Анализ стихотворения Лермонтова Слышу ли голос твой



11 дек 2014 в 23:48

«МОСКОВСКИЙ СОЛОВЕЙ» (Лермонтов и П.А. Бартенева)

М.Ю. Лермонтов «БАРТЕНЕВОЙ»
------------------------
Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки,
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?

Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж? - нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я!

Стихотворение было написано в 1831 году к новогоднему балу в московском Благородном собрании. Посвящено знакомой Лермонтова, известной певице БАРТЕНЕВОЙ ПРАСКОВЬЕ АРСЕНЬЕВНЕ. В годы, когда юный Лермонтов жил в Москве, в дворянском обществе она блистала своей красотой и замечательным голосом. Прасковья была на три года старше Лермонтова, принадлежала к московской знати, ее бабушка П. Н. Бутурлина была хозяйкой известного московского литературно-музыкального салона, а мать обучалась искусству пения в Италии. Современники считали, что голос Бартеневой не уступает Зонтаг, и называли русскую певицу «московским соловьем». Поэт был страстным театралом, любителем музыки и Прасковья Арсеньевна оставила заметный след в его творчестве.

Пример

Как обычно, накануне 1832 года в зале Благородного собрания проходил новогодний маскарад. Лермонтов явился на бал в костюме астролога, с огромной книгой под мышкой. В книгу были вложены листки с мадригалами и эпиграммами, адресованными лицам, которых поэт рассчитывал встретить на маскараде. Свои стихи Лермонтов посвятил блестящим московским женщинам, славящимся красотой и талантом, — А. Алябьевой, воспетой Пушкиным в стихотворении «К вельможе», В. Бухариной (Анненковой), А. Щербатовой, Е. Сушковой (Ростопчиной), Прасковье Бартеневой.

«Некоторые маски раздавали довольно затейливые стихи, и одни поднесены той, которая недавно восхищала нас Пиксисовыми вариациями. Сии стихи заслужили ласковую улыбку «нашей Зонтаг» (то есть Бартеневой)», — сообщал «Дамский журнал». Очевидно, это был мадригал Лермонтова: «Скажи мне: где переняла/ Ты обольстительные звуки…»

По поводу поездок Прасковьи Бартеневой в Петербург беспокоился поклонник ее таланта друг Пушкина поэт П. А. Вяземский: «Шувалова говорила мне, что Выльгорский пишет ей о красоте Пашеньки. Меня это смешит, отчасти сердит и много пугает <…> держи ее на детском положении. Чем она лучше, тем более прячь ее и держи за уроками. » (письмо жене от 29 февр. 1832 г. — Звенья. Т. 9. С. 324).

Опасения Вяземского, по-видимому, оправдались. В январе 1835 года Бартеневу приглашают в Петербург. Вскоре она становится фрейлиной. 26 февраля 1835 года петербургский почтдиректор К. Я. Булгаков пишет своему брату в Москву: «Вчера мы были у Бартеневых. на этой неделе будет дочь ее перемещена на жительство во дворец. <…> утром уже там пела, и, говорят, восхитила своим прелестным голосом. Пан Михаил Велеурский говорит, что никогда подобного голоса не встречал». 19 июля 1835 года К. Я. Булгаков сообщает: «. император велел беречь ей голос и не утомляться…»

Талант Бартеневой высоко ценил М. И. Глинка. «Она со мной проходила мои романсы», — писал композитор в своих «Записках». Дружба между ними продолжалась более двух десятилетий. Прасковья Бартенева была первой исполнительницей партии Антониды в опере Глинки «Жизнь за царя».

В 1836 году В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и М. Ю. Виельгорский привозили Бартеневу к слепому и больному поэту И. И. Козлову, в доме которого бывал и Лермонтов. Козлов вскоре напечатал в журнале «Библиотека для чтения» стихотворение «Русская певица».

Но томное любви роптанье
Уже не слышно; голос твой
Пылает, льет очарованье
Напевом радости живой.

Лермонтов, высоко оценивший голос Бартеневой в мадригале 1831 года, безусловно, слышал ее пение в Петербурге. Бартенева бывала у Смирновой и Карамзиных, то есть в тех самых салонах, которые посещал Лермонтов.

Имеется документальное подтверждение знакомства Лермонтова и Прасковьи Бартеневой. В конце августа 1838 года у Карамзиных началась подготовка к большому театральному представлению, состоящему «из двух водевилей и карусели». Участниками спектакля были посетители салона, в том числе и Прасковья Бартенева. Одним из главных актеров был Лермонтов.

27 сентября 1838 года С. Н. Карамзина с огорчением сообщила своей сестре Е. Н. Мещерской: «Мы собрались на репетицию в последний раз. Вы представляете себе, что мы узнали, что в это утро наш ГЛАВНЫЙ АКТЕР В ДВУХ ПЬЕСАХ ЛЕРМОНТОВ был посажен на 15 дней под арест великим князем из-за слишком короткой сабли, которую он имел на параде».

Близкий друг Лермонтова В. Ф. Одоевский в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1839 г.) отмечал успех Прасковьи Бартеневой. К. Я. Булгаков в письме к брату А. Я. Булгакову 30 марта 1835 года писал: «Ну уж Бартенева, какой прелестный голос! Она даже на мои веревочные нервы подействовала. я, право, не в силах описать того, что я чувствовал, да и не я один. Одним словом, все были восхищены ее пением».

Вскоре после возвращения из-за границы поэт-острослов И. П. Мятлев, обменявшийся юмористическими стихами с Лермонтовым, постоянный посетитель салонов Смирновой и Карамзиных посвятил стихотворение Бартеневой:

Ах, Бартенева, мамзель,
Ты не дудка, не свирель,
Не волынка, а такое
Что-то чудное, святое,
Что никак нельзя понять.
Ты поешь, как благодать,
Ты поешь, как упованье,
Как сердечное рыданье.

К 1838 году относятся три стихотворения Лермонтова, связанные между собою: все они посвящены одной и той же неизвестной женщине, прежде всего ее голосу и глазам. Как раз в это время Прасковья Бартенева была в зените славы и виделась с Лермонтовым в салоне Карамзиных.

Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли — все ее движенья,
Иль молвит слово — все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.

Начало стихотворения «Она поет. » совпадает с началом каждой строфы стихотворения Е. П. Ростопчиной, также посвященной П. А. Бартеневой:

Она поет. и мне сдается,
Что чистых серафимов хор
Вдоль горних облаков несется,
Что мне их слышен разговор…

Совпадает и стихотворный размер. Примечательно, что заключительная строфа стихотворения Лермонтова соответствует воспоминаниям Е. А. Сабанеевой о Прасковье Бартеневой: «Отсутствие кокетства, простота ее обращения с молодыми людьми, чарующий голос привлекало к ней все, что было в Москве мыслящего и интеллектуального. Она умела производить впечатление, совсем о том не заботясь. »

Прасковье Бартеневой, по мнению исследователей, посвящено и стихотворение Лермонтова:

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке
Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

И как-то весело,
И хочется плакать.
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

В последнем четверостишии ощутим отзвук строки Ростопчиной «И плакать хочется» в стихотворении, посвященном Бартеневой. В черновом тексте строка шестая у Лермонтова звучала: «Мне больно, холодно» (ср. у Ростопчиной: «Она поет. и сердцу больно»).

На слова Лермонтова «Слышу ли голос твой. » написал романс М. И. Глинка. Скорее всего композитор не знал, кому Лермонтов посвятил свое стихотворение. Независимо от этого романс связывает имена Глинки, Лермонтова и Бартеневой.

Третье стихотворение: «Как небеса, твой взор блистает/Эмалью голубой…», скорее всего, посвящено не Бартеневой, как считает, исследователь Э. Вацуро, а сестре Нины Грибоедовой – Чавчавадзе – Екатерине, которой поэт увлёкся, гостя в имении Цинандали, что убедительно доказал грузинский литературовед В. Шадури.

4 сентября 1839 года в альбом сестры Прасковьи Марии Лермонтов вписал стихотворение «Есть речи — значенье. ». Оно отличается от созданной год спустя основной редакции. Ранний вариант стихотворения носит интимный характер. Вот его окончание:

Лишь сердца родного
Коснутся в дни муки
Волшебного слова
Целебные звуки,
Душа их с моленьем,
Как ангела, встретит,
И долгим биеньем
Им сердце ответит.

Это восприятие звуков голоса с молитвенным благоговением близко к стихотворению Ростопчиной:
Она поет. и мне сдается,
Что чистых серафимов хор
Вдоль горних облаков несется,
Что мне их слышен разговор.

Поэтому можно предположить, что у истоков лермонтовского шедевра «Есть речи — значенье. » стоит образ Прасковьи Бартеневой, покорившей своим божественным голосом великого поэта.

ИСТОЧНИКИ:
1. Лермонтовская энциклопедия. – М. 1981
2. Найдич Э. "Она поет — и звуки тают. " // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб. Худож. лит. 1994. — С. 123—132.
3. Трофимов И. Т. Поиски и находки в Московских архивах. - М. 1981. - С. 131

0:29 Лермонтов М.Ю. – Бартеневой [читает Игорь Ильин] (0:29)

1:17 Георгий Виноградов – "СЛЫШУ ЛИ ГОЛОС ТВОЙ". М.Глинка - М.Лермонтов. Романс посвящен замечательной певице, современнице Лермонтова и Глинки, Прасковье Бартеневой (1:17)

1:14 Олег Погудин – Слышу ли голос твой (1:14)

Она поет - и звуки тают Как поцелуи на устах.

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Слышу ли голос твой № 1


Она поет - и звуки тают
Как поцелуи на устах,
Глядит - и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли - все ее движенья,
Иль молвит слово - все черты
Так полны чувства, выраженья.
Так полны дивной простоты
Михаил Лермонтов

✂…</font>">
Стихотворение, предположительно, написано в 1837 или 1838 году. Точный адресат неизвестен.

Вместе со стихотворениями «Как небеса твой взор блистает» и «Слышу ли голос твой», близкими по теме и словесно-образной ткани, образует цикл, по-видимому, обращенный к одной женщине. В литературере назывались имена П.А. Бартеневой (Э. Найдич), Е.А. Чавчавадзе (В. Шадури), С. М. Виельгорской, впоследствии жены В. А. Соллогуба (Э. Герштейн). Слова «твой голос нежный», как и рифма «мятежной — нежный», — реминисценция из стих. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье»). Стих. положили на музыку: А. Н. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, К. Ю. Давыдов, И. А. Сац, Г. В. Свиридов и др.


Михаил Лермонтов
стихотворение
«Слышу ли голос твой»

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке
Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

И как-то весело
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.


Как небеса, твой взор блистает
Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
Твой голос молодой.
За звук один волшебной речи,
За твой единый взгляд
Я рад отдать красавца сечи,
Грузинский мой булат;
И он порою сладко блещет
И сладостней звучит,
При звуке том душа трепещет
И в сердце кровь кипит.
Но жизнью бранной и мятежной
Не тешусь я с тех пор,
Как услыхал твой голос нежный
И встретил милый взор.
1838

Эта иллюстрация — репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова», выпущенной в 1905-1909 годах в качестве каталога выставки, состоявшейся в 1905 году.



Михаил Лермонтов
стихотворение
«Бартеневой»

Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки,
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?

Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж? - нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я!

Слышу ли голос твой (Лермонтов)

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Слышу ли голос твой № 2

Авторские и издательские редакции текста Править

  • «Слышу ли голос твой…» // Иллюстрированное полное собрание сочинений в 6 т. 1914-15. T.2, 1914 (дореформенная орфография)
  • «Слышу ли голос твой…» // Полное собрание стихотворений в 2 т. 1989. Т.2

«Слышу ли голос твой…»
Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша. — М. Печатник, 1914. — Т. II. — С. 259 (РГБ )


Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
1838

361. Датируется 1838 г. поскольку находится на обороте листа с записью «Я в Тифлисе. », относящейся, очевидно, к 1838 году и представляющей набросок к «Тамани». Впервые с опечатками опубликовано в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (1845, кн. 1, стр. 92) под заглавием «Неотделанное стихотворение».

Ст-ние вместе с двумя другими (№ 359—361) представляют три разные вариации одной темы. Все они посвящены одной и той же женщине. Об адресате и особенностях этих ст-ний см. Найдич Э. Московский соловей // «Огонек». 1964, № 35. С. 17. Из текста стихотворений видно, что они посвящены певице, обладательнице прекрасного голоса. Это была Прасковья Арсеньевна Бартенева (1811—1872). Ещё в Москве Лермонтов посвятил ей в 1831 г. мадригал: «Скажи мне: где переняла Ты обольстительные звуки. » (см. № 253); в её альбом сделал запись Пушкин «Из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает, но и любовь — гармония».
Комментарий:

В соответствии с п. 4 части 6 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер не являются объектами авторских прав.

Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).

"Слышу ли голос твой" это:

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Слышу ли голос твой № 3

"Слышу ли голос твой" «СЛЫШУ ЛИ ГОЛОС ТВОЙ». стих. Л. (1837 или 1838). Варьирует тему, общую со стих. «Как небеса, твой взор блистает», «Она поет — и звуки тают»; во всех трех стих. — образ женщины, глаза к-рой сравниваются с небом, а «звонкий и ласковый» голос — с поцелуем, тающим на устах. В лит-ре высказывалась мысль (Э. Найдич) о том, что Л. вдохновила известная певица и красавица П.А. Бартенева. По др. версии (В. Шадури), эти три стих. посв. Е.А. Чавчавадзе — дочери груз. поэта. Существует также предположение (Э. Герштейн), что цикл обращен к С. М. Виельгорской, впоследствии жене В. А. Соллогуба. Стих. «Слышу ли голос твой» отличается от др. стихов цикла своим народно-песенным, «кольцовским» строем, проявляющимся и в словаре («Как птичка в клетке, / Сердце запрыгает»; «Душа им навстречу / Из груди просится»), и в синтаксисе, и в ритмике (белый тонич. стих). Светлая, мажорная тональность выделяет стих. на общем фоне лермонт. лирики. Стих. положили на музыку М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, К. П. Вильбоа и др. Автограф (черновой) — ГИМ, ф. 445, № 227а (тетр. Чертковской б-ки). Впервые — сб. «Вчера и сегодня», 1845, кн. 1, с. 92, под загл. «Неотделанное стихотворение». Датируется кон. 1837 — нач. 1838, т. к. автограф находится на одном листе с набросками последних строф «Тамбовской казначейши».

Лит. Сигал. с. 342; Шувалов (4), с. 276—77; Герштейн (8), с. 225—37; Найдич Э. Моск. соловей, «Огонек», 1964, № 35, с. 17; Шадури (1), с. 102—08; Чичерин (1), с. 413.

В. С. Шадури Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников И. Л. Базанов В. Г. Бушмин А. С. Вацуро В. Э. Жданов В. В. Храпченко М. Б. — М. Сов. Энцикл. 1981

Смотреть что такое Слышу ли голос твой в других словарях:

Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

Переводы и изучение Лермонтова в литературах народов СССР — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

Глинка, Михаил Иванович — создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной музыкальной школы. Г. принадлежал к дворянскому роду Глинок Смоленской губ. ведущему свое начало из Польши (местечко Глинки, Ломжинской губ. Маковского уезда) и… … Большая биографическая энциклопедия

го́лос — а ( у), мн. голоса, м. 1. Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т. п. Высокий голос. Низкий голос. Детские голоса. Голос соловья. Повысить голос. Узнать… … Малый академический словарь

Глинка Михаил Иванович — Глинка, Михаил Иванович гениальный композитор, основатель национальной русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от матери, как его взяла на свое… … Биографический словарь

Глинка Михаил Иванович — (1804 57), рус. композитор. К лирике Л. обращался дважды. Композитор и Л. могли быть знакомы и лично, встречаясь в доме Мих. Ю. Виельгорского и у А. С. Стунеева. Романс на стихи Л. «Слышу ли голос твой» Г. сочинил в Варшаве в июне 1848, по… … Лермонтовская энциклопедия

Крейтнер Георгий Густавович — (1903 58), сов. композитор. Автор оперы «В грозный год» («Вадим») (клавир изд. М. 1954), пост. в 1952 в Саратов. театре оперы и балета (либретто А. Я. Гаямова, дирижер Н. А. Шкаровский, реж. М. П. Ожигова, худ. Е. М. Шуйский). Свободное… … Лермонтовская энциклопедия

  • Стихотворeния (1828-1841). Лермонтов М. Ю. … Подробнее Купить за 105 руб
  • Стихотворения. Лермонтов М. Ю. Сборник поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова от Animedia Company состоит из более чем 70 стихотворных произведений: «Ангел», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу…», «На севере диком стоит… Подробнее Купить за 79 руб
  • Герой нашего времени. Стихотворения. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1814—1841) считается одним из самых совершенных художественных творений мировой прозы. При жизни автора были напечатаны два издания,… Подробнее Купить за 40 руб
Другие книги по запросу «"Слышу ли голос твой"» >>

Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Слышу ли голос твой. »

"Слышу ли голос твой. "

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Слышу ли голос твой.

См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Смело верь тому, что вечно.
Смело верь тому, что вечно, Безначально, бесконечно Что прошло и что.

Смело в пире жизни надо
Смело в пире жизни надо Пить фиал свой до конца. Но лишь в битве смер.

Слушать стихотворение Лермонтова Слышу ли голос твой

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Слышу ли голос твой

Анализ стихотворения Лермонтова Слышу ли голос твой

Настроение произведения Слышу ли голос твой

Слышу ли голос твой