Анализ стихотворения Лермонтова Пускай поэта обвиняет



Урок 41 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ О РОЛИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Урок 41
М. Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии
в жизни общества

Цели : помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта и трагическом положении настоящих поэтов в России; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворения «Поэт».

Эпиграф к уроку.

Так жизнь скучна, когда боренья нет…

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Пример

Я не могу, что значит отдыхать.

I. Проверка домашнего задания.

Прочитать (наизусть) выученное стихотворение Лермонтова, проанализировать. Объяснить причину выбора данного лирического произведения.

II. М. Ю Лермонтов о назначении поэта и поэзии.

1. Слово учителя.

Поражает требовательность Лермонтова к самому себе и своим поэтическим опытам. В ранней лирике он изображает поэта, главное призвание которого – воспевать вольность, а назначение поэзии – способствовать воспитанию у людей любви к родине и свободе.

Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути «воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу» [12, с. 318].

Об этом стихи: «О, полно извинять разврат», «Пускай поэта обвиняет», «Я не для ангелов и рая», «Не верь себе», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель».

2. Чтение и анализ стихотворения «Дума» (1838 г.)

1) Назовите главную тему стихотворения. Как она раскрывается автором?

2) Как Лермонтов относится к своему поколению?

3) За что он упрекает современников в стихотворении «Дума»?

4) Почему цензурой были запрещены два последних стихотворения?

5) Какова гражданская позиция автора? (Главная тема «Думы» – тема общественного поведения человека. Автор дает характеристику дворянской интеллигенции 30-х годов XIX века. С глубоким сожалением Лермонтов рассказывает о молодом поколении. Своих современников поэт упрекает прежде всего за отсутствие твердых убеждений, прочных привязанностей, за неспособность к активным действиям.)

3. Чтение стихотворения «Поэт» (1838 г.).

1) Каковы первоначальные впечатления от стихотворения?

2) Назовите тему и основную мысль лермонтовского произведения. В каких строках это выражено?

3) Какие художественно-выразительные средства использует поэт, чтобы выразить основную мысль?

4) В чем оригинальность композиции стиха? С какой целью Лермонтов в I части рассказывает нам о судьбе кинжала?

5) В чем смысл сравнения кинжала и поэта?

6) Почему современная поэзия, по мысли Лермонтова, утратила свое высокое назначение?

7) Проследите по тексту за изменением интонации в стихотворении. С какой интонацией следует читать последнюю строфу? (В стихотворении использован прием развернутого сравнения – сравнения поэта с кинжалом. Первые шесть строф – история кинжала, когда-то грозного оружия. Последующие строфы – размышления автора о роли поэта и поэзии. Идейным центром стиха является строфа 8. Это призыв к поэту вновь обрести свое слово (которое бы звало, вдохновляло, указывало цели борьбы), неотразимое, как удар кинжала. Роль поэта – служить народу, назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы», быть идейно насыщенной, передовой.)

4. Стихотворение «Пророк» (1841 г.).

С особой силой автор раскрывает трагедию поэта-пророка. Эта трагедия в том, что пророка не понимают в обществе, ненавидят и презирают.

5. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.

Вопросы: Что общего во взглядах на роль поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова? В чем отличие образа пушкинского героя от лермонтов-ского?

1. Подготовить сообщение о художественном своеобразии лирики Лермонтова.

2. Отзывы Белинского о поэзии Лермонтова.

3. Выучить наизусть стихотворение «Пророк» или «Поэт».

4. Письменно ответить на вопрос: «Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?» (На примере самостоятельно прочитанных стихотворений «Пускай поэта обвиняет», «Журналист, читатель и писатель» и др.)

Лермонтовское понимание темы поэзии

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пускай поэта обвиняет № 1

Последние записи

Усвоив пушкинское представление о высоком назначе­нии поэзии, Лермонтов подхватил прежде всего мотив оди­ночества и непонятости поэта среди светской толпы. Проти­вопоставление поэта обществу, его окружающему, было естественно для романтика, каким являлся Лермонтов. От­верженность среди светской толпы — излюбленный мотив Лермонтова с самого раннего творчества. Еще будучи шест­надцатилетним юношей, он пишет: «Пускай поэта обвиняет / Насмешливый, безумный свет, / Никто ему не помешает, / Он не услышит мой ответ». Откликаясь на величайшую траге­дию России, — смерть Пушкина — Лермонтов рассматрива­ет его судьбу прежде всего как судьбу гениального поэта, за­травленного светским обществом: «Восстал он против мнений света / Один, как прежде… и убит!» Стихотворение «Смерть поэта» превращается у Лермонтова в грозную ин­вективу против ненавистного ему света, с которым не может ужиться гений. Созвучное своему миросозерцанию и на­строению одиночество поэта среди толпы увидел Лермонтов в трагической судьбе Пушкина.

Те же мотивы прослеживаются и в стихотворении Лер­монтова «Пророк». Оно не случайно повторяет название сти­хотворения Пушкина. Этим повторением подчеркивается как преемственность традиции, так и своеобразная полемика с пушкинским «Пророком». Так же, как и Пушкин, Лермонтов убежден в высокой, божественной сущности поэзии, она снисходит на человека, как божий дар («С тех пор, как вечный судия / Мне дал всеведенье пророка…») Но лермонтовское стихотворение начинается как раз там, где заканчивается сти­хотворение Пушкина. Лермонтовский пророк, по завету Бога, отправляется в мир, чтобы «глаголом жечь сердца людей». И что же? — «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья: / В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья», Поэту нет места среди людей. В стихотворении Лермонтов как бы подхватывает мотив позднего Пушкина: творчество воз­можно лишь вдали от суетного света, на лоне природы. Эта идея соединения поэта с природой была также органична Лермонтову-романтику. Природа, как и поэт, еще живет по законам Бога, чего нельзя сказать о человеческом обществе: «Завет Предвечного храня, / Мне тварь покорна там земная; / И звезды слушают меня, / Лучами радостно играя».

Однако и Лермонтов не отрицает высокого общественного назначения поэзии, он лишь скорбит о том, что «в наш век изне­женный» это назначение утратилось. В стихотворении «Поэт», аллегорически уподобляя поэзию кинжалу, Лермонтов восклица­ет: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! / Иль никогда, на голос мщенъя / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, / Покрытый ржавчиной презренья. » (Заметим, кстати, что Лер­монтов нашел очень интересное и продуктивное сопоставление поэзии с оружием; им будут пользоваться впоследствии многие поэты — достаточно вспомнить, например, Маяковского.)

Лермонтовское понимание темы поэзии — это понимание Поэта-романтика, который выше всего ценит свою независи­мость и гордое одиночество среди толпы.

Здесь искали:
  • грани лермонтовской поэзии сочинение
  • отзыв о стихотворение лермонтова пускай поэта обвиняет
  • мое понимание поэзии лермонтова

"Пускай поэта обвиняет" это:

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пускай поэта обвиняет № 2

"Пускай поэта обвиняет" «ПУСКАЙ ПОЭТА ОБВИНЯЕТ». стих. раннего Л. (1830—31?). От любовной лирики Л. а также от близких по времени написания стихов ивановского цикла отличается отсутствием трагич. напряженности. Стих. четко делится на 2 части: в 1-й утверждается независимость поэта от «насмешливого, безумного света», имманентно присущая творчеству свобода, к-рая при помощи образов романтич. поэзии уподобляется «птице дикой в пустыне», мчащейся «вдаль по озеру ладье». Во 2-й части поглощенность любовным чувством полемически «снимает» саму проблему взаимоотношений со «светом» как несущественную перед неизмеримо более важным переживанием («И что за дело мне до света, / Когда сидишь ты предо мной, / Когда рука моя согрета / Твоей волшебною рукой. »). Романтич. фразеология в этой части стих. («дева рая», «небесный час») теряет свое традиц. звучание, сталкиваясь с высоким смыслом простых знаков душевной близости — неожиданного для поэта опыта полного и спокойного единения с любимой, открывающего возможность быть с ней, «не беспокоясь, не страдая, не отворачивая глаз». Стих. положили на музыку В. В. Волошинов, Б. С. Майзель, В. А. Гайгерова. Автограф неизвестен. Копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «Саратовский листок», 1876, № 43, 26 февр. Датируется по положению в тетр. XX.

Лит. Андроников (13), с. 140.

О. В. Миллер Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников И. Л. Базанов В. Г. Бушмин А. С. Вацуро В. Э. Жданов В. В. Храпченко М. Б. — М. Сов. Энцикл. 1981

«Пускай поэта обвиняет. »

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пускай поэта обвиняет № 3
  • Вера Инбер - "Много близких есть путей и дальних. "
  • Вероника Тушнова - "Никогда мы не были так далеки. "
  • Вероника Тушнова - "Нельзя за любовь - любое. "
  • Вероника Тушнова - "Люблю? Не знаю, может быть, и нет. "
  • Вероника Тушнова - "Где-то по гостиничным гостиным. "
  • Лариса Рубальская - Прикажу
  • Лариса Рубальская - Наважденье
  • Лариса Рубальская - Не забудь
  • Лариса Рубальская - Море волновалось
  • Лариса Рубальская - Морозов

По тематикам

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова

Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию изменялись по мере развития и углубления реалистических тенденций в его творчестве. Молодой Лер­монтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника («Нет, я не Байрон, я другой, / Еще неведомый избранник). Лермонтовский поэт — «как демон, с гордою душою»; он «меж людей беспечный стран­ник, / Для мира и небес чужой» («Я не для ангелов и рая. »). Поэт живет своими мечтами, своими стараниями, которые недоступны «толпе»:

Я сам собою жив доныне, Свободно мчится песнь моя. «Пускай поэта обвиняет. » (1831)

Но уже в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомне­ние правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе»:

Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земле. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? «Безумец я! Вы правы. » (1832)

В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь по­степенно уступил место объективному изображению реальной действитель­ности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна.

Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».

Твой стих, как божий дух, носился над толпой, И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Почему же поэт ставит глагол в прошедшем времени: «Звучал, как ко­локол на башне вечевой»? Он имеет в виду революционную поэзию дека­бристов и Пушкина как выразителя идей декабризма. В 20-е годы поэты «простым и гордым» стихом «воспламеняли бойца для битвы». Их стих «нужен был толпе, / Как чаша для пиров, / Как фимиам в часы молитвы». Лермонтов, таким образом, ратует за идейную поэзию. Недаром он срав­нивает поэзию с кинжалом, который может быть грозным боевым оружием и «игрушкой золотой».

А как же относится Лермонтов к современной ему поэзии? По его убеж­дению, современный поэт «свое утратил назначенье». «Трагедия поэта в том, что он разобщен с народом и теми, кого Лермонтов называет толпой, — смешанным, разноликим окруженьем поэта.

Поэт, изображенный Лермонтовым, лишился в обступившем его «ветхом мире» права выражать свою подлинную сущность, утратил свое назначение и превратился в изнеженного любителя «блесток» и «румян». Он разошелся с толпой не только потому, что сам, предавшись поэтической игре, перестал понимать простую и трагическую правду толпы» (Д. Мак­симов. Не верь себе, 1839) .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:
  • лермонтов о назначении поэта и поэзии кратко
  • сообщение тема поэта и поэзии в творчестве лермонтова
  • поэт и поэзия в творчестве лермонтова кратко
  • анализ стих. лермонтова я не достоин может быть
  • реферат на тему поэта поэзии в творчестве лермонтова

Послушайте стихотворение Лермонтова Пускай поэта обвиняет

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Пускай поэта обвиняет

Анализ стихотворения Лермонтова Пускай поэта обвиняет

Настроение произведения Пускай поэта обвиняет

Пускай поэта обвиняет