Анализ стихотворения Лермонтова Опасение
Михаил
Лермонтов
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью»
Время написания стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…» до сих пор точно не определено. При этом существует несколько базовых версий от разных исследователей творчества Лермонтова. Литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум относил произведение к 1837 году. Он упоминал период, когда Михаил Юрьевич находился под арестом, связанным с расследованием дела о «Смерти поэта». Ираклий Луарсабович Андроников в качестве времени написания рассматриваемого текста указывал 1838 год. Мнение подкреплено тем, что автограф расположен на одном листе с «Кинжалом» и посвящением к «Тамбовской казначейше». Кстати, датировка обоих произведений также предположительна.
Не могут прийти к единому мнению литературоведы и по поводу трактовки стихотворения. Точно ясно одно – «Гляжу на будущность с боязнью…» представляет собой отражение напряженной внутренней ситуации, в которой находится лирический герой. У него впереди – возможные кардинальные перемены в жизни. Перед тем, как они свершатся, ему необходимо подвести промежуточный итог. Понять, к чему удалось прийти, что достигнуто. Ключевые вопросы – о какой будущности идет речь и что за другую жизнь имеет в виду Лермонтов? Некоторые специалисты по творчеству Михаила Юрьевича находят здесь ярко выраженную тоску по идеалу и нравственному обновлению. Другие литературоведы трактуют будущность как загробную жизнь, конец земного существования.
Второе толкование на первый взгляд кажется более верным. В стихотворении превалирует интонация меланхоличной безнадежности. В финале появляется образ «раннего плода, лишенного сока», символизирующий «увядшую» душу. Подобная метафора встречается и в других произведениях Лермонтова. В стихотворениях «Он был рожден для счастья, для надежд…» (1832) и «Дума» (1838) говорится о плоде, «до времени созрелом». В качестве главного аргумента против восприятия будущности как финала земного существования приводится первая часть анализируемого текста. Для нее характерна настолько сильная заинтересованность в грядущих событиях, настолько эмоциональные вопросы к жизни, что думать о пассивном приятии близкого конца не приходится.
В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» Лермонтов с удивительной психологической точностью показал пограничный момент, отличающийся остротой, мучительностью. Попав в сложнейшую ситуацию, лирический герой пытается осмыслить прошлое и настоящее, приподнять завесу тайны над будущим.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Александра Твардовского «На дне моей жизни»
- Анализ стихотворения Александра Твардовского «Награда»
- Анализ стихотворения Александра Твардовского «О сущем»
- Анализ стихотворения Александра Твардовского «Отец и сын»
- Анализ стихотворения Александра Твардовского «Памяти матери»
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать — что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
нужен анализ стиха лермонтова СМ в пояснениях! срочно))
Ди@но4к@=** Знаток (404), закрыт 6 лет назад
Гляжу на будущность с боязнью.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать - что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
КРИСТИНА. Высший разум (454119) 6 лет назад
Дата написания этого и предыдущего стихотворений точно не известна, но по их настроению, их содержанию, можно предположить, что оба они написаны после убийства на дуэли Пушкина, после того, как его гневное и очень опасное для царского режима "Смерть поэта" легло на стол царю. В нём царь увидел бунтовщика, преемника убитого поэта, сослал его на Кавказ, чем и решил его трагическую судьбу .А до этого решения юный поэт и его бабуша вообще ждали казни или расстрела.
Вот с таким настроением и писал поэт стихотворение " Гляжу на будущее я с боязнью"
Поэт вспоминает свое спокойное детство, ждёт поддержки родных ему людей. И не знает он, "придёт ли вестник избавленья, "ожидает ли его будущее, какое оно -счастливое ли, везучее, успешное, то ли, о каком он мечтал в в юности?
Если судьба будет к нему милосердна, то он " начать готов жизнь другую".А пока он молчит и ждёт, что будет. Он один на свете, нет у него брата, значит нЕкого и оставлять после смерти.
Нужно представить состояние поэта, если он в свои 20 лет пишет, что душа его "усталая" и что ,"как ранний плод, лишённый сока
она увяла в бурях рока".
Это стихотворение оставляет очень грустное впечатление и сожаление о судьбе великого русского поэта Михаила Лермонтова.
$(@nastya@)$ про100 настя Знаток (354) 6 лет назад
«Опасение» М.Лермонтов
«Опасение» Михаил Лермонтов
Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.
Краса, любимая тобой,
Тебе отдаст, положим, руку…
Года мелькнут… летун седой
Укажет вечную разлуку…
И беден, жалок будешь ты,
Глядящий с кресел иль подушки
На безобразные черты
Твоей докучливой старушки,
Коль мысли о былых летах
В твой ум закрадутся порою
И вспомнишь, как на сих щеках
Играло жизнью молодою…
Без друга лучше жизнь влачить
И к смерти радостней клониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться.
Анализ стихотворения Лермонтова «Опасение»
Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: «Счастья без обмана нет», — и пытается отказаться от прекрасного, но рокового мучительного чувства. В «Опасении», созданном в 1830 г. тема отречения от любви приобретает оригинальное звучание.
Форма «Опасения» представляет собой монолог-обращение к лирическому «ты». Судя по тематике произведения, воображаемый собеседник или слушатель — молодой человек, ровесник героя. Первым звучит броское предупреждение: «Страшись любви». Начальная строфа объясняет причины, почему стоит избегать романтического чувства: любовь краткосрочна, порождает напрасные мечты, крушение которых оборачивается тоской и душевным опустошением.
Чтобы показать тщетность и нелепость любовных надежд, автор моделирует сатирическую картину будущего, которое ждет лирического объекта. Центральные четверостишия посвящены деталям жизни пожилой семейной пары. Изображение создается при помощи группы лексики с коннотациями немощи, нездоровья, увядания: «беден», «жалок», «безобразные черты», «докучливой старушки». С этой лексикой соседствуют примеры традиционной романтической интонации: «краса», «вечная разлука», «мысли о былых летах», «играло жизнью молодою». Комический эффект достигается путем гротеска, сплетения воедино юности и старости, цветения и увядания. На стилистическом уровне авторская ирония поддерживается фразами фамильярно-бытового характера: «отдаст, положим, руку».
В финальном катрене звучит обобщающий вывод, который одновременно служит решением проблемы. Лирический герой предлагает «влачить жизнь» в одиночестве, без любви. Такой вариант имеет преимущества: человек испытывает меньше беспокойств и страха перед неизбежной смертью.
В «Опасении» объектом обличения становится не любовь, а беспочвенные юношеские надежды. За авторским сарказмом кроется трагический подтекст: лирический герой, который осознает невозможность счастья, смиряется с одиночеством — и в настоящем, и в будущем.
Избрав в качестве объекта сатиры интимно-лирическую тему, поэт создает комический эффект при помощи комплекса характерных для лермонтовской поэтики приемов. Среди них — сарказм и ирония, гротеск и стилевое расслоение текста, элементы обличительной речи — инвективы.
Опасение
Стихотворение Михаила Лермонтова
Страшись любви: она пройдет, Она мечтой твой ум встревожит, Тоска по ней тебя убьет, Ничто воскреснуть не поможет. Краса, любимая тобой, Тебе отдаст, положим, руку. Года мелькнут. летун седой Укажет вечную разлуку. И беден, жалок будешь ты, Глядящий с кресел иль подушки На безобразные черты Твоей докучливой старушки, Коль мысли о былых летах В твой ум закрадутся порою И вспомнишь, как на сих щеках Играло жизнью молодою. Без друга лучше жизнь влачить И к смерти радостней клониться, Чем два удара выносить И сердцем о двоих крушиться.
М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х т.
Библиотека отечественной классики.
Москва: Правда, 1969.
Другие стихи Михаила Лермонтова
Тема одинокого человека в творчестве Лермонтова
1 сентября 2009
Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности. Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем и противоборства с ними.
Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая "Дума".
Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного "я". И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.
В стихотворении "Гляжу на будущность с боязнью…" он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Теперь смотрите, как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в трагическую думу всего поколения:
Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Земле я отдал дань земную.
Любви, надежд, добра и зла…
И сразу возникают в памяти "алмазной крепости" строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы…
Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта.
Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с "небом и землей", борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
…Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес…
Он стоит, задумался глубоко.
И тихенько плачет он в пустыне.
В лирическом, глубоко взволнованном монологе "Выхожу один я на дорогу-", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Страшная духовная разобщенность с другими людьми -прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний — "что пользы напрасно и вечно желать. " Строка: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу: "На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно
Стихотворение "И скучно и грустно…", названное В. Г. Белинским "похоронной песнью всей жизни", перекликается с романом "Герой нашего времени". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении "И скучно и грустно…" и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении "Я не унижусь пред тобой…" он говорит:
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Не тоже ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле?
Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина.
Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.