Анализ стихотворения Лермонтова Слава



3. Ни слава, купленная кровью,

4. Ни гордый полного доверия покой,

5. Ни темной старины заветные преданья

6. Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

1. — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 — I —

2. — 1 — 1 — 1 — I — I

4. — I — 1 — 1 — 1 — I — 1

6. — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 —

Только первая, пятая и шестая строки — шестистопный ямб с наращением — имеют одинаковую длину и, следовательно могут быть уложены в один и тот же отрезок времени. Первая длинная строка с восклицательным знаком на конце, требующим длительной паузы, и пауза после третьей стопы, то есть после слова «я», определяют отрезок времени, который должен быть обязательным и для следующих коротких строк.

Слово «странною» в первом предложении подсказывает нам те настроения, которые автор хотел передать в этих строках.

Странный — это значит не совсем понятный, а если так, то хочу понять, разобраться в этом вопросе. И задача понять, разобраться, докопаться до истины определяет темпо-ритм данного стихотворения. Я не могу торопиться, я должен внимательно проанализировать свое чувство, любовь к Родине.

Не победит ее рассудок мой.

Загрузка...

Пятистопный стих требует цезуры посредине строки, в данном случае после слова «ее». Чем эту паузу? Как оправдать ее? В паузах мысль работает напряженно, активно. Что же заставило поэта задуматься? То, что рассудок не может победить чувство. Рассудок говорит: за что любить? Нищета, темнота, рабство, произвол, насилие, бездушие, но сердце полно любви, и я не могу побороть эту любовь.

Точка на конце строки, предполагающая большую паузу, подсказывает, что это положение автор утверждает безоговорочно.

Третья строка по размеру самая короткая, как же ее удлинить и сделать равной первой?

Автор старается представить себе, что больше всего может волновать человека, что для него дороже всего.

Ни слава, купленная кровью.

Всего четыре слова в строке. Но какая кинолента видений должна пройти перед глазами, пока вы произносите эти слова и решаете: «Нет, даже эта слава не волнует так, как мысль о Родине».

Следующие строки почти равны. Первая из них немного короче и может быть удлинена большей паузой на конце строки или наиболее раздельным произнесением каждого слова, то есть изменением темпа. Но это удлинение паузы должно быть еле ощутимо, так как строка короче только на половину двухсложной стопы. Вторая строка не имеет никакого пунктуационного знака, но по законам стиховедения на конце строки должна быть сделана небольшая пауза для вдоха. Эти концевые паузы не должны грубо обрывать стих, так как они должны придавать речи взволнованность, музыкальность. Эта мгновенная пауза является как бы воздушным мостиком, соединяющим строки стиха.

«Ни темной старины заветные преданья» — не спускайте голос, переводите его во вдох, — «Не шевелят во мне отрадного мечтанья», — опустите голос вниз, к точке.

Дальнейшее чтение стихотворения не представляет трудности, ибо каждая строка его вызывает определенные конкретные видения. Идите за этими видениями, и ваша речь будет звучать убедительно, впечатляюще и ритмично.

Картины родной природы, так хорошо знакомые и любимые каждым из нас, волнуют сердце и наполняют его беспредельной любовью к своей родной стране. Они успокаивают, чаруют, и это передается в спокойном ритме второй части стихотворения.

Но я люблю — за что не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи темь,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым.

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Здесь также не все строки равны. Первые четыре имеют по пяти стоп, последующие четыре переходят в шестистопный ямб, и, наконец, последние восемь строк имеют только по четыре стопы.

Вчитайтесь внимательно в каждую строку стихотворения воспроизведите перед вашим внутренним взором данные а втором картины, расскажите о них, и вы почувствуете, как совершенная форма стиха Лермонтова поможет вам передать чувства автора.

При чтении стихов необходимо также обращать внимание на рифму — созвучие концов стихотворных строк.

В зависимости от своего расположения рифма бывает: соседняя — аавв, перекрестная — авав, кольцевая — авва; на протяжении одного стихотворения она может быть одинаковой, может меняться, чередоваться. Все это необходимо учитывать при анализе и чтении стихотворения. Встречаются стихи и без рифмы, так называемые белые стихи.

Перейдем к разбору нескольких стихотворений Пушкина и Лермонтова.

Чтение лирических произведений является наиболее трудным разделом. Написанные обычно от первого лица, они и писаться должны также от первого лица. Но для того чтобы суметь передать все богатство мыслей и чувств поэта, надо самому искренне разделить с ним эти чувства, ту страстность мысли, которые волновали поэта, «нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его».

А чтобы понять и почувствовать «всякое слово» лирики поэта, необходимо очень хорошо знать и ясно представлять себе ту общественную жизнь, ту конкретную обстановку, в которой жил и творил поэт. Надо как бы увидеть своими глазами все предлагаемые обстоятельства, которых писалось то или иное стихотворение.

Возьмем поэзию Пушкина и Лермонтова. Это было время острой политической борьбы общественных мнений, время, когда все лучшие люди России подняли свой голос против самодержавия, против ненавистного позорного рабства — крепостного права, когда передовая художественная литература тесно связал а себя с общественно-революционным движением; когда властителями дум и настроений были Радищев, Рылеев, в которых венценосные властители народа видели опасных мятежников, бунтовщиков, подрывающих основы самодержавия, призывающих к революции. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов и все «друзья человечества» — декабристы посвятили себя делу служения народу. Их перо беспощадно клеймило царизм, дикое барство, которое «без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Их стихи расходились по рукам еще не напечатанные, переписывались и читались в кружках прогрессивного передового общества. Поэты клеймили бездушное светское общество — «тупую чернь», которая не понимала истинной поэзии и ее назначения.

Изучая биографию и творческий путь Пушкина, надо понять весь ужас оскорбительного полицейского надзора, которому подвергался поэт, почувствовать всю тяжесть его изгнаний, ссылок, отметить, что, несмотря на все это, Пушкин продолжал писать свои вольнолюбивые стихи, что даже после разгрома декабристов он находил слова утешения для своих друзей и выражал полную уверенность в том, что «придет желанная пора, оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа».

Вся политическая лирика поэта говорит о том, что ничто не могло сломить воли великого гения.

Погиб и кормщик и пловец! —

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою.

«Война» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Слава № 1

«Война» Михаил Лермонтов

Зажглась, друзья мои, война;
И развились знамена чести;
Трубой заветною она
Манит в поля кровавой мести!
Простите, шумные пиры,
Хвалы достойные напевы,
И Вакха милые дары,
Святая Русь и красны девы!
Забуду я тебя: любовь,
Сует и юности отравы,
И полечу, свободный, вновь
Ловить венок небренной славы!

Анализ стихотворения Лермонтова «Война»

Интерес к теме ратного подвига возник у юного поэта еще до поступления в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Романтически настроенный юноша с детства был наслышан о мужестве представителей своего рода, начиная с его основателя шотландца Георга Лермонта, который стал русским офицером. Еще одним обстоятельством, определившим внимание автора к теме, стала русско-турецкая война, разразившаяся в 1829—1830 гг. и подъем патриотических настроений, на которые не мог не откликнуться начинающий автор.

Традиции романтизма повлияли на идейное содержание и стилистику «Войны», созданной в 1829 г. Лирический герой оперирует понятиями, типичными для художественной манеры романтизма: в лексическую структуру произведения входят «знамена чести» и «кровавая месть», вакхические «шумные пиры», «сует и юности отравы» и «венок славы».

В начале своей речи герой цитирует строки Хераскова: «Зажглась война», разбавляя их обращением к друзьям-единомышленникам. Продолжая мысль, вдохновенный оратор останавливается на двух деталях предстоящих событий: трепещущих знаменах и звуке «трубы заветной». Визуальный и звуковой образы «манят», призывают на поле битвы.

Центральная часть посвящена прощанию с прошлой жизнью, атрибутами которой являлись веселые дружеские пиршества, названные «Вакха милыми дарами». Здесь же неожиданно — сразу после строки, где упоминается бог виноделия, — возникают образы Святой Руси и красных девушек, основанные на отечественном фольклорном наследии.

Возвышенная речь героя завершается торжественным обещанием. Оратор намеревается забыть о любви, которая получает сравнение с «отравой», наполняющей юные годы пустой суетой. Став свободным, лирический субъект словно обретает крылья. «Полечу», — так он характеризует свои планы. Целью романтика становится «небренная» слава — свидетельство мужества, подвиг, память о котором переживет гибель героя.

Хотя в общем тоне стихотворения чувствуется искренний патриотический призыв, картина предстоящих событий условна, абстрактна, изобилует приметами высокого стиля. Лирический оратор сосредоточен на своих чувствах и желаниях, возникших после известия о начале боевых действий. Аналогичная ситуация изображена в еще одном раннем творении на военную тему — «Поле Бородина ». Романтический герой, оказавшийся в гуще сражения, также лишен индивидуальных черт и увлечен своими эмоциями.

Слава, купленная кровью (анализ стихотворения Лермонтова «Родина»)

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Слава № 2

Понравилось сочинение, характеристика или краткое содержание - копируй. Качай. Скачал?
Добавь в закладки Ctrl+D или вступай в группу в ВК.

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Слава, купленная кровью (анализ стихотворения Лермонтова «Родина»). =>>>

Новое состояло в том, что Лермонтов с большей остротой, чем Пушкин. осознавал необходимость слияния с народом, а возможно, и подчинения ему передового дворянства. Добролюбов писал, что Лермонтов рано постиг «недостатки современного общества» и «умел понять», что «спасение от… ложного пути находится только в народе». Это убеждение крепло у Лермонтова постоянно, о чем свидетельствуют «Казачья колыбельная песня» (1839). прославляющая мужество простых казаков, и в особенности стихотворение «Родина» (1841), где проявилась «святая» и «разумная» (Н. А. Добролюбов) любовь поэта к отечеству.

В этих деталях нет умиленности поэта крестьянским бытом, только поэтизации старины. Здесь пульсируют сигналы более важные: не потерять в оковах крепостного рабства бодрости, жизнелюбия, стремления к прекрасному способен лишь великий народ. Значит, с народом следует связывать надежды на будущее. Таков итог исканий Лермонтова. Отсюда начинается дорога его бессмертия. Все последующие прогрессивные поколения России находили в поэзии Лермонтова опору и поддержку в борьбе за народные интересы, свободу и счастье родной земли.

  • Смотреть до полночи готов
  • Я вижу полное гумно,

    В «Родине» Лермонтов отвергает казенный патриотизм («слава, купленная кровью»). Девизом поэта становится любовь к народной России, быту простых тружеников, к могучей русской природе, которая дана в стихотворении как символ простора и свободы. Такая любовь в годы Лермонтова казалась «странной». Поэт понимает это. Народ для него — не серая и грубая масса, не объект сострадания, а источник правды и красоты:

  • С отрадой, многим незнакомой,
  • Избу, покрытую соломой,

    Насыщенность лирики Лермонтова жгучими социальными проблемами оказала прямое воздействие и на форму произведений. В юношеских набросках Лермонтов следующим образом определял процесс создания стихотворений: «На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова». Такой поистине жемчужиной и была его поэзия, отразившая титанические порывы к свободе, идеалам прекрасного. При этом страдания и беды других Лермонтов ощущал как свои собственные и выражал их через личное, субъективное восприятие. Отсюда особая сила поэтической выразительности, предельная взволнованность интонаций. Страстный, самобытный характер лирики Лермонтова ощутим в его слоге. Лермонтов не прибегает в стихах к внешним украшениям. Структура его фразы отличается, по словам Белинского, «алмазною крепостью… громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти».

  • И в праздник, вечером росистым,
  • На пляску с топаньем и свистом
  • С резными ставнями окно;
  • Под говор пьяных мужичков

    Сочинение опубликовано: 05.12.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

    Слава, купленная кровью (анализ стихотворения Лермонтова «Родина»)

    Навигация по записям

    Стихи Лермонтов СЛАВА. (Слава*, Известность, слава, что они? — а ест)

    Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Слава № 3

    Стихи Лермонтов СЛАВА. (Слава*, Известность, слава, что они? — а ест) К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но хочет всё душа моя Во всем дойти до совершенства. Пронзая будущего мрак, Она бессильная страдает И в настоящем всё не так, Как бы хотелось ей, встречает. Я не страшился бы суда, Когда б уве.

    К чему ищу так славы я?
    Известно, в славе нет блаженства,
    Но хочет всё душа моя
    Во всем дойти до совершенства.
    Пронзая будущего мрак,
    Она бессильная страдает
    И в настоящем всё не так,
    Как бы хотелось ей, встречает.
    Я не страшился бы суда,
    Когда б уверен был веками,
    Что вдохновенного труда
    Мир не обидит клеветами;
    Что станут верить и внимать
    Повествованью горькой муки
    И не осмелятся равнять
    С земным небес живые звуки.
    Но не достигну я ни в чем
    Того, что так меня тревожит:
    Всё кратко на шару земном,
    И вечно слава жить не может.
    Пускай поэта грустный прах
    Хвалою освятит потомство,
    Где ж слава в кратких похвалах?
    Людей известно вероломство.
    Другой заставит позабыть
    Своею песнию высокой
    Певца, который кончил жить,
    Который жил так одинокой.

    Люблю отчизну я, но странною любовью!
     Не победит ее рассудок мой.
      Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья./n
      Но я люблю — за что, не знаю сам —
      Ее степей холодное молчанье,
      Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее подобные морям;
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
       Люблю дымок спаленной жнивы,
       В степи ночующий обоз,
       И на холме средь желтой нивы
       Чету белеющих берез.
       С отрадой многим незнакомой
       Я вижу полное гумно,
       Избу, покрытую соломой,
      ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

    Меж тем, как Франция, среди рукоплесканий
    И кликов радостных, встречает хладный прах
    Погибшего давно среди немых страданий
       В изгнаньи мрачном и в цепях;
      Меж тем, как мир услужливой хвалою
    Венчает позднего раскаянья порыв
    И вздорная толпа, довольная собою,
       Гордится, прошлое забыв, —
    Негодованию и чувству дав свободу,
    Поняв тщеславие сих праздничных забот,
    Мне хочется сказать великому народу:
       Ты жалкий и пустой народ!
    Ты жалок потому, что вера, слава, гений,
    Всё, всё великое, священное земли,
    С насмешкой глупою ребяческих сомнений
       Тобой растоптано в пыли.
    Из славы сделал ты игрушку лицемерья,
      Из вольности — орудье палача,
    И все заветные отцовские поверья
       Ты им рубил, рубил сплеча, —
    Ты погибал… и он явился, с строгим взором. ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

    Стихотворение Лермонтова М.Ю.
    «Слава»

    К чему ищу так славы я?
    Известно, в славе нет блаженства,
    Но хочет все душа моя
    Во всем дойти до совершенства.
    Пронзая будущего мрак,
    Она, бессильная, страдает
    И в настоящем все не так,
    Как бы хотелось ей, встречает.
    Я не страшился бы суда,
    Когда б уверен был веками,
    Что вдохновенного труда
    Мир не обидит клеветами;
    Что станут верить и внимать
    Повествованью горькой муки
    И не осмелятся равнять
    С земным небес живые звуки.

    По не достигну я ни в чем
    Того, что так меня тревожит:
    Все кратко на шару земном,
    И вечно слава жить не может.
    Пускай поэта грустный прах
    Хвалою освятит потомство,
    Где ж слава в кратких похвалах?
    Людей известно вероломство.
    Другой заставит позабыть
    Своею песнию высокой
    Певца, который кончил жить,
    Который жил так одинокой.

    Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Слава

    См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :

    Слепец, страданьем вдохновенный.
    Слепец, страданьем вдохновенный, Вам строки чудные писал, И прежних л.

    Слишком месяц у Мерлини
    Слишком месяц у Мерлини Разговор велся один: Что творится у княгини.

    Послушать стихотворение Лермонтова Слава

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Слава

    Анализ стихотворения Лермонтова Слава