Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс)

Лермонтов создал произведение «Парус» в 1832 году. То произведение очень сильно характеризирует самого автора, великого русского поэта и писателя, Лермонтова. Михаил Ю. Лермонтов – прекрасный поэт и писатель. Его произведения недаром быстро прославились, ведь этот человек был очень талантлив. Хоть его характер – дерзок, даже груб частенько, как отзывались о нем люди, все же внутри он был таким человеком, что и поверить в это трудно. Лермонтов – на самом деле романтик. Именно его романтичная душа, который тянулась к прекрасному, делала его собственные произведения – лучше и романтичнее.

Пример

«Парус» - это одно из доказательств этого предположения. Это стихотворение, пусть и не очень большое по размеру, очень прославилось и стало одним из знаменитых произведений писателя. Оно было написано в очень юном возрасте, когда Лермонтову было всего лишь семнадцать лет – пор любви и горя.

Парус – это сравнение с самим собой, как ни странно. Этот парус очень одиноко смотрится на фоне моря и тихой природы. Этот парус – неизвестно, что от него ожидают другие, и что он хочет в жизни? Вот самым этим вопросом, как бы и задается сам писатель, Лермонтов.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» 9 класс

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Парус № 1

Нравственный и полный внутренних переживаний монолог – все это стихи Лермонтова. «Парус» еще с 1832 года будоражит культурное общество. Анализ стихотворения Лермонтова показывает, что всего в 12 строках может быть скрыто так много для размышления. Более того, произведение является одним из богатств русской сокровищницы творений.

Для того чтобы провести анализ стихотворения Лермонтова «Парус», следует обратиться к его истокам. Почему оно было написано? Где?

Столкнувшись с трудностями в окончании университета, Михаил Юрьевич остался без возможности продолжать учебу в г. Петербурге. И, прогуливаясь по окрестностям города, он часто проводил время у Финского залива. Именно здесь родилось это величественное произведение.

«Парус» состоит из трех четверостиший. Две первые строки каждого из них описывают море и парус, а две последние – мысли Лермонтова по этому поводу. Общая мысль произведения – это существование человека в огромном мире, который представлен как спокойный и размеренный («струя светлей лазури»), так и переменами и волнениями, сопровождающими нас по жизни («играют волны – ветер свищет»). В данном случае, человек – это парус, который плывет по морю (скитается по миру).

Анализ стихотворения Лермонтова показывает, что «парус» не совсем доволен своей жизнью («А он, мятежный, просит бури»), хоть она ему и благосклонна («Над ним луч солнца золотой»). Парус не хочет спокойствия и умиротворенности, он жаждет впечатлений и насыщенности.

Для увеличения выразительности стихотворения, Лермонтов использует синонимы, анафоры, повторения. А динамику произведению придают глаголы. Кроме того, наличие многоточия позволяет воспринимать произведение не как описание пейзажа, а как несущее психологический смысл.

Анализ стихотворения Лермонтова раскрывает, что прямого указания на то, что поэт накладывает свой образ на парус, нет, но невооруженным взглядом эта связь прослеживается. Также поэт очень явно показал то, что парус – извечный странник («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?), которого весь его путь сопровождает одиночество («Белеет парус одинокий»).

Столь легкое и короткое произведение несет в себе столь глубокий смысл! Стихотворение пронизано темой свободы, хоть автор и не употребил этого слова ни разу. Свободный, но в то же время бесконечно одинокий, парус плывет по бескрайнему морю и желает найти хоть каплю беспокойства – это то, что открывает нам анализ стихотворения Лермонтова. Парус, как и сам поэт, пытается найти смысл жизни, какую-то высшую цель, которая придаст его существованию значимости.

Поэзию Михаила Юрьевича не спутать ни с одной другой. Ей характерна тонкость, изящество, наполняющее душу читателя гармонией. Творчество Лермонтова не может оставить равнодушным.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» показал, что ценители истинной поэзии не смогут, так сказать, «пройти мимо». Поэт в 12 строках выразил надежды, упования, мысли и гонения молодежи его современности. Это актуально и по сей день. На протяжении своей жизни практически каждый из нас пытается найти себя, мечется от одного к другому и пытается понять смысл бытия.

Текст стиха Лермонтова М.Ю. "Парус"

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Парус № 2

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Центральный образ стихотворения тоже двух планов. это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.

В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса. от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.

В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет. не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:

Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?

Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст. который служит основой композиции в данном произведении.

Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.

Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.

И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.

Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами. «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!

Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Парус № 3

Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов написал ещё в семнадцатилетнем возрасте в Петербурге в 1832 году. Знаменитые строчки родились у него в момент его прогулки вдоль берега Финского залива.

Поэт попытался отразить в нём свои личные душевные переживания. Молодой человек хотел стать филологом, но по желанию единственного в мире родного для него человека – бабушки – он согласился переехать в Петербург для того, чтобы поступить учиться в юнкерскую школу.

В этот ответственный в его жизни момент, он очень много думает и размышляет о своей прошлой жизни, о будущей своей судьбе, о смысле жизни и о месте человека в водовороте жизненных бурь. Несмотря на юный возраст автора, стихотворение отличается яркой образностью, мелодичностью и поэтической красотой, а философский смысл и глубина чувств поражают своей серьёзностью и зрелостью.

Композиция делит всё стихотворение на три строфы и при этом очень чётко разграничивает основные образы произведения образ паруса и лирического героя. В молодые годы Лермонтов в своей лирике часто использовал образы бурь, разгулявшейся морской стихии и мелькающего вдалеке паруса.

Поэт представляет нашему вниманию вид морского пейзажа с парусом и образ главного героя – автора, который стоит на берегу, смотрит вдаль и размышляет о своей жизни и маленькой лодочке, которую бури мотают по безбрежным морским просторам.

Анализ 1 строфы

В начале стихотворения поэт стоит на берегу и смотрит на виднеющийся парус. Эти два образа – образ паруса и лирического героя- непосредственно связаны с понятием «одиночество». Герой одинок, разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в полном одиночестве. И ни тот, ни другой не могут достигнуть душевной внутренней гармонии.

Анализ 2 строфы

Здесь лирический герой начинает искать пути спасения от одиночества. И путь для этого выбирает неординарный – борьбу со стихией. Но встречи с бурями не приносят ему счастья. Не принесут и перемен в жизни. Счастье должно быть в самом человеке и не нужно от него бежать.

Анализ 3 строфы

Третья строфа – это описание картины умиротворения и гармонии мира. Но это длится недолго. Герой желает только одного – обретения душевного покоя, обновления жизни. Но этот процесс, как он считает, возможен только через очистительную бурю.

В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым.

Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения. Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье!

6, 9 классс

«Парус» М.Лермонтова - анализ

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Парус № 4

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», — вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

«Парус», анализ стихотворения Лермонтова 9 класс

Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря. символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества. Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия .

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру. относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны ), метафоры (струя светлей лазури ), эпитеты (луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным». а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

для 6, 9 класса

Слушать стихотворение Лермонтова Парус

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Парус

Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс)

Настроение произведения Парус

Парус