Анализ стихотворения Лермонтова Сосед



Анализ стихотворения Лермонтова "Сосед" 1837г.

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Сосед № 1

Максим Немиро Ученик (149), на голосовании 1 год назад

Анализ стихотворения Лермонтов "Сосед"

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный,
Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь – а после тайной.
Когда зари румяный полусвет
В окно тюрьмы прощальный свой привет
Мне умирая посылает
И, опершись на звучное ружье,
Наш часовой, про старое житье
Мечтая, стоя засыпает,
Тогда, чело склонив к сырой стене,
Я слушаю – и в мрачной тишине
Твои напевы раздаются.
О чем они – не знаю; но тоской
Исполнены, и звуки чередой,
Как слезы, тихо льются, льются…
И лучших лет надежды и любовь
В груди моей всё оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей,
И кровь кипит – и слезы из очей,
Как звуки, друг за другом льются.

Анатолий Зинин Гений (79533) 1 год назад

· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО· ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ·ТРИБУНА · СЛОВАРЬ · УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ · ПАНТЕОН · я иду на урок · ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО · ·ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙЯЩИК · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ

Загрузка...

Тема неволи у Лермонтова

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Сосед № 2

(8-й класс)

Стихотворения «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание», включённые в программу по литературе в восьмом классе, идейно близки поэме «Мцыри» и потому к ним надо обязательно обратиться на уроке для более глубокого постижения как самой поэмы, так и лирических произведений последних лет.

Работая над темой, я пользовалась книгой «Читаем, думаем, спорим», авторы-составители которой Г.И. Беленький и О.М. Хромова предлагают, наряду со стихотворением «Сосед» (1837), помещённым в учебнике, проанализировать одноимённое стихотворение, написанное в 1830–1831 годах, а также сопоставить «Желанье» (1832) и «Узник» (1837).

Материалы урока, ход работы над лирическими произведениями в классе с углублённым изучением литературы мне хотелось бы предложить вашему вниманию.

Предварительное задание включало следующие вопросы:

1. Сравните стихотворение «Сосед» (1830–1831) и «Сосед» (1837). Какое настроение их объединяет?
2. Чем по содержанию более позднее стихотворение отличается от раннего?
3. Каким вы увидели лирического героя в этих стихотворениях?
4. Что объединяет его и соседа?
5. Из скольких предложений состоит каждое из стихотворений?
6. К каким художественно-изобразительным средствам обращается поэт?

Задание к стихотворениям «Желанье» (1832) и «Узник» (1837):

1. Чем отличается более позднее стихотворение от раннего?
2. В какой обстановке действует лирический герой? Как это его характеризует?
3. Проследите, как фантастические мечты героя первого стихотворения сменяются зарисовками реального тюремного быта.
4. Почему в стихотворении «Желанье» поэт использует в качестве сказуемого глаголы второго лица, а в «Узнике» обращается к первому?
5. К каким художественно-изобразительным средствам прибегает поэт в этих произведениях?

Анализ любого стихотворения начинается с истории его создания. Иногда понять произведение помогают факты биографии поэта или писателя. Хороший комментарий дан в книге «Читаем, думаем, спорим». Нас интересуют 1837 год (это год, когда Лермонтов начал работать над поэмой «Мцыри», написал стихотворения «Сосед», «Узник») и 1839 год (в этот год поэма «Мцыри» была закончена). Запишем на доске эти две даты и прокомментируем их.

1837 год – поэта посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба за стихотворение «На смерть поэта». Позже Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк.

1839 год – дуэль поэта с де Барантом, военный суд, содержание под арестом, а затем гауптвахта на Литейном. Совпадение этих дат в жизни и творчестве поэта, конечно, не случайно.

Вглядимся попристальнее в героев лирических произведений М.Ю. Лермонтова этих лет.

Герой стихотворения «Сосед» (1830–1831) очень одинок, ему духовно близок только один человек – его “бедный сосед”, которого он видит “через садик небольшой, между ветвей древесных”. Чем же он близок ему? Он, как и лирический герой, одинок, безразличен к общественному мнению:

Прохожие об нём различно судят,
И все его готовы порицать,
Но их слова соседа не принудят
Лампаду ранее иль позже зажигать.

Присутствие духовно близкого человека наполняет “мятежную душу” лирического героя “таинственной отрадой”, между ним и соседом как будто протянуты незримые нити:

И мнится мне, что мы друг друга понимаем,
Что я и бедный мой сосед,
Под бременем одним страдая, увядаем,
Что мы знакомы с давних лет.

Свою радость от встречи с соседом герой называет “таинственной”, потому что никто не знает об этом, даже сам сосед. Главное в единении двух людей – родство душ, родство мыслей.

Особого пояснения требуют строки:

. его простая келья
Чужда забот и светского веселья,
И этим нравится он мне.

“Келья, – читаем мы в словаре С.И. Ожегова, – отдельная комната монаха в монастыре”. Образ “простой кельи” призван подчеркнуть одиночество соседа, его стремление уйти от мирской каждодневной суеты (“чужда забот”), незатейливых развлечений светского общества (“светского веселья”).

Строки эти написаны совсем юным поэтом, но нет сомнений, что лирический герой «Соседа» близок М.Ю. Лермонтову, что поэт тоже страдал от непонимания и одиночества, считал своё существование “увяданием” (“под бременем одним страдая, увядаем”).

Если какой-либо из этих нюансов учащимися не будет замечен, то можно обратить их внимание на эти нюансы при помощи следующих вопросов:

1. Почему сосед назван “бедным”, а его комната “кельей”?
2. Каков смысл строк: “. прохожие об нём различно судят”?
3. Почему жизнь соседа “чужда забот”?
4. Что можно сказать о лирическом герое?
5. Почему “отрада”, появляющаяся в душе поэта, названа “таинственной”?
6. Как понимаете строки: “Под бременем одним страдая, увядаем, // Что мы знакомы с давних лет”?

Теперь обратимся ко второму стихотворению «Сосед» (1837). В нём, кроме лирического героя и соседа, появляется ещё одно действующее лицо – часовой.

Действие происходит в тюрьме и разделяет наших героев каменная стена, а после – “тайна”. Таким образом, герой не видит соседа, а лишь слышит его тоскливое пение.

Лирический герой не знает ничего о том, кто находится рядом с ним за тюремной стеной, но этот человек ему близок как никто другой:

Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный.

Определение “бедный” сменяется определением “печальный”, потому что к чувству одиночества и непонимания прибавилось осознание несвободы. Тюремная обстановка усиливает эти ощущения, она угнетает и давит. Отметим детали тюремного быта: сырая стена, мрачная тишина, тоской исполненные звуки, часовой у дверей. Лирический герой чувствует полную безысходность:

. навеки мы разлучены с тобой.

Даже “зари румяной полусвет” со своим прощальным приветом попадает в окно тюрьмы, “умирая”. Два сравнения – “звуки чередой, // Как слёзы, тихо льются, льются”; “слёзы из очей, // Как звуки, друг за другом льются” – в конце третьей и четвёртой строф не только связывают воедино все части стихотворения, но и как бы очерчивают тот жизненный круг, из которого вырваться нашим героям невозможно.

И всё-таки интонация последней строфы меняется, потому что неволя ещё не убила в человеке лучшее: надежду, любовь, желание страстей. Анализируя стихи, можно поставить такие вопросы:

1. В какой обстановке происходит действие?
2. Сколько действующих лиц в стихотворении?
3. Почему сосед назван “печальным”?
4. Что изменилось в отношении героя к своему соседу? Почему он испытывает к этому человеку более глубокие чувства?
5. Как понимаете строки: “. разлучены с тобой // Стеной теперь – а после тайной?”
6. Каким настроением проникнуто стихотворение?
7. Как меняется интонация последней строфы?
8. Какую роль играет анафора в последней строфе?
9. Из скольких предложений состоит стихотворение? В чём особенность предложений?
10. Назовите сравнения. Чем они интересны?
11. Почему слово “льются” повторяется три раза?

В названных стихотворениях много общего: герой и сосед не знают друг друга, хотя их духовная близость несомненна, их роднят взгляды на жизнь. Только бесконечное одиночество, а потом и неволя заставляют почувствовать родство души с тем, кого видишь “чрез садик небольшой”, чьё пение слышишь за тюремной стеной.

В то же время стихотворения различаются некоторыми деталями. Эти параллели можно представить в виде таблицы, ответив на вопросы:

1. Где происходит действие?
2. Сколько героев в каждом стихотворении?
3. Что их разделяет?
4. Какие чувства испытывает лирический герой к своему соседу?
5. Как происходит общение?
6. Какие чувства вызывает общение у лирического героя в каждом случае?

1. Действие происходит на воле.
2. Два героя – лирический герой и сосед.
3. “Чрез садик небольшой,
между ветвей древесных, //
Могу заметить я”.
4. “И этим нравится он мне”.
5. “И только я увижу свет лампады, // Сажусь тотчас у своего окна”.
6. “И в этот миг таинственной отрады // Душа моя мятежная полна”.

1. Действие происходит в тюрьме.
2. Лирический герой, сосед и часовой.
3. “. разлучены с тобой //
Стеной теперь – а после тайной”.
4. “Люблю тебя, как
друга юных лет. ”
5. “. чело склонив к сырой
стене, // Я слушаю. ”
6. “И лучших лет надеждыи любовь, //
В груди моей всё оживает вновь, // И мысли далеко несутся”.

К какому же выводу можно прийти, проделав эту работу? Пространственное расстояние между людьми стало меньше, но тюремная стена – непреодолимая преграда. Она обострила все чувства лирического героя – сильнее становится ощущение одиночества, роднее и ближе человек, поющий тоскливую песню.

Интересен синтаксис стихотворения «Сосед» (1837). В последней строфе использована анафора. Она призвана подчеркнуть, какие чувства охватывают героя одновременно: это и надежды на лучшее в будущем, и любовь, и мечты.

Последние стихи третьей и четвёртой строф придают всему произведению интонационную и логическую завершённость и цельность:

. и звуки чередой, как слёзы, тихо
льются, льются.
. и слёзы из очей, как звуки, друг
за другом льются.

“Звуки. как слёзы” и “слёзы. как звуки. ” Ощущение тоски, которой исполнены звуки, становится ещё пронзительнее от этого сравнения: “слёзы, как звуки”.

Повторение слова “льются” передаёт беспрерывность действия, многоточие в конце третьей строфы оставляет впечатление недосказанности, усталости.

В этом стихотворении всего четыре предложения. Два предложения включают в себя по шесть строк, а одно, самое большое, девять. Сложные синтаксические конструкции помогают выразить всю полноту и глубину переживаний лирического героя. Душевная боль захлёстывает его и требует выхода.

Композиция стихотворения, его синтаксис подчинены одной цели – передать всю боль, тоску и стремление на свободу того, кто находится в неволе.

Следующий этап работы – сопоставление стихотворений «Желанье» (1832) и «Узник» (1837). Они начинаются одинаково:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

Кроме начала, их роднит, пожалуй, желание героя обрести свободу. В стихотворении 1832 года дано описание фантазий героя. Его мечты – это не идиллические картины покоя и умиротворения. Это желание жить, а не существовать, испытать всю полноту ощущений: проскакать на коне, проплыть по морю под парусом, “ознакомленным с грозой”, поспорить с “дикой прихотью пучин”. Как же эти мечты характеризуют лирического героя? Перед нами снова мятежная душа, жаждущая бури. Впрочем, это состояние с неменьшей силой выражено во многих стихах Лермонтова.

В «Парусе»: “А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой!”

В «К***» (“Не думай, чтоб я был достоин сожаленья. ”):

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды,
И бурь земных и бурь небесных вой.

В «Графине Ростопчиной»:

. от цели благородной
оторван бурею страстей.

Процитирую для доказательства мысли ещё одну, последнюю строку: “Для чего я не родился // Этой синею волной?” («Для чего я не родился. »)

Обращает на себя внимание повторяющийся глагол “дайте”. Почти все предложения в «Желанье» побудительные. Благодаря глаголам повелительного наклонения стихотворные строки звучат упруго и энергично, слово “дайте” повторяется пять раз и таким образом подчёркивает силу желания свободы лирического героя. С этой же целью Лермонтов использует звуковую анафору, в которой повторяются лишь отдельные созвучия:

Черно глазую девицу,
Черно гривого коня.

В характере героя более всего подчёркивается его стремление к свободе, его желание поспорить с судьбой, бросить ей вызов. Но тема неволи звучит и здесь:

Отворите мне темницу.
.
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.

Анализируя стихотворение, можно предложить следующие вопросы на восприятие:

1. Что собой представляет содержание «Желанья»?
2. Как мечты лирического героя характеризуют его?
3. Найдите повторяющиеся слова. Какова их роль?

Обратимся теперь к стихотворению «Узник». Лирический герой находится в темнице, и черты тюремного быта обозначены более чётко: высокое окно тюрьмы, тяжёлая дверь с замком, “стены голые кругом”, “за дверями // Звучномерными шагами // Ходит в тишине ночной // Безответный часовой”. Снова, как и в стихотворении «Сосед» (1837), появляется часовой. Лирический герой понимает, что его мечты о свободе призрачны:

Черноокая далёко
В пышном тереме своём;
Добрый конь в зелёном поле.

Нет места надежде и фантастической мечте, как в стихотворении «Желанье».

Одинок я – нет отрады.

Чувства героя обострены от сознания невозможности сделать что-нибудь, горечь разочарования звучит в каждой строке, в каждом слове.

Если в стихотворении «Желанье» преобладают глаголы второго лица, то в «Узнике» – глаголы первого лица:

Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Поэтому личность лирического героя в «Узнике» обозначена более ярко, он более реален. Переход от фантастических мечтаний к зарисовкам реального тюремного быта – это переход от иллюзий к суровой действительности.

Работу над текстом «Узника» можно провести, поставив дополнительные вопросы:

1. Чем отличается лирический герой «Узника» от своего собрата по несчастью из «Желанья»?
2. Какие строки стихотворения подтверждают неосуществимость мечты героя?
3. С какой целью в «Узнике» автор использует глаголы первого лица?

Для того, чтобы показать, как средства языка помогают добиться большей выразительности, сопоставим ещё раз оба стихотворения:

1. Чем различаются первые строфы «Желанья» и «Узника»?
2. Каковы предложения по цели высказывания в данных стихах?
3. Отыщите сказуемые. Определите их лицо. Какова роль сказуемых?

1. Первая строфа – предложение повествовательное.
2. Все предложения побудительные (побуждают к действию, носят оптимистический характер).
3. Все глаголы во втором лице (я пущуся – всего в одном предложении).

1. Первая строфа – предложение восклицательное.
2. Побудительное предложение всего одно. Все остальные повествуют о несвободе и одиночестве.
3. Преобладают сказуемые, выраженные глаголом первого лица. Подлежащее “я” использовано дважды.

Талант поэта заключается не только в том, что он сумел найти для выражения чувств человека, попавшего в неволю, нужные слова, но и необходимые языковые средства. Строки «Узника» продиктованы более сильным чувством, герой сам повествует о себе и своих переживаниях.

После аналитической работы над текстом стихотворений делаем вывод о том, что в поздних произведениях Лермонтова «Сосед» и «Узник» мотивы неволи, узничества звучат в полную силу. К чувству одиночества, испытываемому героем, прибавляется разочарование, печаль от невозможности обрести свободу. Конечно же, это связано с фактами биографии Лермонтова. Страстное желание свободы отразилось и в поэме «Мцыри», писавшейся в эти годы, в других стихах поэта («Пленный рыцарь», «Соседка»).

Анализ ранних лирических произведений поэта и стихотворений, созданных незадолго до смерти, во многом может подвести ребят к пониманию трагедии жизни и творчества великого русского поэта.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Сосед»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Сосед № 3

12 декабря 2015

Период творения автора попало как раз на то время, когда было поражение декабристов. Поэтому все это негативно подействовало на стихи Лермонтова.

Из этого бремени он пытается вырваться с помощью литературного творчества. Ему пришлось провести некоторый промежуток времени в заключении, поэтому и появилось это произведение, здесь повествуются истории о тех переживаниях, которые испытал в застенках тюрьмы.

Главная тема произведения – действие словами на человека, на его внутренний мир. Автор, сидя в камере, начинает слышать за стенкой другого арестанта. Он исполняет песнопения, которые часто тоскливые и грустные. И вот у Лермонтова появился друг за стеной. Лермонтов его начинает принимать как давнишнего друга из юности.

Структура произведения имеет четыре столбца. В произведении имеются символы слуховые. Они получаются повторными звуками и сравнительными словами. В цитатах находятся постоянные звуковые системы. Поэтому стихотворение получилось музыкальным. Некоторые композиторы написали музыку к этим словам.

Образы, которые есть в произведении, строго символичны. Тюрьма всегда имеет однообразность и монотонность. Это все угнетает людей. Тишина и темнота навевают атмосферу бездуховного существования. Очень подробно описана обстановка камеры: мрачная тишина, сырые стены, у дверей охрана, и всюду тоска, которую усиливает тишина. И из этого места нельзя никуда убежать.

И звуки напевов, которые доносятся из соседней камеры, дают возможность вспомнить светлые и забытые чувства любви и надежды на лучшее. Душа становится живее, соприкасаясь с музыкой, она возвращается к нормальной жизни. Герой опять готов переживать, а это всегда необходимо его характеру.

Как считает поэт, литература имеет таинственную силу, такую же, что и искусство в общем. И оно должно отвечать нуждам человека в духовном плане. Властью литературы может возвратить человека к жизни, а также может заполнить нишу пустоты в душе. И в этом стихотворении, как раз и было описано такое состояние души, которое начало возвращаться к жизни при таком соседстве за стеной.

Рекомендуется к прочтению:

«Сосед» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Сосед № 4

«Сосед» Михаил Лермонтов

Погаснул день на вышинах небесных,
Звезда вечерняя лиёт свой тихий свет;
Чем занят бедный мой сосед?
Чрез садик небольшой, между ветвей древесных,
Могу заметить я, в его окне
Блестит огонь; его простая келья
Чужда забот и светского веселья,
И этим нравится он мне.
Прохожие об нем различно судят,
И все его готовы порицать,
Но их слова соседа не принудят
Лампаду ранее иль позже зажигать.
И только я увижу свет лампады,
Сажусь тотчас у своего окна,
И в этот миг таинственной отрады
Душа моя мятежная полна.
И мнится мне, что мы друг друга понимаем,
Что я и бедный мой сосед,
Под бременем одним страдая, увядаем,
Что мы знакомы с давных лет.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сосед»

В 1837 году Михаил Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина и возмущенный тем, как общество отреагировало на столь значительную утрату, написал стихотворение «Смерть поэта». из-за которого был вынужден провести несколько месяцев в тюрьме. Автор обличительного произведения не знал, что ждет его впереди, и не мог предположить, что влиятельные друзья и родственники сделают все возможное, чтобы судебное дело замяли и позволили Лермонтову вернуться в свой полк. Не рассчитывая на столь благополучных исход, поэт мысленно готовился если и не к длительному заключению, то к ссылке. Поэтому очень близко принимал к сердцу то, что происходит в стенах тюрьмы. Очень скоро Лермонтов выяснил, что у него есть сосед, с которым его разделяет глухая стена. Поэт никогда не видел его и не знал имени таинственного узника, но мысленно разделял участь незнакомца, к которому за период своего заключения проникся очень теплыми и дружескими чувствами. После выхода на свободу поэт написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о том, что пережил за время пребывания в тюрьме, и как этот загадочный человек сумел скрасить его одиночество.

Обращаясь к незнакомцу, Лермонтов отмечает, что ему совсем неважно, кто он, потому что его автор воспринимает, «как друга юных лет». Им вряд ли суждено когда-нибудь встретиться, но даже если это и произойдет, то узнать друг друга они вес равно не смогут. Однако это не мешает поэту относиться к своему соседу с уважением и признательностью. Автор подчеркивает, что когда наступает вечер и жизнь в тюрьме замирает, он припадает «к сырой стене» и слышит, как из соседней камеры раздается пение незнакомца». Лермонтов не может разобрать слов, но чувствует, что песни узника «тоской исполнены, и звуки чередой, как слезы, тихо льются, льются…».

Эта непонятная песня настолько созвучна душевному состоянию самого поэта, что вызывает в нем не отчаянье и грусть, а вдохновение. Автор понимает, что в сырой темнице ему посчастливилось встретить единомышленника, который также мечтает о свободе и надеется на то, что настанут лучшие времена. Благодаря его пению в груди у Лермонтова «все оживает вновь, и мысли далеко несутся, и полон ум желаний и страстей». Поэтому автор искренне благодарен своему соседу за моральную поддержку, о которой тот даже не подозревает, заводя по вечерам свою печальную песню, в которой вместо безысходности поэт слышит призыв к действию.

«Сосед», анализ стихотворения Лермонтова

Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.

Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость - основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его образ узника. к которому поэт обращался неоднократно. Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840), «Пленный рыцарь» (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.

Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение «На смерть поэта». Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.

Поэт близко к сердцу принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение «Сосед». в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.

Основная тема стихотворения - живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой - такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру. Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед. Он воспринимает его «как друга юных лет». искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.

Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая - четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой - aabccb.

В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: «как слезы, тихо льются, льются»«как звуки, друг за другом льются». Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки («сосед»«лет» ) откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки («игрой»«тобой» ) — в строках 16 и 17; рифмы строк 15 — 18 («раздаются»«несутся» ) в строках 21—24.

В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую «музыкальность» стихотворения: «Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…». И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение «Сосед» было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.

Все образы в стихотворении символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак - атмосферу бездуховного существования. Образ часового. который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни. Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже «зари румяной полусвет» умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.

В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова способен к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.

В груди моей все оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей…

По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и способна противостоять гнетущей пустоте существования.

Послушайте стихотворение Лермонтова Сосед

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сосед

Анализ стихотворения Лермонтова Сосед