Анализ стихотворения Лермонтова Пускай поэта обвиняет
Урок 41 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ О РОЛИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Урок 41
М. Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии
в жизни общества
Цели : помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта и трагическом положении настоящих поэтов в России; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворения «Поэт».
Эпиграф к уроку.
Так жизнь скучна, когда боренья нет…
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
I. Проверка домашнего задания.
Прочитать (наизусть) выученное стихотворение Лермонтова, проанализировать. Объяснить причину выбора данного лирического произведения.
II. М. Ю Лермонтов о назначении поэта и поэзии.
1. Слово учителя.
Поражает требовательность Лермонтова к самому себе и своим поэтическим опытам. В ранней лирике он изображает поэта, главное призвание которого – воспевать вольность, а назначение поэзии – способствовать воспитанию у людей любви к родине и свободе.
Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути «воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу» [12, с. 318].
Об этом стихи: «О, полно извинять разврат», «Пускай поэта обвиняет», «Я не для ангелов и рая», «Не верь себе», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель».
2. Чтение и анализ стихотворения «Дума» (1838 г.)
1) Назовите главную тему стихотворения. Как она раскрывается автором?
2) Как Лермонтов относится к своему поколению?
3) За что он упрекает современников в стихотворении «Дума»?
4) Почему цензурой были запрещены два последних стихотворения?
5) Какова гражданская позиция автора? (Главная тема «Думы» – тема общественного поведения человека. Автор дает характеристику дворянской интеллигенции 30-х годов XIX века. С глубоким сожалением Лермонтов рассказывает о молодом поколении. Своих современников поэт упрекает прежде всего за отсутствие твердых убеждений, прочных привязанностей, за неспособность к активным действиям.)
3. Чтение стихотворения «Поэт» (1838 г.).
1) Каковы первоначальные впечатления от стихотворения?
2) Назовите тему и основную мысль лермонтовского произведения. В каких строках это выражено?
3) Какие художественно-выразительные средства использует поэт, чтобы выразить основную мысль?
4) В чем оригинальность композиции стиха? С какой целью Лермонтов в I части рассказывает нам о судьбе кинжала?
5) В чем смысл сравнения кинжала и поэта?
6) Почему современная поэзия, по мысли Лермонтова, утратила свое высокое назначение?
7) Проследите по тексту за изменением интонации в стихотворении. С какой интонацией следует читать последнюю строфу? (В стихотворении использован прием развернутого сравнения – сравнения поэта с кинжалом. Первые шесть строф – история кинжала, когда-то грозного оружия. Последующие строфы – размышления автора о роли поэта и поэзии. Идейным центром стиха является строфа 8. Это призыв к поэту вновь обрести свое слово (которое бы звало, вдохновляло, указывало цели борьбы), неотразимое, как удар кинжала. Роль поэта – служить народу, назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы», быть идейно насыщенной, передовой.)
4. Стихотворение «Пророк» (1841 г.).
С особой силой автор раскрывает трагедию поэта-пророка. Эта трагедия в том, что пророка не понимают в обществе, ненавидят и презирают.
5. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Вопросы: Что общего во взглядах на роль поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова? В чем отличие образа пушкинского героя от лермонтов-ского?
1. Подготовить сообщение о художественном своеобразии лирики Лермонтова.
2. Отзывы Белинского о поэзии Лермонтова.
3. Выучить наизусть стихотворение «Пророк» или «Поэт».
4. Письменно ответить на вопрос: «Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?» (На примере самостоятельно прочитанных стихотворений «Пускай поэта обвиняет», «Журналист, читатель и писатель» и др.)
Лермонтовское понимание темы поэзии
Последние записи
Усвоив пушкинское представление о высоком назначении поэзии, Лермонтов подхватил прежде всего мотив одиночества и непонятости поэта среди светской толпы. Противопоставление поэта обществу, его окружающему, было естественно для романтика, каким являлся Лермонтов. Отверженность среди светской толпы — излюбленный мотив Лермонтова с самого раннего творчества. Еще будучи шестнадцатилетним юношей, он пишет: «Пускай поэта обвиняет / Насмешливый, безумный свет, / Никто ему не помешает, / Он не услышит мой ответ». Откликаясь на величайшую трагедию России, — смерть Пушкина — Лермонтов рассматривает его судьбу прежде всего как судьбу гениального поэта, затравленного светским обществом: «Восстал он против мнений света / Один, как прежде… и убит!» Стихотворение «Смерть поэта» превращается у Лермонтова в грозную инвективу против ненавистного ему света, с которым не может ужиться гений. Созвучное своему миросозерцанию и настроению одиночество поэта среди толпы увидел Лермонтов в трагической судьбе Пушкина.
Те же мотивы прослеживаются и в стихотворении Лермонтова «Пророк». Оно не случайно повторяет название стихотворения Пушкина. Этим повторением подчеркивается как преемственность традиции, так и своеобразная полемика с пушкинским «Пророком». Так же, как и Пушкин, Лермонтов убежден в высокой, божественной сущности поэзии, она снисходит на человека, как божий дар («С тех пор, как вечный судия / Мне дал всеведенье пророка…») Но лермонтовское стихотворение начинается как раз там, где заканчивается стихотворение Пушкина. Лермонтовский пророк, по завету Бога, отправляется в мир, чтобы «глаголом жечь сердца людей». И что же? — «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья: / В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья», Поэту нет места среди людей. В стихотворении Лермонтов как бы подхватывает мотив позднего Пушкина: творчество возможно лишь вдали от суетного света, на лоне природы. Эта идея соединения поэта с природой была также органична Лермонтову-романтику. Природа, как и поэт, еще живет по законам Бога, чего нельзя сказать о человеческом обществе: «Завет Предвечного храня, / Мне тварь покорна там земная; / И звезды слушают меня, / Лучами радостно играя».
Однако и Лермонтов не отрицает высокого общественного назначения поэзии, он лишь скорбит о том, что «в наш век изнеженный» это назначение утратилось. В стихотворении «Поэт», аллегорически уподобляя поэзию кинжалу, Лермонтов восклицает: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! / Иль никогда, на голос мщенъя / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, / Покрытый ржавчиной презренья. » (Заметим, кстати, что Лермонтов нашел очень интересное и продуктивное сопоставление поэзии с оружием; им будут пользоваться впоследствии многие поэты — достаточно вспомнить, например, Маяковского.)
Лермонтовское понимание темы поэзии — это понимание Поэта-романтика, который выше всего ценит свою независимость и гордое одиночество среди толпы.
Здесь искали:
- грани лермонтовской поэзии сочинение
- отзыв о стихотворение лермонтова пускай поэта обвиняет
- мое понимание поэзии лермонтова
"Пускай поэта обвиняет" это:
"Пускай поэта обвиняет" «ПУСКАЙ ПОЭТА ОБВИНЯЕТ». стих. раннего Л. (1830—31?). От любовной лирики Л. а также от близких по времени написания стихов ивановского цикла отличается отсутствием трагич. напряженности. Стих. четко делится на 2 части: в 1-й утверждается независимость поэта от «насмешливого, безумного света», имманентно присущая творчеству свобода, к-рая при помощи образов романтич. поэзии уподобляется «птице дикой в пустыне», мчащейся «вдаль по озеру ладье». Во 2-й части поглощенность любовным чувством полемически «снимает» саму проблему взаимоотношений со «светом» как несущественную перед неизмеримо более важным переживанием («И что за дело мне до света, / Когда сидишь ты предо мной, / Когда рука моя согрета / Твоей волшебною рукой. »). Романтич. фразеология в этой части стих. («дева рая», «небесный час») теряет свое традиц. звучание, сталкиваясь с высоким смыслом простых знаков душевной близости — неожиданного для поэта опыта полного и спокойного единения с любимой, открывающего возможность быть с ней, «не беспокоясь, не страдая, не отворачивая глаз». Стих. положили на музыку В. В. Волошинов, Б. С. Майзель, В. А. Гайгерова. Автограф неизвестен. Копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «Саратовский листок», 1876, № 43, 26 февр. Датируется по положению в тетр. XX.
Лит. Андроников (13), с. 140.
О. В. Миллер Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников И. Л. Базанов В. Г. Бушмин А. С. Вацуро В. Э. Жданов В. В. Храпченко М. Б. — М. Сов. Энцикл. 1981
«Пускай поэта обвиняет. »
- Вера Инбер - "Много близких есть путей и дальних. "
- Вероника Тушнова - "Никогда мы не были так далеки. "
- Вероника Тушнова - "Нельзя за любовь - любое. "
- Вероника Тушнова - "Люблю? Не знаю, может быть, и нет. "
- Вероника Тушнова - "Где-то по гостиничным гостиным. "
- Лариса Рубальская - Прикажу
- Лариса Рубальская - Наважденье
- Лариса Рубальская - Не забудь
- Лариса Рубальская - Море волновалось
- Лариса Рубальская - Морозов
По тематикам
Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова
Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию изменялись по мере развития и углубления реалистических тенденций в его творчестве. Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника («Нет, я не Байрон, я другой, / Еще неведомый избранник). Лермонтовский поэт — «как демон, с гордою душою»; он «меж людей беспечный странник, / Для мира и небес чужой» («Я не для ангелов и рая. »). Поэт живет своими мечтами, своими стараниями, которые недоступны «толпе»:
Я сам собою жив доныне, Свободно мчится песнь моя. «Пускай поэта обвиняет. » (1831)
Но уже в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе»:
Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земле. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? «Безумец я! Вы правы. » (1832)
В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна.
Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».
Твой стих, как божий дух, носился над толпой, И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.
Почему же поэт ставит глагол в прошедшем времени: «Звучал, как колокол на башне вечевой»? Он имеет в виду революционную поэзию декабристов и Пушкина как выразителя идей декабризма. В 20-е годы поэты «простым и гордым» стихом «воспламеняли бойца для битвы». Их стих «нужен был толпе, / Как чаша для пиров, / Как фимиам в часы молитвы». Лермонтов, таким образом, ратует за идейную поэзию. Недаром он сравнивает поэзию с кинжалом, который может быть грозным боевым оружием и «игрушкой золотой».
А как же относится Лермонтов к современной ему поэзии? По его убеждению, современный поэт «свое утратил назначенье». «Трагедия поэта в том, что он разобщен с народом и теми, кого Лермонтов называет толпой, — смешанным, разноликим окруженьем поэта.
Поэт, изображенный Лермонтовым, лишился в обступившем его «ветхом мире» права выражать свою подлинную сущность, утратил свое назначение и превратился в изнеженного любителя «блесток» и «румян». Он разошелся с толпой не только потому, что сам, предавшись поэтической игре, перестал понимать простую и трагическую правду толпы» (Д. Максимов. Не верь себе, 1839) .
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:- лермонтов о назначении поэта и поэзии кратко
- сообщение тема поэта и поэзии в творчестве лермонтова
- поэт и поэзия в творчестве лермонтова кратко
- анализ стих. лермонтова я не достоин может быть
- реферат на тему поэта поэзии в творчестве лермонтова