Анализ стихотворения Лермонтова Я не достоин



Анализ стихотворения Лермонтова. Часть 3. (Лермонтов М. Ю.)

Ночь («Один я в тишине ночной. ») .— Дата стихотворения указана Лермонтовым: «(1830 года ночью. Августа 28)».

К*** («Когда к тебе молвы рассказ. ») .— Обращено к Е. А. Сушковой.

Новгород .— Стихотворение не закончено; автограф перечеркнут. Датировано Лермонтовым: «3 октября (м. б. 13 октября) 1830». Возможно, стихи адресованы сосланным декабристам.

69).— В черновой рукописи — примечание Лермонтова: «1830 год — 5-го октября. Во время холеры — morbns».

«Послушан! вспомни обо мне. » .— Стихотворение вписано в альбом приятеля Лермонтова Николая Ивановича Поливанова (1814—1874); примечание, сделанное Поливановым, раскрывает обстоятельства создания стихов: «23-го марта 1831 г. Москва. Михаила Юрьевич Лермонтов написал эти строки в моей комнате во флигеле нашего дома на Молчановке, ночью, когда вследствие какой-то университетской шалости он ожидал строгого наказания». Лермонтов ожидал наказания за участие в изгнании студентами из университетской аудитории грубого и невежественного профессора М. Я. Малова.

183 1-го июня 11 дня .—Три строфы (1, 2, б) с некоторыми изменениями вошли в драму «Странный человек». О, когда б я мог Забыть, что незабвенно! женский взор! Причину стольких слез, безумств, тревог! — Здесь нашло отражение неразделенное чувство поэта к Н. Ф. Ивановой.

Загрузка...

Романс к И. — Обращено к Н. Ф. Ивановой. В другой редакции вошло в драму «Странный человек» как стихи Владимира Арбенина («Когда одни воспоминанья. »). Варьирует (особенно в «Странном человеке») лирическую тему стихотворения Т. Мура «When he who adores thee» («Когда тот, кто обожает тебя. ») из цикла «Ирландские мелодии».

Завещание («Есть место: близ тропы глухой. ») ,— Время и место создания стихотворения указаны Лермонтовым; «(Середниково: ночью; у окна)». В авторизованной копии есть подзаголовок «(Из Гете)», однако ни одно из стихотворений Гете не может рассматриваться в качестве оригинала. Существует предположение, что Лермонтов облек в стихотворную форму предсмертное письмо героя романа Гете «Страдания молодого Вертера» (1774).

К*** («Всевышний произнес свой приговор. ») .— Обращено к Н. Ф. Ивановой.

Желание («Зачем я не птица, не ворон степной. ») ,— Написано под впечатлением семейной легенды о шотландских предках Лермонтовых. В рукописи пометы Лермонтова; «(Середниково. Вечер на бельведере)», «(29 июля)».

Св. Елена .—Написано, по-видимому, в связи с десятилетием смерти Наполеона. Св. Елена — остров в Атлантическом океане, куда был сослан Наполеон и где он скончался в 1821 г.

«Блистая пробегают облака. » .— Написано в Середникове: «(7-го августа. В деревне на холме; у забора)» (помета Лермонтова в автографе).

Атаман .—Написано по мотивам народных преданий, песен о Степане Разине. Горе тебе, город Казань. — В Казани Разин не был, хотя захват города и входил в его планы. Возможно, здесь сказалось влияние фольклора о Ермаке. Остался ль ты хладен И тверд, как в бою, Когда бросили в пенные волны Красотку твою? — В песенном фольклоре мотив гибели пленницы отсутствует.

Он мог быть известен по переводу рассказа голландского путешественника Я. Стрюйса, опубликованному в 1824 г. Пушкин включил этот эпизод в свои «Песни о Стеньке Разине» (1826), запрещенные к напе-чатанию, но известные в списках московским литературным кругам.

Видение .— Поэтическим образцом для стихотворения послужил «The Dream» («Сон») (1816) Дж. Байрона, который несколько ранее Лермонтов предполагал перевести. В основу положены действительные события летних месяцев 1831 г. Пылали смуглые его ланиты, И черный взор искал чего-то все В туманном отдаленье. — Герою стихотворения приданы черты внешнего облика самого Лермонтова. темно, смутно являлося минувшее ему — Призрак остерегающий, который Пугает сердце страшным предсказаньем, Но верил он — одной своей любви.— Летом 1831 г. Лермонтов был увлечен Н. Ф. Ивановой. И всадник примечает огонек, Трепещущий на берегу противном, И различил окно и дом, но мост Изломан. и несется быстро Клязьма.— На берегу Клязьмы находилось имение Ивановых. Ее сестра идет к нему навстречу.— Речь идет о Дарье Федоровне Ивановой.

К Л.— («У ног других не забывал. ») .— Вопрос об адресате окончательно не решен. Возможно, стихотворение обращено к Варваре Александровне Лопухиной (в замужестве Бахметевой; 1815—1851), московской приятельнице Лермонтова, младшей дочери в семействе Лопухиных, жившем по соседству с бабушкой поэта Елизаветой Алексеевной Арсеньевой на Малой Молчановке. По словам троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея (1818—1883), чувство Лермонтова к В. А. Лопухиной «было. истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей. ». Существует предположение, что стихотворение связано с именем Н. Ф. Ивановой (в этом случае «Л» расшифровывается как «Любимой»). Е. А. Сушкова утверждала, что стихи посвящены ей.

К Н. И. («Я не достоин, можеть быть. ») .— Обращено к Н. Ф. Ивановой.

Воля .—Одно из первых обращений Лермонтова к фольклору; воспроизводит форму и содержание народных разбойничьих песен.

«Зови надежду — сновиденье м. » .— К кому обращено стихотворение, не установлено. Е. А. Сушкова, опубликовавшая текст в составе подборки «Из альбома Е. А. Сушковой» («Библиотека для чтения», 1844, т. 64), называла адресатом себя. Вместе с тем вторая строфа стихотворения (с некоторыми изменениями) введена в посвящение к третьей редакции «Демона», обращенное к В. А. Лопухиной.

«Прекрасны вы, поля земли родной. » .— И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.— Речь идет об отце Лермонтова Юрии Петровиче, который скончался 1 октября 1831 г. в деревне Кропотово Тульской губернии.

«Я видел тень блаженства; но вполне. » .— Возможно, стихотворение имеет реальную основу — безответное чувство поэта к Н. Ф. Ивановой.

Стансы. К Д*** .— Адресат стихотворения не установлен.

«Ужасная судьба отца и сына. » .— Написано В связи со смертью отца поэта. ты свершил свой подвиг, мой отец.— Здесь выражение «вершить подвиг» — идиома, означающая «завершить тяжелый, страдальческий жизненный путь». люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный. Однако ж тщетны были их желанья: Мы не нашли вражды один в другом.— Намек на семейные распри, приведшие к разлуке Лермонтова с отцом.

«Пусть я кого-нибудь люблю. » .— Первоначально стихотворение состояло из трех строф; третья строфа носила автобиографический характер: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец. В слезах угасла мать моя; От них остался только я. В дальнейшем 1-я и 3-я строфы были зачеркнуты.

Из Паткуля .— Паткуль Иоганн Рейнгольд (1660 — 1707)—политический деятель, выступивший против ущемления Швецией прав Лифляндии. Был казнен Карлом XII как изменник. Его письма, написанные перед казнью, были изданы (в русском переводе) в 1806 г.

Портрет .— Кто изображен в данном стихотворении— неясно. Соотносится со стихотворением Е. А. Баратынского «Взгляни на лик холодный сей. » (опубл. 1826).

«Настанет день — и миром осужденный. » .—« Заключительные строки близки концовке стихотворения Д. В. Веневитинова «Завещание» (опубл. 1829).

К Д- .— К кому обращено стихотворение, неизвестно.

Отрывок («Три ночи я провел без сна—в тоске. » .— Этюд к задуманной Лермонтовым в 1831 г. поэме о князе Мстиславе Черном, поклявшемся освободить родину от татарских завоевателей.

Баллада («В избушке позднею порою. ») (е. 102,)^—Время действия (период татаро-монгольского нашествия) позволяет связать стихотворение с замыслом поэмы о Мстиславе Черном.

Звезда («Вверху одна. ») .—По утверждению Е. А. Сушковой, стихотворение было посвящено ей.

Арфа .— Может быть соотнесено со стихотворением Т. Мура «Завещание» (1808), Пир Асмодея .— Подзаголовок — «Сатира». Ее объектом Лермонтов избрал, с одной стороны, человеческие пороки (слова первого демона), с другой—явления социального характера. В речи второго демона — отзвук революционных событий 1830 г. во Франции, Бельгии, Польше; в словах третьего демона—отголосок эпидемии холеры и холерных бунтов. По правую сидел приезжий .— В рукописи имя заменено звездочками и восстанавливается по рифме. Предполагается, что речь идет о царе Павле I. Распространять сужденья дураков Он средство нам превечное доставил.— Лермонтов ошибочно отождествляет (в соответствии с русской и европейской литературной традицией) доктора Фауста с первопечатником Иоганном Фаустом (иначе Фустом).

Сон («Я видел сон: прохладный гаснул день. ») .— Все было тихо, как луна и ночь, И ветр не мог дремоты превозмочь.— Реминисценция из пушкинской «Полтавы» (1829).

На картину Рембрандта .—О какой картине Рембрандта (1606—1669) идет речь, не установлено.

К*** («О, полно извинять разврат. ») .— Один из образцов русской гражданской лирики. Наиболее вероятно, что стихотворение обращено к А. С. Пушкину (эту мысль высказал в 1909 г. М. Горький), автору стихотворений «Стансы» (1826), «Друзьям» (1828), «К вельможе» (1830), несправедливо расцененных некоторыми из современников (не только из враждебного окружения, но и друзьями) как свидетельство компромисса поэта с самодержавием.

Поле Бородина .— Ранний вариант стихотворения о Бородинской битве. Ср. «Бородино» (1837).

К*** («Не ты, но судьба виновата была. ») .— Адресовано Н. Ф. Ивановой.

К себе .— Относится к циклу стихов, посвященных Н. Ф. Ивановой,

«Душа моя должна прожить в земной неволе. » .— Связано с увлечением Н. Ф. Ивановой.

Из Андрея Шенье .— Относится к группе стихотворений, объединенных темой поэта-борца. Заголовок стихотворения предполагает существование французского источника; между тем подобного стихотворения у французского поэта и публициста Андре Мари Шенье (1762—1794), казненного якобинцами, нет.

Возможно, что поэтический опыт Шенье Лермонтов воспринимал через Пушкина, через пушкинскую элегию «Андрей Шенье» (1825), написанную за несколько месяцев до восстания 14 декабря. Ряд строк из нее не был пропущен цензурой и распространялся в списках с произвольным заголовком «На 14-е декабря»: по этому поводу возникло длительное политическое дело (1826—1828). Имя Андре Шенье в такой ситуации стало злободневным и символизировало собою образ страстного тираноборца, жертву деспотизма.

Стансы («Не могу па родине томиться». ) .—Входит в лирический цикл, посвященный Н. Ф. Ивановой.

Мой демон .—Новая редакция одноименного стихотворения 1829 г.

Лермонтов Михаил - К. Н. И.

Стихотоворение М.Ю.Лермонтова К Н.И. написано в 1831 году в подмосковной усадьбе Середниково.

Я не достоин, может быть,
Твоей любви. не мне судить ;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя .
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем.
В те дни, когда, любим тобой,
Я мог доволен быть судьбой,
Прощальный поцелуй однажды
Я сорвал с нежных уст твоих ;
Но в зной, среди степей сухих,
Не утоляет капля жажды.
Дай бог, чтоб ты нашла опять,
Что не боялась потерять;
Но. женщина забыть не может
Того, кто так любил, как я;
И в час блаженнейший тебя
Воспоминание встревожит!
Тебя раскаянье кольнет,
Когда с насмешкой проклянет
Ничтожный мир мое названье!
И побоишься защитить,
Чтобы в преступном состраданье
Вновь обвиняемой не быть!

читает Юрий Колычев

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Лермонтов Михаил - Романс

Стих. читает В. Аксенов

Лермонтов Михаил - Когда волнуется желтеющая нива

Стих. читает Э. Марцевич

Лермонтов Михаил - Выхожу один я на дорогу

Стих. читает И. Андронников

Лермонтов Михаил - Маскарад

Арбенин - Астангов, Нина - М. Бабанова 1949г

Лермонтов Михаил - В альбом Н. Ф. Ивановой

Стих. читает Л. Марков

Лермонтов Михаил - Демон

Читает Л. Марков зап. 79г 1-я часть из 2х

Лермонтов Михаил - Бородино

Читает Д. Журавлёв 2-й вариант

Лермонтов Михаил - Тамань

Арт. моск. театров зап. 80г

Лермонтов Михаил - Когда в покорности незнанья

Стих. читает М. Астангов

Лермонтов Михаил - Смерть поэта

Читает И. Андронников2

Аудиоспектакли

"К Н. И. " («Я не достоин, может быть») это:

"К Н. И. " («Я не достоин, может быть») «К Н. И. » («Я не достоин, может быть»), юношеское стих. Л. (1831), обращенное к Н.Ф. Ивановой. Страда ние от неразделенной, «обманутой» любви, горечь разрыва с возлюбленной переданы в этом стих. через наивно выраженное чувство обиды: «Но ты обманом наградила / Мои надежды и мечты, / И я всегда скажу, что ты / Несправедливо поступила». Стремление оправдать «душу» любимой женщины противоречиво сочетается здесь с упреками в охлаждении, в непостоянстве и «мгновенности» ее чувства. Стихотворение включает характерный для лирики 1830—32 мотив позднего раскаянья, предрекаемого возлюбленной (см. "Когда к тебе молвы рассказ" ). Сознанием исключительной силы любви и жаждой эмоц. «возмещения» отвергнутого чувства продиктован мотив «следа», к-рый оставит в ее памяти любовь героя: «Но. женщина забыть не может / Того, кто так любил, как я»; ср. в стих. «Романс» («Стояла серая скала»), посв. тому же адресату: «И не изгладишь ты никак из памяти своей / Не только чувств и слов моих — минуты прежних дней!» (см. об этом также — Время и вечность в ст. Мотивы). В отличие от мн. стих. ивановского цикла данное стих. не выходит за рамки любовной темы, кроме последних строк. Автограф — ИРЛИ, тетр. XI. Впервые — Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 187—88. Датируется осенью 1831 по положению в тетради.

Лит. Андроников (13), с. 120—21.

Л. Щ Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников И. Л. Базанов В. Г. Бушмин А. С. Вацуро В. Э. Жданов В. В. Храпченко М. Б. — М. Сов. Энцикл. 1981

  • Стихотворeния (1828-1841). Лермонтов М. Ю. … Подробнее Купить за 105 руб
  • Стихотворения. Лермонтов М. Ю. Сборник поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова от Animedia Company состоит из более чем 70 стихотворных произведений: «Ангел», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу…», «На севере диком стоит… Подробнее Купить за 79 руб

Михаил Лермонтов — Я не достоин, может быть ( К Н. И. )

Ya ne dostoin, mozhet byt,
Tvoyey lyubvi: ne mne sudit;
No ty obmanom nagradila
Moi nadezhdy i mechty,
I ya vsegda skazhu, chto ty
Nespravedlivo postupila.
Ty ne kovarna, kak zmeya,
Lish chasto novym vpechatlenyam
Dusha vveryayetsya tvoya.
Ona uvlechena mgnovenyem;
Yey mily mnogiye, vpolne
Yeshche nikto; no eto mne
Sluzhit ne mozhet uteshenyem.
V te dni, kogda, lyubim toboy,
Ya mog dovolen byt sudboy,
Proshchalny potseluy odnazhdy
Ya sorval s nezhnykh ust tvoikh;
No v znoy, sredi stepey sukhikh,
Ne utolyayet kaplya zhazhdy.
Day bog, chtob ty nashla opyat,
Chto ne boyalas poteryat;
No. zhenshchina zabyt ne mozhet
Togo, kto tak lyubil, kak ya;
I v chas blazhenneyshy tebya
Vospominaniye vstrevozhit!
Tebya raskayanye kolnet,
Kogda s nasmeshkoy proklyanet
Nichtozhny mir moye nazvanye!
I poboishsya zashchitit,
Chtoby v prestupnom sostradanye
Vnov obvinyayemoy ne byt!

Z yt ljcnjby, vj;tn ,snm,
Ndjtq k/,db: yt vyt celbnm;
Yj ns j,vfyjv yfuhflbkf
Vjb yflt;ls b vtxns,
B z dctulf crf;e, xnj ns
Ytcghfdtlkbdj gjcnegbkf/
Ns yt rjdfhyf, rfr pvtz,
Kbim xfcnj yjdsv dgtxfnktymzv
Leif ddthztncz ndjz/
Jyf edktxtyf vuyjdtymtv;
Tq vbks vyjubt, dgjkyt
Tot ybrnj; yj nj vyt
Cke;bnm yt vj;tn entitymtv/
D nt lyb, rjulf, k/,bv nj,jq,
Z vju ljdjkty ,snm celm,jq,
Ghjofkmysq gjwtkeq jlyf;ls
Z cjhdfk c yt;ys[ ecn ndjb[;
Yj d pyjq, chtlb cntgtq ce[b[,
Yt enjkztn rfgkz ;f;ls/
Lfq ,ju, xnj, ns yfikf jgznm,
Xnj yt ,jzkfcm gjnthznm;
Yj/// ;tyobyf pf,snm yt vj;tn
Njuj, rnj nfr k/,bk, rfr z;
B d xfc ,kf;tyytqibq nt,z
Djcgjvbyfybt dcnhtdj;bn!
Nt,z hfcrfzymt rjkmytn,
Rjulf c yfcvtirjq ghjrkzytn
Ybxnj;ysq vbh vjt yfpdfymt!
B gj,jbimcz pfobnbnm,
Xnj,s d ghtcnegyjv cjcnhflfymt
Dyjdm j,dbyztvjq yt ,snm!

«Я не достоин, может быть, твоей любви…»

«Я не унижусь пред тобою…» >>

«Я не достоин, может быть, твоей любви…». Лермонтов пережил большую и мучительную любовь к Ивановой. Своей возлюбленной посвятил большой цикл стихов (1830-1832). Мои неясные мечты Я выразить хотел стихами, Меня бы примирила ты С людьми и буйными страстями. (1830). 9.

Слайд 9 из презентации «Любовная лирика Лермонтова» к урокам литературы на тему «Жанры»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Любовная лирика.ppt» можно в zip-архиве размером 1071 КБ.

краткое содержание других презентаций о жанрах

«Лермонтов о Кавказе» - Князь С.В. Трубецкой играл на фортепьяно. Здесь началась история, завершившаяся трагически. В дороге поэт простудился. В младенческих летах я мать потерял. Особенно сдружился Лермонтов с известным декабристом А.И.Одоевским. М.Ю. Лермонтов и Кавказ. В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург.

«Бородино Лермонтов» - Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817). Отец поэта. Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Арсеньева Елизавета Алексеевна (1773-1845). Лермонтов в детстве. 1820-1822. Неизвестный художник. Словарная работа. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. Бабушка Лермонтова по матери. Стихотворение «Бородино» посвящено историческим событиям 1812 года.

«Лермонтов Мцыри» - Поэма «Мцыри» – самое романтическое и автобиографичное произведение Лермонтова. Детство Лермонтова протекало в поместье бабушки Арсеньевой. У Мцыри остались только воспоминания: «…А мой отец? В поэме говорится о взаимоотношениях монахов и мальчика. Лермонтов был невысоким, худым, очень болезненным мальчиком.

«Бэла Герой нашего времени» - Фабула. «Фаталист». М. Зичи, 1881 г. Путешествующий офицер. Система рассказчиков. «Один из нашего века». Глазами читателя. Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой. Три точки зрения. Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. Печорин и Онегин.

«Судьба Лермонтова» - История души поэта. Мотивы лирики Лермонтова. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованных стихах! М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Сонет «К портрету Лермонтова». И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. Эпоха и судьба Лермонтова.

Всего в теме «Жанры» 30 презентаций

Послушайте стихотворение Лермонтова Я не достоин

Темы соседних сочинений