Анализ стихотворения Лермонтова Волны и люди



Волны и люди

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Волны и люди № 1


В ряде изданий сделана конъектура в ст. 5: «воля» вместо «неволя». Это изменение производилось потому, что стихотворение написано дактилем, а ст. 5 — амфибрахием. В качестве смыслового обоснования конъектуры сообщалось, что в представлении Лермонтова волны были символом свободы. Однако известно, что подобные ритмические перепады как раз характерны для юношеской лирики Лермонтова, в которой имеются строки, где сравниваются люди и волны, люди и море именно в отношении «неволи» («Но волна ко брегу возвратиться не сильна» в «1831-го июня 11 дня»; «Нет, как оно, я не был волен» говорится про море в стихотворении «Примите дивное посланье. »). Эта конъектура противоречит образной системе стихотворения. Второе четверостишие начинается противопоставлением: люди, в отличие от волн, которые дорожат своим «холодом и неволей», хотят быть вольными, пылкими, теплыми — такова мысль Лермонтова.

Произведения:

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Волны и люди № 2

Если Вы заметили опечатку в материалах сайта или же какую-то неточность, убедительно просим сообщить об этом по адресу:

Загрузка...

Волны и люди (Лермонтов)

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Волны и люди № 3

В ряде изданий сделана конъектура в ст. 5: «воля» вместо «неволя». Это изменение производилось потому, что стихотворение написано дактилем. а ст. 5 — амфибрахием. В качестве смыслового обоснования конъектуры сообщалось, что в представлении Лермонтова волны были символом свободы. Однако известно, что подобные ритмические перепады как раз характерны для юношеской лирики Лермонтова, в которой имеются строки, где сравниваются люди и волны, люди и море именно в отношении «неволи» («Но волна ко брегу возвратиться не сильна» в «1831-го июня 11 дня» ; «Нет, как оно, я не был волен» говорится про море в стихотворении «Примите дивное посланье. » ). Эта конъектура противоречит образной системе стихотворения. Второе четверостишие начинается противопоставлением: люди, в отличие от волн, которые дорожат своим «холодом и неволей», хотят быть вольными, пылкими, тёплыми — такова мысль Лермонтова.

  1. ↑ Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л. Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 1. Стихотворения и драмы. — 1989. — С. 164.
  2. ↑ Впервые — в журнале «Библиотека для чтения», 1845. т. LXVIII, январь, отд. I, с. 8. Текст дан по копии Пушкинского Дома, тетрадь. 20.

"Волны и люди" это:

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Волны и люди № 4

"Волны и люди" «ВОЛНЫ И ЛЮДИ». одно из ранних стих. Л. (1830—1831). В нем отразилась пессимистич. настроенность, характерная для его ранней филос. лирики. Осн. мотив стих. часто встречавшийся у Л. в этот период, — сопоставление мира природы и человеческого об-ва; его бездушию и ничтожеству автор дает резко отрицат. характеристику. В стих. использован прием тематич. параллелизма, неоправданно нарушенный в 7—8-й строках (что указывает на ещё недостаточно искусное владение стихом). Стих положили на музыку Б. В. Асафьев, Ю. Л. Вейсберг (Римская-Корсакова), А. Ф. Гедике, В. М. Иванов-Корсунский и др. Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, тетр. XX. Стих. 5 в копии читается «Волнам их не воля и холод дороже». В ряде изд. соч. Л. печаталось «неволя». Б. Эйхенбаум (изд. «Academia») считал этот вариант правильным. В 1947 М. Николева поддержала тех редакторов Л. к-рые 5-й стих читали: «Волнам их воля и холод дороже» (П. Ефремов, И. Болдаков, Д. Абрамович и др.; написание «не воля» в 5 стихе рассматривалось ими как ошибка переписчика). В таком виде этот стих напечатан в ЛАБ (1954). В Собр. соч. Л. в 4 тт. (1964) сохранен текст копии: «Волнам их неволя и холод дороже. ». Вопрос о 5 стихе остается открытым. Впервые — «БдЧ», 1845, т. 68, № 1, отд. I, с. 8. Датируется по положению в тетради.

Лит. Эйхенбаум (6), с. 492; Николева (1), с. 70—76; Найдич Э. Э. в кн. М. Ю. Л. Избр. произв. т. 1, М. — Л. 1964, с. 682.

Л. Н. Назарова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников И. Л. Базанов В. Г. Бушмин А. С. Вацуро В. Э. Жданов В. В. Храпченко М. Б. — М. Сов. Энцикл. 1981

Смотреть что такое Волны и люди в других словарях:

Переводы и изучение Лермонтова в литературах народов СССР — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

"Графине Ростопчиной" — «ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ», стих. к рое Л. вписал в альбом, подаренный им поэтессе Е.П. Ростопчиной перед отъездом на Кавказ в сер. апреля 1841. Предчувствуя скорую гибель («вечную разлуку»), поэт говорит о том, что связывало его с Ростопчиной в годы … Лермонтовская энциклопедия

Иванов, Константин Васильевич (поэт) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Константин Васильевич. Иванов Константин Васильевич Пăртта Кĕçтентинĕ … Википедия

Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

Амебейная композиция — широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена А. К. имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем… … Литературная энциклопедия

Амбейная композиция — широко распространённый (особенно в народной поэзии) приём композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амбейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся… … Википедия

Иванов-Корсунский Владимир Митрофанович — ИВАНОВ КОРСУНСКИЙ (наст. фам. Иванов) Владимир Митрофанович (1881 1942), сов. композитор, ученик М. А. Балакирева, от к рого унаследовал привязанность и любовь к поэзии Л. В творч. наследии И. К. интересны 54 романса на тексты Л. Из них четыре… … Лермонтовская энциклопедия

Асафьев Борис Владимирович — (псевд. Игорь Глебов) (1884 1949), сов. композитор и музыковед. Автор многих произв. на лермонт. сюжеты: оперы «Казначейша» (по поэме «Тамбовская казначейша»), созданной в 1935 36 (клавир, М. 1946; см. Опера в ст. Музыка), балета Ашик Кериб… … Лермонтовская энциклопедия

Шиловская Мария Васильевна — ШИЛОВСКАЯ (по второму браку Бегичева; урожд. Вердеревская) Мария Васильевна (1825 79), певица и композитор любительница, ученица А. С. Даргомыжского. Лирика Л. нашла отражение в вокальном творчестве Ш. В 1851 впервые с успехом исполнила романс А … Лермонтовская энциклопедия

"Для чего я не родился" — «ДЛЯ ЧЕГО Я НЕ РОДИЛСЯ», стих. раннего Л. (1832), в к ром дана антитеза борьбы и покоя. Человек уподобляется волне, но одновременно он и отличен от нее. Сравнение душевной жизни человека с жизнью моря см. также в стих. «Волны и люди», в поэме… … Лермонтовская энциклопедия

  • Стихотворeния (1828-1841). Лермонтов М. Ю. … Подробнее Купить за 105 руб
  • Стихотворения. Лермонтов М. Ю. Сборник поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова от Animedia Company состоит из более чем 70 стихотворных произведений: «Ангел», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу…», «На севере диком стоит… Подробнее Купить за 79 руб
  • Герой нашего времени. Стихотворения. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1814—1841) считается одним из самых совершенных художественных творений мировой прозы. При жизни автора были напечатаны два издания,… Подробнее Купить за 40 руб

«Графине Ростопчиной» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Волны и люди № 5

«Графине Ростопчиной» Михаил Лермонтов

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Но что ж!— от цели благородной
Оторван бурею страстей,
Я позабыл в борьбе бесплодной

Преданья юности моей.
Предвидя вечную разлуку,
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять…

Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой
В пустыне моря голубой:
Их гонит вместе ветер южный;
Но их разрознит где-нибудь
Утеса каменная грудь…
И, полны холодом привычным,
Они несут брегам различным,
Без сожаленья и любви,
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заемный
И ласки вечные свои.

Анализ стихотворения Лермонтова «Графине Ростопчиной»

Дама, которой посвящен поэтический текст, выделялась из однообразного ряда светских красавиц. Наделенная талантом к стихосложению, Евдокия Ростопчина была одной из немногих современниц, не только признавших лермонтовское дарование, но и принявших непростую натуру поэта.

Стихотворение-посвящение появилось весной 1841 г. за несколько месяцев до гибели автора. Произведение вошло в тетрадь, которую поэт преподнес своей доброй подруге перед отъездом на Кавказ.

Первая строфа стихотворного текста посвящена чувствам лирического «я». Измученный тяжелыми предзнаменованиями «вечной разлуки», герой ощущает потребность излить душу чуткому сердцу надежной подруги. Союз двух близких по мировоззрению героев автор обозначает лирическим «мы» и подкрепляет анафорой «одной» — «одною» — «те же».

Герой сознается, что на время «позабыл» о возвышенных идеалах, которые объединяли пару в молодости. Душу лирического «я» терзают противоречия: желание выговориться сопровождается опасениями, что подчеркивает лексическая анафора «боюсь».

Во второй строфе изображена развернутая пейзажная зарисовка, сравнивающая картину природы с душевным состоянием героя. Лирическое повествование ведется одновременно на двух планах — пейзажном и обобщенном философском.

«Две волны» символизируют судьбы «вольной четы»: их дружный, хотя и «случайный» союз оканчивается разлукой, которая происходит «без сожаленья и любви». Многочисленные олицетворения, присутствующие в описании волн и утеса, создают аллегорию, где «пустыня моря» отождествляется с жизненной пустыней.

В противовес начальному «одна» финальные строки содержат повтор с антитетичным содержанием — анафору «свои». Осознавая разнообразие судеб, лирическое «мы» не страшится расставания и даже смерти. О противоречивой привлекательности жизненной круговерти свидетельствуют определения «сладостный», «томный» и «бурный», а также лексема «блеск». Эпитет «вечные» намекает о бесконечности бытия.

Картина одиночества лирического героя, заявленная с первых поэтических опытов Лермонтова, в позднем периоде приобретает другие краски. Гордую позицию оскорбленного романтика, противостоящего всему миру, сменяют философские раздумья. Герой не выглядит абсолютно одиноким: в «пестрой толпе» он встречает родственную душу — искреннюю, независимую, но способную примириться с диссонансами жизненного маскарада.

Тема моря и паруса в поэзии Лермонтова

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  1. Морская стихия – объект пейзажной лирики Лермонтова.
  2. Образ волны в творчестве М.Ю.Лермонтова.
  3. «Парус» - яркий пример создания зрительного и звукового образа волны.
  4. Проблема покоя и движения и тема воли и неволи в стихотворениях Лермонтова.
  5. Жизнь природы и душа человека в стихотворениях Лермонтова.
  6. Тема одиночества, изгнанничества, странничества.
  1. Заключение.

Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.

Целью данной работы является:

  1. изучение места и роли образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова,
  2. символическое значение данных образов.
  1. Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в поэзии М.Ю.Лермонтова.
  2. Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.

Предмет исследования: литература

Объект исследования: лирика М.Ю.Лермонтова.

Гипотеза: если считать, что морская тематика присутствует в лирике М.Ю.Лермонтова, то можем предположить, что образы-символы моря и паруса являются отражением душевного состояния самого поэта.

Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет актуально и в будущем. По каким же причинам? Наследие М.Ю.Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова и духовно обогащает нас. Творчество М.Ю.Лермонтова находит сильнейший отклик в сердцах молодых людей, значит, изучая поэзию и прозу этого великого литератора, мы сможем понять, чем живет современная молодежь.

Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались.

Наряду с горным и воздушным пейзажами, к которым питал пристрастие Лермонтов, ещё одним объектом лермонтовской пейзажной лирики была морская стихия. Как совершенно справедливо заметил В.Ф. Саводник, слова посвящённого А.И. Одоевскому стихотворения «Любил ты моря шум, молчанье синей степи - / И мрачных гор зубатые хребты…» вполне применимы и к самому Лермонтову.

Принято считать, что приоритет в разработке морской темы в русской поэзии принадлежит К.Н. Батюшкову (1787 – 1855) и Н.М. Языкову (1803 – 1847). Однако вклад Лермонтова в отечественную поэтическую маринистику настолько весом, что он позволил составителю сборника стихотворений русских и советских поэтов, посвящённых морской стихии (Море. – М. 1987), поэту Николаю Флерову заявить: « они развивают всё то лучшее, то вошло в поэзию моря со стихами Державина и Пушкина, Лермонтова и Языкова».

Морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, - а подавляющее большинство его стихотворений о море относится именно к этому периоду, - тяготеет к условно - романтической символике: «Ревёт гроза, дымятся тучи/ Над тёмной бездною морской!», « Гроза шумит в морях с конца в конец», « Море плещет, и молния во мраке блещет», « И море билось с влажным дном, / И черна бездна загоралась / Открытой бездною громов». Одновременно подчёркивается огромность, беспредельность, таинственность моря и его глубин: «роковой простор моря», «чёрное дно», «пенная бездна», «дикая прихоть пучин», «угрюмый океан», на дне которого лежит «надежд разбитых груз» и тайну которого не может «изведать» никто, кроме Бога.

В описании морских картин встречаем: «берег высокий», «золотистый песок», «серая скала на берегу», «одинокий, малый, уединённый островок», маяк, «порой ночною /Над бурной бездною морскою / Манящий к верным берегам». Не обходится и без морских диковин: «Чудо морское с зелёным хвостом».

Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселён. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах «по синим волнам океана», неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок «с полусгнившей скамьёй», мачта, которая «гнётся и скрипит», «парус, серый и косматый, / Ознакомленный с грозой».

Ещё реже встречаются люди: «трепетный пловец», «красавица-дева», сидящая «над морем», царевич, купающий в море коня.

Помимо этих образов в стихотворениях Лермонтова встречается такой, очень подробно и тщательно разработанный им элемент морской поэтической лексики, каким является образ волны.

Согласно лингвистическим исследованиям поэтического языка Лермонтова, приведённым в Лермонтовской энциклопедии, в стихотворениях поэта слово «океан» встречалось 19 раз, слово «буря» - 8 раз, слово «море» - 101 раз, а слово «волна» – 172 раза. В списке тысячи самых частых слов из лексикона Лермонтова слово «волна» находится по своему частотному рангу на четвёртом месте после таких, отображающих географические понятия, слов, как «небо», «земля» и «горы».

Кроме обычных для романтической поэзии эпитетов: гордая, бледная, кристальная, бурная, ночная, синяя, бунтующая, кочующая и т.п. Лермонтов даёт волнам и более подробную характеристику, описывая волны в их деятельности, движении: волны расстилаются, забегают, играют, толкаются, шумно катятся «под серебряной луной», «лепечут …и бегут / И вновь приходят, и о скалы бьют», «теснятся и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют», «катятся одна за другою / С плеском и шумом глухим», несутся, удаляются толпой, «И хлещут пеною кипучей», дробятся и орошают пеной «брега в туманной мгле», наконец, «волна / С холодным резвится лучом», бьёт «о берег высокий», «качается, чернеет и возвращается волнам».

Из этого перечисления видно, что Лермонтов считал основными свойствами волн их нерасторжимую связь друг с другом, ритмичность и повторяемость их движений с неизбежным возвращением назад, к месту их возникновения – «в приют родимых камышей».

Лермонтов создаёт не только зрительный, но и звуковой образ волны. На эту особенность лермонтовской словописи, как бы создающую эффект киноленты, обратил внимание Н.М. Шанский при разборе стихотворения «Парус».

«Парус» (1832) М. Ю. Лермонтова – стихотворение едва ли не самое популярное в русской поэзии. Оно относится к юношеским произведениям поэта. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершён.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит …

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Спокойный, элегический пейзаж в первой строфе сменяется драматическим и взволнованным описанием моря во второй строфе (это подчёркнуто глагольными формами). Третья строфа как будто возвращает нас к идилличности морского пейзажа первой строфы, красочность, яркость её динамики (струя, луч), создают светлую и радостную картину морской стихии. Рисуется морской пейзаж в состояниях, разновременно наблюдаемых и объединённых в целостной, но эмоционально противоречивой поэтической картине.

Риторический вопрос первой строфы отчуждает автора от героя. В ответе второй строфы проявляются неопределённость и недосказанность. Здесь прямо связаны автор (восклицание – «увы») и герой; перед читателем встаёт сложная проблема смысла человеческого бытия. Цель и назначение человека – поиски бури. Ясность исчезает в заключающем стихотворение стихе: «Как будто в бурях есть покой!»

Обратившись к звукописи произведения, отметим, что звуки [Щ]. [С]. [З]. [Ч] создают шум волны, свист ветра, звуки качающейся мачты.

У Лермонтова волны производят разнообразные звуки: шум, шипение, шепот, плеск, ропот, рёв, с помощью которых они ведут свой «разговор живой и полный выраженья». Однако и этот глухой шум, и этот сладостный и томный или упрямый и мятежный ропот, и этот дикий плеск оказываются столь же бесполезными, как и движение волн: « И бесполезный этот шум, /И эта жизнь без дел и дум, /Без родины и без могилы, /Без наслажденья и без мук».

Как отмечает Э.Э.Найдич, в стихотворениях Лермонтова, посвящённых морской тематике, соединяются между собой проблема покоя и движения и тема воли и неволи. Так, волны лишены собственной воли: «В пустыне моря голубой / Их гонит вместе ветер южный», «Волна ко брегу возвратиться не сильна», то есть хочет, но не может. Сравнивая между собой душевную жизнь человека и жизнь моря, Лермонтов подчёркивает их сходство – вечное движение и бесцельность, бессмысленность этого движения. Человек уподобляется волне, но и отличается от неё: человек – не волна, всё, что естественно для волны, недоступно человеку:

Для чего я не родился

Этой синею волной?

Как бы шумно я катился

Под серебряной луной,

О, как страстно я лобзал бы

Золотистый мой песок,

Как надменно презирал бы

Всё, чем так гордятся люди,

Мой набег бы разрушал;

И к моей студёной груди

Я б страдальцев прижимал;

Не страшился б муки ада,

Раем не был бы прельщён;

Беспокойство и прохлада

Были б вечный мой закон;

Не искал бы я забвенья

В дальнем северном краю;

Был бы волен от рожденья

Жить и кончить жизнь мою!»

Стихотворения Лермонтова, посвящённые морской стихии, представляют собой удивительное сочетание картин природы с жизнью и чувствами человеческой души. Уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: «И в море каждая волна/ Была душой одарена». Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны, они стремятся к тому, чтобы разрушить всё, «чем так гордятся люди», к тому, «чтоб малость превратить в ничто!». Волны, ведущие «вечную войну/ С другой стихией, с облаками, / С дождём и вихрем», безразличны к судьбам людей: они могут вынести или не вынести «милого друга на берег», они надменно презирают ими же расшибленный и выкинутый на берег одинокий челнок. Не лучше волн и люди:

Волны катятся одна за другою,

С плеском и шумом глухим;

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим.

Волнам их неволя и холод дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотят иметь души… и что же?

Души в них волн холодней!

В этом стихотворении, как и в стихотворении «Парус», применена своеобразная конструкция, состоящая в том, что первые две строчки содержат описание пейзажа, в данном случае – морского, а две вторые строчки – лирический «отзыв» на него.

И ещё одна тема нашла своё отражение в стихотворениях Лермонтова, связанных с морской стихией, - это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они и связаны между собой и всецело принадлежат морю. Но они этим не тяготятся, им «их неволя и холод дороже / Знойных полудня лучей». Трагедия возникает тогда, когда одна из волн почувствует, осознает свою слабость, неодинаковость, непохожесть, когда она поймёт, что она выше, лучше, талантливее, способнее других, но при этом она, к несчастью, так же, как и они, до конца своих дней связана с морем и ограничена в своих передвижениях береговой чертой. И хотя она не одинока в их окружении, она не может уйти от них никуда. Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных и пошлых людей:

Покрывшись пеною рядами,

Как серебром иль жемчугами,

Несётся гордая волна,

Толпою слуг окружена;

Так точно дева молодая

Идёт, гордясь между рабов,

Их скромных просьб, их нежных слов

Не слушая, не понимая!

И вянут девы в тишине,

А волны всё одне, одне.

Лермонтов использует образ волны не только для сопоставления или, точнее, противопоставления природы человеку, но и для иллюстрации некоторых фактов внутренней жизни человека или человеческих отношений. Примером может служить вторая часть стихотворения «Графине Ростопчиной»:

Так две волны несутся дружно

Случайной, вольною четой

В пустыне моря голубой;

Их гонит вместе ветер южный;

Но разрознит их где-нибудь

Утёса каменная грудь…

И, полны холодом привычным,

Они несут к брегам различным,

Без сожаленья и любви

Свой ропот сладостный и томный,

Свой бурный шум, свой блеск заёмный

И ласки вечные свои.

Анализируя это стихотворение, мы отмечаем, что из всех особенностей волн, представляющих собой элемент пейзажа, выбираются те, которые позволяют раскрыть второй, внутренний смысл. Так, две волны дружны, но вместе с тем это – «чета случайная». Две волны несутся в «пустыне моря». Это означает – в пустыне жизни, в пустыне светского общества. «Холод привычный» символизирует и холод волн, и холод человеческой души. Слова «Свой ропот сладостный и томный» представляют для волны звуковую и внешнюю характеристику, для человека же – выражение его внутренней противоречивой сущности, они раскрывают естественное начало, которое выражается в радости и грусти. Для личности – это её сокровенные и естественные проявления. Наконец, «вечные ласки» в отношении волн – образ совершенно ясный, потому что море вечно. Сравнение душевной жизни человека с морскими волнами художественно завершает поиски Лермонтовым символического образа моря.

Таким образом, рассмотрев некоторые лирические произведения М.Ю.Лермонтова, которые посвящены морской теме, или в которых встречаются образы – символы моря и парус, мы можем сказать, что поэта на протяжении всей жизни сопровождала морская стихия.

Она привлекала его своим размахом, величавой свободой, необыкновенной мощью. Но при этом, на огромном пространстве и парус, и волна одиноки. М.Ю.Лермонтов и сам ощущал одиночество в обществе. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.

Но море – это вечная стихия, она, по мысли поэта, бессмертна Поэт не хочет примириться с конечностью человеческого бытия и связывает свои представления о бессмертии с высшими жизненными ценностями.

  1. Володин Э.Ф. «Парус» М.Ю.Лермонтова. ЛВШ, 2 - 1998
  2. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. М. 2000 г
  3. Нахапетов Б.А. Лирика М.Ю.Лермонтова. ЛВШ, 7-1999 г.
  4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л. 1990

Работа ученицы 8 «Г» класса Петропавловской средней общеобразовательной школы №1 Стельмах Евгении посвящена лирике М.Ю.Лермонтова.

Ученица четко определила цели и задачи своего исследования. Она анализирует некоторые лирические произведения с точки зрения отражения в них морской тематики и образа-паруса, и то, как связаны данные образы-символы с личностью поэта.

Ход работы подтверждает выдвинутую гипотезу: если предположить, что морская тематика присутствует в лирике М.Ю.Лермонтова, то можем предположить, что образы-символы моря и паруса являются отражением душевного состояния самого поэта.

Ученица приложил достаточно усилий, чтобы поставленная проблема была раскрыта полно.

Работа написана доступным для понимания языком. Примеры, представленные в работе, наглядно иллюстрируют положения, выдвигаемые Стельмах Е.

Выводы, сделанные ученицей, аргументированы и точны.

Научный руководитель: ________________\В.Н.Шестакова\

Текст для защиты. Слайд 1

Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Мы предприняли попытку проанализировать некоторые стороны лирики Лермонтова.

Целью данной работы является:

  1. изучение места и роли образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова,
  2. символическое значение данных образов.
  1. Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в поэзии М.Ю.Лермонтова.
  2. Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.

Предмет исследования: литература

Объект исследования: лирика М.Ю.Лермонтова.

Гипотеза: если предположить, что морская тематика присутствует в лирике М.Ю.Лермонтова, то можем предположить, что образы-символы моря и паруса являются отражением душевного состояния самого поэта.

Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет актуально и в будущем, т.к. наследие М.Ю.Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова и духовно обогащает нас.

Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались.

Наряду с горным и воздушным пейзажами ещё одним объектом лермонтовской пейзажной лирики была морская стихия.

В изображении морского пейзажа подчёркивается огромность, беспредельность, таинственность моря и его глубин.

Морской пейзаж пустынен, малонаселён. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах, челнок «с полусгнившей скамьёй», мачта, которая «гнётся и скрипит», «парус, серый и косматый. Ещё реже встречаются люди.

Помимо этих образов в стихотворениях Лермонтова встречается подробно и тщательно разработанный им элемент морской поэтической лексики, каким является образ волны. Слайд 4

Кроме обычных для романтической поэзии эпитетов: гордая, бледная, кристальная, бурная, ночная, синяя, бунтующая, кочующая и т.п. Лермонтов даёт волнам и более подробную характеристику, описывая волны в их деятельности, движении: волны расстилаются, забегают, играют, толкаются, шумно катятся «под серебряной луной», «лепечут …и бегут / И вновь приходят, и о скалы бьют».

Из этого перечисления видно, что Лермонтов считал основными свойствами волн их нерасторжимую связь друг с другом, ритмичность и повторяемость их движений с неизбежным возвращением назад, к месту их возникновения – «в приют родимых камышей».

Слайд 5. «Парус» (1832) М. Ю. Лермонтова – стихотворение едва ли не самое популярное в русской поэзии. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершён.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит …

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В стихотворении рисуется морской пейзаж в состояниях, объединённых в целостной, но эмоционально противоречивой поэтической картине.

Цель и назначение человека – поиски бури. Ясность исчезает в заключающем стихотворение стихе: «Как будто в бурях есть покой!»

Обратившись к звукописи произведения, отметим, что звуки [Щ]. [С]. [З]. [Ч] создают шум волны, свист ветра, звуки качающейся мачты.

Слайд 6. В стихотворениях Лермонтова, посвящённых морской тематике, соединяются между собой проблема покоя и движения и тема воли и неволи. Так, волны лишены собственной воли. Сравнивая между собой душевную жизнь человека и жизнь моря, Лермонтов подчёркивает их сходство – вечное движение и бесцельность, бессмысленность этого движения. Человек уподобляется волне, но и отличается от неё: человек – не волна, всё, что естественно для волны, недоступно человеку:

Для чего я не родился

Этой синею волной?

Слайд 7. Стихотворения Лермонтова, посвящённые морской стихии, представляют собой удивительное сочетание картин природы с жизнью и чувствами человеческой души. Уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: «И в море каждая волна/ Была душой одарена». Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны, они стремятся к тому, чтобы разрушить всё, «чем так гордятся люди. Не лучше волн и люди:

Волны катятся одна за другою,

С плеском и шумом глухим;

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим.

Волнам их неволя и холод дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотят иметь души… и что же?

Души в них волн холодней!

Слайд 8. И ещё одна тема нашла своё отражение в стихотворениях Лермонтова, связанных с морской стихией, - это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они и связаны между собой и всецело принадлежат морю. Но они этим не тяготятся. Трагедия возникает тогда, когда одна из волн почувствует свою неодинаковость, когда она поймёт, что она выше, лучше, талантливее, способнее других, но при этом она до конца своих дней связана с морем .И хотя она не одинока в их окружении, она не может уйти от них никуда. Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных и пошлых людей:

Лермонтов использует образ волны не только для сопоставления или, точнее, противопоставления природы человеку, но и для иллюстрации некоторых фактов внутренней жизни человека или человеческих отношений. Примером может служить стихотворение «Графине Ростопчиной». Анализируя это стихотворение, мы отмечаем, что две волны дружны, но вместе с тем это – «чета случайная». Две волны несутся в «пустыне моря». Это означает – в пустыне жизни, в пустыне светского общества. «Холод привычный» символизирует и холод волн, и холод человеческой души. Сравнение душевной жизни человека с морскими волнами художественно завершает поиски Лермонтовым символического образа моря.

Таким образом, рассмотрев некоторые лирические произведения М.Ю.Лермонтова, которые посвящены морской теме, или в которых встречаются образы – символы моря и парус, мы можем сказать, что поэта на протяжении всей жизни сопровождала морская стихия. Она привлекала его своим размахом, величавой свободой, необыкновенной мощью. Но при этом, на огромном пространстве и парус, и волна одиноки. М.Ю.Лермонтов и сам ощущал одиночество в обществе. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.

Но море – это вечная стихия, она, по мысли поэта, бессмертна Поэт не хочет примириться с конечностью человеческого бытия и связывает свои представления о бессмертии с высшими жизненными ценностями.

Слушать стихотворение Лермонтова Волны и люди

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Волны и люди

Анализ стихотворения Лермонтова Волны и люди