Анализ стихотворения Лермонтова Узник
Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом.
Начинается стихотворение как залихватская народная песня. Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм.
Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале. Если в первом восьмистишие звучала надежда, призыв и уверенность в благополучном исходе, то в финале стихотворения лирический герой приходит к мысли о полной безысходности и неизбежности печального исхода. Такое настроение отчаяния создается тонко подобранными выражениями – «стены голые», «тускло светит», «умирающим огнем».
Образ часового, возникающий в последнем стихе, можно понимать как образ смерти. Так, сюжетная канва стихотворения получается следующей: в начале жизни можно радоваться и строить планы; с возрастом человек понимает мимолетность жизни неизбежность конца всего (прежде всего, своего конца). В конце же своего земного пути каждый остается «в своей темнице», один на один с часовым.
Анализ стихотворения Лермонтова "Узник". Тяжелые переживания поэта
Михаил Юрьевич Лермонтов – это один из тех поэтов, произведения которого очень эмоциональны, проникновенны и заслуживают самой высокой оценки литературных критиков. Но более 150-ти лет тому назад за смелость и упорство высказанных мыслей Михаил был на время помещен под стражу. Этот период был одним из сложных в жизни великого поэта, поэтому в тюремных стенах им было написано несколько особенно проникновенных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» поможет нам раскрыть душевные переживания автора. Для начала давайте ознакомимся с его кратким содержанием.
Текст стихотворения «Узник»
Данное рифмованное произведение написано с помощью техники четырехстопного хорея. Логически его можно разбить на три части, каждая которой из которых является завершением предыдущей и носит определенный характер.
Начинается стихотворение «Узник» Лермонтова с просьбы автора отворить ему темницу и показать сияние нового дня, что вполне предсказуемо, ведь тюрьмы того времени действительно напоминали темницы из сказок о Кощее Бессмертном. Кроме желания выйти на свободу, Михаил рассказывает и о своей тоске по черноокой девице и смелому коню, но во второй части произведения прослеживаются панические строки о том, что темница высоко, а возлюбленная очень далеко. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» приводит к пониманию психологизма таких резких переходов от одного настроения к другому. Третья часть произведения повествует о полной безысходности.
Анализ стихотворения №3
Политическая цензура 18-го века не позволяла найти развитие многим авторам. Сложный период был и тогда, когда писал стихотворение «Узник» Лермонтов. Анализ данного произведения позволит нам рассмотреть состояние автора в тот момент, когда он находился в тюремных стенах из-за своего творчества.
Первая часть показывает нам Лермонтова волевым и смелым человеком. Его желание вскочить на ретивого коня и умчаться к возлюбленной говорит о том, что пыл поэта не усмирят даже несправедливые оковы. Михаил Лермонтов был известен обществу, в котором вращался, в качестве бунтаря со свободной идеей, именно поэтому многие люди уважали его.
Душа поэта
Проводя анализ стихотворения Лермонтова «Узник», необходимо остановиться и на второй части. Она представлена читателю словами, в которых прослеживается сомнение в собственных силах и медленное осознание безысходности сложившейся ситуации. Таким подавленным и обезоруженным окружение Михаила совсем не привыкло видеть своего товарища, именно поэтому все свои истинные чувства поэт мог передать только в стихах, в жизни по-прежнему оставаясь непреступным.
Подбираясь к третьей части стихотворения, мы медленно подходим и к его основному смыслу. Упаднический дух повествования говорит нам о том, что поэт устал бороться за независимость с обществом и уже готов признать поражение. Период заключения был для Лермонтова неким осознанием суровой действительности, с которой творец боролся на протяжении всей своей короткой жизни.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Узник»
Приём использования различных цветов, на мой взгляд, убедительный. И «синяя» 3-я строфа приведёт детей к мысли о торжестве свободы в стихотворении А.С.Пушкина. Восклицательный знак выражает торжественность свободы, полёта. А многоточие продолжает мысли героя о свободе. Пушкин-романтик в пору подъёма общественного сознания, надежд, рождённых победой в войне 1812 года, создал стихотворение «Узник», воплотив в нём веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может вырваться из темницы и что стремление к свободе для человека естественно.
Тема тюрьмы, темницы характерна для поэзии 1-й пол. XIX века (В. Жуковский «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу 1813», баллада «Узник» 1819; К.Рылеев «Тюрьма мне в честь…» 1826). Стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова приобретают черты конкретно-биографического характера. «Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (в феврале 1837 г.).
В стихотворении М.Ю.Лермонтова один узник и мир воли и темницы, поэтому понадобится два цвета: синий и чёрный. Прийти к этому выводу можно через проблемный вопрос: сколько цветов понадобится для выделения слов-образов в этом стихотворении, почему?
Стихотворение начинается с образа воли. Выделим ключевые слова 1-й части (обведём синим цветом): сиянье, день, девица, конь, ветер. Если в «Узнике» А.С. Пушкина в начале стиха мы увидели удвоение образа неволи (узник и орёл), то здесь некое удвоение свободы «сиянье дня». Сиянье – яркий свет, свечение, блеск; день – светлое время суток.
С первых строк стихотворение наполнено жизнью, движением, желанием. На это указывают глаголы повелительного наклонения: отворите, дайте. Эти глаголы обвели чёрным («узник в темнице») и синим («желания, переносящие на волю»)
Выделим чёрным слова-узника (мне, темница, я ). Рассказ ведётся от первого лица, все мысли образы мечты принадлежат герою стихотворения, узнику, в отличие от героев А.С.Пушкина. Обратим внимание на то, что слова «темница» и «сиянье дня» оказались рядом. Эти слова мы можем назвать текстовыми антонимами. Темница – сиянье дня, соотношение воля – неволя. Сразу видим приём антитезы. Контраст лежит в основе всего стихотворения. Впрочем, как и в нашем сознании (см. начало первого урока В.К.).
Постоянные эпитеты «черноглазую, черногривого, младую » делают образы стиха народными, фольклорными. Иван-царевич, чтобы стать счастливым, добыл коня, Елену Прекрасную и жар-птицу. Герой стихотворения хочет улететь. Сравнивает себя с ветром. В фольклоре сон, в котором скачешь на прекрасном коне, предвещает исполнение желаний, возвышение.
Обстоятельства времени действия (прежде, потом ) указывают на последовательность событий, их реальность. Рифма последних строчек держится на глаголах, что усиливает полноту чувств (поцелую, вскачу, улечу ) динамику, веру в мечту.
Вторая часть стихотворения «Свобода недосягаема». Проследим как меняется настроение, мироощущение героя в этой части.
Выделив слова темницы и свободы, увидим, что слов, концептуально связанных с темницей, стало больше: три в первой строфе (отворите, темницу, дайте ), шесть во второй (тюрьма, дверь тяжёлая, замок, далёко, узда ). Слова свободы остались прежними, народными, песенными. Они повторяются: черноокая, конь, ветер. Ощущение народной песни усиливают гласные и преобладание сонорных мягких согласных [н, н к, м, ч, л, л ]
Строфа начинается противительным союзом «но». Он и задаёт идею всего стиха. Обстоятельства места «высоко», «далёко» делают мечты героя недосягаемыми. И даже окно – связь с миром – не становится таковым, оно «высоко». Значит, герой находится внизу, в подвале. Ему ничего не видно. Именное сказуемое (тяжёлая ) и несогласованное определение (с замком ) усиливают ощущение неволи, ограниченность пространства, в котором находится узник.
Опять же темнице противопоставлена воля: «конь в поле », «по воле » «без узды », т.е. его движения ничего не сдерживает, нет ограничений (исходя из лексического значения слова). «Хвост распустив » – однокоренные слова пустить, отпустить также сочетаются с «на волю». Но конь один, как и герой стихотворения. Появляется мотив одиночества, характерный для всей лирики Лермонтова.
На образе коня в этой строфе хочется остановиться особенно. Конь весел, игрив, «хвост по ветру распустив» Конь молод, беззаботен. Может быть, поэтому на воле. Если Пушкинский узник соединяется с орлом, то узник Лермонтова как бы противопоставляет себя коню. У героя Лермонтова нет «отрады».
Ещё один фольклорный образ – терем. Представим его себе. Терем пышный, высокий, прочный, девичий. Туда нет входа мужчине. Притяжательное местоимение «свой» убеждает читателя в этом («Черноокая далёко, в пышном теремё своём» ). Эта часть стихотворения безлична, здесь словно нет героя. Мир неволи в первом предложении: окно тюрьмы высоко. Всё остальное – прекрасный мир воли.
Что же объединяет узника с миром свободы? Мечты и желания. Но они недосягаемы.
3-я строфа. Темница. Здесь мы опять видим «я» героя, его мир, его чувства. В этой части нет мира воли. Герой одинок, у него нет «отрады». Предложим ребятам создать словарь настроения строфы. Лексика создаёт ощущение одиночества, грусти, тяжести, безысходности: одинок я, нет отрады, стены голые, тускло, умирающий огонь. В первой строфе темница противопоставлена сиянью дня. И символы свободы сильные, яркие. В последней части стихотворения почти нет образов свободы. Третья строфа противопоставлена первой. И насколько сильны образы свободы вначале, настолько «давят» слова темницы. Составим таблицу текстовых антонимов: сиянье дня – умирающий огонь, черногривый конь – безответный часовой, степь – стены кругом. «Стены (множественное число) голые кругом». Круг замкнулся, замкнута дверь темницы, герой ходит по кругу и не может вырваться. И даже свет, луч не создают ощущения тепла и освёщенности: свет тусклый, а огонь умирает.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Узник" №5
Лермонтов также как и Пушкин в свое время боролся за честность и справедливость Он мог выступить с гневной речью против действующей власти. Когда умер Пушкин, то Михаил Юрьевич приурочил к его смерти стихи, восхваляющие поэта и принижающие власть. За эти стихи он и был арестован. Находясь в тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Узник».
Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня. Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя. Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.
«Узник» – это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема – это тема свободы. Для отчаявшегося героя она кажется недостижимой мечтой. Стихотворение написано сложными предложениями с использованием многоточия. Используются эпитеты и сравнения. Также присутствует ассонанс на буквы «а» и «о».
Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную. Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям. Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Узник»
Вольное стихотворение о воле, о мечте — оказаться на свободе, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но при этом на удивление ёмкое. Поэт сумел в этом произведении описать свободу и мечты любого молодого человека, который оказался за решёткой. И не важно по каким мотивам ему приходится сидеть взаперти.
Важно, что даже там, в камере, человек не разучился думать о свободе и ждать. А пока он просто мечтает, как будет вести себя там, на свободе и прежде всего он чётко знает, что ему нужно, чтобы быть там счастливым. Но для Лермонтова тюрьма – это не просто здание с узниками в камерах.
Тюрьма для поэта могла быть и его собственная комната в имении, или же родина, которая не давала покоя поэту. Для Лермонтова именно его свобода казалась для него тюрьмой. Как это не парадоксально звучит. Да и служба его армейская тоже была не хуже тюрьмы.
Лермонтов в стихотворении двояко объясняет понятие «тюрьма», на это стоит обратить внимание. Так что и белые стены комнаты или съёмной квартиры поэта вполне могли стать для его широкой русской души – камерой в тюрьме. А тот, кто шагает за дверью – «безответный часовой» — это вполне могла оказаться и судьба или даже сама смерть. Ведь сколько не спрашивай у Смерти – зачем и почему? – она не ответит, это бесполезно.
Но всё же как ярко описывает поэт мгновения свободы и мечты узника. Ему всего то и надо – коня, девушку и «сиянье дня». И только лишь ветер будет его спутником на свободе. Наверно поэт мечтал и сам об этом. Чтобы никто и никак не мог помешать ему свободно дышать. Чтобы никто и никак не смог ему условия и чтобы ни от кого не зависеть… Это мечта каждого и Лермонтова в отдельности…
Многим хочется быть свободным и независимым, но не все так могут. Да даже если и получают свободу, то потом просто не знают что с ней делать. Так бывает: жизнь кажется тюрьмой, работа каторгой, но стоит лишь уволиться и получить свободу, как тут же начинаешь понимать, что она и не нужна была.
И начинаешь искать снова работу, а это снова рабство, унижение, усталость, раздражение. Это видимо, так заложено в природе человека, жаждать то, чего потом не надо будет. А когда захочется избавиться от приобретённого, то просто не понятно будет, как это сделать.
Лермонтов был очень вдумчивым человеком и явно с философским укладом ума. Недаром, после великого Пушкина, он второе «наше всё». Хотя прожил меньше времени, чем Александр Сергеевич.
анализ стиха Лермонтова "УЗНИК"
«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит — в феврале 1837 г.). А. П. Шан-Гирей вспоминает: «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива». «Я, матерь божия, ныне с молитвою». «Кто б ни был ты, печальный мой сосед». и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу». прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой». «Academia», Л. 1928, стр. 380.)
На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу». 1832 г. ) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.
Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова — «Молодая узница»). и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант». «Осужденный». «Цепи» — см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов». Л. 1924, стр. 55—57, где приведен сравнительный материал) .
Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя — «узника» или «пленника» — в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.
«Узник». как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине». 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня». строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»). Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом» ) неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г. — «Письма». т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах». — «Отеч. записки». 1840, №
6, 7, 8, 9, 10 класс