Анализ стихотворения Лермонтова Сон
Стихотворение «Сон» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, совсем незадолго до своей смерти. Удивительно, но в нём и впрямь описываются действия, связанные с трагической судьбой поэта. Предтечей всему этому было разочарование в себе. Жизнь в какой-то мере катилась к закату. Наверное, простым читателям всё это невдомёк, а вот Михаил Лермонтов – наверняка осознавал то, что скоро его не станет. Именно поэтому стихотворение «Сон» отражает параллель жизни поэта с написанными им строками.
Долина Дагестана, главный герой – смертельно ранен и проводит свой последний остаток жизни. Ему не нравится пейзаж, он не привык здесь находиться и всё это его страстно мучает, к тому же он совсем один. На последнем дыхании, ему снится сон, увенчанный красотой и радостью. Это вечерний пир, причём в родных местах. Там юные жёны ведут весёлый разговор, касающийся его самого.
Но в это же время, на том самом пиру, сидит девушка, явно без праздничного настроения, которая погружена в собственный сон. Он грустный, и это сразу наводит автора на печаль. Она видит труп знакомого в долине Дагестана, а из груди у него сочится кровь. Очевидные события происходящего напрашиваются сами собой, и что тут скажешь. Михаил Лермонтов в этом стихотворении предвосхитил мечту, а она же на самом деле оказалась роковой для него самого.
Анализ «Сон» Лермонтова М.Ю.
За свою недолгую творческую карьеру Михаил Лермонтов сочинил очень много интересных произведений. В них он высмеивал свое окружение, выступал против самодержавия и тирании, делился своими сокровенными желаниями, воспевал красоту окружающего мира. В 1841 году поэт написал стихотворение «Сон», оно относится к позднему творческому периоду литератора и появилось незадолго до его смерти. Михаил Юрьевич как раз пребывал во второй ссылке на Кавказе и словно предчувствовал свою гибель.
Содержание стихотворения «Сон»
Лермонтов (анализ произведения подтверждает его фатальность) во всех красках описал свою смерть. Незадолго до дуэли поэт встречался со своим другом Владимиром Одоевским, и тот ему подарил красивую записную книжку, приказав вернуть ее, исписанную стихами. Таким образом он хотел поддержать писателя, укрепить его веру в собственные силы. Михаил Юрьевич как будто спешил выполнить просьбу товарища, он писал стихи в ускоренном режиме.
Анализ «Сна» Лермонтова показывает, насколько ему было больно и одиноко. В этот период поэт в основном писал саркастичные и острые стихотворения, в которых негативно отзывался о царском режиме. Михаил Юрьевич понимал, что на военной карьере придется поставить крест, но и как писателю ему не дадут проявить себя. Данное произведение выделяется среди остальных неприкрытой горечью, обидой и страданиями, которые переживал в то время М.Ю. Лермонтов.
«Сон» - трагичное лирическое стихотворение, в нем главный герой лежит в жаркой дагестанской долине с пулей в груди. Жизнь потихоньку уходит из его тела, и вот человек, теряя сознание, видит необычный сон. Герою чудится, будто он дома, на одном из светских приемов, где прекрасные девушки радостно обсуждают его персону и лишь одна из них не участвует в беседе, а погрузившись в сон, видит картину, где его труп лежит в солнечной долине Дагестана.
Совпадение или пророческий дар?
Анализ «Сна» Лермонтова заставляет задуматься, знал ли о своей скорой гибели автор или же его стих посвящен неизвестному солдату. Многие современники поэта утверждали, что поэт имел пророческий дар, время от времени он ронял какие-то странные фразы, которые в будущем сбывались. «Сон» является отнюдь не единственным произведением, в котором писатель зарифмовал предсказания о своей судьбе. Возможно, Михаил Юрьевич действительно мог заглянуть в потусторонний мир, не зря же его привлекало все мистическое, необычное, литератор очень трепетно относился к приметам и знакам судьбы.
Анализ «Сна» Лермонтова показывает, что автор в подробностях описал собственную смерть, приукрасив лишь момент с девушкой, которая ждала его дома. В действительности он никому не был нужен, кроме старенькой бабушки и нескольких друзей, которые его поддерживали. Михаил Юрьевич, видимо, хотел выдать вымысел за действительность, поэтому и написал лирическое отступление со сном-видением незнакомки. Анализ «Сна» Лермонтова позволяет понять, что автор смирился со своей судьбой и спокойно смотрит смерти в лицо. Он красочно описал в стихе собственную участь, не указав лишь имени.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Сон"
«Сон» был написан Михаилом Юрьевичем во время второй ссылки на Кавказ в 1841 году. Лермонтов не раз писал стихотворения, предсказывающие будущее. Его друзья отмечали, что поэт мог в компании друзей сказать какую-нибудь фразу, которой никто не придавал значения, а она вскоре сбывалась. Лермонтов действительно обладал неким даром ясновидения. Вот и «Сон» он написал в предчувствии скорой гибели.
Поэт каким-то образом видел, как именно он умрет. В стихотворении он пишет, что лирический герой лежит в долине Дагестана. У него в груди рана, из которой сочится кровь. Как известно, Лермонтов погиб во время дуэли от выстрела. Остается загадкой как он мог с такой точностью предвидеть свою смерть.
Основной особенностью построения стихотворения является кольцевая композиция. Вначале лирический герой погружается как бы в сон. На самом деле он умирает. В этом сне он видит, как возвращается домой, где молодые женщины обсуждают его персону. Среди них есть девушка, которая тоже уснула и в своем сне видит, как лежит на земле тело ее возлюбленного. Получается сон во сне.
На самом деле это были всего лишь мечты Лермонтова, так как у него не было возлюбленной, которая ждала бы его дома. Но поэт всегда об этом мечтал. Размер стихотворения «Сон» можно определить как пятистопный ямб. Лермонтов при написании использовал перекрестную рифму. Стихотворение написано в несвойственной Михаилу Юрьевичу манере, оно полностью пронизано мистицизмом и фатализмом.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сон»
Произведения, созданные М.Ю.Лермонтовым за тридцать лет его творчества, включают в себя не только прославление бородинской победы и любовь к отчизне; в них он говорит о свободе, о судьбе поколений, о назначении поэта, о бессмысленных кровопролитиях, поисках истины. А между этими стихами мелькают острые эпиграммы, стихотворные шутки, добрые стихи о любви, и рассказы о самой заветной мечте – о преодолении одиночества.
Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон».
Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора - обретение душевной гармонии и истинной любви.
Стихотворение «Сон» можно разделить на две части. В первой части мы видим пейзажное изображение юга Дагестана:
«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины…»
Т.е. автор рисует суровый и тягостный пейзаж, выступающий как враждебная, убивающая сила. Каменные скалы окружают умирающего героя подобно тюремным стенам.
Вторая часть начинается описанием пира, явившегося герою во сне:
«И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж южных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне».
Наряду с главным героем стихотворения, находящегося на грани жизни и смерти и погруженного в небытие, во второй части автор изображает его любимую женщину, предчувствующую смерть героя:
«Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…»
Стихотворение «Сон» построено довольно сложно. Оно имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем:
«И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей».
Таким образом, автор показывает нам сюжет произведения два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
Б.М. Эйхенбаум, исследуя жанровое своеобразие лермонтовского «Сна», назвал его построение зеркальным: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…».
Лермонтов в своем стихотворении завершает образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. Именно эта любовь, которую лишь в смертельном сне, но все-таки успел увидеть главный герой, заставляет по-другому взглянуть на смерть, она уже не представляется для героя такой трагичной.
Это стихотворение открывает путь простому прямому слову, точно передающему состояние души, без всяких прикрас и масок.
«Сон» М.Лермонтов
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.
Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова. оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
«Сон», анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
Сон в жизни человека играет немаловажную роль: во сне человек отдыхает. Однако сновидения всегда отличались мистическим смыслом, так как часто предвещали приятные или, наоборот, трагические события. Неслучайно он стал использоваться писателями в качестве особого жанра, когда именно с помощью сна герой произведения получал своеобразное предупреждение (как Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ) или мог увидеть будущее (четвертый сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).
Сон мог стать самостоятельным литературным произведением, например, пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» или комедия Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В лирике подчас сон превращается в мистическое предсказание, как и случилось в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Сон». написанном в 1841 году незадолго до роковой дуэли.
Это сейчас, когда почти каждый ценитель русской поэзии имеет представление о судьбе молодого русского поэта «с русскою душой», стихотворение «Сон» может показаться предсказанием собственной гибели. Но тогда, в 1841 году, никому бы не пришло в голову проводить параллель с судьбой главного героя «Сна», лежащего «в полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди» .
Стихотворение состоит из двух частей. В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь. Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле. На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце – все доставляет мучения умирающему юноше.
Кроме того, герой лежит один (это слово – одно из самых распространенных в творчестве Лермонтова), и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.
Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями». и юные жены, «увенчанные цветами». и «веселый разговор». который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая – это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».
Душа героини тоже погружена в «грустный сон». почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле – это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного.
Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.
Интересно, что слово «сон» может иметь разные значения: «сновидение», «мечта», «видение». В первой части стихотворения сон героя больше напоминает переход в другую реальность, пограничное состояние между жизнью и смертью, в котором оказывается умирающий юноша. И хотя чаще предсмертные видения больше напоминают пленку, которая с бешеной быстротой раскручивается в обратную сторону, неспешный размер стиха настраивает читателя на совсем иной лад.
Последняя часть стихотворения больше напоминает мечту, к которой стремится герой. Судя по обстоятельствам жизни самого Михаила Юрьевича, трудно представить себе, как где-то далеко его ждет любимая девушка. Но в том и заключается сила художественного слова, что поэт подчас волен выдавать желаемое за действительное.
Таким образом, несмотря на мистицизм (многие современники усматривали в нем предсказание собственной гибели поэта), это стихотворение можно отнести к излюбленной теме Лермонтова – одиночеству. Каждый из героев в итоге остается один: юноша умирает в одиночестве, а любимая остается вдовой, даже не став женой.
Один из известнейших русских литературоведов, Б.М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…». Точнее, действительно, не скажешь.