Анализ стихотворения Лермонтова Щербатовой
Анализ стихотворения Лермонтова «Отчего»
«ОТЧЕГО» (1840) — один из шедевров любовной лирики позднего творчества Лермонтова. Короткое, всего шесть строк, но исключительно ёмкое по внутренней смысловой организации стихотворение, связано с княгиней М.А.Щербатовой.
Это монолог, в котором Лермонтов предсказывает её будущее. Поэта привлекала не только красота этой женщины, но и её незаурядность, свобода и независимость от мнения света. Отголоски светских сплетен и пересудов нашли отражение в этом стихотворении. Чувства, которыми проникнуто лирическое размышление, — грусть, тревога и горечь.
Миниатюра выполнена в виде ответа на вопрос «Отчего?». Лирический герой дважды кратко отвечает на него в первой и последней строчках: «Мне грустно, потому что я тебя люблю», «Мне грустно … потому что весело тебе». Оба ответа парадоксальны. В первом переплетаются мотивы любви и грусти. Героиня не чувствует опасности, ей «весело».
Лирический герой искренне желает ей счастья и осознаёт его невозможность. Парадокс второго ответа объясняется горестными знаниями законов жизни и света. Судьба красивой женщины, наделённой «цветущей молодость», искренней весёлостью, жизнерадостностью, в свете обречена на «молвы коварное гоненье»: «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье / Слезами и тоской заплатишь ты судьбе», — предсказывает он её будущее. За обоими ответами кроется пермонтовское мироощущение (антитеза «живой человек и мертвенная толпа, свет»). Чтобы подчеркнуть трагизм судьбы героини, поэт использует кольцевую композицию.
В стихотворении два проникающих друг в друга временных плана: настоящее и будущее. Настоящее связано с чувствами лирического героя («люблю», «знаю», «грустно») и настроением героини («весело»), будущее-с героиней («не пощадит», «заплатишь»).
Сейчас «молодость цветущая» героини, «светлый день», потом — «коварное гоненье», «слёзы», «тоска». Герой находится как бы над ситуацией, смотрит на неё из будущего. Он «видит судьбу молодой женщины … уже свершившейся»
Афористичность концовки, построенной на антитезе, передаётся через контрастные состояния: «мне грустно» — «весело тебе».
Стихотворение написано «медлительным» шестистопным ямбом, благодаря которому создаётся естественность речи. В миниатюре немного средств выразительности, но в то же время она поэтична. Инверсии придают глубину стиху («молодость цветущую твою», «молвы коварное гоненье», «заплатишь ты»).
О стихотворении «Отчего» С восторгом писал Белинский: «Это вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! < … > Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения…».
Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.
Стихотворение «Отчего» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца. По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лермонтов — едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…».
М.А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи…».
Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его — лирическая миниатюра романсного типа с элементами философской медитации.
Исследователи неоднократно отмечали, что в произведениях Лермонтова нет сюжета счастливой любви, нет любви в настоящем. Традиционная тема любовной лирики поэта — это разлука героев, расставание, прощание, роковые обстоятельства, безответная любовь, невозможность счастья. То же самое мы видим и в стихотворении «Отчего». Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным. И одновременно он открывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спасти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Основные чувства лирического героя — это грусть, горькое осознание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив противостояния искреннего, чистого, свободного человека и светской толпы.
Произведение имеет кольцевую композицию: открывается и заканчивается оно обозначением одного и того же чувства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в начале стихотворения, и в финале его:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цветущая молодость» героини противопоставлена «молвы коварному гоненью», «светлый день» — «слезам и тоске». Финальная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.
Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворения основана на формах разговорного языка. «Именно поэтому три предложения, составляющие произведение, совершенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе — две, а третье — одну. В соответствии с их строением эти предложения обусловливают ритмические переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, — из второго в третий, из четвертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце нечетных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритмическими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой. Однако такая сложность строфы “Отчего” только видимая, так как связана с безыскусственностью, простотой, даже “прозаичностью” ее, делающей ненужными какие бы то ни было образные убранства и риторические украшения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословного, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты («молодость цветущую», «коварное гоненье», «сладкое мгновенье»), метафору («Слезами и тоской заплатишь ты судьбе»), инверсию («молодость цветущую твою»), синтаксический параллелизм (начало и финал стихотворения).
Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта воспринимает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.
Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев — стихотворения «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»
Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив молвы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.
Здесь искали:
- анализ стихотворения лермонтова отчего
- лермонтов отчего анализ
- анализ стихотворения отчего лермонтов
Михаил
Лермонтов
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Отчего»
Принято считать, что последней музой Михаила Лермонтова была Мария Щербатова – молодая вдова-княгиня, увлекающаяся литературой и явно выделявшая среди своих многочисленных поклонников опального поэта. Именно из-за этой женщины состоялась вторая дуэль Лермонтова, из-за которой он был вновь сослан на Кавказ. Известно также, что Мария Щербатова приезжала к нему в часть и даже смогла добиться свидания с возлюбленным. Именно во время этого свидания княгиня посоветовала поэту молиться, когда его одолевает тоска, и поинтересовалась – отчего же на душе у него так скверно?
Спустя несколько месяцев, в 1840 году, журнал «Отечественные записки» опубликовал короткое стихотворение Михаила Лермонтова под названием «Отчего», которое не имело посвящения конкретному человеку. Однако все в окружении поэта прекрасно знали о том, кто именно вдохновил его на эти грустные и нежные строки. В этом произведении автор пытается дать ответ на поставленный перед ним вопрос и разобраться, что же именно тревожит его душу.
Самая первая строчка стихотворения приоткрывает завесу тайны над взаимоотношениями Лермонтова и Щербатовой. «Мне грустно, потому что я тебя люблю», — пишет поэт. Однако сожалеет он не столько о своих чувствах к женщине, умом и самоотверженностью которой он восхищен. Его гораздо сильнее беспокоит тот факт, что имя княгини Щербатовой вновь не сходит с уст светских сплетниц, которые бурно обсуждают дуэль поэта с соперником, Эрнстом де Барантом. Именно по этой причине автор с грустью отмечает, что его возлюбленную «не пощадит молвы коварное гоненье». Поэт прекрасно осознает, какие чувства будет испытывать Мария Щербатова, однажды уже ставшая объектом обсуждений в высшем обществе. Поводом для этого послужил ее неудачный брак, который длился чуть больше года и завершился смертью супруга-алкоголика. Однако вскоре княгиню подстерегал новый удар: она потеряла маленького сына и вместе с ним лишилась наследства, оставленного покойным супругом. Поэтому неудивительно, что Лермонтов хочет оградить свою избранницу от новых сплетен, но понимает, что это не в его власти. Именно поэтому он, обращаясь к княгине, отмечает: «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье слезами и тоской заплатишь ты судьбе».
Видимо, о своих опасениях поэт неоднократно говорил Марии Щербатовой и предостерегал ее от опрометчивых поступков. Однако княгиня воспринимала вероятность новых сплетен в оптимизмом. Именно поэтому Лермонтов завершает стихотворение строчкой: «Мне грустно… потому что весело тебе». Автор понимает, что скандала не избежать, однако изменить ситуацию он не в силах.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Демону»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали!»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Зеленый Шум»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право. )»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети»
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.
Помогите срочно нужен анализ стихотворения!
Таня Знаток (488), на голосовании 6 лет назад
Нужен анализ стихотворения Лермонтова "на светские цепи На блеск утомительный бала"
ну очень надо уже всё посмотрела нигде нет((
заранее спасибо)
Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 6 лет назад
Тема любви становится центральной в ранней лирике М. Ю. Лермонтова. Поэт раскрывает ее своеобразно. Для Лермонтова любовь связана с изменой, клеветой, даже злобой. Его лирический герой безумно одинок, он отчужден от мира, от светского общества. Этому человеку кажется, что он может обрести гармонию, если найдет любимую, родную душу. Увы! Не такова возлюбленная героя. Вместо счастья она причиняет ему множество страданий и боли.
Поэт воспевает прекрасных женщин, которым также, как и ему, чужды светские цепи и блеск утомительный бала, которые естественны даже среди ледяного, среди беспощадного света. Вот так он характеризует М. А. Щербатову:
Как ночи Украины,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных,
Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, ее глазки,
Как ветер пустыни,
И нежат и жгут ее ласки.
Эта женщина привлекает поэта глубиной своих чувств, умением по-настоящему верить, надеяться, любить:
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.
Лирический герой развивается вместе с автором. Он становится более опытным и мудрым, и эти качества помогают ему выбирать более достойных возлюбленных, хотя по-прежнему понять женскую суть этому человеку сложно.
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Эволюция образа возлюбленной в лирике Лермонтова свидетельствует о развитии личности поэта, а также о том, что женская душа это вечная тайна, и мужчина всегда будет стремиться ее постичь
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Щербатова Мария Алексеевна
“среди беспощадного света. ”
Мария Алексеевна Щербатова (1820-1879) была дочерью украинского помещика А.П. Штерича. После смерти матери она жила в доме бабушки С.И. Штерич в Петербурге. В 1837 г. юная Мария вышла замуж за гусарского офицера князя А.М. Щербатова. Однако через год после свадьбы ее муж заболел и умер – к счастью для молодой женщины, как писала ее родственница, потому что Щербатов оказался «дурным человеком», «злым и распущенным».
Лермонтов познакомился с молодой вдовой в 1839 г. в салоне Карамзиных. Блондинка с синими глазами, она была, по словам М.И. Глинки, «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». По свидетельству троюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея, поэт был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», которая, по его признанию, была такова, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Марии Алексеевне нравилась поэзия Лермонтова. После чтения поэмы «Демон» она сказала автору: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».
А.О. Смирнова вспоминала, что как-то при ней Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Он сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, - воскликнула княгиня Щербатова, - не может быть!» Александра Осиповна сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Щербатова тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную. »), которое преподнес ей. М.А. Щербатовой посвящено и стихотворение «Отчего»:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.
На долю Марии Алексеевны выпало много испытаний. Ее имя вошло в историю дуэли Лермонтова с французом Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ. А.П. Шан-Гирей писал, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта. и на завтра назначена была встреча». Н.М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывал, что Лермонтов «влюбился во вдову княгиню Щербатову. за которой волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом. Они дрались. »
Через несколько дней после дуэли Мария Алексеевна уехала в Москву. Но позднее, ненадолго вернувшись в Петербург, она виделась с Лермонтовым. П.Г. Горожанский, бывший товарищ поэта по юнкерской школе, вспоминал: «Когда за дуэль с де Барантом Лермонтов сидел на гауптвахте, мне пришлось занимать караул. Лермонтов был тогда влюблен в кн. Щ(ербатову), из-за которой и дрался. Он предупредил меня, что ему необходимо по поводу этой дуэли иметь объяснения с дамой и для этого удалиться с гауптвахты на полчаса времени. Были приняты необходимые предосторожности. Лермонтов вернулся минута в минуту, и едва успел он раздеться, как на гауптвахту приехало одно из начальствующих лиц справиться, все ли в порядке. Я знал, с кем виделся Лермонтов, и могу поручиться, что благорасположением дамы пользовался не де Барант, а Лермонтов».
Вопреки молве Мария Алексеевна не признавала себя виновницей в этой дуэли. В марте 1840 г. она писала А.Д. Блудовой: «Вы знаете, моя дорогая, нет большего позора для женщины, чем низкие домыслы о ней со стороны тех, кто ее знает. Но если женщина слишком горда, она часто предпочитает склонить свою голову перед гнусной клеветой, нежели оказать честь этим клевещущим на нее людям, представляя им доказательства своей чистоты. Я счастлива, что они не поранили один другого, я желаю лучше быть осужденной всеми, но все-таки знать, что оба глупца останутся у своих родителей. Я-то знаю, что значит такая потеря». Потерей Щербатовой был ее двухлетний сын, который умер через две недели после этой злосчастной дуэли.
В мае 1840 г. Лермонтов, направляясь на Кавказ, в Москве, видимо, встретился с Марией Алексеевной в последний раз. 10 мая ее навестил А.Н. Тургенев, который записал в своем дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Через несколько месяцев она уехала за границу, когда вернулась, поэта уже не было в живых. Лирический портрет М.А. Щербатовой поэт создал в стихах.
Автор: научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Т.Н. Кольян.
На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украйны она променяла,
Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.
Как ночи Украйны,
В мерцании звёзд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных,
Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, ее глазки,
Как ветер пустыни,
И нежат и жгут ее ласки.
И зреющей сливы
Румянец на щечках пушистых,
И солнца отливы
Играют в кудрях золотистых.
И, следуя строго
Печальной отчизны примеру,
В надежду на Бога
Хранит она детскую веру.
Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит.
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.
М.Ю. Лермонтов, 1840 г.