Анализ стихотворения Лермонтова Отец и сын



Анализ стихотворения Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…»

Анализ стихотворения Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Отец и сын № 1

В 1831 году из-под пера Лермонтова вышла элегия «Ужасная судьба отца и сына…». Напечатана она была гораздо позже – в 1872 году ее впервые опубликовал историко-литературный журнал «Русский архив». Стихотворение посвящено трагическому событию в жизни поэта – смерти отца, Юрия Петровича. В произведении нашли отражение особенности отношений Лермонтова с ним. Дело в том, что мать Михаила Юрьевича скончалась рано – ей шел двадцать второй год. За воспитание будущего стихотворца взялась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца к мальчику она практически не допускала. О конфликтах между взрослыми Лермонтов в своих ранних художественных произведениях писал не раз. В частности, про их раздоры говорится в пьесе «Menschen und Leidenschaften».

Пример

В стихотворении обнаруживается связь не только со смертью Юрия Петровича, но и с оставленным им в январе 1831 года завещанием. В нем он предстает совсем не таким, как в воспоминаниях современников, – любящим супругом, заботливым отцом, против воли разлученным с сыном. Через элегию Лермонтов выражает сильнейшую скорбь, вызванную потерей папы. Кроме того, поэт сожалеет о годах, проведенных вдали от Юрия Петровича. Интересно, что именно отец был одним из первых людей, по достоинству оценивших писательский талант Михаила Юрьевича, усмотревших в нем потенциального гения.

Во второй части стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…» появляются рассуждения о толпе и герое, ей противопоставленном, что характерно для романтической традиции в мировой литературе. Здесь обозначается родство Лермонтова с папой не только по крови, но и по духу: «Ты светом осужден. Но что такое свет?». По мнению Михаила Юрьевича, они с отцом стали «жертвою страданий», им пришлось терпеть нападки людей, «то злых, то благосклонных». Среди рассуждений о жестокости толпы находится место и для биографических мотивов. Лирический герой желает вновь испытать отцовскую любовь, размышляет о собственном одиночестве.

Темы, встречающиеся в элегии «Ужасная судьба отца и сына…» проявятся в стихотворении «Эпитафия», датированном 1832 годом. В нем Лермонтов снова говорит о гонениях, страдании, крепкой духовной связи папы и ребенка. Несмотря на то, что с момента кончины Юрия Петровича прошло достаточное количество времени, поэт не меняет мнение, не дает других оценок. Он по-прежнему тоскует по нему, хочет когда-нибудь встретиться.


Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Лермонтова «Русская мелодия» Стихотворение «Русская мелодия» было впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти Лермонтова – в 1859-ом. Согласно нахождению в.
  2. Анализ стихотворения Лермонтова «Гусар» После Школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов попал в Лейб-гвардии гусарский полк. Нельзя сказать, что служба легла на плечи молодого поэта тяжелым.
  3. Основные мотивы лирики Лермонтова Издавна замечено, что Лермонтов — поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки.
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови» Пессимистические настроения характерны для значительной части творческого наследия Лермонтова. Один из периодов их усиления пришелся на промежуток с 1830 по.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон» «Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829.
  6. Анализ стихотворения Лермонтова «Исповедь» Впервые стихотворение «Исповедь» журнал «Отечественные записки» опубликовал после смерти Лермонтова — в 1859 году. Датируется оно второй половиной 1831-го. На.
  7. Анализ стихотворения Лермонтова «Солнце» На страницах юношеских тетрадей Лермонтова можно нередко встретить инициалы «Н. Ф. И.», разгадать тайну которых исследователи творчества Михаила Юрьевича сумели.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…»

Антология русской поэзии

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня, перед тобой
Как море жизни - вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!

Михаил Лермонтов: ужасная судьба отца и сына.
"" &

Проект по литературе (10 класс) на тему:
«Печальная судьба отца и сына…». Липецкие тропы к М.Ю.Лермонтову.

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Отец и сын № 2

В 2014 году мы отмечали 200- летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. Его произведения любят и ценят люди всех поколений, его творчество олицетворяет целую эпоху в русской поэзии.
М.Ю.Лермонтов родился в Москве. Но прародиной гениального поэта была Липецкая земля. Что же роднит нашу Липецкую землю и гениального поэта?
Имя великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова тесно связано с липецким краем. В деревне Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии (теперь это Становлянский район Липецкой области) обосновались дед и бабушка М. Ю. Лермонтова. Здесь же находились дом и усадьба его отца Юрия Петровича Лермонтова. В Кропотово познакомились и родители будущего поэта – Юрий Петрович и Мария Михайловна. Вскоре они поженились. Но брак этот не был счастливым. Мария Михайловна умерла, когда сыну не было и трех лет. В то время семья Лермонтовых жила в Тарханах. После смерти жены Юрий Петрович Лермонтов покинул Тарханы и поселился в Кропотово. Воспитанием М. Ю. Лермонтова стала заниматься его бабушка Е. А. Арсеньева. У отца не было достаточных средств на воспитание сына, и Юрий Петрович был вынужден расстаться с ним.
М. Ю. Лермонтов болезненно переживал разлуку с отцом, постоянно тянулся к нему. Во многих его произведениях («Люди и страсти», «Странный человек», «Ужасная судьба отца и сына». ) нашли отражение отзвуки сложных семейных отношений. Е. А. Арсеньева была против встреч Михаила Юрьевича с отцом, Лермонтов всё же несколько раз приезжал в Кропотово. Об этом свидетельствуют его произведения. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «К гению» (1829), в котором элегические мотивы сочетаются с реальным биографическим содержанием, улавливается впечатление, оставшееся после посещения Кропотова в 1827 году. Более того: в автографе стихотворения есть позднейшая приписка самого Лермонтова: «Напоминание о том, что было в Ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил 12 лет – и поныне люблю». Кропотовские впечатления также нашли отражение в первых юношеских драмах Лермонтова «Испанцы», «Люди и страсти» и в стихотворении «Дерево».
Живя у отца в Кропотове, Лермонтов записал в своём дневнике: "Моё завещание. Схороните меня под этим сухим деревом. и положите камень; и пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие!".

Творчество каждого великого поэта неразрывно связано с родными местами, близкими, друзьями. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что осознание творчества поэта, его устремлений, переживаний необходимо начинать с рассмотрения той атмосферы, которая формировала его внутренний мир.

- систематизировать и дополнить знания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова;

- проследить. какое влияние на творчество М.Ю.Лермонтова оказали отношения с отцом и пребывание поэта на Липецкой земле;

- оформление стенда на предметной неделе «Липецкие тропы к М.Ю.Лермонтову», на материале которого учащиеся могли бы познакомиться с липецкими корнями поэта.
Мною были сформулированы следующие задачи.

познакомиться с дополнительным материалом по биографии поэта, особое внимание уделив его связи с отцом;

проанализировать произведения поэта (особенно раннего периода), установить связь произведений со временем их написания и жизнью поэта;

выявить отраженные в творчестве внутренние переживания поэта, связанные с внутренними семейными отношениями между бабушкой и отцом;

показать значимость и актуальность знаний о поэте для понимания творчества поэта.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может применяться для изучения жизни и творчества Лермонтова, для характеристики его произведений, подготовки рефератов, а составленный мною путеводитель можно использовать для знакомства с липецкими корнями поэта.

В своей работе я использую следующие приёмы.

- изучение биографических сведений о поэте, опираясь на различные источники;

- аналитическое исследование поэтических текстов, связанных с пребыванием поэта в родовом имении отца поэта, деревне Кропотово Липецкой области;

- конспектирование научных материалов по теме.

…А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им… что родному краю

Поклон я посылаю.

1.1 История отца Лермонтова.

« Схорони меня под этим сухим деревом, чтобы два образа смерти предстали глазам вашим, я любил под ним и слышал волшебное слово «Люблю»… писал М.Ю. Лермонтов в своих автобиографических заметках. «Похороните мои кости под этой сухой яблоней; положите камень…».

Не вызывает ни у кого сомнений, о каком месте говорил поэт: речь идет о засохшей яблоне в родовом отцовском имении Кропотово – Лермонтово, расположенном в Становлянском районе Липецкой области. Здесь часто в детстве гостил Миша Лермонтов у отца.

Юрий Петрович был привезён в соседнее (ныне становлянское) Кропотово четырёхлетним мальчиком. В 1791 году это имение приобрёл его отец Пётр Лермонтов. Он и поселился здесь с женой Анной Васильевной, пятью дочерьми и малолетним сыном. Когда Юрию Петровичу исполнилось 24 года, он обосновался в Кропотово навсегда, выйдя в отставку в чине капитана и оставив службу в Первом кадетском корпусе Петербурга.

Известно, что род Лермонтовых, как и род Пушкиных, связан с нашим краем. Деревня Кропотово – Лермонтово, Становлянского района является родовым гнездом Лермонтовых. В 1791 году ее купил дед поэта Петр Юрьевич Лермонтов, приехав сюда из-под Костромы. После его смерти Кропотово перешло по наследству к отцу поэта Юрию Петровичу Лермонтову. В 1811 году он в чине капитана вышел в отставку и поселился в Кропотово, где жила его мать Анна Васильевна и сестры. В соседнем селе Васильевское (ныне Васильевка, Краснинского района, в 35 км от Кропотово), принадлежавшим помещикам Арсеньевым, произошла помолвка, а вскоре и свадьба будущих родителей поэта Юрия Петровича и Марии Михайловны. После рождения сына Михаила родители жили в Тарханах. В 1817 году умерла его мать, отец возвратился в Кропотово, где жил до последних дней.

Отец Лермонтова для определения сына на учебу в университетский пансион в 1829 году подал в Тульское дворянское депутатское собрание (тогда Кропотово входило в Ефремовский уезд Тульской губернии) прошение о внесении «как меня, так и сына моего Михайлу в Дворянскую родословную книгу и на оное внесение выдать Грамоту, а сыну надлежащее о дворянстве свидетельство». 10 марта 1829 года Юрию Петровичу была выдана Грамота о том, что род Лермонтовых внесен в шестую часть Дворянской родословной книги.

Каким был Юрий Петрович Лермонтов? Интересную характеристику дает Лермонтову – отцу первый биограф М.Ю. Висковатый: «Если сопоставить немногочисленные сведения о Юрии Петровиче. то это человек был добрый, мягкий, но вспыльчивый… и эта вспыльчивость при легко воспламеняющейся натуре могла доводить его до суровости и подавала повод к весьма грубым и диким проявлениям…». Крепостной люд называл его «добрым, даже очень добрым барином»[3]. М.Ю. Висковатый отмечает, что за такими вспышками всегда шло искреннее раскаяние.

Один из первых краеведов, который занимался липецкими Лермонтовыми, Ф.Ф.Руднев, во второй половине 20 столетия встречался со старожилами Кропотово. Они помнили рассказы своих родственников о жизни в усадьбе, говорили о том, что Юрий Петрович был очень хорошим человеком, честным и добрым.

Михаил Юрьевич Лермонтов бывал в имении отца несколько раз, но он нежно любил отца, и это чувство было взаимным. В 1827 году, когда мальчик посетил имение отца и прожил там все лето, Юрий Петрович показал ему альбом Марии Михайловны, в красном сафьяновом переплете. Там был рисунок: два дерева, растущие рядом, но разъединенные ручьем. А далее шли строки, написанные матерью:

«Склонности объединяют нас,

Юрий Петрович ответил следующее:

«Ручей два дерева разъединяет, но ветви их сплетясь растут». [5]

И какие глубокие чувства вызывают строки из завещания Юрия Петровича Лермонтова сыну:

« …Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что- либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!

Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобой. Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие, укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею, и бог вознаградил меня, ибо вижу, что я в сердце и уважении твоем ко мне ничего не

В своем завещании Ю. П. Лермонтов пишет о том, что он «…вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках ее в отношении воспитания…и образования…Скажи ей, что несправедливости ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда как я был готов любить ее всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины!»

В прошении о разделе имения, оставшегося после смерти отца, Михаил Юрьевич очень уважительно и с нежностью пишет об отце: «…воля родителя моего», «сохраняя в живой памяти священную для сердца моего волю сию…» [8].

И вот эта простая, тихая земля стала колыбелью для двух гениев русской словесности – Михаила Юрьевича Лермонтова и Ивана Алексеевича Бунина. Делая счастливыми таких своевольных, безудержных и непокорных пиитов.

Когда ранней весной идёшь по вязовой аллее бывшей барской усадьбы в умирающей деревеньке Кропотово, представляешь себе, как, поднимая неприглядные, полусгнившие прошлогодние листья, здесь некогда бегал к речке тринадцатилетний хозяйский мальчик Миша Лермонтов. Во времена его детства речушка Любашёвка была тоненькой и неглубокой. Несколько лет назад её запрудили, сейчас на её широких берегах поставлены домики для туристов-рыбаков, построена гостиница… По мнению исследователей творчества поэта, Михаил Юрьевич бывал в Кропотово (а тогда Кроптово-Лермонтово) дважды – в отрочестве и на похоронах отца. Здесь на берегах невзрачной, но такой многообещающей Любашёвки его любили – отец Юрий Петрович, тётушки, дядюшки. Здесь он испытал одну из своих самых пылких детских влюблённостей – к кузине Анечке Столыпиной. Здесь в 1827 году на растущем подле дома тополе вырезал свои инициалы «М.Ю.Л».

Тополя в 1941г. были спилены. От их пней пошла поросль. От пня дерева, на котором Лермонтов вырезал свои инициалы, выросло 5 тополей – они стройные, но болезненные. Ствол одного дерева сильно порезали, кто-то хотел оставить свой автограф, другой срезал предыдущую запись. И стоит оно сегодня, раненное нашим варварством.

Первого октября (по старому стилю) 1831 года умер Ю.П.Лермонтов. Он был похоронен на кладбище села Шипово, в шести километрах от Кропотово. Единственным свидетельством присутствия М.Ю.Лермонтова на похоронах отца является стихотворение «Эпитафия».

Прости! Увидимся ль мы снова?

И смерть захочет ли свести

Две жертвы жребия земного,

Как знать! И так, прости, прости.

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал,

Ты сам на свете был гоним,

Ты в людях только зло изведал…

Но понимаем был одним.

Села Шипово мы сегодня не увидим. Было место, где несколько веков жили люди, пахали землю, воспитывали детей. Теперь – небо и земля, поросшая сиренью. Шиповская церковь разрушена, кирпичное здание лишено колокольни, кровли, купола. Кованая ограда разобрана. Но и сейчас храм впечатляет, устремленный к небу столбообразной храмовой частью.

Останки Ю.П.Лермонтова были перезахоронены в Тарханах в 1974 году, рядом с женой и сыном.

В свое время бродил по Кропотово И.А.Бунин, который написал в романе «Жизнь Арсеньева»: «А потом я опять вспомнил бессмысленность и своей жизни среди всего этого и просто ужаснулся на нее, вдруг вспомнил вместе с тем Лермонтова. Да, вот кропотовка, этот забытый дом, на который я никогда не могу смотреть без каких – то бесконечно – грустных и неизъяснимых чувств. Вот бедная колыбель его, наша общая с ним, вот его начальные дни, когда также смутно, как и у меня некогда, томилась его младенческая душа, «желанием чудным полна», и первые стихи, столь же, как у меня, беспощадные…Дубовый листок оторвался от ветки родимой…». Как связать с этой Кропотовкой все то, что есть Лермонтов?

1.2 "Я сын страданья. "

В молодости Лермонтов чаще говорил в своих произведениях о муках, об огорчениях, доставляемых жизнью, нежели об ее радостях. Жизнь не очень-то жаловала поэта, судьбу его нельзя назвать счастливой в житейском смысле этого слова. Ведь прожил Лермонтов всего лишь двадцать шесть лет. Это слишком малый срок, чтобы в мучениях и размышлениях найти свой смысл жизни. В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального одиночества: "Брожу один, как отчуждённый". Уже в первых стихотворениях проявляется настроение отрицания. Уныние вызвано отсутствием страны, "где дружба дружбы не обманет, любовь любви не изменит".

Своего зятя Елизавета Алексеевна не приняла и сделала всё, чтобы её внук Мишенька воспитывался при ней. Можно долго рассуждать: а была ли любовь между гулякой и мотом Юрием Петровичем Лермонтовым и юной наследницей Арсеньевых Марией Михайловной? Это, собственно говоря, не наше дело. Но женившись на молоденькой болезненной женщине, Юрий Лермонтов принёс многое в жертву. В его роду было принято называть первенцев Юриями или Петрами. Но он принял условия властной тёщи и нарёк единственного сына Михаилом, в честь тестя-самоубийцы, дарившего свою любовь кому угодно, только не своей супруге.

Михаил Юрьевич Лермонтов горячо любил свою бабушку. Жалея ее, он умел войти в ее положение. Даже если это требовало почти непосильных для детского сердца жертв. Пожертвовал, например, потребностью общения с отцом, столь острой в подростке, выросшем в доме без хозяина. Виделся с ним урывками, тайно, скрывая свою привязанность. Лишь бы ничем не оскорбить ненависти Елизаветы Алексеевны к зятю, которого она упорно считала виновником ранней смерти дочери.

Без сомнения, воспоминания об этой, затерянной в полях усадьбе были для Лермонтова источником глубоких и серьезных переживаний и раздумий. Кропотовка, «ефремовская деревня», осталась навсегда в памяти поэта. И не только потому, что там одиноко жил, в разлуке с ним, отец. Кропотовка стала одной из негасимых печалей бытия, узелком, скрепляющим трагическое ощущение мира, собственную судьбу и незадавшуюся, горькую жизнь родителей. Ничто не изгладило в памяти поэта дни общения с отцом. Пройдет время и на бумагу лягут грустные строки:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя:

От них остался только я,

Ненужный член в пиру людском.

Младая ветвь, на пню сухом –

В ней соку нет, хоть зелена, -

Дочь смерти, - смерть ей суждена.

Лермонтов отлично чувствовал всю тяжесть отношения света к захудалым родам и высказал это в знаменитом своем стихотворении "На смерть Пушкина":

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов.

Эту обиду, нанесенную его захудалому роду, Лермонтов в детстве чувствовал еще сильнее, потому что под ней страдал любимый им отец.

Принадлежащую Михаилу Юрьевичу часть Кропотовского имения его бабушка продала сестре Юрия Петровича Елене Петровне Виолевой за 25 тысяч рублей, она была довольна тем, что ничто больше не связывает ее внука с Лермонтовыми.

Темы детства и материнства – одни из самых значительных в творчестве М.Ю. Лермонтова – связаны с целыми комплексами глубоко личных переживаний поэта. Они проявились в его литературных произведениях и в живописи: на малоизвестном рисунке пятнадцатилетнего Лермонтова изображен ребенок, тянущийся к матери. Этот рисунок представляет собой копию с картины Рафаэля «Святое семейство (Франциска I)», но внимание Лермонтова привлек на ней именно ребенок. «Вся его поза – один порыв. Вот только это Лермонтов взял с картины Рафаэля, да еще руку матери, которой она придерживает младенца. Рано потеряв мать, он тосковал по материнской ласке…». По наблюдению составителей частотного словаря языка Лермонтова, слова «дом», «отец», «мать», «дети», «дитя», «ребенок» входят в тысячу самых употребительных слов в языке поэта.

В научном исследовании творчества Лермонтова впервые факт лирического открытия художником темы детства и материнства отметил уникальный знаток русской поэзии И.Н. Розанов. В работе «Лермонтов – мастер стиха» (1940-е гг.) он писал: «… в русской литературе любовь к детям и материнская любовь как лирическая тема появляется впервые у Лермонтова. Ни у Державина, ни у Пушкина, ни даже у Жуковского ее не было.

Истоки этой темы мы видим в отсутствии рядом родителей, в частности отца, который горячо любил сына.

2.1.Родные мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Произведения любого великого художника несут отпечаток личности своего создателя, а значит возможность понять образцы зрелого творчества, не зная первых опытов, сложна. Уже в ранних стихах Лермонтова намечаются мотивы и образы, которые в дальнейшем получат углубленное нравственно – эстетическое наполнение. Поэтому каждый, кто пытается приблизиться к истинному восприятию таких шедевров, как «Смерть поэта», «Родина», «Герой нашего времени», в первую очередь должен обратиться к ранним стихам М.Ю.Лермонтова. А их «родник вдохновенный» проистекает из Кропотова, того места, где навечно сплелись для Лермонтова любовь и трагедия его жизни.

Летом 1827 года Михаил Юрьевич гостил у отца в Кропотово. Помещичья усадьба тогда состояла из одноэтажного дома с мезонином, старого тенистого парка, через который в центре шла аллея серебристых тополей. За парком находился сад. В доме, по воспоминаниям, Михаил Юрьевич жил в крайней правой комнате с одним окном, рядом была комната с двумя окнами – спальня Юрия Петровича, затем шла комната с балконом – гостиная, три окна с левой стороны – зала. По другую сторону дома через коридор была столовая и две комнаты сестер Юрия Петровича. В конце XIX столетия мезонин дома разобрали.

Этим же летом в Кропотово заехала с родными по дороге в Тарханы Анна Григорьевна Столыпина, кузина Михаила Юрьевича, которой он посвящает свое стихотворение «К гению». Стихотворение Лермонтова, написано в 1829 году. В нем заметно влияние антологической традиции. Обычные элегические мотивы сочетаются с реальным биографическим содержанием. Выражение «где вы, души моей царицы» восходит к А. С. Пушкину: «Для вас, души моей царицы» .В автографе стихотворения, имеется позднейшая помета Лермонтова: «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году - где я во второй раз полюбил 12 лет - и поныне люблю». Считалось, что в стихотворении говорится о кузине поэта Анне Григорьевне Столыпиной, впоследствии Философовой, или об Агафье Александровне Столыпиной. Исследования И. Л. Андроникова приводят к новому имени - С. И. Сабуровой.

Анне Столыпиной (впоследствии Философовой) М.Ю. Лермонтов посвятил и другое стихотворение, «Дереву». Произведение вошло в русскую и мировую культуру. Это стихотворение,по мнению многих исследований, навеяно тихой и скромной природой деревни Кропотово. оно поражает строчками:

Давно ли с зеленью радушной
Передо мной стояло ты
И я коре твоей послушной
Вверял любимые мечты;
Лермонтов всегда ощущал свое одиночество. В энциклопедии мы находим поразительные данные. Лермонтов более 560 раз употреблял в своих произведениях слово «один», из них 336 – в ранних. [6]

С детских лет он помнил и знал цену людским интригам, обернувшим судьбу его и отца в трагическое и тяжелое испытание. В стихотворении «Ужасная судьба отца и сына» звучит обвинение окружению, которое стремилось «..угасить огонь божественный…» любви между отцом и сыном.

Элегия наполнена сильнейшей скорбью, вызванной потерей отца. Помимо этого поэт сожалеет о годах, проведенных вдали от родного человека.

Во второй части стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…» появляются рассуждения о толпе и герое, ей противопоставленном. Здесь обозначается родство Лермонтова с отцом не только по крови, но и по духу: «Ты светом осужден. Но что такое свет?». По мнению Михаила Юрьевича, они с отцом стали «жертвою страданий», им пришлось терпеть нападки людей, «то злых, то благосклонных». Среди рассуждений о жестокости толпы находится место и для биографических мотивов. Лирический герой желает вновь испытать отцовскую любовь, размышляет о собственном одиночестве, говорит, что он «влачит» жизнь, но он любил:

Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!

В стихотворении «Прекрасны, вы, поля земли родной» дана зарисовка «могильной гряды» с позабытым всеми, но «бесценным» для самого Лермонтова «прахом».

“Прекрасны вы, поля земли родной. ” (1831) - юношеское стихотворение М.Ю. Лермонтова, в котором он выразил свое отношение к пейзажам, красота и очарование которых открылись ему в раннем возрасте. Произведение содержит характерное для патриотической лирики поэта противопоставление прекрасной природы родной земли “стране порочной”. С биографией М.Ю. Лермонтова связана последняя строка: “И позабытый прах, но мне, но мне бесценный”. По мнению большинства исследователей, поэт говорит в ней о своем отце. умершем в год создания стихотворения.

В стихотворении «Завещание» («Есть место близ тропы глухой» 1831) мы можем проследить связь с автобиографической заметкой «Мое завещание».

Есть место: близ тропы глухой,

В лесу пустынном, средь поляны,

Где вьются вечером туманы,

Мой друг, ты знаешь ту поляну;

Там труп мой хладный ты зарой,

Когда дышать я перестану.

Глухое, пустынное место, уединенное и располагающее к раздумьям – все это знаки, отсылающие нас к родным местам.

В более позднем стихотворении, последнем своем «Завещании» («Наедине с толпою, брат…» 1840), которое можно рассматривать как один из лучших образцов лирики поэта. Лермонтов предоставляет герою право самому рассказать о себе, но посылает «поклоны» «родному краю», затем – «отцу и матери». просит не печалить их вестью о смерти сына.[7].

Знаменитый литературный критик пушкинской эпохи В. Г. Белинский писал о «Завещании»: «. это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично. Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет. »

Бесконечные распри между отцом и бабушкой нашли свое отражение не только в лирике, но и в драмах: «Люди и страсти» «Странный человек». В уста героя Юрия Волина Лермонтов вложил суть семейной драмы и своих юношеских переживаний: «У моей бабки, моей воспитательницы, жестокая распря с отцом моим, и все это на меня упадает».

«Нам сдается, что это стихотворение хранит в себе характеристику музы поэта, - рассуждал первый биограф поэта П.А. Висковатый. - Здесь он является самим собою и дает нам возможность заглянуть в святая святых души своей». Он же не исключал и того, что замысел стихотворения мог возникнуть в связи с детскими воспоминаниями Лермонтова о песне, которую пела ему в Тарханах рано умершая Мария Михайловна. Поэтому в лермонтоведении на долгое время укоренилось мнение о том, что это самобытное поэтическое произведение посвящено матери.

Памяти отца посвящены стихотворения: «Пусть я кого – нибудь люблю», «Я видел тень блаженства, но вполне…», «Эпитафия».

«Пусть я кого-нибудь люблю. » .— Первоначально стихотворение состояло из трех строф; третья строфа носила автобиографический характер: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец. В слезах угасла мать моя; От них остался только я. В дальнейшем 1-я и 3-я строфы были зачеркнуты.

В стихотворении «Я видел тень блаженства» поэт говорит о своем отношении к любимой женщине, о своей любви к родине, среди полей которой есть место и для его будущей могилы, об умершем отце, о небесном рае.

Единственным свидетельством присутствия М.Ю.Лермонтова на похоронах отца является стихотворение «Эпитафия» (1832).

Смерть близкого человека потрясла поэта, углубила его разрыв с обществом, усилила его холодность. Здесь мы видим духовное родство и близость к отцу.

Есть ещё одна нить, которая связывает имя М. Ю. Лермонтова с липецким краем. Это дружба поэта с однокашником по московскому пансиону Николаем Федоровичем Туровским, бывшим директором Липецких минеральных вод. В воспоминаниях Туровского, впервые опубликованных в журнале «Русская старина», автор пишет о последней встрече с Лермонтовым в Пятигорске незадолго до гибели поэта: «…увлеченные живою беседой, мы переносились в студенческие годы; вспоминали прошедшее, разгадывали будущее. Он высказывал мне свои надежды скоро покинуть скучный юг и возвратиться к удовольствиям севера; я не утаил надежд наших — литературных, и прочитал на память одно из лучших его произведений. Черные большие глаза его горели; он, казалось, утешен был моим восторгом и в благодарность продекламировал несколько стихов, которые и теперь еще звучат в памяти моей».

2.2. Кропотово сегодня.

Сегодня на фундаменте барского дома в Кропотово стоит памятный камень. За ним – вязовая аллея. Ещё совсем недавно Кропотово было больше Лукьяновки, но дальше от автомобильной магистрали. Так и получилось, что Лукьяновка стала центром сельского поселения, а Кропотово начало угасать. А ведь здесь в год рождения области организовали колхоз имени Лермонтова.

Как передавали старики, до 1921 года в лермонтовском доме жили их дальние родственники, в нем размещался медпункт и квартира фельдшера. Так и достоял дом до самой Великой Отечественной. А в декабре 1941 года в Кропотово ворвались фашисты, дом Лермонтовых и часть усадьбы были сожжены.

В настоящее время Кропотово окончательно опустело. Две - три старушки на летний сезон приезжают – вот и все теперешнее население этих, по сути дела, святых лермонтовских мест. В прошлом веке в Кропотове часто приезжал Иван Алексеевич Бунин и вздыхал: «Да вот Кропотово, этот забытый дом…. Вот бедная колыбель его…. Как связать с этой Кропотовкой все то, что есть Лермонтов. »
После смерти на дуэли поэт был похоронен в Пятигорске.
Бабушка Лермонтова добилась разрешения на перезахоронение. Прах поэта из Пятигорска в Тарханы доставили на лошадях ее крепостные. Перезахоронение состоялось 23 апреля 1842 года в Тарханах, хотя сам поэт не раз писал о желании быть похороненным в земле отцов, т.е на фамильном кладбище в Шипово, где покоились и дед, и отец… Он любил Кропотово, его влекло в эти места еще в юности: « … Я родину люблю, И больше многих: средь ее полей. Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать. Когда мой прах, смешавшийся с землей, Навеки прежний вид оставит свой».
И, обращаясь к отцу, писал: «Прости! Увидимся ль мы снова? И смерть захочет ли свести две жертвы жребия земного…»
А еще ранее, живя у отца в Кропотово, Лермонтов записал в своем дневнике: «Мое завещание. Схороните меня под этим сухим деревом… и положите камень; и – пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие!»
В середине октября 2009 года в Кропотово-Лермонтово состоялось открытие памятного знака на месте бывшей усадьбы. Инициаторами создания памятного знака стали: Лермонтовский клуб «Парус», действующий при липецкой школе № 41, учителя и ученики школы с. Лукьяновка Становлянского района, преподаватель Липецкого государственного педагогического университета Татьяна Бербаш со своими студентами, липецкий историк, археолог, краевед Игорь Казмирчук.

Памятный знак представляет собой живописный камень с плитой, а рядом расположены скамеечки. Несколько шагов – и взгляду открывается старейшая и величественная аллея бывшей усадьбы во всей своей природной первозданности.

Из желания сохранить в памяти потомков место, где стоял дом Юрия Петровича Лермонтова, возник памятный знак. Камень был взят с пшеничного поля, недалеко от усадьбы. Он весит около 600 килограммов. Камень поражает всех своей красотой. Он вобрал в себя все тепло земли и поэтому несет в себе оттенки охры, рыжей глины, песка и солнца. На нем закреплена чугунная доска, которую отлили на заводе «Центролит» г. Липецка, а эскиз и модель изготовила студентка художественно – графического факультета Липецкого педагогического факультета Елена Мирошниченко.

Желание сохранить память о поэте сплотило незнакомых людей. Местные жители села Лукьяновка нашли камень, студенты ХГФ педагогического университета г. Липецка сделали эскиз мемориальной доски, липецкая школа № 41, носящая имя Лермонтова, нашла завод, где согласились сделать отливку. Рабочие завода отлили доску из чугуна, не взяв за работу ни копейки. Так возник памятник, созданный всем миром, - народный знак, знак памяти о великом и прекрасном русском поэте – Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Именем М. Ю. Лермонтова названы улицы в Липецке, Ельце, в с. Становом Становлянского района. Его имя носит средняя общеобразовательная школа № 41 г. Липецка. В Становлянском районе в 2001 году в с. Становое был установлен бюст М. Ю. Лермонтова работы елецкого скульптора Н. Кравченко, 15 октября 2009 года в с. Кропотово – памятный знак. С 2006 года в Липецкой области проходит областной праздник лермонтовской поэзии.
В заключение хочется привести слова В.Г. Белинского о великом русском писателе М.Ю.Лермонтове: Лермонтов «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала его смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. »

1. Андреев - Кривич С.А. Тарханская пора. – М. 1964.

2. Андроников И. А теперь об этом. – М. 1964.

3. Барбаш Т.И. Лермонтов на Липецкой земле, с. 17.

4. Белинский В.Г. Стихотворение М. Лермонтова. – М. 1964.

5. Вырыпаев П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии, с. 157.

6. Дякина А.А. Литературное краеведение, с. 99

7. Ермоленко С.И. Завещания М.Ю. Лермонтова, стр.33.

8. Журавлев А.П. Звук и смысл. Москва, 1991г.

9. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений Т-9 стр. 287

«Ужасная судьба отца и сына…» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Отец и сын № 3

«Ужасная судьба отца и сына…» Михаил Лермонтов

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,

Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня, перед тобой
Как море жизни — вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!

Анализ стихотворения Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…»

В 1831 году из-под пера Лермонтова вышла элегия «Ужасная судьба отца и сына…». Напечатана она была гораздо позже – в 1872 году ее впервые опубликовал историко-литературный журнал «Русский архив». Стихотворение посвящено трагическому событию в жизни поэта – смерти отца, Юрия Петровича. В произведении нашли отражение особенности отношений Лермонтова с ним. Дело в том, что мать Михаила Юрьевича скончалась рано – ей шел двадцать второй год. За воспитание будущего стихотворца взялась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца к мальчику она практически не допускала. О конфликтах между взрослыми Лермонтов в своих ранних художественных произведениях писал не раз. В частности, про их раздоры говорится в пьесе «Menschen und Leidenschaften».

В стихотворении обнаруживается связь не только со смертью Юрия Петровича, но и с оставленным им в январе 1831 года завещанием. В нем он предстает совсем не таким, как в воспоминаниях современников, – любящим супругом, заботливым отцом, против воли разлученным с сыном. Через элегию Лермонтов выражает сильнейшую скорбь, вызванную потерей папы. Кроме того, поэт сожалеет о годах, проведенных вдали от Юрия Петровича. Интересно, что именно отец был одним из первых людей, по достоинству оценивших писательский талант Михаила Юрьевича, усмотревших в нем потенциального гения.

Во второй части стихотворения «Ужасная судьба отца и сына…» появляются рассуждения о толпе и герое, ей противопоставленном, что характерно для романтической традиции в мировой литературе. Здесь обозначается родство Лермонтова с папой не только по крови, но и по духу: «Ты светом осужден. Но что такое свет?». По мнению Михаила Юрьевича, они с отцом стали «жертвою страданий», им пришлось терпеть нападки людей, «то злых, то благосклонных». Среди рассуждений о жестокости толпы находится место и для биографических мотивов. Лирический герой желает вновь испытать отцовскую любовь, размышляет о собственном одиночестве.

Темы, встречающиеся в элегии «Ужасная судьба отца и сына…» проявятся в стихотворении «Эпитафия», датированном 1832 годом. В нем Лермонтов снова говорит о гонениях, страдании, крепкой духовной связи папы и ребенка. Несмотря на то, что с момента кончины Юрия Петровича прошло достаточное количество времени, поэт не меняет мнение, не дает других оценок. Он по-прежнему тоскует по нему, хочет когда-нибудь встретиться.

Ужасная судьба отца и сына.
Стихотворение Михаила Лермонтова

Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть, И жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина! Но ты свершил свой подвиг, мой отец, Постигнут ты желанною кончиной; Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец Того, кто был всех мук твоих причиной! Но ты простишь мне! Я ль виновен в том, Что люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный, от самой колыбели Горевший в ней, оправданный творцом? Однако ж тщетны были их желанья: Мы не нашли вражды один в другом, Хоть оба стали жертвою страданья! Не мне судить, виновен ты иль нет; Ты светом осужден. Но что такое свет? Толпа людей, то злых, то благосклонных, Собрание похвал незаслуженных И стольких же насмешливых клевет. Далеко от него, дух ада или рая, Ты о земле забыл, как был забыт землей; Ты счастливей меня, перед тобой Как море жизни - вечность роковая Неизмеримою открылась глубиной. Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне О днях, потерянных в тревоге и слезах? О сумрачных, но вместе милых днях, Когда в душе искал ты, как в пустыне, Остатки прежних чувств и прежние мечты? Ужель теперь совсем меня не любишь ты? О, если так, то небо не сравняю Я с этою землей, где жизнь влачу мою; Пускай на ней блаженства я не знаю, По крайней мере, я люблю!

М.Ю.Лермонтов.
Собрание сочинений в четырех томах.
Москва, Библиотека "Огонек",
Издательство "Правда", 1969 г.

Другие стихи Михаила Лермонтова

Слушать стихотворение Лермонтова Отец и сын

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Отец и сын

Анализ стихотворения Лермонтова Отец и сын

Настроение произведения Отец и сын

Отец и сын