Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание



Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание»

Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 1

Современники вспоминают, что Михаил Лермонтов обладал удивительной интуицией, а его стихи указывают на то, что он мог предвидеть будущее. Во всяком случае, в его творческом наследии достаточно много произведений, в которых он предрекает собственную гибель. Одним из последних стихов, выдержанных в подобном ключе, является «Оправдание, написанное в феврале 1841 года, за 8 месяцев до смерти.

Оно посвящено Варваре Лопухиной – последней возлюбленной поэта, с которой Лермонтову таи и не суждено было обрести счастье. Девушку выдали замуж за другого, однако после свадьбы ее роман с поэтом разгорелся лишь с новой силой. На это указывает обширная переписка пары, которая сохранилась до наших дней. Однако из нее следует, что отношения влюбленных имели платонический характер.

Тем не менее, Лермонтов предвидит, что после его смерти именно Варвара Лопухина, взявшая себе после замужества фамилию Бахметьева, станет объектом насмешек и осуждения окружающих. Он предрекает своей избраннице: «И будет для тебя позором любовь безгрешная твоя». Он не чувствует своей вины перед этой женщиной, так как решение о том, чтобы любить друг друга на расстоянии, далось Лермонтову нелегко. Поэт признается, что в его душе постоянно борются вражда и любовь, но меньше всего он хочет, чтобы его избранница вынуждена была делать подобный выбор.

Загрузка...

Поэтому, обращаясь к Варваре Лопухиной, Лермонтов подчеркивает: «Молю: язвительным упреком ты в оный час не помяни». Он советует возлюбленной не принимать близко к сердцу людскую молву и заранее простить всех тех, кто будет осуждать ее любовь. «Прощать святое право страданье куплено тобой», — отмечает автор. Он предчувствует, что Варваре Лопухиной придется приложить немало усилий, чтобы отвести от себя абсурдные подозрения. Ведь главным обличителем отношений с Лермонтовым будет выступать ее законный супруг, в руки которого попадет часть переписки Лопухиной с поэтом.

Однако Лермонтову не суждено было предвидеть, что его гибель подорвет и без того хрупкое здоровье Вареньки, которая скончается ровно через 10 лет. До недавнего времени было принято считать, что она унесла с собой в могилу тайну взаимоотношений с Михаилом Лермонтовым. Однако ее переписка с поэтом сохранилась в архивах старшей сестры Лопухиной. Только благодаря этому литературоведам удалось выделить целый цикл стихов, которые ранее ошибочно приписывались Екатерине Сушковой, а на самом деле посвящались совсем другой женщине.


Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Лермонтова «Валерик» Несмотря ни на что Лермонтов все же связал свою карьеру со службой Отечеству. Бросив университет, он отдавал свой долг службе.
  2. Анализ стихотворения Лермонтова «Она не гордой красотою» В жизни Михаила Лермонтова было несколько женщин, к которым он испытывал очень нежные и трепетные чувства. Одной из них являлась.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Я не для ангелов и рая» Михаил Лермонтов с самого детства чувствовал себя одиноким среди шумной толпы, но нисколько этому не смущался. Он понимал, что рожден.
  6. Анализ стихотворения Лермонтова «Ночь (Один я в тишине ночной)» В 1830 году шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов познакомился в гостях у Верещагиных с восемнадцатилетней Екатериной Александровной Сушковой. От красавицы с.
  7. Анализ стихотворения Лермонтова «Элегия» (О! Если б дни мои текли) Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание»

Ельниковского района Республики Мордовия

/по лирике М.Ю. Лермонтова/

Учитель: Рябинина Н.П.

углубление представлений учащихся о романтическом мировосприятии поэта, попытке «обрести родную душу» в любви и дружбе;

развитие умений выявить настроения и чувства лирического героя, видеть в его индивидуальной неповторимой жизни портрет целого поколения;

воспитание интереса к творчеству поэта, бережного и внимательного отношения к поэтическому слову.

портрет М.Ю.Лермонтова, портреты Е.Сушковой, Н.Ивановой, М.Щербатовой, В.Лопухиной, Е.Быховец;

аудиозаписи вальса А.Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», романса Шишкина «Нет, не тебя так пылко я люблю»;

эпиграфы к уроку:

Я славой был обязан ей,

А может быть, и вдохновеньем.

Он пел любовь, но был печален глас,

Увы, он знал любви одну лишь муку.

Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока:

Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Каждый, большой или малый поэт, рано или поздно обращается к этой теме в своём творчестве. Какая она любовь? У каждого своя. Но общее одно: любовь к женщине вдохновляла и вдохновляет поэтов всех времён и народов на создание гениальных произведений, делая их авторов великими. Недаром А.С.Пушкин писал: «Я славой был обязан ей, А может быть, и вдохновеньем». Эти же слова мог сказать о себе и М.Ю.Лермонтов. У Лермонтова любовь иная, чем у Пушкина. «Какая она любовь?» - этот вопрос содержится в теме нашего урока-размышления. На него и на многие другие вопросы, волнующие и многих из вас, мы постараемся найти ответ в лирике великого поэта.

Любовной лирике Лермонтова очень созвучны слова В.А.Жуковского: «Он пел любовь, но был печален глас, Увы, он знал любви одну лишь муку».

Беседа-размышление с элементами анализа стихов:

- А начнём мы разговор о любви с вальса, который так созвучен этому поэтическому чувству, вальса А.Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»

Звучит вальс А.Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»

На фоне последних аккордов учитель или подготовленный ученик читает:

Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье

Кружилась я быстрей – и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалося; не то чтобы печаль,

Не то чтоб радость… Нина – «Маскарад»

- Печаль и радость – так близки эти чувства, когда любишь. Но больше стихам Лермонтова свойственна печаль.

- Что же такое любовь по – Лермонтову, как он определяет это чувство?

Ученик читает строки стихотворения М.Ю.Лермонтова «Моя душа, я помню с детских лет…»(1831-го Июня 11-го дня):

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

- Во сколько лет, по-вашему, можно влюбиться?/Произвольные ответы-рассуждения учеников/

Ученик зачитывает отрывок из воспоминаний Лермонтова о первой детской влюблённости(М.Ю.Лермонтов, М. Просвещение, 1964,с.24)

- Вот ещё несколько воспоминаний поэта о своей отроческой увлечённости:

Лето 1827 года Лермонтов провёл в деревне Кропотово у Юрия Петровича, своего отца. Здесь он пережил отроческое увлечение, о котором вспомнил вскоре в стихотворении «Гений». /Читает стихотворение/ Под этим стихотворением, написанным в 1829 году, Лермонтов сделал приписку: «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил 12-ти лет – и поныне люблю». Не многое нам разъясняет и другая запись, сделанная поэтом в 1830 году: «…(мне 15 лет) Я однажды(3 года назад) украл у девушки, которой было 17 лет, и потому безнадежно любимой мною, бисерный синий снурок, он и теперь у меня хранится. Кто хочет узнать имя девушки, пускай спросит у двоюродной сестры моей – Как я был глуп!»

- Кого же любил Лермонтов? Кто были эти женщины, которым он был обязан своим поэтическим вдохновеньем?

Обращение к портретам:

- А теперь следующий вопрос, который тоже волнует молодых:

Вот перед вами портреты женщин, которым поэт был обязан поэтическим вдохновеньем. Какие они? Их нельзя назвать красавицами, но они были любимы и, наверное, для Лермонтова были просто прекрасны. И они же заставили его страдать. А точнее мы найдём ответ в стихах поэта.

- В большинстве стихотворений Лермонтова любовь является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать всю жестокость неразделённой любви, похожей на обман.

Чтение стихотворения «Нищий»

Сообщение ученика о Е.Сушковой.

- Тема любви и измены любимой девушки, не оценившей поэта, особенно отчётливо звучит в стихах, посвящённых дочери известного московского драматурга Ф.Ф.Иванова Наталии Фёдоровне Ивановой.

Чтение стихотворений «Я не унижусь пред тобою», «К.Н.И.» («Я не достоин, может быть»).

- Прелестная Мария Щербатова страдает сама.

Чтение стихотворения «На светские цепи», 1840.

- Несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину.

Сообщение ученика о В.А.Лопухиной.

- Вареньке Лопухиной посвящено одно из лучших стихотворений Лермонтова «Молитва»

Чтение учеником стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» 1837)

- В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец, любившая его как родного брата. В письме, написанном уже после гибели поэта, она писала: «Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел, - и тут ещё любовь: он был страстно влюблён в В.А.Бахметеву, он и меня оттого любил, что он находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был». Так родилось одно из последних стихотворений поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Чтение и анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю»

- Почему поэт любит своё «прошлое страданье»?

Прослушивание романса Шишкина на стихи Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» и анализ музыкальной интерпретации стихотворения

- Печальна любовь поэта, она ему приносит много страданий. Разная бывает любовь. И по-разному проявляют себя люди в той или иной ситуации. Но вопросы эти вечны. Снова и снова история повторяется. Появляется герой, такой, как Арбенин в «Маскараде», и с затмившимся от потерь, от мук ревности разумом проклинает былое и - начинает творить зло. Подобно своему предшественнику Алеко из поэмы Пушкина «Цыганы», Арбенин для «себя лишь хочет воли» и любит только для себя. Потому и совершается преступление. История повторяется.

- Или ещё. Та же ситуация. Уходит любимая. Навсегда уходит. Не остановить, не удержать. И меркнет свет солнца, все краски жизни. А Пушкин протягивает вслед благословляющую руку: «Как дай вам Бог любимой быть другим»

А каков же Лермонтов, его лирический герой? Как поступит он в этой ситуации?

Чтение и анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою»

/Поэт прощается с обманувшими его мечтами и той, которая тяжко ранила его чуткое сердце. Однако он находит в себе силы, чтобы отказаться от личного счастья во имя счастья любимой:

О нет! Я б не решился проклянуть! –

Всё для меня в тебе святое:

Волшебные глаза и эта грудь,

Где бьётся сердце молодое

«К***» («Всевышний произнёс свой приговор»)/

- Похоже на Пушкина? /Да, очень/

- С годами окрепла вера Лермонтова в дружбу и любовь. В лирике зрелых лет всё реже встречается тема одиночества, всё чаще поэт говорит о возможности и необходимости общения между духовно близкими людьми. о верности и преданности.

Чтение учеником стихотворения «Оправдание»(1841)

- Каковы здесь ключевые слова?

- Какая строка, на ваш взгляд, отражает основную идею стихотворения?

/Лирика последних лет почти свободна от безысходного душевного надрыва. Дружить и любить, по мысли поэта, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. «Прощать святое право Страданьем куплено…»- читаем мы в стихотворении «Оправдание»/

Звучит вальс А. Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». На фоне вальса учитель произносит своё заключительное обобщающее слово:

И снова звучит вальс Хачатуряна. Звучит как гимн любви, этому самому великому чувству на земле. Он вновь напоминает нам о могуществе любви, её радостях и муках. О красоте и величии. И человек благодарит судьбу за то, что она подарила ему счастье быть с любимой или любимым рядом – пусть порой недолгое, недолговечное, но счастье. Счастье, осветившее всю оставшуюся жизнь.

Мне хочется, чтобы вы нашли в жизни свою большую любовь. И пусть этот вальс всегда звучит в вашем сердце, делая вас чище и возвышеннее. И если вам когда-то придётся трудно, будут терзать сомнения, откройте томик стихов Лермонтова, или Пушкина, или какого иного поэта. Ибо нет такого человека, для которого в классике не нашлось бы открытия, глубины, нового, неожиданного взгляда, от которого может зависеть потом всё представление о жизни.

М.ЛЕРМОНТОВ О СВОЕЙ ПЕРВОЙ ВЛЮБЛЁННОСТИ:(М.Ю.Лермонтов, М. Просвещение, 1964,с.24)

Летом 1825 года Лермонтов пережил первую детскую влюблённость. Он сам рассказал об этом в записи, датированной 8 июля 1830 года.

« Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду. Мы были большим семейством на водах кавказских: бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была или нет, но её образ и теперь ещё хранится в голове моей. Он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, вбежал в комнату, она была тут и играла с кузиною в куклы, моё сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чём не имел понятия, тем не менее, это была страсть, сильная, хотя ребяческая, это была истинная любовь, с тех пор я ещё не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум. И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку без причины, желал её видеть, а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. Я не хотел говорить об ней и убегал, слыша её названье (теперь я забыл его, как бы страшась, чтоб биение сердца и дрожащий голос не объяснил другим тайну, не понятную для меня самого). Я не знаю кто была она, откуда и поныне, мне неловко как-то спросить об этом: может быть спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу, не поверят её существованию, это было бы мне больно. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрота, непринуждённость – нет. С тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны. И так рано, в 10 лет эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум! Иногда мне страшно, и я готов смеяться над этой страстью! Но чаще плакать.»

К этой записи Лермонтов сделал примечание: «Говорят, что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки»

О своём первом детском увлечении и о любви к Кавказу Лермонтов говорит также в стихотворении 1830 года «Кавказ»:

Я счастлив был с вами, ущелия гор.

Пять лет пронеслось, всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз,

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Когда одни воспоминанья

О заблуждениях страстей,

Наместо странного названья,

Твой друг оставит меж людей,

Оправдание - Лермонтов М.Ю.

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 2

Когда одни воспоминанья
О заблуждениях страстей,
Наместо славного названья,
Твой друг оставит меж людей

И будет спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролася любовь,

Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоня,
И будет для тебя позором
Любовь безгрешная твоя, --

Того, кто страстью и пороком
Затмил твои младые дни,
Молю: язвительным упреком
Ты в оный час не помяни.

Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас иной
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.

«Оправдание» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 3

«Оправдание» Михаил Лермонтов

Когда одни воспоминанья
О заблуждениях страстей,
На место славного названья,
Твой друг оставит меж людей,

И будет спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролася любовь,

Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоня,
И будет для тебя позором
Любовь безгрешная твоя,

Того, кто страстью и пороком
Затмил твои младые дни,
Молю: язвительным упреком
Ты в оный час не помяни.

Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас Иной,
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.

Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание»

Современники вспоминают, что Михаил Лермонтов обладал удивительной интуицией, а его стихи указывают на то, что он мог предвидеть будущее. Во всяком случае, в его творческом наследии достаточно много произведений, в которых он предрекает собственную гибель. Одним из последних стихов, выдержанных в подобном ключе, является «Оправдание, написанное в феврале 1841 года, за 8 месяцев до смерти.

Оно посвящено Варваре Лопухиной – последней возлюбленной поэта, с которой Лермонтову таи и не суждено было обрести счастье. Девушку выдали замуж за другого, однако после свадьбы ее роман с поэтом разгорелся лишь с новой силой. На это указывает обширная переписка пары, которая сохранилась до наших дней. Однако из нее следует, что отношения влюбленных имели платонический характер.

Тем не менее, Лермонтов предвидит, что после его смерти именно Варвара Лопухина, взявшая себе после замужества фамилию Бахметьева, станет объектом насмешек и осуждения окружающих. Он предрекает своей избраннице: «И будет для тебя позором любовь безгрешная твоя». Он не чувствует своей вины перед этой женщиной, так как решение о том, чтобы любить друг друга на расстоянии, далось Лермонтову нелегко. Поэт признается, что в его душе постоянно борются вражда и любовь, но меньше всего он хочет, чтобы его избранница вынуждена была делать подобный выбор. Поэтому, обращаясь к Варваре Лопухиной, Лермонтов подчеркивает: «Молю: язвительным упреком ты в оный час не помяни». Он советует возлюбленной не принимать близко к сердцу людскую молву и заранее простить всех тех, кто будет осуждать ее любовь. «Прощать святое право страданье куплено тобой», — отмечает автор. Он предчувствует, что Варваре Лопухиной придется приложить немало усилий, чтобы отвести от себя абсурдные подозрения. Ведь главным обличителем отношений с Лермонтовым будет выступать ее законный супруг, в руки которого попадет часть переписки Лопухиной с поэтом. Однако Лермонтову не суждено было предвидеть, что его гибель подорвет и без того хрупкое здоровье Вареньки, которая скончается ровно через 10 лет. До недавнего времени было принято считать, что она унесла с собой в могилу тайну взаимоотношений с Михаилом Лермонтовым. Однако ее переписка с поэтом сохранилась в архивах старшей сестры Лопухиной. Только благодаря этому литературоведам удалось выделить целый цикл стихов, которые ранее ошибочно приписывались Екатерине Сушковой, а на самом деле посвящались совсем другой женщине.

Сочинение-анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 4

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»

С тихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.

Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.

Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…». Светское общество не понимает «его свободный, смелый дар». Лермонтов сравнивает Пушкина с Ленским из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

… И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой…

Лермонтов этим стихотворением хочет показать, что в смерти Пушкина виновато светское общество, которое не понимало Пушкина, когда он был ещё жив. Но потом Лермонтов пишет:

Убит. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

В первой части стихотворения Лермонтов несколько строк берёт у других писателей и немного их изменяет.

Вторая часть стихотворения – это ответ на суждения тех, кто оправдывал убийц поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов.

Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:

Есть грозный суд: он ждёт;.

В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает.

Мне очень понравилось стихотворение «Смерть поэта». Лермонтов смело и открыто показывает убийц Пушкина. Лермонтов уважал Пушкина и брал с него пример, и не испугался написать это стихотворение, хотя знал, что может быть наказан.


Стихотворение М.Ю.Лермонтова – “Смерть поэта”

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. —

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

написано в 1837 году

Похожие записи:

Свежие записи

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 5

Наша группа вконтакте

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 6

Популярные метки

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 7

Свежие комментарии

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание № 8

Архив сочинений

Послушать стихотворение Лермонтова Оправдание

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Оправдание

Анализ стихотворения Лермонтова Оправдание