Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
Тема одиночества и ненужности нередко звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В жизни поэт действительно часто чувствовал себя лишним, очень страдал из-за этого; и его произведения, посвященные такому личному опыту очень пронзительны и точно передают ощущения поэта.
В стихотворение «Одиночество», хоть оно и начинается как пространное рассуждение на нравственную тему, отчетливо звучит голос лирического героя. В первой строфе задается общая мысль всего произведения; и она не только в том, что от несчастного все обычно отворачиваются, а в том еще, что со своей печалью человек неизбежно остается один на один – потому что опыты счастья обычно у разных людей сходны, а вот в одиночестве человек переживает нечто уникальное, неповторимое, и невыразимое.
Во второй строфе появляется авторское «я», и сразу же – загадочное сравнение «как царь воздушный». Его можно понимать по-разному (самой любопытной была бы мысль о том, что это – сравнению с Богом, который, единственный в своем роде, абсолютно одинок); однако самым верным и подтверждаемым текстом предположением будет следующее. «Царь воздушный» как «царь воздуха, воздушных замков», страдающий от того, что его мечты невыполнимы. Жизнь уходит, а сны явью не становятся, хотя желание говорящего воплотить их в жизнь не ослабевает. В финале звучит страшная мысль о том, что человек более всего одинок, когда умирает – живые будут веселится не потому, что особенно желали ему смерти, а просто потому, что они живы. Такой контраст подчеркивается и антонимичной рифмой покрушится//веселиться.
Стихотворение написано в 1830-м году и относится к ранним произведениям поэта; и можно сделать вывод, что поднятые в «Одиночестве» темы интересовали Лермонтова с очень юного возраста и продолжали занимать его на протяжении всего его творческого пути.
9 класс
Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» - лучшее сочинение
Главной темой всего творчества Лермонтова М.Ю. является личность, её развитие, самопознание и самореализация в жизни. В этом можно убедиться, изучив его стихотворения раннего периода, именно они наиболее показательны. В основном это зарисовки лирического характера, а также отрывки из дневника (дневниковые записи), которые наиболее точно описывают не только все творчество поэта, но и его понимание реальности в целом.
Абсолютная искренность человека – это основа лирики Лермонтова, летопись становления души, его истинная художественность личности. Чувства, духовная жизнь и события, происходящие в ней интересны поэту в момент их становления (свершения). Для Лермонтова важен сам процесс становление внутреннего мира человека и его изменение в зависимости от наружного окружения. Герой всего лирического творчества автора максимально приближен к самому поэту, он является образом человека, в котором заключены главные конфликты существования всего насущного.
Весь внутренний мир Лермонтова и его героя соответствует бунтарскому образу с его культом скрытой сущности персонажа, борьбы с судьбой и стремления к миру, а также отторжения от людей, что проявляется во многих его произведениях, включая стихотворение «Одиночество».
Тема одиночества весьма проявляется во всем творчестве М.Ю.Лермонтова (“И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”). Все попытки героя поэта изменить что-либо в этой жизни заканчиваются провалом, и наступает момент разочарования (“Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”).
Сам поэт в жизни был одиноким человеком, и в творчестве он показывал самого себя, начиная с самого детства, о чем свидетельствуют его творения. В его стихах встречаются и сосна, которая одиноко растет на севере диком, мечтая о дикой пальме и утес-великан, который остается одиноким в его стихотворении «Утес».
В своих работах он называет своего героя странником, которого отверг мир, но это отвержение является свободой. Всю свою жизнь Лермонтов подражал Байрону, который был весьма схож с поэтом в целом.
Как не странно, но одиночество не навязано герою Лермонтова миром, это добровольное решение самого персонажа, причем, по словам поэта, это единственное возможное состояния души. Ни Родина, ни искренний друг не могут помочь избежать этого «вечного» чувства.
Тут и начинается новая (именно лермонтовская) трактовка одиночества, которая означает отверженность, изгнание, странничество. Это особое одиночество, поскольку избранно оно странником добровольно.
Анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество»
Главной темой всего творчества Лермонтова М.Ю. является личность, её развитие, самопознание и самореализация в жизни. В этом можно убедиться, изучив его стихотворения раннего периода, именно они наиболее показательны. В основном это зарисовки лирического характера, а также отрывки из дневника (дневниковые записи), которые наиболее точно описывают не только все творчество поэта, но и его понимание реальности в целом.
Абсолютная искренность человека – это основа лирики Лермонтова, летопись становления души, его истинная художественность личности. Чувства, духовная жизнь и события, происходящие в ней интересны поэту в момент их становления (свершения). Для Лермонтова важен сам процесс становление внутреннего мира человека и его изменение в зависимости от наружного окружения. Герой всего лирического творчества автора максимально приближен к самому поэту, он является образом человека, в котором заключены главные конфликты существования всего насущного.
Весь внутренний мир Лермонтова и его героя соответствует бунтарскому образу с его культом скрытой сущности персонажа, борьбы с судьбой и стремления к миру, а также отторжения от людей, что проявляется во многих его произведениях, включая стихотворение «Одиночество».
Тема одиночества весьма проявляется во всем творчестве М.Ю.Лермонтова (“И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”). Все попытки героя поэта изменить что-либо в этой жизни заканчиваются провалом, и наступает момент разочарования (“Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”).
Сам поэт в жизни был одиноким человеком, и в творчестве он показывал самого себя, начиная с самого детства, о чем свидетельствуют его творения. В его стихах встречаются и сосна, которая одиноко растет на севере диком, мечтая о дикой пальме и утес-великан, который остается одиноким в его стихотворении «Утес».
В своих работах он называет своего героя странником, которого отверг мир, но это отвержение является свободой. Всю свою жизнь Лермонтов подражал Байрону, который был весьма схож с поэтом в целом.
Как не странно, но одиночество не навязано герою Лермонтова миром, это добровольное решение самого персонажа, причем, по словам поэта, это единственное возможное состояния души. Ни Родина, ни искренний друг не могут помочь избежать этого «вечного» чувства.
Тут и начинается новая (именно лермонтовская) трактовка одиночества, которая означает отверженность, изгнание, странничество. Это особое одиночество, поскольку избранно оно странником добровольно.
Одиночество Анализ
Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М.Ю. Лермонтова.
Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова — летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, становления. Его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все важнейшие конфликты бытия, все, что в жизни автора не случайно, но является знаком Судьбы.
Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с его культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру — и отторжения от людей.
Тема одиночества очень характерна для всего творчества М, Ю. Лермонтова. “И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: “Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”.
Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении “Дума” приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: “Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее — иль пусто, иль темно”.
Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в “Герое нашего времени”. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там “мелькают образы бездушных людей, приличьем стянутые маски”.
Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в “Герое нашего времени”, так и в лирике поэта:
“Любить? Но кого же? На время — не стоит труда. А вечно любить невозможно”.
Или стихотворение “Я не унижусь пред тобой. ”:
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Не то ли же самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мери и к Бэле? Лишь намек на разгадку видим мы в истории его отношений с Верой.
И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”.
Одинок был сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русстихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается им традиционно. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг
Прочел потерянным досугом.
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет.
Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь!
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества. Одиночество странника — особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества в стихотворении “О, полно извинять разврат!”. К поэту, певшему “. о вольности, когда Тиран гремел, грозили казни”, автор обращает удивительный призыв:
Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой.
Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»
М.Ю. Лермонтов в раннем детстве остался без матери, его воспитала бабушка. Она позаботилась о том, чтобы у внука было отменное образование, поэтому у него были няня и гувернер. Они были не русскими, и благодаря им Лермонтов с самого детства знал несколько языков.
Читая произведения Михаила Юрьевича, складывается ощущение, что он очень рано повзрослел. Когда он был еще подростком, то писал стихотворения полные грусти и отчаяния, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом. Так и в «Одиночестве, написанном в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет.
Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы. Окружение готово разделить с ним радость, а вот грусть никому не интересна. В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Не понятно, откуда у столь юного человека такие мрачные мысли.
Лермонтов пишет, что года уходят, но о каких годах идет речь, если жизнь только начинается? Мне кажется, что он чувствовал себя намного старше, чем был на самом деле. Он предчувствовал, что ему, как и Пушкину предначертана короткая жизнь. Возможно, именно поэтому он стремился жить.
Основная тема – это одиночество человека. Стихотворение относится к лирическому размышлению. Оно состоит из четырех строф, в каждой из которых по четыре строки. «Одиночество» Лермонтова написано четырехстопным ямбом. Автор использует при написании перекрестную рифмовку.
«Одиночество», анализ стихотворения Лермонтова
«Все мы родом из детства», — был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин. выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом. Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только огранило алмаз. И теперь «Пушкин — наше все», как уверял Аполлон Григорьев.
Детство Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать счастливым. Его, потерявшего в три года мать, взяла на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Твердая и властная бабушка выражала свою привязанность к внуку, прежде всего, тем, что дала ему самое лучшее домашнее образование. У него была бонна-немка, гувернер-француз, а позднее преподаватель-англичанин. Поэтому Миша уже с детства в совершенстве владел многими европейскими языками, но впоследствии сожалел о том, что у него не было такой русской няни, какой была Арина Родионовна для маленького Саши Пушкина.
Однако потом начинающего поэта привлекло именно творчество Пушкина и «байроническая поэма». Так как Михаил познакомился с поэмами английского поэта Джорджа Гордона Байрона в подлиннике, он даже пробовал подражать, написав несколько своих поэм. Байронический герой — изгой, нарушающий законы общественной морали, этакая жертва общества. Очевидно, во много благодаря творчеству Байрона, ранние стихи Лермонтова наполнены чувством одиночества и безысходности. С 1830 года в лирике «русского Байрона» появляется жанр лирического размышления. напоминающего отрывок из дневника.
Стихотворение «Одиночество». которому и будет посвящен анализ, написано как раз в 1830 году и носит абсолютно исповедальный характер. Уже с первых строк заявлена тема одиночества:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Герой как бы ставит себя в центр мира, который он сам создал. Но этот мир предстает как чужой и враждебный ему и обрекает его мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество. Недаром он сравнивает себя с «царем воздушным» (самим Богом?), с которым «никто не хочет грусть делить». Страшнее всего для героя, что «года уходят, будто сны». послушные судьбе, ведь время необратимо.
Разве не удивительно, что шестнадцатилетний человек, по сути, еще подросток, только начинающий жизнь, не просто считает уходящие года, но уже имеет старую (. ) мечту о смерти. Более того, герой уже видит «гроб уединенный». который его якобы ждет, а значит, для него правомерен вопрос: «Что ж медлить над землей?»
Первоначально, в подражание творчеству Байрона, Лермонтов противопоставляет своего героя бездушной и безликой толпе. Но позже этот мотив изменяется: уже в стихотворениях 30-х годов герой избирает одиночество как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Изгнанник становится странником. Он сам, добровольно, уходит из мира, а непонимание его миром воспринимается уже не как знак проклятия, а как знак высокой избранной судьбы. Ярче всего это проявится в «Пророке». но гораздо позже.
А сейчас в финале «Одиночества» герой со свойственным юношам максимализмом уверяет, что «никто не покрушится» о его раннем уходе, наоборот, будут
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем.
Конечно, многим подросткам знакомо такое ощущение, когда их не понимают окружающие, близкие, друзья, что вызывает у них глубочайшую депрессию. Тогда каждый ищет свое спасение: кто-то пишет музыку, кто-то стихи, кто-то ведет дневник. Но есть и такие, кто ищет смерти. Многие современники утверждали, что Лермонтов принадлежал именно к числу таких людей. Он много раз дрался на различных дуэлях, как будто искал возможности побыстрее уйти из жизни, что, в итоге, и осуществилось 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.
9 класс