Анализ стихотворения Лермонтова Оставь напрасные заботы
анализ стихотворения лермонтова оставь напрасные заботы
- Произведение 1832 г. обращено к Варваре Лопухиной, милой юной девушке, сердечную симпатию к которой поэт сохранил на долгие годы.
Мотив разделенной любви, достаточно редкий для лермонтовской поэтики, неразрывно связан с лирическим ты. Женский образ исполнен светлых красок: героиня способна на искреннюю любовь, которая погружает ее душу в состояние святого счастья.
Лирический герой, напротив, не ощущает себя счастливым, хотя верит возлюбленной и понимает ценность высокого чувства. Он предпочел сохранить свой душевный мир в тайне, не открыв его даже близкому человеку. Свое пожелание герой выражает довольно категорично, применяя модальную конструкцию: ты ведать не должна.
Лирический субъект подробно поясняет причины своего решения: ему мучительно, больно признаться в разочаровании и потере надежд. Герой наделяет собственную жизнь знаковыми эпитетами с ярким негативным содержанием пуста, черна. Череда придаточных предложений, которые начинаются с анафоры что, перечисляет отрицательные черты внутреннего мира лирического я. Его душа претерпела трагическое преображение, лишившись устремлений к вечным ценностям, привыкнув к страданиям, став недостойной бескорыстного сопереживания.
Муки сердца возводятся в ранг атрибутов, необходимых для внутреннего развития романтической личности. Они получают сравнение сразу с тремя категориями: спутник, собственность иль брат. Душу, отравленную ядом терзаний и сомнений, герой укрывает от других людей. Он скорее пожертвует жизнью для возлюбленной, чем решится посвятить ее в загадочный внутренний мир, раздираемый противоречиями. Лирический субъект опасается, что неприглядная картина погубит гармоничные чувства юной героини, разрушит светлое хрупкое счастье.
В другом лермонтовском творении К* (Мой друг, напрасное старанье!) также появляются мотивы ревностной защиты жизни души задумчивой. Поэтический текст совпадает с анализируемым по названию, году появления и даже по стилистике первой строки. Общее звучание стихотворения более оптимистично: здесь лирический герой оберегает от чужих взглядов не разрушающий яд разочарований, а сокровенные надежды. Последние охарактеризованы при помощи комплекса метафор, в которых актуализированы значения возвышенного и драгоценного: святое царство, сокровища святые и клад.анализ стихотворения лермонтова оставь напрасные заботы
анализ стихотворения лермонтова оставь напрасные заботы
Мотив разделенной любви, достаточно редкий для лермонтовской поэтики, неразрывно связан с лирическим ты. Женский образ исполнен светлых красок: героиня способна на искреннюю любовь, которая погружает ее душу в состояние святого счастья.
Лирический герой, напротив, не ощущает себя счастливым, хотя верит возлюбленной и понимает ценность высокого чувства. Он предпочел сохранить свой душевный мир в тайне, не открыв его даже близкому человеку. Свое пожелание герой выражает довольно категорично, применяя модальную конструкцию: ты ведать не должна.
Лирический субъект подробно поясняет причины своего решения: ему мучительно, больно признаться в разочаровании и потере надежд. Герой наделяет собственную жизнь знаковыми эпитетами с ярким негативным содержанием пуста, черна. Череда придаточных предложений, которые начинаются с анафоры что, перечисляет отрицательные черты внутреннего мира лирического я. Его душа претерпела трагическое преображение, лишившись устремлений к вечным ценностям, привыкнув к страданиям, став недостойной бескорыстного сопереживания.
Муки сердца возводятся в ранг атрибутов, необходимых для внутреннего развития романтической личности. Они получают сравнение сразу с тремя категориями: спутник, собственность иль брат. Душу, отравленную ядом терзаний и сомнений, герой укрывает от других людей. Он скорее пожертвует жизнью для возлюбленной, чем решится посвятить ее в загадочный внутренний мир, раздираемый противоречиями. Лирический субъект опасается, что неприглядная картина погубит гармоничные чувства юной героини, разрушит светлое хрупкое счастье.
В другом лермонтовском творении К* (Мой друг, напрасное старанье!) также появляются мотивы ревностной защиты жизни души задумчивой. Поэтический текст совпадает с анализируемым по названию, году появления и даже по стилистике первой строки. Общее звучание стихотворения более оптимистично: здесь лирический герой оберегает от чужих взглядов не разрушающий яд разочарований, а сокровенные надежды. Последние охарактеризованы при помощи комплекса метафор, в которых актуализированы значения возвышенного и драгоценного: святое царство, сокровища святые и клад.
Post navigation
Лермонтов Михаил - Оставь напрасные заботы
Лермонтов М. Ю.
«Оставь напрасные заботы»
Оставь напрасные заботы,
Не обнажай минувших дней;
В них не откроешь ничего ты,
За что б меня любить сильней!
Ты любишь - верю - и довольно;
Кого - ты ведать не должна,
Тебе открыть мне было б больно,
Как жизнь моя пуста, черна.
Не погублю святое счастье
Такой души и не скажу,
Что недостоин я участья,
Что сам ничем не дорожу;
Что всё, чем сердце дорожило,
Теперь для сердца стало яд,
Что для него страданье мило,
Как спутник, собственность иль брат,
Промолвив ласковое слово,
В награду требуй жизнь мою;
Но, друг мой, не проси былого,
Я мук своих не продаю.
Дата написания: 1832 год
БОРТНИКОВ Геннадий Леонидович (род. 1939), актёр, народный артист Российской Федерации (1993). С 1963 в Московском театре им. Моссовета. Игре свойственны приподнятость, порывистость, импульсивность.
В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов.
Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта.
Лермонтов Михаил - Парус
Стих и песня С. Лемешев
Лермонтов Михаил - Максим Максимыч
С уч. М. Глузского 1979
Лермонтов Михаил - Герой нашего времени - Бэла
Радиосп. пост. А. Баталова в рол. А. Кайдановский, М. Глузский и др
Лермонтов Михаил - На смерть поэта
Читает В. Качалов
Лермонтов Михаил - Мцыри
Читает С. Бехтерев, А. Романцов, К. Минкина 1989 2й вариант
«К* (Оставь напрасные заботы…)» М.Лермонтов
«К* (Оставь напрасные заботы…)» Михаил Лермонтов
Оставь напрасные заботы,
Не обнажай минувших дней;
В них не откроешь ничего ты,
За что б меня любить сильней!
Ты любишь — верю — и довольно;
Кого — ты ведать не должна,
Тебе открыть мне было б больно,
Как жизнь моя пуста, черна.
Не погублю святое счастье
Такой души и не скажу,
Что недостоин я участья,
Что сам ничем не дорожу;
Что всё, чем сердце дорожило,
Теперь для сердца стало яд,
Что для него страданье мило,
Как спутник, собственность иль брат,
Промолвив ласковое слово,
В награду требуй жизнь мою;
Но, друг мой, не проси былого,
Я мук своих не продаю.
Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Оставь напрасные заботы…)»
Произведение 1832 г. обращено к Варваре Лопухиной, милой юной девушке, сердечную симпатию к которой поэт сохранил на долгие годы.
Мотив разделенной любви, достаточно редкий для лермонтовской поэтики, неразрывно связан с лирическим «ты». Женский образ исполнен светлых красок: героиня способна на искреннюю любовь, которая погружает ее душу в состояние «святого счастья».
Лирический герой, напротив, не ощущает себя счастливым, хотя верит возлюбленной и понимает ценность высокого чувства. Он предпочел сохранить свой душевный мир в тайне, не открыв его даже близкому человеку. Свое пожелание герой выражает довольно категорично, применяя модальную конструкцию: «ты ведать не должна».
Лирический субъект подробно поясняет причины своего решения: ему мучительно, «больно» признаться в разочаровании и потере надежд. Герой наделяет собственную жизнь знаковыми эпитетами с ярким негативным содержанием — «пуста, черна». Череда придаточных предложений, которые начинаются с анафоры «что», перечисляет отрицательные черты внутреннего мира лирического «я». Его душа претерпела трагическое преображение, лишившись устремлений к вечным ценностям, привыкнув к страданиям, став недостойной бескорыстного сопереживания.
Муки сердца возводятся в ранг атрибутов, необходимых для внутреннего развития романтической личности. Они получают сравнение сразу с тремя категориями: «спутник, собственность иль брат». Душу, отравленную «ядом» терзаний и сомнений, герой укрывает от других людей. Он скорее пожертвует жизнью для возлюбленной, чем решится посвятить ее в загадочный внутренний мир, раздираемый противоречиями. Лирический субъект опасается, что неприглядная картина «погубит» гармоничные чувства юной героини, разрушит светлое хрупкое счастье.
В другом лермонтовском творении — «К*» («Мой друг, напрасное старанье!») — также появляются мотивы ревностной защиты жизни «души задумчивой». Поэтический текст совпадает с анализируемым по названию, году появления и даже по стилистике первой строки. Общее звучание стихотворения более оптимистично: здесь лирический герой оберегает от чужих взглядов не разрушающий яд разочарований, а сокровенные надежды. Последние охарактеризованы при помощи комплекса метафор, в которых актуализированы значения возвышенного и драгоценного: «святое царство», «сокровища святые» и «клад».
Михаил Лермонтов — Оставь напрасные заботы
Ostav naprasnye zaboty,
Ne obnazhay minuvshikh dney;
V nikh ne otkroyesh nichego ty,
Za chto b menya lyubit silney!
Ty lyubish — veryu — i dovolno;
Kogo — ty vedat ne dolzhna,
Tebe otkryt mne bylo b bolno,
Kak zhizn moya pusta, cherna.
Ne pogublyu svyatoye schastye
Takoy dushi i ne skazhu,
Chto nedostoin ya uchastya,
Chto sam nichem ne dorozhu;
Chto vse, chem serdtse dorozhilo,
Teper dlya serdtsa stalo yad,
Chto dlya nego stradanye milo,
Kak sputnik, sobstvennost il brat,
Promolviv laskovoye slovo,
V nagradu trebuy zhizn moyu;
No, drug moy, ne prosi bylogo,
Ya muk svoikh ne prodayu.
Jcnfdm yfghfcyst pf,jns,
Yt j,yf;fq vbyedib[ lytq;
D yb[ yt jnrhjtim ybxtuj ns,
Pf xnj. vtyz k/,bnm cbkmytq!
Ns k/,bim — dth/ — b ljdjkmyj;
Rjuj — ns dtlfnm yt ljk;yf,
Nt,t jnrhsnm vyt ,skj. jkmyj,
Rfr ;bpym vjz gecnf, xthyf/
Yt gjue,k/ cdznjt cxfcnmt
Nfrjq leib b yt crf;e,
Xnj ytljcnjby z exfcnmz,
Xnj cfv ybxtv yt ljhj;e;
Xnj dct, xtv cthlwt ljhj;bkj,
Ntgthm lkz cthlwf cnfkj zl,
Xnj lkz ytuj cnhflfymt vbkj,
Rfr cgenybr, cj,cndtyyjcnm bkm ,hfn,
Ghjvjkdbd kfcrjdjt ckjdj,
D yfuhfle nht,eq ;bpym vj/;
Yj, lheu vjq, yt ghjcb ,skjuj,
Z ver cdjb[ yt ghjlf//