люблю тебя; страстей…» М.Лермонтов
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!