Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова

Унылое стихотворение, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Многие до сих пор гадают, чем оно могло быть вызвано, но есть версия, что оно относится к периоду пребывания русского поэта, находящегося в тот момент под арестом по решению суда, после дуэли с французским аристократом – Эрнестом Барантом.

Стихотворение появилось на страницах «Отечественных записок», вызвав бурное обсуждение со стороны критиков. Лейтмотивом главного рассуждения поэта становится – узничество и отсутствие полноценной свободы. Стихотворение «Пленный рыцарь» стало лишь продолжением плеяды со стороны других произведений также касающихся «тюремной темы». Вспомним, например, «Соседа» или «Узника», там ведь тоже Михаил Лермонтов писал о заточении и несвободе. Но вернёмся всё-таки к стихотворению «Пленный рыцарь», что же здесь важно на самом деле?

Пример

По сюжету, главный герой – рыцарь, находящийся в темнице. Сам он это место называет – «Каменный панцирь». Ему слишком одиноко и самое ужасное для него то, что он сломлен, битва его окончательно проиграна. Через окошко он видит синее небо, над которым парят птицы. Всё это его наталкивает на мысль, что он когда-то был храбрым воином, ему вспоминаются достойные битвы. У него были доспехи, тяжёлый меч, щит, который не раз спасал его от смерти и конь, вероятно предоставленный теперь сам себе. В одночасье всё это ушло в небытие, а сам он, сравнивает свои атрибуты, с тем местом, где находится сейчас. Доспехи – это темница, шлем – решётки на окнах, щит – двери темницы, а с конём он сравнивает – время, которое также быстро мчится. В последних строках, лирический герой обращается к теме смерти, он хочет, чтобы она забрала его с собой, заменив тем самым – дух свободы.

В стихотворении используется много метафорических прообразов того или иного действия. Герой ведёт монолог, повсеместно обращаясь к философским идеям. Одним словом – это трагическое стихотворение.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Пленный рыцарь"

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пленный рыцарь № 1

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свободы.

В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.

Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.

«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.

Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пленный рыцарь № 2

Автор его написал уже во взрослом возрасте в 1840 г. Поэт создавал произведение после того, как состоялась его поединок с Э. Барантом. А опубликовано только через несколько месяцев, в «записках». В нем продолжается тема тюрьмы, узничества.

В нем заключение в камеру связано неразрывно с чувством одиночества. Оно вызвано конфликтом поэта с окружающим миром. Здесь описаны душевные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с той действительностью, которая существует.

Стихотворение имеет пять строф, и выглядит как монолог, в котором раскрываются противостояния сообщества и человека, заточения и свободы. Цитата «темница – синее небо» создает конфликт. Молчание — так поэт выражает свою связь с пленением, причем тюрьма в этом случае распространяется на все вокруг. А «вольные птицы», которые резвятся на небосводе, подразумевают свободное чувство.

Рыцарь очень переживает из-за того, что ему приходится сидеть в заточении, хотя ему надо было выйти победителем или погибнуть в сражении. Все его отважные подвиги ушли в забытье, а сейчас остались только печальные думы и простое проживание, ожидая своей гибели.

Развернутая метафора содержится в 3 строфе, где поэт ввел лексику, которая еще сильнее подчеркивает бездеятельность героя. Он закован, заколдован. Ведь из каменных стен очень тяжело выйти.

4 столбец выстроен весь на фигуральных изменениях (щит это двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы). Сочетания слов показывают то, как состязаться за свободную жизнь – это камень, железо. Художественное свойство получается из-за внутреннего параллельного соотношения образов. Герой, сознавая свою несвободу, хочет вырваться из плена. Но за счет различных художественных приемов делается сильнее трагическая безысходность всей ситуации рыцаря.

В пятой строфе происходит синтаксическое противопоставление первым четырем. Здесь всего лишь три предложения, два являются побудительными, повелевают что-то сделать, чтобы достичь цели. И здесь начинают появляться светлые настроения. Все-таки героя не сломили, он еще не побежден. Он не собирается складывать свое оружие. И здесь отражаются терзания самого поэта.

Рекомендуется к прочтению:

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пленный рыцарь № 3

Молча сижу под окошком темницы,Синее небо отсюда мне видно:В небе играют всё вольные птицы;Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности.

387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.

Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит. В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания.

Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана.

Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Датируется предположительно апрелем 1840 года, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом.

Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться. Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

1840 г. когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Это произведение перешло в общественное достояние. В первую очередь, отсутствием свободы. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам.

Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

С 1963 в Московском театре им. Моссовета. В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок». Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы».

Текст «Пленный рыцарь» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пленный рыцарь № 4

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решотка бойницы,
Каменный панцырь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.
Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти. осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» - характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной». оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества. несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог. раскрывающий конфликт личности и общества. свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой«темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы» - едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» - ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно …мне стало» .

Третья строфа представляет развернутую метафору. где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы ) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало ) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь ) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции - противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же ) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя» ).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем. который в сочетании со сплошной женскойрифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно ) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Послушайте стихотворение Лермонтова Пленный рыцарь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Пленный рыцарь

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова

Настроение произведения Пленный рыцарь

Пленный рыцарь