Анализ стихотворения Лермонтова Синие горы кавказа
М.Ю.Лермонтов и Кавказ Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, - презентация
Презентация на тему: " М.Ю.Лермонтов и Кавказ Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали," — Транскрипт:
1 М.Ю.Лермонтов и Кавказ Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, Вы к небу меня приучили, и я с той поры Всё мечтаю о вас и о небе. М.Ю.Лермонтов
2 Цели нашей работы -узнать, какую роль играл Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова -понять, какое место занимает М.Ю.Лермонтов в жизни и сознании жителей нашего края -познакомиться с Лермонтовым- художником -анализ стихотворения -повторить некоторые литературоведческие термины
3 М.Ю.Лермонтов и Кавказ Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, Вы к небу меня приучили, и я с той поры Всё мечтаю о вас и о небе. М.Ю.Лермонтов
4 Ещё ребёнком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников Аллы.
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 1.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Тучи», «Листок», «Парус», «На севере диком…»? а) патриотизм б) вольнолюбие в) тема одиночества. 2. В начале стихотворения «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните? а) тучи не испытывают ни страстей, ни страданий б) тучи никто не гонит, у них нет родины в) «тучки» лёгкие, они н и к чему не привязаны. 3. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утёс»? а) свободолюбивым порывом б) неразделённостью любви в) непрочностью человеческих отношений. 4. Определите жанр стихотворения «Три пальмы». а) баллада б) басня в) поэма 5. Какая основная тема стихотворения «На севере диком…»? а) разлука двух влюблённых б) трагическая непреодолимость одиночества. 6. О ком это сказано: Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания? А) о пальмах б) о тучах в) о волнах. 7. Кто это говорит: « Не прав твой, о небо, святой приговор. »? А) утёс б) листок в) пальмы.
35 Цели нашей работы -узнать, какую роль играл Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова -понять, какое место занимает М.Ю.Лермонтов в жизни и сознании жителей нашего края -познакомиться с Лермонтовым- художником -анализ стихотворения -повторить некоторые литературоведческие термины
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Синие горы Кавказа"
★ Профи (510), на голосовании 6 лет назад
Дополнен 6 лет назад
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею.
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов;
они так сияли в лучах восходящего солнца,
и в розовый блеск одеваясь, они,
между тем как внизу все темно,
возвещали прохожему утро.
И розовый цвет их подобился цвету стыда:
как будто девицы,
когда вдруг увидят мужчину купаясь,
в таком уж смущеньи,
что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ!
те пустынные громкие бури,
которым пещеры как стражи ночей отвечают.
На гладком холме одинокое дерево,
ветром, дождями нагнутое,
иль виноградник, шумящий в ущелье,
и путь неизвестный над пропастью,
где, покрываяся пеной,
бежит безымянная речка,
и выстрел нежданный,
и страх после выстрела:
враг ли коварный иль просто охотник.
все, все в этом крае прекрасно.
Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди как вольные птицы живут беззаботно;
Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.
В дымной сакле, землей иль сухим тростником
Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,
И шьют серебром - в тишине увядая
Душою - желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
Natasha Знаток (471) 6 лет назад
вся
СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА, ПРИВЕТСТВУЮ ВАС. (СТИХИ ПРОЗОЙ) - стихотворение Лермонтов М. Ю.
СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА, ПРИВЕТСТВУЮ ВАС. (СТИХИ ПРОЗОЙ)
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею.
*
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданый, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник… Всё, всё в этом крае прекрасно.
*
Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит; в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы не знакомой. 1
1 «Синие горы Кавказа, приветствую вас!». Впервые опубликовано в 1859 г. в «Отечественных записках» (т. 125, № 7, отд. I, с. 60).
В автографе третий абзац («Как я любил твои бури
всё в этом крае прекрасно») зачеркнут.
В стихотворении Лермонтова отразились воспоминания о пребывании на Кавказе в годы детства. См. также примечание к стихотворению «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья».
Отрывок представляет собой опыт ритмической прозы. Текстуально и по содержанию имеет соответствие с первыми строфами поэмы «Измаил-Бей», над которой в это время работал поэт (см. примечание к стихотворению «Прощанье»).
слушать, скачать аудио стихотворение
СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА, ПРИВЕТСТВУЮ ВАС. (СТИХИ ПРОЗОЙ) Лермонтов М. Ю.
к общему сожалению, пока аудио нет
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА, ПРИВЕТСТВУЮ ВАС. (СТИХИ ПРОЗОЙ):
Конспект урока литературы "Лермонтов и Кавказ. Анализ стихотворения "Синие горы Кавказа
Расширить представление о жизни М.Ю. Лермонтова на Кавказе.
Познакомиться со стихотворением в прозе «синие горы Кавказа.
Актуализировать знания по анализу стихотворения.
Повторить выразительно-изобразительные средства.
Продолжить формирование навыка монологического ответа, полного ответа на вопрос учителя, умения отбирать нужный материал.
Формировать коммуникативные навыки.
Развивать интерес к жизни и творчеству Лермонтова.
Прежде, чем начать урок, хочу напомнить вам о правилах речи, давайте все вместе их проговорим. (читаем правила речи с памяток на парте).
Ваша задача в ходе урока следить за тем, как говорят ваши одноклассники, и по окончанию занятия поставить свою оценку за речь каждому ученику и самому себе.
На доске портрет М. Ю. Лермонтова и изображение кавказской природы.
Ребята, определите тему нашего урока по тому, что вы видите на доске.
- Я предполагаю, что тема нашего урока: «Лермонтов и Кавказ»
3) Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Я думаю, на уроке мы будем знакомиться с жизнью Лермонтова на Кавказе, его произведениями.
Сообщение учителем целей урока.
1. Слайд 1-4. «Путешествие по лермонтовским местам на Кавказе»
2. Сообщение ученика о роли Кавказа в жизни Лермонтова по статье учебника.
3. Работа с географической картой.
Пребывание на Кавказе помогло поэту ближе познакомиться с жизнью его народа и полюбить природу этого края. Эти чувства отражены поэтом в стихотворении 1830 года «Кавказ».
Чтение стихотворения учеником.
С младенческих лет я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Физпауза. Игра на внимание и слуховое восприятие. «Горы, реки, равнины»
Ученикам раздаются листочки с надписями: горы, реки, равнины.
Учащиеся встают в круг спинами друг к другу, закрывают глаза. Учитель говорит: «Горы», те ученики, у которых эта надпись, должны хлопнуть в ладоши. Игра продолжается. Учитель говорит: «Реки», те ученики, у которых эта надпись, должны хлопнуть в ладоши.
Игра продолжается. Учитель говорит: «Равнины», те ученики, у которых эта надпись, должны хлопнуть в ладоши. В конце игры учащиеся определяют, у кого из одноклассников такая же надпись, как у него.
Презентация по теме «Картины М.Ю. Лермонтова»
Вы посмотрели картины Лермонтова. Что больше всего изображает поэт?
- Поэт больше всего изображает Кавказ .
С чем это связано?
- Я считаю, что это связано с любовью Лермонтова к этому краю.
Слово учителя. Вы увидели, как выражает свое чувство Лермонтов к Кавказу через картины, а сейчас предлагаю послушать стихотворение в прозе, в прочтении Валерия Ильинского.
Сообщение ученика. Слайд 16.
Стихотворение в прозе.
Прослушивание текста. Стихотворение в прозе М.Ю. Лермонтова «Синие горы Кавказа!»
Что вы почувствовали, услышав это произведение?
- Я услышал в стихотворении, как Лермонтов любит Кавказ.
2. Можно ли считать этот текст - стихотворением?
- Я считаю, что это произведение можно назвать стихотворением в прозе, т. к. оно передает лирические чувства.
3. Какой пейзаж предстает перед нами?
- Перед нами предстают великие кавказские горы.
Работа с текстом.
Лексическая работа. Найти значение в толковом словаре.
Взлелеяли – оберегали от невзгод;
Престолы – троны;
Творец – бог;
Презирает – считает никчемным;
Стражи – сторожа;
Безыменная – нет имени;
Коварный – хитрый, злой.
Вы знаете, что для создания картины в произведениях писатели и поэты используют изобразительные средства. Вспомним их.
Слайд 18 – 21.
Один ученик в роли учителя. Задает вопрос по изобразительным средствам, учащиеся отвечают - ученик-учитель оценивает ответ (правильно, нет или неполный ответ)
2. Групповая работа.
Найдите в тексте изобразительные средства. В качестве подсказки вам даны ключевые слова.
Пока ученики работают, звучит тихая музыка.
Метафоры: облаками меня одевали, престолы природы, в розовый блеск одевались.
Эпитеты: синие горы; одичалых хребтах; громовые тучи; далекие льдины утесов; восходящего солнца; пустынные, громкие бури; одинокое дерево; шумящий виноградник; путь неизвестный; безыменная речка; выстрел нежданный; враг ли коварный.
Олицетворения: взлелеяли детство мое, носили на хребтах, бури отвечают
Сравнения: громовые тучи улетают, как дым; как будто девицы смущаются; как стражи ночей.
Для чего мы искали в тексте изобразительные средства?
- Мы искали в тексте изобразительные средства, чтобы лучше понять смысл произведения, знать на какие слова делать логическое ударение.
С помощью чего передается эмоциональное состояние лирического героя?
- эмоциональное состояние лирического героя передается с помощью восклицательных предложений.
Прочитайте эти предложения. Как они должны звучать?
Ученики читают предложения.
Выразительное чтение стихотворения подготовленными заранее детьми.
Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Синие горы Кавказа »
Ваша задача поставить оценку за речь себе и одноклассникам.
Сегодня же за работу на уроке, не за речь, оценки.
Анализ стихотворения в прозе «Синие горы Кавказа».
Расширить представление о жизни М.Ю. Лермонтова на Кавказе.
Познакомиться со стихотворением в прозе «синие горы Кавказа.
Актуализировать знания по анализу стихотворения.
Повторить выразительно-изобразительные средства.
Продолжить формирование навыка монологического ответа, полного ответа на вопрос учителя, умения отбирать нужный материал.
Формировать коммуникативные навыки.
Развивать интерес к жизни и творчеству Лермонтова.
Орг. момент. Прежде, чем начать урок, хочу напомнить вам о правилах речи, давайте все вместе их проговорим. (читаем правила речи с памяток на парте).
Ваша задача в ходе урока следить за тем, как говорят ваши одноклассники, и по окончанию занятия поставить свою оценку за речь каждому ученику и самому себе.
На доске портрет М.Ю. Лермонтова и изображение кавказской природы.
Ребята, определите тему нашего урока по тому, что вы видите на доске.
- Я предполагаю, что тема нашего урока: «Лермонтов и Кавказ»
3) Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Я думаю, на уроке мы будем знакомиться с жизнью Лермонтова на Кавказе, его произведениями.
Сообщение учителем целей урока.
1. Слайд 1-4. «Путешествие по лермонтовским местам на Кавказе»
2 . Сообщение ученика о роли Кавказа в жизни Лермонтова по статье учебника .
3. Работа с географической картой.
Пребывание на Кавказе помогло поэту ближе познакомиться с жизнью его народа и полюбить природу этого края. Эти чувства отражены поэтом в стихотворении 1830 года «Кавказ».
Чтение стихотворения учеником.
С младенческих лет я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Физпауза. Игра на внимание и слуховое восприятие. «Горы, реки, равнины»
Ученикам раздаются листочки с надписями: горы, реки, равнины.
Учащиеся встают в круг спинами друг к другу, закрывают глаза. Учитель говорит: «Горы», те ученики, у которых эта надпись, должны хлопнуть в ладоши. Игра продолжается. Учитель говорит: «Реки», те ученики, у которых эта надпись, должны хлопнуть в ладоши. Игра продолжается. Учитель говорит: «Равнины», те ученики, у которых эта надпись, должны хлопнуть в ладоши. В конце игры учащиеся определяют, у кого из одноклассников такая же надпись, как у него.
Презентация по теме «Картины М. Ю. Лермонтова»
Вы посмотрели картины Лермонтова. Что больше всего изображает поэт?
- Поэт больше всего изображает Кавказ.
С чем это связано?
- Я считаю, что это связано с любовью Лермонтова к этому краю.
Слово учителя. Вы увидели, как выражает свое чувство Лермонтов к Кавказу через картины, а сейчас предлагаю послушать стихотворение в прозе, в прочтении Валерия Ильинского.
Сообщение ученика. Слайд 16.
Стихотворение в прозе.
Прослушивание текста. Стихотворение в прозе М.Ю. Лермонтова «Синие горы Кавказа!»
Что вы почувствовали, услышав это произведение?
- Я услышал в стихотворении, как Лермонтов любит Кавказ.
2. Можно ли считать этот текст - стихотворением?
- Я считаю, что это произведение можно назвать стихотворением в прозе, т.к. оно передает лирические чувства.
3. Какой пейзаж предстает перед нами?
- Перед нами предстают великие кавказские горы.
Работа с текстом.
Лексическая работа. Найти значение в толковом словаре.
Взлелеяли – оберегали от невзгод;
Презирает – считает никчемным;
Безыменная – нет имени;
Коварный – хитрый, злой.
Вы знаете, что для создания картины в произведениях писатели и поэты используют изобразительные средства. Вспомним их.
Один ученик в роли учителя. Задает вопрос по изобразительным средствам, учащиеся отвечают - ученик-учитель оценивает ответ (правильно, нет или неполный ответ)
2. Групповая работа.
Найдите в тексте изобразительные средства. В качестве подсказки вам даны ключевые слова.
Пока ученики работают, звучит тихая музыка.
Метафоры: облаками меня одевали, престолы природы, в розовый блеск одевались.
Эпитеты: синие горы; одичалых хребтах; громовые тучи; далекие льдины утесов; восходящего солнца; пустынные, громкие бури; одинокое дерево; шумящий виноградник; путь неизвестный; безыменная речка; выстрел нежданный; враг ли коварный.
Олицетворения: взлелеяли детство мое, носили на хребтах, бури отвечают
Сравнения: громовые тучи улетают, как дым; как будто девицы смущаются; как стражи ночей.
Для чего мы искали в тексте изобразительные средства?
- Мы искали в тексте изобразительные средства, чтобы лучше понять смысл произведения, знать на какие слова делать логическое ударение.
С помощью чего передается эмоциональное состояние лирического героя?
- эмоциональное состояние лирического героя передается с помощью восклицательных предложений.
Прочитайте эти предложения. Как они должны звучать?
Ученики читают предложения.
Выразительное чтение стихотворения подготовленными заранее детьми.
Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Синие горы Кавказа»
Ваша задача поставить оценку за речь себе и одноклассникам.
Стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Синие горы Кавказа, приветствую вас!»
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!"
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею.
Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов;
они так сияли в лучах восходящего солнца,
и в розовый блеск одеваясь, они,
между тем как внизу все темно,
возвещали прохожему утро.
И розовый цвет их подобился цвету стыда:
как будто девицы,
когда вдруг увидят мужчину купаясь,
в таком уж смущеньи,
что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ!
те пустынные громкие бури,
которым пещеры как стражи ночей отвечают.
На гладком холме одинокое дерево,
ветром, дождями нагнутое,
иль виноградник, шумящий в ущелье,
и путь неизвестный над пропастью,
где, покрываяся пеной,
бежит безымянная речка,
и выстрел нежданный,
и страх после выстрела:
враг ли коварный иль просто охотник.
все, все в этом крае прекрасно.
Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди как вольные птицы живут беззаботно;
Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.
В дымной сакле, землей иль сухим тростником
Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,
И шьют серебром - в тишине увядая
Душою - желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
Дата написания: 1832 год
Стихотворение Лермонтова М.Ю. - Синие горы Кавказа, приветствую вас!
См. также Михаил Лермонтов - стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Скинь бешмет свой, друг Мартыш
Скинь бешмет свой, друг Мартыш, Распояшься, сбрось кинжалы, Вздень бр.
Склонись ко мне, красавец молодой
1 Склонись ко мне, красавец молодой! Как ты стыдлив! Ужели в первый р.